Возрождение как историко-культурная эпоха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:51, реферат

Краткое описание

Эпоха Возрождения – переход от средних веков к Новому времени, от общества феодального к буржуазному. Хронологические границы Возрождения – в Италии XIV –XVI вв., в других странах – XV –XVI вв. Термин «Возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства эпохи Возрождения Джорджо Вазари (1512-1574) в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Он имел в виду возрождение античности.

Вложенные файлы: 1 файл

Культура Возрождения.doc

— 55.50 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1. Возрождение как историко-культурная эпоха.

Эпоха Возрождения – переход  от средних веков к Новому времени, от общества феодального к буржуазному. Хронологические границы Возрождения – в Италии XIV –XVI вв., в других странах – XV –XVI вв. Термин «Возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства эпохи Возрождения Джорджо Вазари (1512-1574) в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Он имел в виду возрождение античности.

Ренессанс (renaissance- возрождение) - это эпоха великих открытий: 1492 – открытие Америки, 1498 – Васко да Гама открыл путь в Индию; 1512 – кругосветное путешествие Магеллана. Период первоначального накопления капитала, мануфактура, банковское дело, международная торговля. Зарождается современное экспериментальное естествознание. Формируется научная картина мира на основе открытий, прежде всего в области астрономии. Крупнейшие ученые эпохи Н. Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей обосновывают гелиоцентрический взгляд на мир.

Основные черты:

1.Идеи гуманизма (лат. Humanus-человечный). Вера в безграничные возможности человека, человек «отпущен на свободу» (Н.Бердяев).

2. Антропоцентризм. Человек – в центре, могучая и прекрасная личность, «земной бог», реализующий замысел Творца. (гимн достоинству человека – в «Божественной комедии» Данте Алигьери (1265-1324), творчестве Франческо Петрарки (1304-1374). Трактат «О наслаждении» Лоренцо Валла (1407-1457) утверждает естественность земных радостей и чувственных наслаждений человека. Пико дела Мирандола (1463-1494) в сочинении «О достоинстве человека» приводит мысль о том, что человек – творец своей судьбы, «мы становимся тем, чем мы желаем быть».

3. Обращение к античному наследию. В сер. XV в. во Флоренции основывается Платоновская Академия во главе с Марсио Фичино (1434-1499). Почитание Платона было здесь превращено почти в религиозный культ.

4. Отношение к средневековой культуре: деятели Ренессанса называли ее «варварской, грубой». Отрицались догматизм и схоластика. Однако средневековая культура не могла исчезнуть бесследно. «Возрождение, подобно юноше, бунтующему против своих родителей и ищущему поддержку у дедов, было склонно забывать обо всем, чем оно было обязано Средневековью и преувеличиват значение античности». (А.Ф. Лосев). Отрицание церкви не означало отрицание религии. Оставаясь религиозным, человек стал меньше придавать значения обрядовой и культовой стороне религиозной жизни, сосредоточив сове внимание на ее внутренней, духовной стороне. Ренессанс не был безрелигиозной культурой. Многие деятели Возрождения были верующими людьми, даже католическими священниками. Много произведений Ренессанса было написано на библейские и религиозные сюжеты. Искусство Возрождения было своеобразным синтезом античной физической красоты и христианской духовности.

5. В мировоззрении человек ренессансной культуры сочетается жизненный оптимизм и смятение, колебания, пессимизм. Проблема самопознания и самооценки. Высоко ценилось воображение как средство достижения истины. Не случайно в творчестве выдающихся ренессансных мыслителей (Томас Мор, Томазо Кампанелла) получает развитие жанр утопии.

6. Культ светской (т.е. нецерковной) жизни с подчеркнутым стремлением к чувственным удовольствиям, точнее, к удовольствиям, которые может человек почерпнуть от жизни в его мирских радостях, в его физических ощущениях от вкусной еды, от беседы с интересным собеседником, от быта;

 

 

 

Вопрос 2. Особенности художественной культуры Ренессанса.

Искусство стало для людей Возрождения  тем, чем в Средние века была религия. Идеальный человек должен быть художником. Художественное произведение наиболее полно выражало и идеал гармонически организованного мира и место человека в нем.

Литература. Новелла, особенно комическая (Бокаччо), с антифеодальной направленностью, прославляющей предприимчивую и свободную от предрассудков личность. Расцвет героической поэмы в Высоком Возрождении: в Италии – Л.Пульчи, Ф.Берни, в Испании – Л.Камоэнса, авантюрно-рыцарские сюжеты которых поэтизируют представление Возрождения о человеке, рожденном для великих дел. Самобытным эпосом Высокого Возрождения, всесторонней картиной общества и его героических идеалов в народной сказочной и философски-комической форме явилось произведение Франсуа Рабле (1494-1553) «Гаргантюа и Пантагрюэль». В позднее возрождение: кризис концепции гуманизма, сознание прозаичности складывающегося буржуазного общества, развивались пасторальные жанры романа и драмы. Драмы Уильяма Шекспира (1564-1616) и романы Мигеля де Сервантеса Сааведры (1547-1616), основанные на трагических и трагикомических конфликтах между героической личностью и недостойной человека системой общественной жизни. 

Театр. Испытал значительнее воздействие античной драматургии. Интерес к внутреннему миру человека, наделенного чертами мощной индивидуальности. Развитие традиций народного искусства, жизнеутверждающий пафос, сочетание трагических, комических, поэтических и буффонно-площадных элементов. Высшее достижение итальянского театра стала импровизация комедия дель арте (XVI в.). Недаром театр, в котором ставились все пьесы Шекспира, назывался «Глобус» («Шар земной». Весь мир, все мироздание, мощь и слабость человека – все это в произведениях Шекспира («Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Гамлет», «Король Лир», «Макбет», «Отелло» и др.) .

Музыка. Теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникаясь новым гуманистическим мироощущением.  Жанры светского музыкального искусства – фроттала и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал в Италии. Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку; выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе. Появляются новые музыкальные жанры – сольные песни, кантаты (крупное музыкальное произведение для пения с инструментальным или оркестровым сопровождением, состоящая из сольных, ансамблевых и хоровых частей), оратории (крупное музыкальное произведение для хора, солистов-вокалистов и оркестра, написанное на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения), оперы (лат. – произведение, сочинение; музыкальная драма, в которой сценическое действие органически связано с вокальной и инструментальной музыкой).

Живопись выходит на первый план, архитектура перестала играть ведущую роль. Возрождение стремилось познать и отобразить реальный мир, его красоту, богатство, разнообразие. И у живописи в этом плане было больше возможностей. Тесная связь науки и искусства. Занимаясь художественным творчеством, художники выходили через перспективу – в область оптики и физики, через проблемы пропорций – в анатомию и математику и т.д. Леонардо да Винчи считал искусство самой важной наукой, так как оно дает самое точное и безупречное изображение жизни. Вырабатывается новая система художественного видения мира, основанная на доверии к чувственным восприятиям человека, прежде всего к зрительным. Изображать так, как мы видим. Законы прямой линейной перспективы (Брунеллески, Мазаччо, Альберти, Леонардо да Винчи). Мастеров Возрождения часто называют «титанами», имея в виду их универсальность. Леонардо да Винчи (1452-1519) был живописцем, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом, теоретиком искусства, военным инженером. Изобретателем, математиком, анатомом, ботаником. Он исследовал почти все сферы естествознания, предугадал многое, о чем в то время еще не помышляли. Когда стали разбирать его рукописи, рисунки,  в них обнаружили открытия механики XIX века. Микеланджело Буонарроти (1475-1564) - скульптор, архитектор, художник и поэт (200 стихотворений). Рафаэль Санти (1483-1520) – не только талантливый, но и разносторонний художник: архитектор и монументалист, мастер портрета и мастер декора. Альбрехт Дюрер (1471-1528) – основатель и крупнейший представитель немецкого Возрождения, «северный Леонардо да Винчи», создал несколько десятков картин, более ста резцовых гравюр, около 250 гравюр на дереве, много сотен рисунков, акварелей. Дюрер был теоретиком искусства, 1-м в Германии создав труд о перспективе и написав «Четыре книги о пропорциях».

 

Вопрос 3. Итальянский Ренессанс.

Культура Возрождения зародилась в Италии. Начало – 1341 год: на Пасху чествовали Франческо Петрарку, на его голову возлагал венок сам император. Эта процедура совмещала в себе 2 явления – христианство и язычество. Петрарка был беженцем из Флоренции и не мог рассчитывать на поддержку, как иностранец в чужой стране, но случилось странное явление: его чествовали именно как иностранца. К тому же это был первый античный ритуал за всю историю средневековой культуры, это было 1-ое возрождение античности. Петрарка к тому же был поэтом. Итальянскому Возрождению присуще стремление к восстановлению античной культуры, стремление к раскрепощению, освобождению от церковных догм, к светской образованности. Итальянское Возрождеие хронологически принято делить на 4 этапа:

  1. Проторенессанс (Предвозрождение) – втор.пол. XIII -  XIV вв;
  2. Раннее Возрождение - XV в.,
  3. Высокое Возрождение – конец XV в. – перв.треть XVI в.,
  4. Позднее возрождение - XVI в.

Проторенессанс. Тесная связь со Средневековьем, с романским, готическим, византийскими традициями. Начало новой эпохи связывают с именем Джотто ди Бондоне (1266-1337), реформатор живописи: нарастание реалистических моментов, наполнение религиозных форм светским содержанием, переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным. Никто до Джотто не изображал евангельские сюжеты так трагично («Оплакивание Христа», «Воскресение»).

Раннее Возрождение. Ф. Брунеллески (1377-1446), Донателло (1386-1466), Вероккио (1436-1488), Мазаччо (1401-1428) («Изгнание Адама и Евы из рая» в часовне Кармелицкой церкви во Флоренции; «Троица» - реальное пространство Флорентийской Церкви), Мантенья (1431-1506) (придворный художник сеньора Ганзаги, ввел тип росписи – «окулус» - глаз; восприятие изображения зависит от того, где сидит человек), С. Боттичелли (1444-1510) («Марс и Венера»). Живопись скульптурного характера: фигуры на картинах напоминают статуи. Восстановить предметность мира, который почти исчез в средневековой живописи, подчеркивая объемность, пластичность, четкость формы. Отрывают законы перспективы (в основном линейной) и строят сложные многофигурные композиции. Но – не замечают воздушной среды, архитектурные фоны в их картинах похожи на чертеж.

Высокое Возрождение. Геометризм. Но к нему добавляется одухотворенность, психологизм, стремление к передаче внутреннего мира человека, его чувств, характера. Воздушная перспектива, светотень. Три художника: Леонардо да Винчи («Мона Лиза» - множество интерпретаций). Рафаэль (в апартаментах папы Юлия II написал картину «Святой Петр в тюрьме», когда ему не было 25 лет), Микеланджело (статуи «Пленники» для гробницы Юлия, потолок Сикстинской капеллы , шедевр – 2Рождение Адама», «Обращение св.Павла»).

Позднее возрождение. Обычно применяется к венецианскому Ренессансу. Только Венеция в этот период оставалась самостоятельной, остальные итальянские княжества утратили свою политическую независимость. Возрождение в Венеции мало интересовалось учеными изысканиями и раскопками античных древностей. Венеция издавна поддерживала тесные торговые связи с Византией, арабским Востоком, торговала с Индией. Переработав готику и восточные традиции, Венеция выработала свой особый стиль, для которого характерны красочность, романтическая живопись. Проблемы колорита, материальность изображения достигается градациями цвета. Крупнейшие венецианские мастера – это Джорджоне (1477-1510) (внес в живопись тайну. «Бури»), Тициан (1477-1576) («Бахус и Ариадна». «Наказание Марсия»), Веронезе (1528-1588) («Тайная вечеря» - «Трапеза в доме Левия»)), Тинторетто (1518-1594).

 

Вопрос 4. Северное Возрождение.

Северный Ренессанс (Германия, Нидерланды, Франция) запаздывает по отношению  к итальянскому на целое столетие. В его искусстве больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, менее знакомо с античностью.

Философская основа – пантеизм. Природа  наделена божественными атрибутами: вечность, бесконечность, безграничность. Появление пейзажа как самостоятельного жанра (немецкие художники А.Дюрер, А.Альтдорфер, Л.Кранах).

Самостоятельный, светский портрет, не связанный с религиозным культом, возник в Германии в посл.трети XV ст. Эпоха Дюрера (1490-1530) стала временем его расцвета. В отличие от итальянских портретистов немецкие художники были безразличны к красоте, для их главное – передать характер, добиться эмоциональной выразительности образа, иногда – в ущерб идеалу, в ущерб красоте. Отголоски средневековой «эстетики безобразного»., где духовная красота могла таиться в безобразной внешности. Портретисты Германии – А.Дюрер («Автопортрет» и др.), Г.Гольбейн-младший. В Нидерландах – Ян Ван Эйк («Портрет супругов Джованни и Джованны Анарфини», «Богоматерь канцлера Ралена»), Рогир Ван дер Вейден, во Франции – Ж.Фуке, Ж.Клуэ, Ф.Клуэ.

Жанр бытовая картина получил развитие в первую очередь в Нидерландах. Художник Питер Брейгель-старший. Он писал достоверные сцены из крестьянской жизни, и даже библейские сюжеты помещал в деревенскую обстановку Нидерландов.

В северном Возрождении главное место заняли вопросы религиозного совершенствования, обновления католической церкви и ее учения. Северный гуманизм привел к Реформации и протестантизму.

 

 

 




Информация о работе Возрождение как историко-культурная эпоха