Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:10, реферат
Готический стиль - это художественный стиль,
явившийся завершающим этапом в развитии средних
веков искусства стран Западной, Центральной и частично
Восточной Европы (между серединой 12 и 16 веков).
ГОТИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА ФРАНЦИИ
Готический стиль - это художественный
стиль,
явившийся завершающим этапом в развитии
средних
веков искусства стран Западной, Центральной
и частично
Восточной Европы (между серединой 12 и
16 веков).
Термин «Готика» введен в эпоху Возрождения
как
уничижительное обозначение всего средневекового
искусства, считавшегося «варварским».
С начало 19 века,
когда для искусства был принят термин
романский стиль,
были ограничены хронологические рамки
Готики, в ней
выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю
фазы.
Готика развивалась в странах, где господствовала
католическая церковь, и под её эгидой
феодально-
церковной основы сохранялись в идеологии
и культуре
эпохи Готики. Готическое искусство оставалось
преимущественно культовым по назначению
и
религиозным по тематике: оно было соотнесено
с
вечностью, с «высшими» иррациональными
силами.
Для Готики характерны символико - аллегорический
тип мышления и условность художественного
языка. От
романского стиля Готика унаследовала
главенство
архитектуры в системе искусств и традиционные
типы
культур, зданий. Особое место в искусстве
Готики занимал
собор - высший образец синтеза архитектуры,
скульптуры
и живописи (преимущественно витражей).
Несоизмеримое
с человеком пространство собора, вертикализм
его башен
и сводов, подчинение скульптуры ритмам
динамичности
архитектуры, многоцветное сияние витражей
оказывали
сильное эмоциональное воздействие на
верующих.
Развитие искусства Готики отражало и
кардинальные
изменения в структуре средневекового
общества: начало
формирования централизованных государств,
рост и
укрепление городов, выдвижение светских
сил, торговых и
ремесленных, а также придворно-рыцарских
кругов. По
мере развития общественного сознания,
ремесла и
техники, ослабевали устои средневековых
религиозно-
догматических мировоззрений, расширялись
возможности
познания и эстетического осмысления
реального мира;
складывались новые архитектурные типы
и тектонической
системы. Интенсивно развивались градостроительство
и
гражданская архитектура.
Городские архитектурные ансамбли включали
культурные и светские здания, укрепления,
мосты,
колодцы. Главная городская площадь часто
обстраивалась
домами с аркадами, торговыми и складскими
помещениями в нижних этажах. От площади
расходились
главные улицы, узкие фасады двух-, реже
трёх -этажных
домов с высокими, фронтонами выстраивались
вдоль
улиц и набережных. Города окружались
мощными стенами
с богато украшенными проездными башнями.
Замки
постепенно превращались в сложные комплексы
крепостей, дворцовых и культурных сооружений.
Обычно
в центре города, господствуя над его застройкой,
находился собор, становившийся средоточием
городской
жизни. В нем наряду с богослужением устраивались
богословские диспуты, разыгрывались
мистерии,
происходили собрания горожан. Собор мыслился
своего
рода сводом знания (главным образом богословского),
символом Вселенной, а его художественный
строй,
сочетавший торжественное величие со
страстной
динамикой, изобилие пластических мотивов
со строгой
иерархической системой их соподчинения,
выражал не
только идеи средневековой общественной
иерархии и
власти божественных сил над человеком,
но и растущее
самосознание горожан, каркас из столбов
(в зрелой Готике
- пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых
арок.
Структура здания складывается из прямоугольных
ячеек
(травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками,
План собора в Реймсе (Франция). 1211—1311г.
которые вместе с арками-нервюрами образуют
остов кре-
стового свода, заполненного облегченными
небольшими
сводами - распалубками.
Боковой распор свода главного нефа передается
с по-
мощью опорных арок (аркбутанов) на наружные
столбы -
контрфорсы. Освобожденные от нагрузки
стены в про-
межутках между столбами прорезаются
арочными окнами.
Нейтрализация распора свода за счет вынесения
наружу
основных конструктивных элементов позволила
создать
ощущение лёгкости и творческое величие
усилий человече-
ского коллектива.
Готика зародилась в Северной части Франции
(Ильде-
Франс) в середине 12 в. и достигла расцвета
в первой по-
ловине 13в. Каменные готические соборы
получили во
Франции свою классическую форму. Как
правило, это 3-5
- нефные базилики с поперечным нефом -
трансептом и
полукруговым обходом хора («деамбула-торием»),
к кото-
рому примыкают радиальные капеллы («венец
капелл»). Их
высокий и просторный интерьер озарен
цветным мерца-
нием витражей. Впечатление неудержимого
движения
ввысь и к алтарю создается рядами стройных
столбов,
мощным взлетом остроконечных стрельчатых
арок,
убыстренным ритмом аркад верхней галереи
(трифория).
Благодаря контрасту высокого главного
и полутемных бо-
ковых нефов возникает живописное богатство
аспектов,
ощущение беспредельности пространства.
На фасадах соборов варьируются стрельчатые
арки и
богатые архитектурно-пластические декорации,
детали —
узорные вимперги, фиалы, краббы и т. д.
Статуи на консо-
лях перед колонками порталов и в их верхней
арочной га-
лерее, рельефы на цоколях и в тимпанах
порталов, а так-
же на капителях колонн образуют цельную
символическую
сюжетную систему, в которую входят персонажи
и эпизо-
ды Священного писания, аллегорические
образы. Лучшие
произведения готической пластики - декор,
статуи фаса-
дов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбуре
про-
никнуты одухотворённой красотой, искренностью
и бла-
городством.
На главной площади городов строились
ратуши с
обильным декором, нередко с башней (ратуша
в Сен-
Кантене, 1351—1509). Замки превращались в
величеств.
дворцы с богатым внутренним убранством
(комплекс пап-
ского дворца в Авиньоне), строились особняки
(«отели») бо-
гатых горожан.
Смелая и сложная каркасная конструкция
готического
собора, воплотившая торжество дерзновенной
инженерной
мысли человека, позволила преодолеть
массивность ро-
манских построек, облегчить стены и своды,
создать ди-
намическое единство внутреннего пространства.
В Готике происходит обогащение и усложнение
синтеза
искусств, расширение системы сюжетов,
в которой отра-
зились средневековое представления о
мире. Основным
видом изобразительного, искусства была
скульптура, полу-
чившая богатое идейно-художественное
содержание и
развитые пластические формы. Застылость
и замкнутость
романских статуй сменились подвижностью
фигур, их об-
ращением друг к другу и к зрителю. Со временем
возник
интерес к реальным природным формам,
к физической
красоте и чувствам человека. Новую трактовку
получили
темы материнства, нравственного страдания,
мучени-
чества и жертвенной стойкости человека.
В Готике Франции органически переплелись
лиризм и
трагические аффекты, возвышенная духовность
и соци-
альная сатира, фантастический гротеск
и фольклорность,
острые жизненные наблюдения. Во эту в
эпоху расцвела
книжная миниатюра и появилась алтарная
живопись;
достигло высокого подъёма декоративное,
искусство, свя-
занное с высоким уровнем развития цехового
ремесла.
В поздней Готике, во Франции, получили
распростра-
нение скульптурные алтари в интерьерах,
объединяющие
деревянную раскрашенную и позолоченную
скульптуру и
темперную живопись на деревянных досках.
Сложился
новый эмоциональный строй образов, отличающийся
драматической (нередко экзальтированной)
экспрессией,
особенно в сценах страданий Христа и
святых. К лучшим
образцам французского готического искусства
принад-
лежат мелкая скульптура из слоновой кости,
серебрянные
реликварии, лиможская эмаль, шпалеры
и резная мебель.
Для поздней («пламенеющей») Готики характерен
при-
хотливый, напоминающий языки пламени
узор оконных
проёмов (ц. Сен-Маклу в Руане). Появились
росписи на
светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне,
14—15
вв.). В миниатюрах (гл. обр. часословах)
наметилось
стремление к одухотворённой человечности
образов, к пе-
редаче пространства и объёма. Воздвигались
светские по-
стройки (городские ворота, ратуши, цеховые
и складские
здания, танцевальные залы). Скульптуру
соборов (в Бам-
берге, Магдебурге, Наумбубге) отличают
жизненная кон-
кретность и монументальность образов,
мощная пластиче-
ская экспрессия. Части храмов украшались
рельефами,
статуями, растительным орнаментом, изображениями
фантастических животных; характерно
обилие в декоре
светских мотивов (сцены труда ремесленников
и крестьян,
гротескные и сатирич. изображения). Разнообразна
и те-
матика витражей, в гамме которых преобладали
красные,
синие и жёлтые тона.
Сложившаяся готическая каркасная система
появи-
лась в церкви аббатства Сен-Дени (1137—44).
К ранней го-
тике относятся также соборы в Лане, Париже,
Шартре,
например, собор Нотр-Дам на острове Сите
в Париже. Бо-
гатством ритма, совершенством архитектуры
композиции
и скульптуры декора отличаются грандиозные
соборы зре-
лой Готики в Реймсе и Амьене, а также часовня
Сент-
Шапель в Париже (1243-1248) с многочисленными
вит-
ражами. С середине 13 века величественные
соборы
строились в других европейских странах
- в Германии (в
Кельне), Нидерландах (в Утрехте), Испании
(в Бургосе,
1221— 1599), Великобритании (Вестминстерское
аббатство
в Лондоне), Швеции (в Упсале), Чехии (хор
и трансепт со-
бора св. Вита в Праге), где готич. строит,
приёмы получи-
ли своеобразную местную интерпретацию.
Крестоносцы
донесли принципы Г. до Родоса, Кипра и
Сирии.
В конце 13 начале 14 века строительство
соборов во
Франции переживало кризис: архитектурные
формы ста-
ли суше, декор обильнее, статуи получили
одинаковый
подчёркнутый З-образный изгиб и черты
куртуазности.
ОСОБЕННОСТИ ГОТИКИ ФРАНЦИИ
Старые города постепенно разрастались,
укреплялись ,
перестраивались, новые обычно возводились
на регуляр-
ной основе, зачастую имели прямоугольную
сетку улиц,
очень плотную застройку и две главные
площади - собор-
ную и рыночную. Главным городским сооружением
остал-
ся собор, господствовавший над всей застройкой
и полу-
чивший во Франции свои классические формы.
Это три -
пять нефные базилики с трансептом и полукруглым
обхо-
дом хора, венцом капелл, высоким и просторным
интерье-
ром, двух-башенным фасадом с тремя перспективными
порталами и готической розой в центре.
Произведения
раннеготического зодчества (церковь
аббатства Сен-Дени:
соборы в Сансе, ок. 1140, в Париже, в Шартре)
сохранили
массивность стен, грузность нервюр, горизонтальность
композиций линий фасадов, тяжёлые двух-про-лётные
аркбутаны. Подчёркнутый вертикализм,
обилие скульп-
туры и декор, деталей свойственны грандиозным
со-
борам зрелой готики в Реймсе, Амьене,
часовне Сент-
Шапель в Париже. В конце 13 - 14 веков в архитектуре
соборов стал преобладать обильный декор,
скрывающий
архитектурные членения, появились искривленные
линии,
пламенеющего стиля (церковь Сен - Маклу
в Руане). Замки
превратились в богато украшенные внутри
дворцы (пап-
ский дворец в Авиньоне; замок Пьерфон,
1390–1420г.). В
15 веке возник тип богатого городского
дома - отеля (дом
Жака Кёра в Бурже, 1443-1451г.).
В готической скульптуре, тесно связанной
с архитек-
турными формами, возродился интерес к
физической кра-
соте и чувствам человека, к реальным природным
фор-
мам. В этот период были созданы подлинные
шедевры
скульптуры: рельефы и статуи северного
портала собора в
Шартре, глубоко человечный образ благославляющего
Христа на западном фасаде собора в Амьене,
высоко-
одухотворённые образы группы «Посещение
Марией
Елизаветы» на западном портале собора
в Реймсе. Эти
произведения оказали большое влияние
на развитие всей
западноевропейской скульптуры. В готической
живописи
главным элементом цветового оформления
интерьера стал
витраж, звучный и интенсивный по цвету.
Особенно вы-
деляются витражи часовни Сент-Шапель
и собора в Шар-
тре. Фресковая живопись, в которую наряду
с канониче-
скими сценами включались светские сюжеты
и портреты,
украшала стены дворцов и замков (росписи
папского
дворца в Авиньоне, 14 -15 вв.).
В готической миниатюре усилилось стремление
к дос-
товерному воспроизведению натуры, расширился
круг ил-
люстрируемых рукописей, обогатилась
их тематика. Под
влиянием нидерландского и итальянского
искусства поя-
вились станковые картины и портреты.
Решительный пе-
реход к правдивому и жизненно убедительному
изображе-
нию реальной среды произошёл в творчестве
Лимбург. Вы-
соким мастерством, тщательностью отделки
отличались
произведения искусства: мелкая пластика,
эмали шпале-
ры, резная мебель.
Стиль французской Готики проявился в
удобных и
вместе с тем торжественно-импозантных
постройках
королей и дворянских замков, функционально
продуман-
ных и прихотливо отделанных городских
особняках. В них
готически логичная конструкция, вертикализм
и живо-
писность композиции, живой силуэт удачно
сочетаются
с лёгким изящным декором и тонким членением
плоско-
стей стен. Таковы замки Амбуаз (1492-1498),
Гайон
(1501—10), отель Бур-терульд и Бюро финансов
в Руане.
Помимо приглашавшихся из Италии мастеров
появи-
лись многосторонне образованные французские
архи-
текторы — Н. Башелье, Ф. Делорм, П. Леско,
Ж. А. Дю-
серсо. Глубоко национальные произведения
стали живо-
писные, неотъемлемые от окружающего пейзажа
замки-
резиденции в долине Луары (Азе-ле-Ридо,
1518-1529г.;
Шенонсо, 1515-1522г.; Шамбор, начат в 1519г.).
Роскош-
ная отделка парадных залов резным деревом,
фресками,
стуком характерна для дворца Фонтенбло,
где работали
итальянские мастера-маньеристы Россо
Фьорентино и
Приматиччо.
Жемчужиной зрелости эпохи во Франции
стало здание
нового Лувра (1546—74, арх. Леско, скульптор
Ж. Гужон) в
Париже. Жизнерадостный и изящный стиль
французского
Возрождения в изобразительном искуссве
наиболее ярко
проявился в портрете (живописном и карандашном)
таких
замечатательных мастеров, как Ж. Фуке
(известен также
как выдающийся мастер миниатюры), Ж. и
Ф. Клуэ, Кор-
неля де Лион.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большая художественная энциклопедия.
I – II том. 1980г.
2. Воронцов А.И. Экскурс мировых достопримечательностей.
Москва, 1983г.
1