Геральдика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

ГЕРАЛЬДИКА (от ср.-век. лат. heraldus глашатай) - гербоведение. Со 2-й пол. 19 в. вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы; ранее в 13 1-й пол. 19 вв. составление дворянских, цеховых и земельных гербов.
Геральдика - удивительная наука, дающая начало множеству, казалось бы, не связанных с ней систем знаний. Геральдика - описание гербов и их истории. Геральдика - гербовладение, составление и изучение гербов. Геральдика - дисциплина, изучающая гербы как исторические источники.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая - копия1.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ  И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО  ОКРУГА - ЮГРЫ

 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Сургутский государственный  педагогический университет»

Социально-гуманитарный факультет

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

 

«Геральдика»

Курсовая  работа

 

 

 

Исполнитель: Трофимова Е.Ю.

студент группы 0171 очного отделения

_________________________________

 

Научный руководитель: Арасланова В.А,

к.и.н., доцент кафедры  СГФ

__________________________________

 

Оценка ___________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сургут 2011г.

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

ГЕРАЛЬДИКА (от ср.-век. лат. heraldus глашатай) - гербоведение. Со 2-й пол. 19 в. вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы; ранее в 13 1-й пол. 19 вв. составление дворянских, цеховых и земельных гербов.

Геральдика - удивительная наука, дающая начало множеству, казалось бы, не связанных с ней систем знаний. Геральдика - описание гербов и их истории. Геральдика - гербовладение, составление и изучение гербов. Геральдика - дисциплина, изучающая гербы как исторические источники.

Геральдика - это  искусство и система использования  геральдических символов. Но эта наука связана непосредственно с секретарским делом. Печати являются неотъемлемой частью работы секретаря-референта. А для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, обратимся к истории.

ГЕРБ  – (польск. Herb < нем. Erbe наследство) отличительный знак государства, города, сословия, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и т.п.

Первым гербом, о котором свидетельствуют документы, в Европе является упоминаемый под 1127 годом герб на щите Жоффруа, графа Анжуйского. Во времена, когда большинство населения было неграмотно, рыцари и дворяне сочли удобным использовать герб для своих печатей, которыми они “подписывали” документы. Таким образом, именно геральдика положила начало существованию печатей, как удостоверений подлинности документа. Такая же связь прослеживается и между этой наукой и создаваемыми знаками качества: во многих из них используются элементы старинного учения о гербах.

 

 

 

 

Из  истории геральдики

Составление и  чтение гербов - настоящее искусство. Геральдические символы, которые наследовались по мужской линии и выступали чем-то вроде отчества, возникли в середине 12 века как средство идентификации средневекового рыцаря, который, облаченный в доспехи и с опущенным забралом, не мог был быть опознанным ни врагом, ни товарищем по оружию. Первоначально четкие и живописные символы писались на щитах, те же символы изображались на плащах - свободном одеянии без рукавов, которое закрывало оружие. Это одеяние называли “плащ на оружии”, потом “оружие” (отсюда английское слово “герб” и “оружие” обозначаются одним словом “arms”). Распространению гербов немало способствовали рыцарские турниры. Турниры распространили моду на эмблемы по всей Европе.

ТУРНИР - (нем. Turnier), военное состязание рыцарей  в средневековой Зап. Европе. В  большинстве стран прекратились в 16 в.

Но вскоре стало  ясно, что в применении гербов необходимо навести порядок, поскольку часто носители гербов выбирали их по своему усмотрению, и случаи повторения были нередки. Контроль за этим был поручен представителям короля или наиболее знатным дворянам, герольдам (по-английски “вестникам”). Герольды разработали строгую систему, чтобы регулировать использование гербов и следить, чтобы гербы не повторялись.

ГЕРОЛЬД - (нем. Herold, от ср.-век. лат. heraldus), в Зап. Европе в средние века глашатай, церемониймейстер при дворах королей и крупных феодалов, распорядитель на торжествах, рыцарских турнирах и т. п.

Поначалу гербы  выдавались дворянству только от имени  королевского дома, они рассматривались  как знак отличия и символ высочайшего статуса. К середине 15 века эта честь распространилась на богатых купцов, аббатов, священников. В Англии существует три ранга лиц, имеющих право определять герб: короли гербов, герольды и пурсуиванты (поначалу – ученики герольдов). Короли гербов в свою очередь разделяются на три категории: Гартер (по-английски “подвязка”), Кларенсо (названа в честь герцога Кларенса) и Норрой и Ольстер (этот титул был создан в 1943 году). Шесть герольдов называются до сих пор Честер, Виндзор, Ричмонд, Сомерсет, Йорк и Ланкастер Четыре пурсуиванта носят следующие имена: Портсулли, Блюмантл, Руж Круа, Руж Драгон. В Шотландии же главным лицом является Лорд Лев - царь гербов. Герольды носят имена: Марчмонт, Албани, Ротсей, а пурсуиванты - Дингвалл, Кинтайр, Каррик и Уникорн.

Герб  говорит

Языком геральдики в Британии является блазон. Он был создан первыми герольдами как язык, позволяющий подробно и точно описать герб. Этот язык представляет собой смесь французских слов, которыми пользовались потомки норманнских и англосаксонских завоевателей.

Составляющие  гербов

Базовыми элементами герба являются детали экипировки рыцаря, в которой он принимает участие в сражении или на турнире: щит, шлем, одеяние, “крест” и “гирлянда”. Другие основные компоненты - поддерживатели щита, а так же девиз.

Самым важным элементом герба  является щит. На протяжении столетий щитом пользовались как для защиты, так и для демонстрации своих  символов.

Вторым по значению является крест (от латинского crista -“петушиный хохолок”). В геральдике так называется украшение или эмблема на шлеме. Иногда так неправильно называют герб, но, хотя бывают гербы без “крестов”, “крест” без герба невозможен. Часто фигура не “кресте” повторяла изображение на щите. Животные, птицы, части человеческого тела, такие как согнутая рука, были часто употребимы, хотя встречались и изображения неодушевленных предметов, как, например, ковша или цепи.

ЭМБЛЕМА – (гр. Рельефное  украшение) условное изображение какого-либо понятия, идеи.

ГРИФОН - в древневосточной  мифологии фантастическое животное с туловищем льва, орлиными крыльями и головой орла или льва.

ГРИФ - (франц. griffe), штемпель с образцом подписи или  каким-либо другим рукописным текстом, а также оттиск такой печати или штемпеля на документе.

 

Ниже “креста” располагается гирлянда. Как правило, это две полоски шелковой материи, несущие два главных цвета щита.

Ниже “креста” и “гирлянды” располагается шлем. Как и форма щита, форма шлема за многие годы претерпела изменения - от конического шлема с полоской, прикрывающей нос, времен нормандского завоевания, до шлемов 15 века, которые полностью закрывали лицо. С семнадцатого века форма шлема стала зависеть от ранга лица, который его носил. Шлем короля и принцев был золотым с металлическими полосами спереди (шлем короля имел пять полос, шлем принца Уэльского - семь), шлем пэра был серебряным или золотым, с пятью профилями в профиль, у баронов были стальные шлемы без железных полос, с большим визуальным обзором, у эсквайров и дворян низшего ранга - из стали с узкой щелью для обзора.

Фигуры, которые располагаются по сторонам щита, называются поддерживатели Их присваивали гербу только главы фамилии самого высшего ранга - королю, пэрам, высшему дворянству. Поддерживателями могли служить человек, птица, зверь или рыба. Как правило, фигура несла иносказание или какой-то намек. Город Глазго, к примеру, на своем гербе в качестве поддерживателей герба имел двух осетров. Поддерживатели могли быть мифологическими персонажами: два золотых единорога поддерживают герб Общества Аптекарей - здесь содержится намек на веру в то, что рога животного способны очищать организм. Среди неодушевленных поддерживателей встречаются деревья, горящие факелы и Геркулесовы столбы. Вовсе не обязательно, чтобы поддерживатели по обеим сторонам были одними и теми же, - у королевского герба поддерживателями являются фигуры льва Англии и единорога Шотландии.

Ранние поддерживатели как  бы парили в воздухе, они лишь позднее  обрели твердое основание. Это основание называлось компартмент (от французского comporter - “нести”) и представляло собой полянку с зеленой травой.

К шлему прикреплялось  и живописно развевалось позади щита одеяние.

 

Девиз писался на ленте, которая в английской геральдике располагалась ниже щита, а на континенте - наверху. Обычно короткое изречение выражало направляющий принцип, благородные чувства или же содержало намек на имя владельца герба

 
Полагают, что одеяние возникло от защитного покрывала, которое спасло крестоносцев от палящего солнца Святой Земли, а девиз - от клича перед схваткой

Зачем нужен герб?

Герб выполняет ту же функцию, что и название: определяет того, кому принадлежит. В основе своей герб и название есть одно и то же - только название определяет владельца речевыми средствами (то есть средствами, которые человек воспринимает с помощью слуха - звуками и составленными из них словами), а герб - средствами визуальными.

Существование гербов (ровно  как и других, сходными с гербами  по выполняемым функциям опознавательных  знаков: эмблем, клейм, тамг, печатей  и т.п.) вызвано тем, что человек  с самого начала своего существования насущно нуждается в средстве, позволяющем отличать свое от чужого и своих от чужих. Названия здесь далеко не всегда могут прийти на помощь. Во-первых, названия одних и тех же объектов звучат по-разному в разных языках и далеко не каждый человек способен узнать название даже своего родного государства или города, произнесенное на иностранном языке. Во-вторых, названия передаются надписями в различных формах письменности, люди же редко владеют более чем одним-двумя языками кроме родного. Но даже в родном языке надпись не всегда может помочь: вспомним, что всеобщая грамотность - очень новое явление, в Европе, Северной Америке, ряде стран других континентов она распространилась лишь в конце XIX - начале ХХ веков. Таким образом, названия произнесенные вслух или сообщенные посредством надписи далеко не всегда могут быть поняты и распознаны окружающими.

В отличие от языка звуков, букв и слов язык цветов и фигур является интернациональным. Это обуславливается свойством человеческой натуры: с помощью зрения мы воспринимаем от 80 до 90% информации, и лишь 10-20% сообщают нам другие средства восприятия (слух, вкус, обоняние, осязание). Обычно человек знает около 5-7 тысяч слов родного языка, а активно использует 2-3 тысячи слов. Количество же зрительных образов, которые мы умеем запоминать и узнавать не поддается исчислению - оно бесконечно огромно. В этой связи с первобытных времен существования человек для идентификации своего - чужого, своих - чужих активно использует различные изобразительные знаки: цвета и фигуры, составленные из них эмблемы: тотемы, родовые и племенные знаки, татуировки, украшения, шрамы, раскраску кожи, особые виды одежды, оружия и утвари и многое-многое другое.

Принцип существования опознавательных знаков вполне прост: человек помещает эти знаки на то, что принадлежит ему, что он хочет пометить как свое. Конечно, незнакомец столкнувшийся с помеченной опознавательным знаком вещью или территорией (например, охотничьим угодьем) не всегда сразу может понять кому именно оно принадлежит. Однако наличие знака говорит о том, что данная вещь или объект уже не являются ничейными, они указывают на то, что кто-то уже закрепил свое право на пользование или собственность ими.

С простейшим примером практического использования опознавательных знаков те из нас, кто посещает детские дошкольные заведения (детские сады, группы), сталкивается уже в первые годы жизни. Повсеместно в детских садах принята практика обозначать принадлежащие детям вещи (шкафчики для одежды, вешалки для полотенец, кровати, места за столом) условными изображениями (простейшими рисунками - например, овощей и фруктов, зверей, элементарных сооружений: вагончиков, машинок, домиков и т.д.). И ребенок, подчас совсем маленький (в возрасте от 2 лет), не владеющий чтением, письмом и счетом, часто даже не умеющий еще хорошо разговаривать, легко и эффективно начинает пользоваться геральдикой - с помощью опознавательных знаков узнавать принадлежащие ему вещи и объекты.

Примеры эффективности  визуальных знаков можно черпать не только из детства. Автомобиль сегодня стал повсеместно распространенным средством передвижения, а вождение автомобиля доступно все большему и большему количеству людей. Обучение вождению начинается… с изучения дорожных знаков. Почему для обозначения различных дорожных ситуаций и требований приняты знаки (которые не всякому взрослому человеку легко быстро выучить)? Почему не заменить их надписями? Потому что, во-первых, системы дорожных знаков интернациональны и водитель, выучивший знаки, сможет уверенно ориентироваться на дорогах большинства стран мира (чего он не смог бы, если бы вместо знаков применялись надписи на неизвестном ему языке иной страны). А во-вторых, знаки - то есть изобразительные конструкции - опознаются и воспринимаются нами гораздо быстрее, чем надписи. На то, чтобы прочесть, осознать, проанализировать придорожную надпись и скорректировать свои действия сообразно сделанному надписью предупреждению уходят доли секунд, а иногда и секунды. При современных скоростях дорожного движения секунды и доли секунд решают очень многое: замедление реакции, задержка решения на секунду может стать причиной аварии, а иногда и гибели. Именно поэтому на дорогах всего мира преимущественно используются не надписи, а знаки: изобразительную конструкцию, знак мы воспринимаем мгновенно. Это сохраняет нам те самые секунды и доли секунд от которых зависят безопасность, а нередко и жизнь.

Каждая человеческая культура, народ, страна, территория, племя, род создают собственные опознавательные знаки, существует огромное количество различных знаковых традиций и форм. По мере развития общества, расширения границ взаимодействия людей, становления государств различные местные знаковые традиции сплетались, воздействовали друг на друга, оптимизировались и обобщались. В результате появлялись системы знаков различия в основе своей общие для крупных человеческих общностей - даже не государств, а шире: мировых культур. Развитие знаковой культуры в Европе привело к рождению геральдики: практики создания и использования гербов и иных, связанных с гербами, опознавательных знаков.

Информация о работе Геральдика