Виды и формы речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 18:16, доклад

Краткое описание

Для разговорного стиля литературного языка устная форма является основной, тогда как книжные стили функционируют и в письменной, и в устной форме (научная статья и устный научный доклад, выступление на собрании без заранее подготовленного текста и запись этого выступления в протоколе собрания).

Вложенные файлы: 1 файл

виды и формы речи.docx

— 24.78 Кб (Скачать файл)

                                Виды и формы речи.

       Различают две формы речи:

  1. Устная речь.

    Устная речь - это речь, произносимая в процессе говорения; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности.

Для разговорного стиля литературного  языка устная форма является основной, тогда как книжные стили функционируют  и в письменной, и в устной форме (научная статья и устный научный  доклад, выступление на собрании без  заранее подготовленного текста и запись этого выступления в  протоколе собрания).                                                                                                                Важнейшей отличительной чертой устной речи является её неподготовленность: устная речь, как правило, творится в ходе беседы. Однако степень неподготовленности может быть различной. Это может  быть речь на неизвестную заранее  тему, осуществляемая как импровизация. С другой стороны, это может быть речь на заранее известную тему, обдуманная в тех или иных частях. Устная речь такого рода характерна для  официального публичного общения. От устной речи, т.е. речи порождаемой в процессе говорения, следует отличать речь читаемую или выученную наизусть; для этого  вида речи иногда применяют термин "звучащая речь".

Недостатки устной речи:

  • прерывистость (логическая, грамматическая и интонационная), заключающаяся в неоправданной остановке речи, в обрыве фраз, мыслей, а иногда - в неоправданном повторении одних и тех же слов. Причины этому бывают разные: незнание того, что надо говорить, неумение оформить последующую мысль, стремление исправить сказанное.
  • нерасчленённость (интонационная и грамматическая): фразы следуют одна за другой без пауз, логических ударений, без чёткого грамматического оформления предложений. Грамматико-интонационная нерасчленённость, естественно, сказывается и на логике речи: мысли сливаются, порядок их следования становится нечётким, содержание текста делается расплывчатым, неопределённым.
  1. Письменная речь.

Письменная  речь - это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора.

      Письменная  форма речи является основной для официально-делового и научного стилей речи, для языка художественной литературы. Публицистический стиль использует в равной мере письменную и устную формы речи (периодическая печать и телевидение).        Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить её постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи.   Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками.

       На письме  используются знаки пунктуации, а также различные средства  графического выделения слов, сочетаний  и частей текста: использование  иного типа шрифта, полужирный  шрифт, курсив, подчёркивание, обрамление, размещение текста на странице. Указанные средства обеспечивают  выделение логически важных частей  текста и выразительность письменной  речи.

Видами  речи являются:

  • говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию;
  • слушание - восприятие звуковых сигналов и их понимание;
  • письмо - использование видимых графических символов для передачи сообщения;
  • чтение - восприятие графических символов и их понимание.

 Совершенствование навыков  говорения включает в себя  повышение готовности к поддержанию  беседы на различные темы и  овладение техникой речи.

Для того, чтобы быть готовым  поддерживать разговор на различные  темы в публичном и частном  общении, человеку необходимо постоянно  заниматься самообразованием в широком  смысле слова, т.е. приобретать новые  знания, причём не только по своей специальности, но и другие знания в области науки  и искусства, представляющие общественный интерес, развивать самостоятельность  мышления, пытаясь дать полученной из книг и газет информации собственную  оценку, читать художественную литературу, для того чтобы глубже разбираться  в жизни и совершенствовать стиль  своей речи.

Основными элементами техники речи являются:

  • фонация (речевое дыхание);
  • голос (правильные навыки голосообразования);
  • дикция (степень отчётливости произношения).

Правильная организация  речевого дыхания имеет большое  значение для устной речи. Прерывающаяся, захлёбывающаяся речь не производит благоприятного впечатления и даже иногда раздражает слушателей. Кроме  того, неправильное речевое дыхание  утомляет говорящего.

Большое значение для устной речи имеет голос человека. Это  индивидуальная характеристика человека, такая же уникальная, как и отпечатки  пальцев. В физическом смысле под  голосом понимается совокупность разнообразных  по высоте, силе и тембру звуков, возникающих  в результате колебаний голосовых  связок.

Умение владеть голосом  важно не только для оратора, но для  любого человека, профессия которого требует постоянного общения  с людьми. В личном общении владение голосом также оказывается положительным  качеством человека. Необходимыми качествами хорошего голоса являются: красивый тембр, сила, полётность, выносливость, большой  диапазон.

Хороший голос необходимо тренировать, чтобы он стал выносливым, готовым к большим нагрузкам. Регулярно занимаясь, можно его  развить, усилить, расширить диапазон, улучшить тембр.

Система упражнений для развития голоса включает:

упражнения, приучающие верно  направлять звук, не напрягаясь;

упражнения, направленные на развитие голосового диапазона, силы, полётности.

Важно найти натуральную  высоту голоса, которая обычно находится  в среднем регистре человека и  на которой голос хорошо звучит. Затем необходимо совершенствовать качество звучания на других регистрах, осуществляя дыхательные упражнения одновременно со звуковыми.

Дикция включает в себя три основных показателя:

правильность артикуляции;

степень отчётливости артикуляции;

манеру выговаривать слова.

Правильность артикуляции - это такие движения органов артикуляции, которые соответствуют нужному  месту и способу образования  звука.

Степень отчётливости артикуляции - это показатель разборчивости устной речи. Более того, чёткая артикуляция  создаёт впечатление, что человек  уверен в себе, знает то, о чём  говорит, что является одной из задач  устной коммуникации.

Манера выговаривать слова  включает в себя характерный для  каждого индивидуума темп речи, продление  или редукцию слогов, особые модификации  интонации.

Для улучшения речевых  навыков, касающихся манеры выговаривать слова, необходимо постоянно слушать  и стараться точно воспроизводить нормативную речь полного или  нейтрального стилей. К сожалению, образцы  такой речи сейчас уже редко можно  услышать даже по радио и телевидению, это преимущественно речь людей, прошедших специальную подготовку, - профессиональных дикторов и актёров.

 Как слушать?

Чтобы слушание приносило  пользу, необходимо развивать в себе следующие умения:

1) умение концентрироваться;

2) умение анализировать  содержание;

3) умение слушать критически;

4) умение конспектировать.

Совершенствование навыков  письма возможно на основе постоянной тренировки в составлении письменных тех жанров, которые необходимы человеку в работе. Развитию навыков письменной речи помогает чтение художественной литературы, хороших произведений публицистического  стиля, научной литературы. Для составления  официально-деловых текстов необходимо ознакомиться с соответствующими нормативными актами и образцами документов. В  последнее время в помощь юристам  изданы сборники образцов документов (следственных, судебных, нотариальных).

Навыки чтения неодинаковы  у разных людей. Иногда выпускники школ читают достаточно быстро, но малоэффективно, быстро забывая содержание прочитанного. Развитие навыков чтения помогает перерабатывать большее количество информации и  экономить время.

На этапе зрительного  восприятия текста важную роль играют:

фиксация взгляда - остановка  глаз на доли секунды при восприятии написанного;

движение глаз - передвижение взгляда с одного участка текста на другой;

поле зрения - участок  текста, чётко воспринимаемый глазами  при одной фиксации взгляда.

                 Типичными недостатками чтения  являются:

Регрессии, т.е. неоправданные, механические возвраты к уже прочитанному, замедляющие процесс чтения.

Артикуляция, т.е. внутреннее проговаривание читаемого текста, замедляющее  скорость чтения в 3-4 раза.

Малое поле зрения. Когда  за одну фиксацию взгляда воспринимается 2-3 слова, глазам приходится делать много  остановок. Чем шире поле зрения, тем  больше информации воспринимается при  каждой остановке глаз. Человек, обученный  технике чтения, за одну фиксацию взгляда  может воспринимать всю строку, а  иногда и абзац.

Слабое развитие механизма  смыслового прогнозирования. Умение предугадывать  написанное и делать смысловые догадки  необходимо для повышения эффективности  чтения.

Низкий уровень организации  внимания. Скорость чтения большинства  читателей намного ниже той, которую  они могли бы иметь без ущерба для восприятия, если бы могли контролировать своё внимание. У медленно читающего  человека внимание быстро переключается  на посторонние мысли и предметы, поэтому интерес к тексту снижается.

Отсутствие гибкой стратегии  чтения. Нередко люди, начиная читать не ставят перед собой никакой  цели, не используют правил обработки  текста. На самом деле, в зависимости  от цели чтения можно выбрать такие  способы как чтение-просмотр, ознакомительное  чтение, углублённое чтение.

                                           Жанры речи

Жанрами речи являются монолог, диалог и полилог.

Монолог - жанр, образуемый в  результате активной речевой деятельности говорящего и не рассчитанный на активную одновременную реакцию слушателя.

Для монолога типичны значительные по размеру отрезки текста, состоящие  из структурно и содержательно связанных  между собой высказываний.

Монолог характерен для научного и официального общения, возможен в  художественной литературе и публицистической речи. В разговорной речи монолог  встречается редко, обычно в общении  образованных людей.

Монологическая речь состоит  из трёх частей: вступления, основной части  и заключения.

Диалог - жанр речи, состоящий  из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой  деятельности говорящего собеседником.

Для диалога важны достаточная  информативность реплик (как недостаточность, так и избыточность сообщаемого  делают общение неудачным), потребность  в общении, соблюдение участниками  диалога причинно-следственных связей в речевых действиях, в выборе темы, наличие общей памяти и общих  языковых знаний.

Основными разновидностями  диалога являются бытовой разговор, деловая беседа, переговоры.

Для бытового диалога характерны:

незапланированность;

большое разнообразие обсуждаемых  тем (личные, социальные, политические и т.д.) и языковых средств;

частые отклонения от темы, перескакивание с одной темы на другую;

отсутствие, как правило, целевых установок и необходимости  принятия решения;

самопрезентация личности;

разговорный стиль речи.

Деловая беседа имеет следующие  характерные особенности:

дифференцированный подход к предмету обсуждения с учетом коммуникативной  цели и партнёров и в интересах  понятного и убедительного изложения  мнения;

быстрота реагирования на высказывания партнёров;

критическая оценка мнений, предложений и возражений партнёров;

аналитический подход к учету  и оценке всех факторов проблемы;

ощущение собственной  значимости и повышение компетентности партнёров в результате разбора  других точек зрения по данной проблеме;

ощущение сопричастности и ответственности в решении  затронутой в беседе проблемы.

Переговоры по многим характеристикам  сходны с деловой беседой. Дополнительными  признаками переговоров являются различия в исходных знаниях и установках при необходимости принятия совместного  решения и равноправии сторон.

Полилог - жанр речи, возникающий  при непосредственном общении нескольких лиц. Ситуативная связанность, спонтанность, нелинейность получают в содержательно-смысловой  структуре полилога максимальное отражение. Смысловая и формальная связь  реплик полилога имеет более значительную амплитуду колебаний, чем в диалоге.

Текст как единица  речи

Текст - объединённая смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и цельность.

Самостоятельность текста связана  с его ограниченностью в пространстве и времени и принадлежностью  одному (в том числе и коллективному) автору.

Самостоятельность текста не абсолютна, поскольку текст реально  функционирует только во взаимодействии с адресатом. Часть текста (особенно крупного) может приобрести самостоятельность  и в определённых условиях стать  отдельным текстом, например, глава  или параграф монографии, опубликованный в виде статьи. В этом случае исходный текст главы (параграфа) может приобрести некоторые изменения в структуре.

Целенаправленность текста заключается в том, что любой  текст предназначен для определённой коммуникативной цели, без такой  цели текст не создаётся.

Связность текста состоит  в смысловой и логической согласованности  высказываний и частей текста.

Информация о работе Виды и формы речи