Готическая Культура Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:10, реферат

Краткое описание

Готический стиль - это художественный стиль,
явившийся завершающим этапом в развитии средних
веков искусства стран Западной, Центральной и частично
Восточной Европы (между серединой 12 и 16 веков).

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ФРАНЦИИ.docx

— 25.10 Кб (Скачать файл)

     ГОТИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА ФРАНЦИИ  
Готический стиль - это художественный стиль,  
явившийся завершающим этапом в развитии средних  
веков искусства стран Западной, Центральной и частично  
Восточной Европы (между серединой 12 и 16 веков).  
Термин «Готика» введен в эпоху Возрождения как  
уничижительное обозначение всего средневекового  
искусства, считавшегося «варварским». С начало 19 века,  
когда для искусства был принят термин романский стиль,  
были ограничены хронологические рамки Готики, в ней  
выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы.  
Готика развивалась в странах, где господствовала  
католическая церковь, и под её эгидой феодально-  
церковной основы сохранялись в идеологии и культуре  
эпохи Готики. Готическое искусство оставалось  
преимущественно культовым по назначению и  
религиозным по тематике: оно было соотнесено с  
вечностью, с «высшими» иррациональными силами.  
Для Готики характерны символико - аллегорический  
тип мышления и условность художественного языка. От  
романского стиля Готика унаследовала главенство  
архитектуры в системе искусств и традиционные типы  
культур, зданий. Особое место в искусстве Готики занимал  
собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры  
и живописи (преимущественно витражей). Несоизмеримое  
с человеком пространство собора, вертикализм его башен  
и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности  
архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали  
сильное эмоциональное воздействие на верующих.  
Развитие искусства Готики отражало и кардинальные  
изменения в структуре средневекового общества: начало  
формирования централизованных государств, рост и  
укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и  
ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По  
мере развития общественного сознания, ремесла и  
техники, ослабевали устои средневековых религиозно-  
догматических мировоззрений, расширялись возможности  
познания и эстетического осмысления реального мира;  
складывались новые архитектурные типы и тектонической  
системы. Интенсивно развивались градостроительство и  
гражданская архитектура.  
Городские архитектурные ансамбли включали  
культурные и светские здания, укрепления, мосты,  
колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась  
домами с аркадами, торговыми и складскими  
помещениями в нижних этажах. От площади расходились  
главные улицы, узкие фасады двух-, реже трёх -этажных  
домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль  
улиц и набережных. Города окружались мощными стенами  
с богато украшенными проездными башнями. Замки  
постепенно превращались в сложные комплексы  
крепостей, дворцовых и культурных сооружений. Обычно  
в центре города, господствуя над его застройкой,  
находился собор, становившийся средоточием городской  
жизни. В нем наряду с богослужением устраивались  
богословские диспуты, разыгрывались мистерии,  
происходили собрания горожан. Собор мыслился своего  
рода сводом знания (главным образом богословского),  
символом Вселенной, а его художественный строй,  
сочетавший торжественное величие со страстной  
динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой  
иерархической системой их соподчинения, выражал не  
только идеи средневековой общественной иерархии и  
власти божественных сил над человеком, но и растущее  
самосознание горожан, каркас из столбов (в зрелой Готике  
- пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок.  
Структура здания складывается из прямоугольных ячеек  
(травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками,  
План собора в Реймсе (Франция). 1211—1311г.  
которые вместе с арками-нервюрами образуют остов кре-  
стового свода, заполненного облегченными небольшими  
сводами - распалубками.  
Боковой распор свода главного нефа передается с по-  
мощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы -  
контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в про-  
межутках между столбами прорезаются арочными окнами.  
Нейтрализация распора свода за счет вынесения наружу  
основных конструктивных элементов позволила создать  
ощущение лёгкости и творческое величие усилий человече-  
ского коллектива.  
Готика зародилась в Северной части Франции (Ильде-  
Франс) в середине 12 в. и достигла расцвета в первой по-  
ловине 13в. Каменные готические соборы получили во  
Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5  
- нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и  
полукруговым обходом хора («деамбула-торием»), к кото-  
рому примыкают радиальные капеллы («венец капелл»). Их  
высокий и просторный интерьер озарен цветным мерца-  
нием витражей. Впечатление неудержимого движения  
ввысь и к алтарю создается рядами стройных столбов,  
мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок,  
убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория).  
Благодаря контрасту высокого главного и полутемных бо-  
ковых нефов возникает живописное богатство аспектов,  
ощущение беспредельности пространства.  
На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и  
богатые архитектурно-пластические декорации, детали —  
узорные вимперги, фиалы, краббы и т. д. Статуи на консо-  
лях перед колонками порталов и в их верхней арочной га-  
лерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а так-  
же на капителях колонн образуют цельную символическую  
сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизо-  
ды Священного писания, аллегорические образы. Лучшие  
произведения готической пластики - декор, статуи фаса-  
дов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбуре про-  
никнуты одухотворённой красотой, искренностью и бла-  
городством.  
На главной площади городов строились ратуши с  
обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-  
Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величеств.  
дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс пап-  
ского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели») бо-  
гатых горожан.  
Смелая и сложная каркасная конструкция готического  
собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной  
мысли человека, позволила преодолеть массивность ро-  
манских построек, облегчить стены и своды, создать ди-  
намическое единство внутреннего пространства.  
В Готике происходит обогащение и усложнение синтеза  
искусств, расширение системы сюжетов, в которой отра-  
зились средневековое представления о мире. Основным  
видом изобразительного, искусства была скульптура, полу-  
чившая богатое идейно-художественное содержание и  
развитые пластические формы. Застылость и замкнутость  
романских статуй сменились подвижностью фигур, их об-  
ращением друг к другу и к зрителю. Со временем возник  
интерес к реальным природным формам, к физической  
красоте и чувствам человека. Новую трактовку получили  
темы материнства, нравственного страдания, мучени-  
чества и жертвенной стойкости человека.  
В Готике Франции органически переплелись лиризм и  
трагические аффекты, возвышенная духовность и соци-  
альная сатира, фантастический гротеск и фольклорность,  
острые жизненные наблюдения. Во эту в эпоху расцвела  
книжная миниатюра и появилась алтарная живопись;  
достигло высокого подъёма декоративное, искусство, свя-  
занное с высоким уровнем развития цехового ремесла.  
В поздней Готике, во Франции, получили распростра-  
нение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие  
деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и  
темперную живопись на деревянных досках. Сложился  
новый эмоциональный строй образов, отличающийся  
драматической (нередко экзальтированной) экспрессией,  
особенно в сценах страданий Христа и святых. К лучшим  
образцам французского готического искусства принад-  
лежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебрянные  
реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.  
Для поздней («пламенеющей») Готики характерен при-  
хотливый, напоминающий языки пламени узор оконных  
проёмов (ц. Сен-Маклу в Руане). Появились росписи на  
светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14—15  
вв.). В миниатюрах (гл. обр. часословах) наметилось  
стремление к одухотворённой человечности образов, к пе-  
редаче пространства и объёма. Воздвигались светские по-  
стройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские  
здания, танцевальные залы). Скульптуру соборов (в Бам-  
берге, Магдебурге, Наумбубге) отличают жизненная кон-  
кретность и монументальность образов, мощная пластиче-  
ская экспрессия. Части храмов украшались рельефами,  
статуями, растительным орнаментом, изображениями  
фантастических животных; характерно обилие в декоре  
светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян,  
гротескные и сатирич. изображения). Разнообразна и те-  
матика витражей, в гамме которых преобладали красные,  
синие и жёлтые тона.  
Сложившаяся готическая каркасная система появи-  
лась в церкви аббатства Сен-Дени (1137—44). К ранней го-  
тике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре,  
например, собор Нотр-Дам на острове Сите в Париже. Бо-  
гатством ритма, совершенством архитектуры композиции  
и скульптуры декора отличаются грандиозные соборы зре-  
лой Готики в Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-  
Шапель в Париже (1243-1248) с многочисленными вит-  
ражами. С середине 13 века величественные соборы  
строились в других европейских странах - в Германии (в  
Кельне), Нидерландах (в Утрехте), Испании (в Бургосе,  
1221— 1599), Великобритании (Вестминстерское аббатство  
в Лондоне), Швеции (в Упсале), Чехии (хор и трансепт со-  
бора св. Вита в Праге), где готич. строит, приёмы получи-  
ли своеобразную местную интерпретацию. Крестоносцы  
донесли принципы Г. до Родоса, Кипра и Сирии.  
В конце 13 начале 14 века строительство соборов во  
Франции переживало кризис: архитектурные формы ста-  
ли суше, декор обильнее, статуи получили одинаковый  
подчёркнутый З-образный изгиб и черты куртуазности.  
ОСОБЕННОСТИ ГОТИКИ ФРАНЦИИ  
Старые города постепенно разрастались, укреплялись ,  
перестраивались, новые обычно возводились на регуляр-  
ной основе, зачастую имели прямоугольную сетку улиц,  
очень плотную застройку и две главные площади - собор-  
ную и рыночную. Главным городским сооружением остал-  
ся собор, господствовавший над всей застройкой и полу-  
чивший во Франции свои классические формы. Это три -  
пять нефные базилики с трансептом и полукруглым обхо-  
дом хора, венцом капелл, высоким и просторным интерье-  
ром, двух-башенным фасадом с тремя перспективными  
порталами и готической розой в центре. Произведения  
раннеготического зодчества (церковь аббатства Сен-Дени:  
соборы в Сансе, ок. 1140, в Париже, в Шартре) сохранили  
массивность стен, грузность нервюр, горизонтальность  
композиций линий фасадов, тяжёлые двух-про-лётные  
аркбутаны. Подчёркнутый вертикализм, обилие скульп-  
туры и декор, деталей свойственны грандиозным со-  
борам зрелой готики в Реймсе, Амьене, часовне Сент-  
Шапель в Париже. В конце 13 - 14 веков в архитектуре  
соборов стал преобладать обильный декор, скрывающий  
архитектурные членения, появились искривленные линии,  
пламенеющего стиля (церковь Сен - Маклу в Руане). Замки  
превратились в богато украшенные внутри дворцы (пап-  
ский дворец в Авиньоне; замок Пьерфон, 1390–1420г.). В  
15 веке возник тип богатого городского дома - отеля (дом  
Жака Кёра в Бурже, 1443-1451г.).  
В готической скульптуре, тесно связанной с архитек-  
турными формами, возродился интерес к физической кра-  
соте и чувствам человека, к реальным природным фор-  
мам. В этот период были созданы подлинные шедевры  
скульптуры: рельефы и статуи северного портала собора в  
Шартре, глубоко человечный образ благославляющего  
Христа на западном фасаде собора в Амьене, высоко-  
одухотворённые образы группы «Посещение Марией  
Елизаветы» на западном портале собора в Реймсе. Эти  
произведения оказали большое влияние на развитие всей  
западноевропейской скульптуры. В готической живописи  
главным элементом цветового оформления интерьера стал  
витраж, звучный и интенсивный по цвету. Особенно вы-  
деляются витражи часовни Сент-Шапель и собора в Шар-  
тре. Фресковая живопись, в которую наряду с канониче-  
скими сценами включались светские сюжеты и портреты,  
украшала стены дворцов и замков (росписи папского  
дворца в Авиньоне, 14 -15 вв.).  
В готической миниатюре усилилось стремление к дос-  
товерному воспроизведению натуры, расширился круг ил-  
люстрируемых рукописей, обогатилась их тематика. Под  
влиянием нидерландского и итальянского искусства поя-  
вились станковые картины и портреты. Решительный пе-  
реход к правдивому и жизненно убедительному изображе-  
нию реальной среды произошёл в творчестве Лимбург. Вы-  
соким мастерством, тщательностью отделки отличались  
произведения искусства: мелкая пластика, эмали шпале-  
ры, резная мебель.  
Стиль французской Готики проявился в удобных и  
вместе с тем торжественно-импозантных постройках  
королей и дворянских замков, функционально продуман-  
ных и прихотливо отделанных городских особняках. В них  
готически логичная конструкция, вертикализм и живо-  
писность композиции, живой силуэт удачно сочетаются  
с лёгким изящным декором и тонким членением плоско-  
стей стен. Таковы замки Амбуаз (1492-1498), Гайон  
(1501—10), отель Бур-терульд и Бюро финансов в Руане.  
Помимо приглашавшихся из Италии мастеров появи-  
лись многосторонне образованные французские архи-  
текторы — Н. Башелье, Ф. Делорм, П. Леско, Ж. А. Дю-  
серсо. Глубоко национальные произведения стали живо-  
писные, неотъемлемые от окружающего пейзажа замки-  
резиденции в долине Луары (Азе-ле-Ридо, 1518-1529г.;  
Шенонсо, 1515-1522г.; Шамбор, начат в 1519г.). Роскош-  
ная отделка парадных залов резным деревом, фресками,  
стуком характерна для дворца Фонтенбло, где работали  
итальянские мастера-маньеристы Россо Фьорентино и  
Приматиччо.  
Жемчужиной зрелости эпохи во Франции стало здание  
нового Лувра (1546—74, арх. Леско, скульптор Ж. Гужон) в  
Париже. Жизнерадостный и изящный стиль французского  
Возрождения в изобразительном искуссве наиболее ярко  
проявился в портрете (живописном и карандашном) таких  
замечатательных мастеров, как Ж. Фуке (известен также  
как выдающийся мастер миниатюры), Ж. и Ф. Клуэ, Кор-  
неля де Лион.  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  
1. Большая художественная энциклопедия. I – II том. 1980г.  
2. Воронцов А.И. Экскурс мировых достопримечательностей.  
Москва, 1983г.  
1

Информация о работе Готическая Культура Франции