Гуманитарная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 23:38, доклад

Краткое описание

Гуманитарная культура в современном понимании – мировоззрение Человека, воплощенное практически и прогнозируемое теоретически, основанное на вере, что окружающий нас Мир можно вообразить в сознании. Это мораль, религия, искусство, политика, философия и т.п., что входит в понятие духовное.

Вложенные файлы: 1 файл

Гуманитарная культура.doc

— 38.00 Кб (Скачать файл)

Гуманитарная  культура

Гуманитарная культура в  современном понимании – мировоззрение  Человека, воплощенное практически  и прогнозируемое теоретически, основанное на вере, что окружающий нас Мир  можно вообразить в сознании. Это мораль, религия, искусство, политика, философия и т.п., что входит в понятие духовное.

Естественнонаучная  культура

Естественнонаучная культура в современном понимании –  мировоззрение Человека, воплощенное  практически и прогнозируемое теоретически, основанное на вере, что окружающий нас Мир существует вне нашего сознания. Это наука (методы, теории, гипотезы, законы и т.д.), промышленность (заводы, транспорт, связь и т.д.), архитектура, сельское хозяйство, медицина, быт и т.п., что входит в понятие материальное.

Сходство и  различие гуманитарной и естественнонаучной культур

Существующих различий достаточно много, но можно выделить следующие основные принципы-антиподы:

1. Мнение – реальность (у гуманитариев мнение (хорошо  или плохо), у естественников есть  реальность, а ее оценка вторична);

2. Процесс – наблюдение (гуманитарий вносит в любой процесс элемент искусственности, естественник лишь наблюдает (описывает) реальность);

3. Образы – термины  и числа (гуманитарная культура  опирается на язык образов,  естественнонаучная – на язык  терминов и чисел);

4. Объяснение – понимание  (у гуманитариев явления личностны  (Я так понимаю), у естественников  безличностны (Есть, так как есть));

5. Генерализация – индивидуализация (естественники выделяют общее  в вещах, гуманитарии ищут в  них неповторимость, уникальность);

6. Отношение к ценностям  (у естественников ценность истинна  как объективная повторяемость  (диктатура фактов), у гуманитариев  преобладает аргументация под  заранее сделанный выбор (так  должно быть);

7.       Антропоцентризм (у естественников человек – часть природы, у гуманитариев человек – центр Вселенной);

8.       Идеологическая нейтральность – нагруженность (естественник ищет истину, гуманитарий нагружен идеологией, а поэтому стремится обосновать и оправдать какой-либо социальный интерес);

9.       Субъектно-объектное отношение (в области естествознания субъект (человек) и объект познания (природа) строго разделены, в сфере гуманитарной субъект (человек) и объект познания (общество) частично совпадают);

10.  Количество – качество (естествознание опирается на экспериментально-математические методы, гуманитарные науки в большей степени оперируют качественными показателями, тем более с учетом моральных запретов);

11.  Устойчивость - подвижность объекта (по сравнению с масштабами человеческой жизни природные объекты необычайно стабильны (атом всегда атом), социальное постоянство исторически кратковременно);

12.  Эталон – уникальность (в естествознании стремятся уникальность привести к эталону (к общему), гуманитарии ценят уникальность, выделенную из общего);

13.  Историчность – неисторичность (гуманитарное знание исторично, естественнонаучное – не обязательно).

Обсуждение различных  принципов естественнонаучного  и гуманитарного начала в человеческой культуре показывает их относительность, так как очевидно, что в каждом из них можно найти общее. Речь идет лишь о преобладании отдельных принципов в естественнонаучной или гуманитарной деятельности человека.

Гуманитарное познание невозможно без учета субъективных мотивов  людей, поступки которых подлежат изучению. Поскольку чужие мысли и дела не даны исследователю непосредственно, он должен реконструировать их по текстам, предметам искусства, быта и т.д. Такое познание мира принципиально невозможно без учета личности исследователя, так как разные люди, скорее всего, воспримут одни и те же предметы по-разному.

Гуманитарная культура ориентирована  на общечеловеческие ценности, такие, как гуманизм, демократия, мораль, права  человека и т.п. Но исследователь  этой культуры находится внутри рассматриваемых  проблем. Философские системы, религии, филологические исследования включают в себя особенности, присущие их творцу. Вся его жизнь часто неразрывно вплетена в "ткань" этих систем, религий и т.п. Поэтому и методы исследования, используемые в области гуманитарного знания, разительно отличаются от естественнонаучных и сводятся преимущественно к интерпретациям, толкованиям, сравнениям.

Особое место  в гуманитарной культуре занимает философия - наука о наиболее общих законах  развития природы, общества и человеческого  мышления. При этом свойственный философии обобщающий характер свидетельствует, что по своей сути она представляет собой организованную систему взглядов на окружающий мир и место в нем человека. Таким образом, философия вынуждена затрагивать, объяснять с общих позиций окружающий физико-биологический мир природы и его основные законы развития. Кроме того, один из разделов философии - гносеология - изучает также особенности адекватного научного познания этих законов человеком. Тем самым философия осуществляет реальную и органичную взаимосвязь между естественнонаучной и гуманитарной культурами, всемерно содействуя их синтезу и взаимодействию.

Специфика явлений, изучаемых соответственно в естествознании и гуманитаристике, позволяет очертить особенностивоспроизведения этих явлений на перцептуальном (чувственном), когнитивном (мыслительном), и лингвистическом(словесном) уровнях науки.

.

Гуманитарные  и естественные науки, а также  формирующиеся на их основе типы культур  разделены, но вместе с тем они  нуждаются друг в друге и они не столько противоположны, сколько взаимодополнительны. Такое неразрывное единство двух культур может быть обусловлено несколькими соображениями.

Во-первых, традиционная дифференциация научного знания, характерная  для естественных, технических и  гуманитарных наук, подготовила основание для междисциплинарной взаимосвязи сложившейся их системы.

Во-вторых, аппарат современного научного знания фактически приспособлен для реализации интегративных представлений, которые обусловлены внутренней логикой формирования науки, универсальностью структур и приемов научного мышления.

В-третьих, разрешение общечеловеческих (глобальных) проблем возникающих  в рамках цивилизаций в конце XX века, требует активизации процессов, связанных с интегративными тенденциями  в структуре науки.

Следует заметить, что понятие  культура чрезвычайно сближается, но, по-видимому, все-таки не может быть полностью отождествлено с еще более общей категорией - цивилизация.В философии, политологии, истории и культурологии последняя трактуется с достаточно разных, но, в конечном счете, с взаимодополняющих позиций, а именно как:

· социально обусловленный  нормативный базис для формирования культуры;

· достигнутый уровень  общественного развития и культуры;

· обобщенный исторический этап развития человеческого общества;

· географически определенная устойчивая общность сопредельных культур.

Таким образом, на основе приведенных  определений можно сделать вывод  о взаимообусловленности понятий  культура ицивилизация. Действительно, с одной стороны, культура является следствием, или продуктом, определенного уровня развития цивилизации, но, с другой стороны, она же в конечном счете и характеризует эту цивилизацию с точки зрения стороннего наблюдателя или последующих поколений всего человечества в целом.

При этом выделяют следующие основные типы цивилизационных культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, майя и западноевропейскую. Предсказывают и будущий интенсивный расцвет русско-сибирской культуры. Другие исследователи насчитывают около двадцати типов исторических цивилизаций, в том числе, в дополнение к уже названным выше, такие как шумерская, минойская, хеттская, эллинская, юкатанская, дальневосточная, индуистская, андская, мексиканская, православно-христианская и др.

В настоящее время культурно-цивилизационный научный подход различает (с учетом конфессиональной принадлежности) следующие обобщенные типы современных цивилизаций: западноевропейскую, российскую, исламскую, индо-буддийскую, конфуцианскую.

Достаточно широкое распространение  получила также технократическая классификация, согласно которой выделяют всего три основных типа цивилизаций: аграрную (доиндустриальную), промышленную (индустриальную) и информационную (постиндустриальную).

Процессы овладения культурой  новыми поколениями, механизмы приобщения к достижениям культуры выявляются в виде трех типов трансляции культуры. 

 


Информация о работе Гуманитарная культура