Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 21:52, реферат
Выразительный язык и выразительные средства сценарно-режиссёрской разработки – весьма значительный и важный аспект. Их роль заключается в следующем: разного рода выразительные средства индивидуализируют сценарий, делают его уникальным, отличным от других, закладывают потенциальные эмоции, способствуют их выражению. Набор выразительных средств достаточно велик, со временем – с развитием различных технологий, он будет пополняться.
Выразительный язык и
выразительные средства сценарно-режиссерской
разработки театрализованного
Выразительный язык и выразительные средства сценарно-режиссёрской разработки – весьма значительный и важный аспект. Их роль заключается в следующем: разного рода выразительные средства индивидуализируют сценарий, делают его уникальным, отличным от других, закладывают потенциальные эмоции, способствуют их выражению. Набор выразительных средств достаточно велик, со временем – с развитием различных технологий, он будет пополняться.
Язык – прямой выразитель мыслей, знаков, смыслов. Режиссёр должен в совершенстве владеть искусством использования языка, иметь представление о различных стилях языка, языковых средствах выразительности (тропах) и т.д. Одна из функций, которые выполняет язык – экспрессивная функция. Режиссёр в сценарной разработке моделирует ситуации, способные вызвать эмоции – эмоциогенные ситуации, язык – главное средство их создания.
По общепринятому мнению лингвистов, язык – знаковая сущность. Для режиссёра это важно. Знак по свое природе – средство, сигнал выражения какого-либо смысла, он – носитель идеи. Знаком может быть слово (стоп – это слово заключает в себе идею запрета движения), цвет (красный свет светофора также отражает идею запрета движения), жест (поднятая правая рука – сигнал молчания). Символ – тоже знак, но это общепринятый знак, проверенный временим, осознаваемый многими людьми, заключающий в себ себе «историческую нагрузку» (голубь – символ мира – и это общепринятое утверждение). Режиссёр, используя в постановке знаки, символы, значительно расширяет сферу воздействия на зрителя. Знаки символы могут быть использованы режиссёром как в их вербальном выражении – через диалоги, монологи героев, песни, стихи и т.д., так и невербальными средствами (встречаться в декорациях и т.д.)
Любое театрализованное представление складывается из многих элементов: из отдельных эпизодов, событий, блоков, отдельных песен, стихов, танцев и многих других единиц сценической информации; из отдельных смыслов, наслаивающихся друг на друга в процессе развития действия и т.д. Важный аспект представления – взаимоотношения исполнителей театрализованного представления и зрительного зала, которые организуются по принципу эстрадности (прямое взаимодействие со зрителем и вовлечение его в действие). Разрушение четвертой стены в театрализованном представлении, призывает исполнителей действа общаться друг с другом не укромно, камерно, а через зрительный зал, «по Брехту», предельно расширяя «круг внимания». Исполнитель в театрализованном представлении должен посвящать зрителю свои мысли, заражать его своей энергией, взбадривать, встряхивать, держать его в постоянной зрительской активности. Иными словами, он должен на сцене быть подобно гейзеру эмоций. Гейзер должен выпускать потоки эмоций не просто так, а по принципу возрастающего темпо-ритма, который также является выразительным средством. Темп – степень скорости исполняемого действия. Ритм – интенсивность действия, пульс переживаний в котором осуществляется сценическое действие. В целом, темп и ритм – интенсивность и размеренность совершаемого на сцене действия.
На сегодняшний день важными выразительными средствами в творческом арсенале режиссёра являются метафоры (различных видов), их использование отражает стремление режиссера воплотить сценический образ театрализованного представления наиболее ярко, насыщенно и пластично. «Пространственная метафора» театрализованного представления, к примеру, развивается именно во времени и пространстве и только во времени и пространстве может быть воспринята зрителем. Её особенность в том, что благодаря ей, создаются такие сценические условия, при которых каждая вещь, любая деталь оформления перемещается по сценической площадке и органично действует в предлагаемых обстоятельствах.
Нельзя не упомянуть о выражении сценарно-режиссерского замысла театрализованного представления посредством музыкальных ритмов и музыкальной темой-метафорой. Наряду с пластической метафорой, которую зритель воспринимает визуально, музыкальное сопровождение, действуя на аудиальную сферу сознания человека, вовлекает его ещё больше в художественный процесс. В результате воздействия музыкальной темы-метафоры, у зрителя возникают новые ощущения, мысли, эмоции.
Важными средствами выразительности в режиссуре вообще являются атмосфера, созданная представлением (способствует погружению зрителей в нужное режиссёру настроение) и мизансцена – расположение актёров на сцене в тот или иной момент спектакля. Одно из важнейших средств образного выявления внутреннего содержания пьесы – мизансцена – представляет собой существенный компонент режиссёрского замысла спектакля. В характере построения мизансцен находят выражение стиль и жанр представления. Через систему мизансцен режиссёр придаёт спектаклю определённую пластическую форму. Каждая мизансцена должна быть психологически оправдана актёрами, возникать естественно, непринуждённо и органично.
Итак, остаётся добавить, что свет, цвет, танец, пластика, работа с пространством, массовка, пиротехника – всё это и многое другое – выразительные средства в руках режиссёра.
Заключение
Театрализованные
Искусство массового праздника, представления, зрелища - это искусство высоких идей, целенаправленности и гражданского пафоса, требующего в время яркой образности, ассоциативности, оригинального, смелого творческого замысла.
Массовый театрализованный праздник – это поистине венец творчества народа для народа.
Список использованной литературы
1. Ковакин Л.Д. Классические основы режиссуры. Краснодар, 2001 г.
2. Генкин Д.М. Массовые праздники. М.,1975 г.
3. Черкашенинов Л.Ф. Вопросы подготовки режиссеров массовых праздников и концертно-зрелищных программ в институтах искусств и культуры. Барнаул, 2002 г.
4. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. М.,1986 г.
5. Андрейчук Н.М. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников. Барнаул, 2005 г.
6. Станиславский К.С. Работа актера над собой. - М.,1956 г.
7. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. Л., 1984 г.
8. Аль Д.Н. Основы драматургии. Л., 1988 г.
9. Словарь иностранных слов. М., 1988 г.
10. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974 г.
11. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 3-х томах. Т.1 М., 1948 г.
12. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977 г.
13. Марков О.И. Сценарно-режиссёрские основы художественно-педагогической деятельности клуба. М., 1988 г.
[1] Словарь иностранных слов. М., 1988, с. 55.
[2] Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. М., 1986 с. 105.
[3] Словарь литературоведческих терминов. М., 1974, с. 70.
[4] Белинский В.Г. Собрание сочинений в 3-х томах. Т.1., с. 351.
[5] Там же.
[6] Аль Д.Н. Основы драматургии. Л., 1988, с 55.
[7] Марков О.И. Сценарно-режиссёрские основы художественно-педагогической деятельности клуба. М., 1988, с. 117, 118.
[8] Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. с. 320
[9] К.С. Станиславский. Работа актёра над собой. М.,1956. Ч.1, с.360
[10] Там же
[11] Генкин Д.Н. Массовые праздники. М., 1975, с. 44