Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 21:16, реферат
В 1668 году близ Москвы на Коломенской горе было начато строительство деревянного дворца. В 1670 году посол Яков Рейтенфельс в «Сказании о Московии» писал: «Коломенский дворец кажется, только что вынутым из ларца благодаря удивительным образом, искусно сделанным украшениям, блистающим позолотою». Через 300 лет советские историки писали об это же: «Дворец объединил в себе все совершенство технических и богадство декоративных приемов, выработанных веками в плотничьем деле…резьба на крестьянских домах села Коломенского, Садовников, Дьяковского – это более поздние отголоски резьбы Коломенского деревянного дворца».
Министерство Образования и Науки Российской
Федерации
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет искусств.
Кафедра истории отечественного и зарубежного искусства.
Домовая резьба Алтайского края.
реферат
по изобразительному искусству региона
Выполнила студентка
4 курса, группы 1392(з)
Гавриченкова Е.П.
Преподаватель:
Доцент
Вишневская О. Б.
Барнаул 2013 г
введение
Говоря о резном дереве, хотелось бы сделать небольшой экскурс в истории декоративной резьбы по деревни на Руси.
В 1668 году близ Москвы на Коломенской
горе было начато строительство деревянного
дворца. В 1670 году посол Яков Рейтенфельс
в «Сказании о Московии» писал:
«Коломенский дворец кажется, только что
вынутым из ларца благодаря удивительным
образом, искусно сделанным украшениям,
блистающим позолотою». Через 300 лет
советские историки писали об это
же: «Дворец объединил в себе все
совершенство технических и богадство
декоративных приемов, выработанных веками
в плотничьем деле…резьба на крестьянских
домах села Коломенского, Садовников,
Дьяковского – это более
Устойчивость крина в
русском орнаменте
Деревенский наличник – своего рода визитная карточка резчика. Поле наличника, заполненное ли растительным узором или силуэтами диковинных птиц, украшенное ли порезками геометрических форм, именно его поле было тем плацдармом, где шло освоение орнаментальных мотивов прошлого, переработка их соответствии с городскими валянием, и на этом поле можно наблюдать плоды синтеза двух линий русского декоративного искусства. Имена людей, взрастивших эти плоды, большинстве своем неизвестны. Заботясь о красоте дома, деревня доверяла резчикам выразить свое представление о красивом, нимало не заботясь при этом о сохранении имен мастеров.
Высоко в горах, далеко в степи…
Въезжая в Горный Алтай, я не знал, какие постройки встречу. Но не сомневался в том, что увижу русские жилища, выстроенные по вековым традициям. При всей их схожести и общности на Руси, несомненно, бытовали разные варианты жилых построек, и украшались она по-рапзному. Не похожи между собой наружные украшения домов из разных мест России.
Уймон открывается из за
невысоких скал, проглядывающих сквозь
белостволье березняка. Березняк широко
разросся по низким террасам Катуни. В
умении уймонцев толково обращаться
с деревом лучше всего
Малая удача привела меня
к избе из трех звеньев. В среднем
было прорублено маленькое окно, обрамленное
простым наличником, и только капельки
– небольшие ромбовидные
Вообще резьбу в селах по Чуйскому встретишь нечасто. Однако нет – нет, да и промелькнут то нехитрый узор карниза в Черге, то пятиконечные звездочки над окошками где – нибудь в Теньге или Туэкне, то солнцеповодные вырезки на верхних досках наличников в Камлаке, а то и сложные спирали,… но это уже в Брыстрянске, уже ближе к Бийску.
Бийская «живинка в деле».
В Бийске немало домов, украшенных
пропиловочной резьбой, но дом на
улице Тургенева выглядит, пожалуй,
наиболее цельным. В повторяемости
и развитии отдельных деталей
резьбы по карнизу и фризу, на угловых
досках чувствуется стилевое единство
всего декора. Резчик не переборщил
в детализации отдельных
Геометрия и синее пространство.
У Барнаулки есть право называться хозяйкой города; она подсказала место его рождения, когда добытчики алтайской руды выбирали место для строительства медеплавильного завода.
С горы Барнаула открывается лучше всего: у подножья – ядро старого города, его первые каменные строения, а дальше нарастая во времени, волна многоэтажных домов набирает высоту, северный горизонт Барнаула – это всплеск двенадцатиэтажных высоток над зеленоволокнистой равнинно летнего города.
У всякой волны есть способность к возврату. Через несколько лет волна высоток, хлынувшая на пустыри Черемушек, безусловно, вернется к месту зарождения 7города – к Барнаулке.
Но пока это не
наступило, не лучше ли
Дом по улице Чехова. У него своя история и даже предыстория. Предшественник дома №24 по улице Интернациональной, вросший в болотистый берег Барнаулки, сгорел во время разгульных проводов новобранцев на фронт в 1914 году. Владелец усадьбы, мелкий торговец, Астафьев, не тратя времени даром, зимой заготовил лес, а в лето 1915 года выстроил новый двухэтажный дом. Стоил т отделывал, конечно, не сам. Стоили и украшали резьбой нанятые мастера, но имена их старожилы уже запамятовали. Тут нужно вспомнить о знаменитом барнаульского м пожаре в мае 1917 года. Рассказывают, о нем в барнаульских школах того времени писали сочинения. Дом Астафева – свидетель пожара.
У астафьевского дома, пожалуй, больше, чем у соседей, была возможность вспыхнуть и превратится в кучу головешек. Рядом, на деловом дворе типографии Вершинина, как вспоминает очевидец событий Григорий Денисович Хлыстов, вспыхнуло разом, занялось огнем около восьмидесяти саженей березовых дров. И не спас бы строение от огня высокий кирпичный брандмауэр, отделявший двор типографии от усадьбы Астафьева, не окажись у пивовара Локоткова, он жил за речкой, ручной помпы. В этом доме изменились только наличники первого этажа, все остальное – свое, родное.
И пусть он не является собой лучший образец народной архитектуры Барнаула – угловая башенка нарушает общую симметричность силуэта дома, делает неравновесным весь его объем, - декоративность клиновидного фронтона, его нарядность отрицать вряд ли возможно. Кроме того, сочетание солнечного знака (центр композиции) и многократно повторенных на обрамлении фронтона сердцевидных просветов, древних символов плодородия, придает всему фронтону определенную символичность и смысловое единство.
Плавно, волнисто взбегает к
острому верху фронтона резной карниз.
И опять, сосредотачивая на себе главное
внимание, играет деревянное солнышко,
приветствуя восходящий из-за Оби
оригинал. Сюда нужно приходить непременно
утром, когда прямое освещение выявляет
всю красоту пропиловочной
Возраст барнаульских домов резьбой, как бы разнообразно они сейчас не выглядели, невелик. Большинство из них появилось в довольно узкий промежуток времени: 1890 – 1917 годы.