Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 12:37, реферат
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина является одним из крупнейших в России музеев, в котором представлена богатейшая коллекция художественных произведений зарубежного искусства, начиная с древнейших времен и заканчивая современностью.
Весьма обширна экспозиция тонированных гипсовых слепков с произведений античности, достаточно богатой является коллекция подлинных произведений живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства Средних веков и эпохи Возрождения.
Московский Государственный Областной университет |
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина |
Реферат по культурологии. |
Деменкова София Владимировна |
I курс
Соц. Работа с СиД
10.10.2014
Введение.
Государственный
музей изобразительных искусств имени
А. С. Пушкина1— один из самых крупных и значительных
российских музеев европейского и мирового
искусства.
Памятник архитектуры расположен в центре
Москвы, по адресу: улица Волхонка,
12. Открыт 31 мая (13 июня) 1912 года.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина является одним из крупнейших в России музеев, в котором представлена богатейшая коллекция художественных произведений зарубежного искусства, начиная с древнейших времен и заканчивая современностью.
Весьма обширна экспозиция тонированных гипсовых слепков с произведений античности, достаточно богатой является коллекция подлинных произведений живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства Средних веков и эпохи Возрождения.
История.
История создания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина своими корнями уходит в начало 19 века. Именно в 20-х годах 19 века среди членов кружка княгини З.А. Волконской родилась идея организовать при Московском университете Эстетический музей. Воплощению этой идеи в жизнь мешало только одно – отсутствие средств, поэтому музей так и оставался в умах и сердцах знати еще на протяжении нескольких десятков лет. В 40-х годах при университете был основан Кабинет Изящных Искусств. Инициаторами выступили московские профессора и меценаты. Городская дума выделила для возведения здания музея территорию бывшего Колымажного двора вблизи Кремля. В массы был брошен клич – пожертвовать кто сколько может на основание музея, причем принимались не только деньги, но и предметы искусства, целые коллекции оригиналов и слепков.
Фундамент здания музея был торжественно заложен 17 августа 1898 года, на церемонии присутствовали император Николай II и члены его семьи. Был организован архитектурный конкурс, по результатам которого проектом музея занимался архитектор Р.И. Клейн. Открытие Музея изящных искусств императора Александра III, как он тогда назывался, состоялось лишь в 1912 году. По официальным данным такое название музея пожелала видеть первая крупная жертвовательница В.А. Алексеева, не преминувшая отразить свою волю в завещании. Впоследствии музей несколько раз изменял свое название. С 1919 года он назывался Музей изящных искусств при Московском Государственном университете, с 1924 года стал именоваться Государственный Музей изобразительных искусств, а в 1937 году музей получил свое нынешнее название — Государственный Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Музей был открыт в 1912 г. Здание, построенное для него архитектором Р.И. Клейном, стало одним из самых красивых в столице России - с фасадом, украшенным колоннами в греческом стиле, и лестницей из розового мрамора. Основателем и первым директором нового музея был известный филолог и искусствовед Иван Владимирович Цветаев (1847-1913), отец русского поэта Марины Цветаевой. Ему удалось привлечь пожертвования на строительство музея. А главным меценатом стал владелец стекольных заводов Ю.С. Нечаев-Мальцев.
Данный музей создавался как учебно-вспомогательный и публичный на основе Кабинета (Музея) изящных искусств и древностей Московского университета. Он задумывался, как собрание копий мировых шедевров, поэтому изначально его фонды формировались путем фотосъемки гипсовых слепков известнейших памятников искусства, размещенных в различных музеях Европы и на площадях европейских городов. Музей стал первым в России учреждением такого типа.
Коллекции.
Поначалу основу коллекций
составляли гипсовые слепки со знаменитых
скульптур начиная с античных времен и
до эпохи Возрождения. С момента основания
в музее хранится и богатейшая «египетская»
коллекция подлинных памятников культуры
и искусства Древнего Египта, принадлежавшая
русскому ученому B.C. Голенищеву.
Постепенно в музее собралась прекрасная
коллекция западноевропейской живописи
и скульптуры XII—XX вв. Составили ее частные
собрания русских коллекционеров, а ряд
картин передал музею Эрмитаж. Теперь здесь представлена
живопись итальянских, испанских, голландских,
фламандских, английских, французских
художников.
Особо славится музей большой
коллекцией произведений французских
импрессионистов. Дело в том, что некоторые
русские коллекционеры последней трети
XIX в., например предприниматели М.А. Морозов,
С.И. Щукин, С.И. Мамонтов, покупали картины
молодых французских импрессионистов
еще тогда, когда те были совершенно безвестны.
Теперь имена этих мастеров знамениты:
Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль
Писсарро, Поль Сезанн, Альфред Сислей...
Сейчас Государственному
музею изобразительных искусств имени
А.С Пушкина, основу огромной коллекции
которого и составили эти частные собрания,
завидуют многие известные французские музеи.
Если рассматривать композицию музея более подробно, то на сегодняшний день Государственный Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – это целый комплекс строений. На первом этаже музея представлены подлинные произведения искусства Древнего Египта, античности, собрание европейской живописи 8-18 веков. Зал "Искусство Древнего Египта IV-I тысячелетия до н.э." знакомит с этапами развития культуры Египта, представляет предметы искусства древних народов, населявших Переднюю Азию, Средиземноморье, Индийский полуостров и Латинскую Америку. Экспозиция зала "Сокровища Трои" состоит из предметов, обнаруженных Генрихом Шлиманом во время раскопок Трои в 1871–1890 годах.
Пройдя на второй этаж, экскурсанты попадают в залы с экспозициями предметов искусства Древней Греции, Рима, Средних веков и Возрождения. Зал "Искусство античного мира" подразделяется на четыре раздела – Кипр, Древняя Греция, Этрурия, Древний Рим, в каждом из которых представлены памятники основных художественных регионов и центров античного Средиземноморья. Одним из самых молодых является зал "Искусство Северного Причерноморья", коллекция которого построена на материалах, найденных экспедициями ГМИИ имени А.С. Пушкина на юге России и в Крыму. Ознакомиться с искусством и культурой Египта после походов Александра Македонского можно в зале под названием "Коптское и Эллинистическое искусство". Весьма популярен среди экскурсантов зал "Искусство Византии 14-16 веков. Искусство Италии 8-16 веков", где представлена живопись Византии и искусство Италии от Проторенессанса до маньеризма. Жемчужинами коллекции бесспорно являются две монументальные иконы "Мадонна с Младенцем на троне" и "Мадонна с Младенцем и двумя донаторами".
Впервые в музее искусство Северного Возрождения представлено в отдельном зале под названием "Искусство Германии и Нидерландов 15-16 веков". Следует отметить, что собрание немецкого искусства 15 века по числу и качеству работ является лучшим в России. Одна из самых ярких и привлекательных частей коллекции живописи старых мастеров экспонируется в зале "Фламандское Искусство 17 века", коллекция которого дает целостное представление о фламандской школе. Работы Рембрандта, его учеников и последователей выделены в отельной экспозиции, что позволяет проследить эволюцию творчества Рембрандта, а также отметить своеобразие его художественного стиля. Один из самых многочисленных и привлекательных разделов экспозиции– это картины голландской школы 17 столетия. Два основных зала музея - это "Итальянский дворик" и "Греческий дворик". Особенность "Греческого дворика" состоит в трехуровневой структуре пола, что позволило с точностью передать архитектуру Афинского Акрополя. А зал "Итальянский дворик" - это уменьшенная копия внутреннего двора палаццо Барджело.
Музей личных коллекций был создан в 1985 году, как отдел Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Идейным вдохновителем его возникновения стал московский коллекционер, искусствовед И.С. Зильберштейн. Для посетителей он был открыт 24 января 1994 года в доме № 14 по ул. Волхонка, в левом флигеле усадьбы Голицыных, рядом с Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. 24 января 1994 года Музей переехал в новый, перестроенный из двух старинных зданий комплекс по адресу ул. Волхонка, 10. С момента основания Музея в его фонды от дарителей поступило около тридцати коллекций: живопись, графика, скульптура, прикладное искусство и художественная фотография. На сегодняшний день музей состоит из 23 экспозиционных залов, галереи для проведения выставок, современных хранилищ для живописи.
Одним из структурных подразделений Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина является Учебный художественный музей имени И.В. Цветаева, который также является отделом Музейного центра Российского государственного гуманитарного университета. Открытие Учебного художественного музея имени И.В. Цветаева состоялось 30 июня 1997 года. В семи залах к вниманию экскурсантов представлено 750 слепков и копий с памятников искусства Древнего Египта и Передней Азии, Древней Греции, Рима, европейского Средневековья и эпохи Возрождения. Первоочередная функция, которую выполняет данный музей – обучающая, он служит базой для студенческих занятий.
Мемориальная квартира Святослава Рихтера – еще один отдел Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Ее торжественное открытие состоялось в январе 1999 года на Большой Бронной улице в доме 2/6. Каждая экскурсия не только включает в себя информацию о биографии и творчестве композитора, она сопровождается прослушиванием произведений в личном исполнении С. Рихтера и просмотром фильма о музыканте.
Последним нововведением Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина является Центр эстетического воспитания детей и юношества "Мусейон", разместившийся в старинной городской усадьбе, памятнике архитектуры конца 19 - начала 20 века. Центр проводит работу в различных направлениях: выставки детского рисунка и работ профессиональных художников, драматические представления и музыкальные концерты детских и профессиональных коллективов, встречи с художниками. Однако основными остаются занятия в залах Музея и встречи с подлинниками мирового искусства.
Здания.
Как уже было отмечено ранее, ГМИИ им. А.С. Пушкина занимает четыре здания - Главное здание, построенное по проекту московского архитектора Р.И. Клейна, здание Музея личных коллекций, Галереи Искусства Стран Европы и Америки XIX-ХХ веков и Детского центра "Мусейон". На правах отделов ГМИИ существуют также Учебный музей имени И.В. Цветаева (в здании Российского государственного гуманитарного университета) и Мемориальная квартира Святослава Рихтера (находится по адресу Большая Бронная, 6/2)
Библиотека
При музее имеется крупная библиотека, основанная ещё до официального открытия музея в 1904. Фонд библиотеки насчитывает почти 1 млн единиц хранения, в основном это литература по искусствоведению.
Название музея.
1912—1917 — Музей изящных искусств им. Императора Александра III при Московском университете
1917—1923 — Музей изящных искусств при Московском университете
1923—1932 — Государственный музей изящных искусств
1932—1937 — Государственный музей изобразительных искусств
1937 — настоящее время — Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Список директоров музея
1911—1913 — И. В. Цветаев
1913—1921 — В. К. Мальмберг
1921—1923 — В. Е. Гиацинтов, и. о. директора
1923—1928 — Н. И. Романов
1928—1929 — Ф. Н. Ильин
1929—1932 — В. П. Полонский
1932—1933 — Б. Е. Этингоф
1933—1935 — И. М. Бык-Бек
1935—1936 — А. Н. Васильев
1936—1939 — В. А. Эйферт
1939—1944 — И. И. Коротков
1941—1942 — В. Н. Крылова, и. о. директора
1944—1950 — С. Д. Меркуров
1950—1954 — Н. Н. Слоневский
1954—1961 — А. И. Замошкин
1961—2013 — И. А. Антонова
2013 — по настоящее время — М. Д. Лошак
Список президентов музея
2013 — по настоящее время — И. А. Антонова
Перспективы
Администрация музея боролась за выполнение проекта реконструкции здания Дворянского собрания и его объединения с главным зданием музея по проекту британского архитектора Нормана Фостера. В августе 2013 года выяснилось, что проект реконструкции музея отсутствует. Норман Фостер выступил с заявлением, в котором он отказался от участия в проекте и просил не упоминать его имени в связи с этой стройкой. Осенью 2013 года московские власти заявили, что намерены объявить новый конкурс на реконструкцию музея.
Планируемая реконструкция может привести к изменению исторического облика основного здания Музея, являющегося памятником архитектуры, и вызывает опасения экспертов.
100-летие музея
К 100-летнему юбилею музея в 2012 году была выпущена серия юбилейных медалей и почтовая марка.
Так же в день юбилея, 31 мая 2012 года на «Первом канале» состоялась премьера двухсерийного фильма Леонида Парфёнова «Глаз божий», посвящённого столетней истории музея.
Заключение.
В целом Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина предлагает широкий спектр научно-просветительских мероприятий: лекции, экскурсии, кружковые занятия. Сотрудниками музея разработано более 15 различных маршрутов, которые дают возможность изучить различные периоды истории зарубежного искусства.
Источники.
Интернет ресурсы:
Литература:
1 (сокращённо ГМИИ им. А. С. Пушкина, бывший «Музей изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете»)
2 Ред.-сост. И. Е. Прусс; Под общ. ред. д-ра искусствовед. И. Е. Даниловой. — М.: Советский художник, 1982. — 256 с. —10 000 экз. (обл.)
Информация о работе Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина