Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 17:20, контрольная работа
Возрождение - эпоха в истории культуры и искусства, отразившая начало перехода от феодализма к капитализму. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, однако аналогичные процессы протекали в Восточной Европе и в Азии. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур.
Введение
Возрождение - эпоха в истории европейской культуры 13-16 веков, ознаменовавшая собой наступление Нового времени.
Возрождение - эпоха
в истории культуры и искусства,
отразившая начало перехода от феодализма
к капитализму. В классических формах
Возрождение сложилось в Западной Европе,
прежде всего в Италии, однако аналогичные
процессы протекали в Восточной Европе
и в Азии. В каждой стране данный тип культуры
имел свои особенности, связанные с ее
этническими характеристиками, специфическими
традициями, влиянием других национальных
культур. Возрождение связано с процессом
формирования светской культуры, гуманистического
сознания. В сходных условиях развивались
сходные процессы в искусстве, философии,
науке, морали, социальной психологии
и идеологии.
Итальянские гуманисты XV века ориентировались
на возрождение античной культуры, мировоззренческие
и эстетические принципы которой были
признаны идеалом, достойным подражания.
В других странах такой ориентации на
античное наследие могло не быть, но сущность
процесса освобождения человека и утверждения
силы, разумности, красоты, свободы личности,
единства человека и природы свойственны
всем культурам ренессансного типа.
В развитии культуры
Возрождения различают
Возрождение, представителями которого
были Петрарка, Боккаччо, Донателло,
Боттичелли, Джотто и др.; Высокое Возрождение,
представленное Леонардо да
Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, Франсуа
Рабле, и Позднее Возрождение, когда обнаруживается
кризис гуманизма (Шекспир, Сервантес).
Главная особенность
Возрождения - целостность и разносторонность
в понимании человека, жизни и культуры.
Резкое возрастание авторитета искусства
не вело к его противопоставлению науке
и ремеслу, а осознавалось как равноценность
и равноправность различных форм человеческой
деятельности. В эту эпоху высокого уровня
достигли прикладные искусства и архитектура,
соединившие художественное творчество
с техническим конструированием и ремеслом.
Особенность искусства Возрождения в
том, что оно носит ярко выраженный демократический
и реалистический характер, в центре его
стоят человек и природа. Художники достигают
широкого охвата действительности и умеют
правдиво отобразить основные тенденции
своего времени. Они ищут наиболее эффективные
средства и способы для воспроизведения
богатства и разнообразия форм проявления
реального мира.
Красота, гармония, изящество рассматриваются
как свойства действительного мира.
В разных странах
культура Возрождения развивается
различными темпами.
В Италии эпоху Возрождения относят в
XIV-XVI векам, в других странах - XV-
XVI вв. Наивысшая точка развития культуры
Ренессанса приходится на XVI век
- Высокое, или классическое, Возрождение,
когда Ренессанс распространяется на
другие страны Европы.
Объединяют культуру
различных европейских народов
идеи гуманизма.
Принцип гуманизма, т.е. высшего культурного
и нравственного развития человеческих
способностей, наиболее полно выражает
основную направленность европейской
культуры XIV-XVI вв. Идеи гуманизма захватывают
все слои общества - купеческие круги,
религиозные сферы, народные массы.
Складывается новая светская интеллигенция.
Гуманизм утверждает веру в безграничные
возможности человека. Благодаря гуманистам
в духовную культуру приходят свобода
суждений, независимость по отношению
к авторитетам, смелый критический дух.
Личность, могучая и прекрасная, становится
центром идеологической сферы.
Важной особенностью культуры Возрождения стало обращение к античному наследию. Возродился античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалистический язык пластических видов искусства в отличие от средневекового символизма. Художников, скульпторов и поэтов Возрождения привлекали сюжеты античной мифологии и истории, древние языки - латинский и греческий. Большую роль в распространении античного наследия сыграло изобретение книгопечатания.
На культуру Ренессанса
оказала влияние средневековая
культура с ее многолетней историей
и прочными традициями, но гуманисты
критиковали культуру средневековья,
считая ее варварской; в эпоху Возрождения
появляется огромное количество сочинений,
направленных против церкви и ее служителей.
В то же время, ренессанс не был полностью
светской культурой.
Некоторые деятели хотели примирить христианство
с античностью или создать новую, единую
религию, переосмыслить ее. Искусство
Возрождения было своеобразным синтезом
античной физической красоты и христианской
духовности.
Эпоха Возрождения Нидерланд.
Небольшой стране, включающей
территорию нынешних Бельгии и Голландии,
суждено было стать в XV веке самым
ярким Италии очагом европейского искусства.
Нидерландские города, хотя и не были политически
самостоятельными, давно уже богатели
и крепли, ведя обширную торговлю, а потом
и развивая у себя мануфактурное производство
тканей, ковров, стекла.
Крупным центром международной торговли
был старинный Брюгге, поэтический город
каналов; к концу XV века он заглох, уступив
первенство оживленному Антверпену.
Готическая архитектура Нидерландов – это не только храмы, но еще больше ратуши, городские стены и башни, дома купеческих
И ремесленных гильдий, торговые ряды, склады и, наконец, жилые дома характерного надолго укрепившегося типа: с узкими фасадами и высокими треугольными или ступенчатыми фронтонами.
Так как церкви возводились больше из кирпича, чем из камня, то и церковная скульптура не получила большого развития. Клаус Слютер и его ученики остались блестящим исключением в культуре Нидерландов. Главная ее художественная сила еще в средние века проявилась в другом – в миниатюрной живописи. В XV веке миниатюра достигла высокой степени совершенства, как можно видеть по знаменитому «Часослову герцога Беррийского», иллюстрированному братьями Лимбург.
Любовная, прилежная,
поэтическая пристальность
Эйком. Маленькие картинки, украшающие
рукописи, выросли в большие картины, украшающие
створки алтарей. При этом возникли новые
художественные качества. Появилось то,
чего в миниатюре быть не могло: такой
же пристальный, сосредоточенный взгляд
на человека, на его лицо, в глубину его
глаз.
В Эрмитаже есть картина
крупного нидерландского мастера Рогира
ван дер
Вейдена «Св. Лука пишет Мадонну» (евангелист
Лука считался художником и покровителем
цеха живописцев). В ней многие типично
для излюбленных нидерландцами композиций:
панорама города и канала, написанная
так мелко, нежно и тщательно, с двумя задумчивыми
человеческими фигурками на мосту. Но
самое замечательное - лицо и руки Луки,
пишущего мадонну «с натуры». У него особенное
выражение – бережно и трепетно внемлющее
выражение человека, который весь ушел
в созерцание. Так смотрели на натуру старые
нидерландские мастера.
Вернемся к Яну
ван Эйку. Он начинал как миниатюрист,
работая вместе со своим старшим
братом Губертом. Братьям ван Эйк
традиция приписывала изобретение
техники масляной живописи; это неточно
– способ применения растительных масел
как связующего вещества был известен
и раньше, но ван
Эйки его усовершенствовали и дали толчок
его распространению. Вскоре масло вытеснило
темперу
Масляные краски с годами темнеют. Старые картины, которые мы видим в музеях, при своем возникновении выглядели иначе, гораздо светлее и ярче. Но живопись ван Эйков обладает действительно необычными техническими качествами: краски не жухнут и столетиями сохраняют свою свежесть. Они почти светятся, напоминая о сиянии витражей.
Самое прославленное
произведение ван Эйков – большой
Гентский алтарь – было начато Губертом,
а после его смерти продолжено
и в 1432 году окончено
Яном. Створки грандиозного алтаря расписаны
в два яруса и внутри и снаружи.
На наружных сторонах – благовещение
и коленопреклоненные фигуры донаторов
(заказчиков): так выглядел алтарь закрытым,
в будничные дни. По праздникам створки
распахивались, в раскрытом виде алтарь
становился вшестеро больше, и перед прихожанами
возникало, во всей лучезарности ван-эйковских
красок, зрелище, которое должно было в
совокупности своих сцен воплощать идею
искупления человеческих грехов и грядущего
просветления. Наверху в центре деисус
– бог-отец на престоле с Марией и Иоанном
Крестителем по сторонам.
Эти фигуры больше человеческого роста.
Затем обнаженные Адам и Ева в человеческий
рост и группы музицирующих и поющих ангелов.
В нижнем ярусе – многолюдная сцена поклонения
Агнцу, решенная в гораздо меньшем масштабе,
очень пространственно, среди широкого
цветущего пейзажа, а на боковых створках
– шествия пилигримов. Сюжет поклонения
Агнцу взят из «Откровения
Иоанна», где сказано, что после конца
греховного мира на землю снизойдет град
божий, в котором не будет ночи, а будет
вечный свет, и река жизни
«светлая как кристалл», и древо жизни,
каждый месяц дающее плоды, и город –
«чистое золото, как прозрачное стекло».
Агнец – мистический символ апофеоза,
ожидающего праведников. И, видимо, художники
постарались вложить в картины Гентского
алтаря всю свою любовь к прелести земли,
к человеческим лицам, к травам, деревьям,
водам, чтобы воплотить золотую грезу
об их вечности и нетленности.
Ян ван Эйк
был и выдающимся портретистом. В
принадлежащем его кисти парном
портрете супругов Арнольфини изображение
обыкновенных людей, одетых по тогдашней
довольно вычурной моде, в обыкновенной
комнате с люстрой, балдахином, зеркалом
и комнатной собачкой представляется
каким-то чудесным таинством. Он словно
бы поклоняется и огоньку свечи, и румянцу
яблок, и выпуклому зеркалу; он влюблен
в каждую черту бледного длинного лица
Арнольфини, который держит за руку свою
кроткую жену так, будто выполняет сокровенный
церемониал. И люди и предметы – все застыло
в торжественном предстоянии, в благоговейной
серьезности; все вещи имеют затаенный
смысл, намекая на святость супружеского
обета и домашнего очага.
Так начиналась бытовая живопись бюргеров. Эта тонкая скрупулезность, любовь к уюту, почти религиозная привязанность к миру вещей. Но чем дальше, тем больше выступала проза и отступала поэзия. Никогда уже впоследствии бюргерские быт не рисовался в таких поэтических тонах священнодействия и достоинства.
В середине и во второй половине XV века в Нидерландах работали многие прекрасные живописцы: уже упомянутый Рогир ван дер Вейден, Дирк Боутс, Гуго ван дер Гус, Мемлинг, Геертген Тот синт Янс. Их художественные индивидуальности достаточно отчетливо различимы, хотя и не с той степенью выраженности индивидуального стиля, как у итальянских кватрочентистов. Они преимущественно расписывали алтари и писали портреты, писали и станковые картины по заказам богатых горожан. Особенной прелестью у них обладают композиции, проникнутые кротким, созерцательным настроением. Они любили сюжеты рождества и поклонения младенцу, эти сюжеты решаются ими тонко и простодушно. В «Поклонении пастухов» Гуго ван дер Гуса младенец тощий и жалкий, как всякое новорожденное дитя, окружающие смотрят на него, беспомощного и скрюченного, с глубоким душевным умилением, мадонна тиха, как монашенка, не подымает взора, но чувствуется, что она полна скромной гордостью материнства. А за пределами яслей виднеется пейзаж Нидерландов, широкий, холмистый, с извилистыми дорогами, редкими деревьями, башнями, мостами.
Тут много трогательного, но нет никакой сладости: заметна готическая угловатость форм, некоторая их жесткость. Лица пастухов у ван дер Гуса характерны и некрасивы, как обычно в произведениях готики. Даже ангелы – и те некрасивы.
Нидерландские
художники редко изображают людей
с красивыми, правильными лицами
и фигурами и этим тоже отличаются
от итальянских.
Простое соображение, что итальянцы, прямые
потомки римлян, вообще были красивее
бледных и рыхлых сынов севера,
может, конечно, быть принято во внимание,
но главная причина все-таки не в этом,
а в различии общей художественной концепции.
Итальянский гуманизм проникнут пафосом
великого в человеке и страстью к классическим
формам, нидерландцы поэтизируют
«среднего человека», им мало дела до классической
красоты и гармоничных пропорций.
Нидерландцы питают пристрастие к деталям. Они являются для них носителями тайного смысла. Лилия в вазе, полотенце, чайник, книга – все детали несут кроме прямого еще и потаенное значение. Вещи изображаются с любовью и кажутся одухотворенными.
У нидерландцев нет отчетливой акцентировки центра композиции, усиленного выделения главных фигур. Внимание художника рассеивается по разнообразию мотивов, все кажется ему заманчивым, а мир многообразным и интересным. Какая-нибудь сценка на дальнем плане претендует на отдельную сюжетную композицию.
Наконец
складывается и такой тип композиции,
где вообще нет центра, а пространство
заполняется многими
Подобные
композиции встречаются в конце
XV века у Иеронима Босха. Босх
– замечательно своеобразный художник.
Чисто нидерландские пристальность и
наблюдательность сочетаются у него с необычайно
продуктивной фантазией и весьма мрачным
юмором. Один из его любимых сюжетов –
«Искушение Святого
Антония», где отшельника осаждают дьяволы.
Босх населял свои картины легионами маленьких
ползающих, страховидных тварей.
Но стоит сказать
и о романтических течениях, то есть находившихся
под влиянием итальянского чинквеченто,
- они стали распространяться в
Нидерландах в XVI веке. Их несамобытность
очень заметна. Изображение
«классической наготы», прекрасное у итальянцев,
нидерландцам решительно не давалось
и выглядело даже несколько комически,
как «Нептун и Амфитрита» Яна
Госсарта, с их пышными раздутыми телесами.
Был у нидерландцев и свой провинциальный
«маньеризм».
Отметим разработку
жанров бытовой и пейзажной станковой
картины, сделанной нидерландскими художниками
в XVI веке. Развитию их способствовало
то, что самые широкие круги, ненавидя
папство и католическое духовенство, все
больше отвращались от католицизма и требовали
церковных реформ. А реформы Лютера и Кальвина
включали элемент иконоборчества; интерьеры
протестанских церквей должны были быть
совершенно простыми, голыми – ничего
похожего на богатое и эффектное оформление
в католических храмах.
Религиозное искусство сильно сокращалось
в объеме, переставало быть культовым.
Стали появляться чисто жанровые картины с изображением торговцев в лавках, менял в конторах, крестьян на рынке, игроков в карты. Бытовой жанр вырос из портретного, а пейзажный – из тех ландшафтных фонов, которые так полюбились нидерландским мастерам. Фоны разрастались, и оставался только шаг до чистого пейзажа.
Однако все искупает
и в себе концентрирует колоссальный
талант Питера
Брейгеля. Он в высшей степени обладал
тем, что называют национальным своеобразием:
все замечательные особенности его искусства
восходят к самобытным нидерландским
традициям. Как никто, Брейгель выразил
дух своего времени и его народный колорит.
Он народен во всем: будучи несомненно
художником-мыслителем, он мыслит афористично
и метафорически. Философия жизни, заключенная
в его иносказаниях, горька, иронична,
но и мужественна.
Излюбленный тип композиции Брегеля –
большое пространство, как бы увиденное
с вершины, так что люди выглядят маленькими
и снуют в долинах, тем не менее, все написано
подробно и четко. Повествование обычно
связано с фольклором, Брейгель писал
картины-притчи.
Информация о работе Возрождение - эпоха в истории европейской культуры 13-16 веков