Географический фактор в истории развитии культурологи России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 03:43, доклад

Краткое описание

Большое влияние на развитие культуры, формирование менталитета (типа мышления) людей оказывает географический фактор. На это давно обращали внимание ученые, в том числе представители так называемого евразийства, (Еврази́йство — философско-политическое движение, выступающее за отказ от европейской интеграции России в пользу интеграции с центральноазиатскими странами. Евразийское движение, появившееся в среде русской эмиграции в 1920—1930-е гг., приобрело популярность к началу XXI века) Л. Н. Гумилев и др.
Многие ученые полагают, что решающее воздействие на характер цивилизации и особенности ее развития оказывает географический фактор: географические условия существования того или иного народа.

Вложенные файлы: 1 файл

История развития культурологии с точки зрения географии. Россия.docx

— 18.34 Кб (Скачать файл)

Географический фактор в истории развитии культурологи России.

 

  Большое влияние на развитие культуры, формирование менталитета (типа мышления) людей оказывает географический фактор. На это давно обращали внимание ученые, в том числе представители так называемого евразийства, (Еврази́йство — философско-политическое движение, выступающее за отказ от европейской интеграции России в пользу интеграции с центральноазиатскими странами. Евразийское движение, появившееся в среде русской эмиграции в 1920—1930-е гг., приобрело популярность к началу XXI века) Л. Н. Гумилев и др.

 

 Многие ученые полагают, что решающее воздействие на характер цивилизации и особенности ее развития оказывает географический фактор: географические условия существования того или иного народа. 
 Идеи причинной обусловленности, предопределенности особенностей развития общества и культуры географической средой высказывались еще в античности (Демокрит, Гиппократ, Геродот). В Новое время Ш. Л. Монтескьё, А. Р. Ж. Тюрго и другие подчеркивали роль природных факторов в развитии культуры и общества. 
Также среди них был Боден(он изложил свой взгляд на общество как на сумму кровно-хозяйственных союзов-семей, формирующееся независимо от воли человека под влиянием естественной среды. Среди географических факторов Боден выделял в качестве наиболее значимого климат, приписывая его действию физическое превосходство северных народов над южными и горных над долинными),  Русский ученый-географ, социолог и публицист Л. И. Мечников занимал позиции географического детерминизма (предопределенности). Он предложил периодизацию истории человечества, выделив «речной», средиземноморский и океанический периоды.   В своей главной работе «Цивилизации и великие исторические реки» (СПб., 1898; переиздано: М., 1924) Л. И. Мечников изложил географическую теорию прогресса и социального развития, подчеркивал мысль о неразрывной связи особенностей развития общества с физико-географической средой обитания и о влиянии этой среды на формы социальной кооперации людей, постепенно изменяющих природу. Первый этап общественного развития, речной, он связывал с использованием людьми таких великих рек как Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг и Хуанхэ. Именно с этими рекам связана история четырех древних цивилизаций - Египта, Месопотамии, Индии и Китая. Для того, чтобы использовать потенциал рек, указывал Мечников, необходимо первоначально их «усмирить», обезопасив себя от неожиданностей типа наводнений, паводков и т.д. Такое возможно только при совместном труде. Отличительные черты этого периода - деспотизм и рабство. Второй этап, морской (средиземноморский) - это время от основания Карфагена до Карла Великого. С выходом человечества на морское пространство оно получило новый импульс для развития. Изоляция речных культур сменилась контактами с другими культурами, обменом необходимым сырьем и продуктами труда. Для этого этапа характерны крепостничество, подневольный труд, олигархические и феодальные федерации. Третий этап, океанический, охватывает Новое время (с открытия Америки). Использование океанических ресурсов расширило возможности человечества и связало континенты Земли в единую хозяйственную систему. Этот период, по Мечникову, только начинается. Идеалами этого периода должна стать свобода (уничтожение принуждения), равенство (ликвидация социальной дифференциации), братство (солидарность согласованных индивидуальных сил). 
 
  Географический детерминизм - теория в культурологии и социологии, объясняющая особенности жизни человека и общества прежде всего и в решающей мере — природными причинами; усматривает решающую роль географической среды в формировании и функционировании культуры. Влияние природных факторов на специфику культуры несомненно. В самом деле, тип (природно-климатическая зона) и рельеф местности (степи или пустыни, горы или равнины), наличие или отсутствие водоемов (моря, озера, реки), климат (сухой или влажный, холодный или теплый), растительность, пищевой режим и другие характеристики среды обитания в значительной мере обусловливают содержание и ритм трудовой деятельности и быта. В их рамках формируются соответствующая материальнохозяйственная и бытовая культура, особенности менталитета, досуг и обычаи. Достаточно вспомнить, что на землях вокруг рек и озер селились оседлые племена земледельцев, а в степях перемещались подвижные кочевники-скотоводы. 
  Глубокая взаимосвязь природной среды и национальной культуры обнаруживается и в сфере высокой культуры и искусства (архитектура, изобразительное искусство, литература, музыка и т. д.). 
  Географический детерминизм лежит и в основе идей евразийцев.

 

  Евразийство возникло как социально-философское и культурологическое направление и акцентировало внимание на самобытности и самодостаточности отечественной культуры, издревле укоренившейся на огромном пространстве Евразии. 
  Евразийство - идейно-философское и культурологическое течение первой трети XX века, рассматривавшее русскую культуру как уникальный феномен, не относящийся ни к западному, ни к восточному типам культуры, как «срединную евразийскую культуру». 
  Стержнем евразийства является идея России-Евразии и ее особого пути, самобытности и уникальности ее истории и культуры. 
  С точки зрения евразийцев, культуру России определяет и географический фактор (органическая связь общественной жизни с природой и материковый размах («русская широта»)) в отношениях с миром.  
  Евразийство как тип мышления и культуры не привязано жестко к каким-либо государственным и политическим формам, оно допускает непредсказуемые социальные эксперименты и взрывы народной стихии. 
  В культурно-исторических взглядах евразийцев важную роль играет идея «местообитания» (или «месторазвития»), согласно которой социально-историческая среда и географическое окружение сливаются воедино. Всемирная история предстает как система мест развития особенного, только им присущего типа культуры независимо от национального состава и расового происхождения живущих там народов. 
  По мнению евразийцев, всем великим державам, существовавшим в разное время на евразийских равнинах, присущ один и тот же тип военной империи (государства скифов, гуннов, монголов, татар, Московское государство, Российская империя). Истоками русской государственности и культуры евразийцы считали Золотую Орду и Византию. 
  В наше время определенно созвучны идеям евразийцев исследования Л. Н. Гумилева о влиянии географической среды на этногенез (происхождение народов) и развитие культуры.

 

 

 Лев Николаевич Гумилев (1912-1992) - русский историк и географ, который исследовал процессы становления этносов (народов) и временные параметры их существования.  
  Этногенез он считал биосферным и ландшафтным явлением, проявлением наследственного признака так называемой «пассионарности». 
  Пассионарность, по Гумилеву, - это органическая способность людей к напряжению воли и жертвам ради высокой цели. 
  Теория пассионарности - идейная основа его культурологической концепции. 
  Могучий всплеск космической энергии, сконцентрированный в сравнительно небольшой земной области, формирует пассионарность этноса и способствует его высокой социальной активности. Этот период длится примерно в течение тысячелетия, затем наступает угасание активности, гибель этноса, которые могут протекать как «засыпание», растворение этноса в других народах, но могут приносить и огромные социальные конфликты и потрясения. 
  Гумилев приходит к выводу, что: 1) именно пассионарные толчки определяют исторические ритмы Евразии; 2) Евразия как единое целое является одним из центров мира; 3) существует полицентризм культур и цивилизаций. 
  Выступая против национализма при сохранении национальной самобытности, Гумилев справедливо считал, что, поскольку Россия на 500 лет моложе Западной Европы, то, сколько бы мы ни изучали европейский опыт, мы не сможем сейчас же добиться того уровня благосостояния и нравов, который характерен для Европы. 
  Не нужно отвергать с порога чужой опыт, его следует изучать. Но необходимо помнить, что это именно чужой опыт. Свой путь нам предстоит пройти самим. И вряд ли он будет краток. 
  Близок Гумилев и к идеям антропокосмизма, особенно - его теория пассионарности, которая во многом развивает теорию гелиотараксии. ГЕЛИОТАРАКСИЯ - наука о механизмах влияния солнечной активности на коллективы, на большие человеческие массы.

 


Информация о работе Географический фактор в истории развитии культурологи России