Древнеегипетская мифология и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 19:10, контрольная работа

Краткое описание

Религия и органично связанная с ней мифология были основой основ мировоззренческой системы древних египтян, их Геродот считал наиболее набожным из всех известных ему народов. Высказывалось мнение, что философии как таковой в Древнем Египте вообще не существовало, что египтяне воспринимали окружающий мир исключительно сквозь религиозно-мифологическую призму.

Содержание

Введение 2
1. Роль религии и мифологии в развитии культуры Египта 3
2. Обожествляемые животные 8
3. Вера в загробную жизнь 10
4. Заупокойный культ. "Книга мертвых" 11
Заключение 13

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 39.80 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФГБОУ ВПО  «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ»

Кафедра

«Гуманитарных дисциплин»

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Культурология»

 

 

 

 

Выполнила:    студентка 

         Экономического факультета

направление подготовки

«Финансы и кредит»,

СОП, 1 семестр

Роот Е.Г.

 

 

 

Проверила: к.и.н.

Буфина Н.Э.

 

 

 

 

Кемерово, 2013

Оглавление

Введение 2

1. Роль религии и мифологии в развитии культуры Египта 3

2. Обожествляемые животные 8

3. Вера в загробную жизнь 10

4. Заупокойный культ. "Книга мертвых" 11

Заключение 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Религия и органично связанная с ней мифология были основой основ мировоззренческой системы древних египтян, их Геродот считал наиболее набожным из всех известных ему народов. Высказывалось мнение, что философии как таковой в Древнем Египте вообще не существовало, что египтяне воспринимали окружающий мир исключительно сквозь религиозно-мифологическую призму.

Древнеегипетская религия и  мифология – чрезвычайно сложное явление. Они соединили в себе разные, порой полярные верования и представления, сложившиеся в разные времена и в разных уголках страны, постоянно развиваясь и усложняясь. Издавна в Египте сформировалось несколько теологических центров (Гелиополь, Мемфис, Гермополь, Фивы и т.д.). В каждом из них сформировалась своя космологическая версия, что провозглашала творцом мира своего бога, других же богов трактовала как созданных им или таких, которые происходят от него. Поэтому в Древнем Египте вряд ли существовала целостная религиозная доктрина (такое видение религиозной жизни древних египтян в значительной степени обусловлено также состоянием древнейших источников и противоречивым характером более поздних религиозных текстов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль религии и мифологии в развитии культуры Египта

 

Огромное место в жизни египетского  государства играла религия. И здесь  особенно важны два момента: сложение египетского пантеона и заупокойный  культ. Сложение египетского пантеона богов – сложный процесс, в котором переплелись тотемистические представления и культ различных явлений природы. Египетский пантеон богов составляют божества, олицетворяющие небо, солнце, влагу, воздух, землю, растительность, Нил, а также судьбу, истину, войну, справедливость, разум, искусство и т.д. При этом их внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного (чаще всего это человек с головой сокола, кошки, львицы, ибиса, обезьяны, осла и т.п.). Среди множества божеств особое значение очень рано приобретает солнечное божество, которое в разных номах представлялось в различном облике: в одной местности это был крылатый диск, летящий по небу; в другой - огромный жук, катящий по небу солнечный диск; иногда солнечный бог мыслился в виде сокола или человека с соколиной головой. Имена этих божеств были различны: Ра, Атум, Амон, Хепри, Гор. Иногда названия дифференцировались: Хепри – утреннее солнце, Ра – дневное, Атум – вечернее.

До объединения Египта долину Нила населяли сотни различных племен, каждое из которых имело своих  собственных богов. При объединении  страны государственная религия  постепенно вобрала в себя местные  верования, многие из которых почитали племенные тотемы, священные предметы и животных. Более поздние попытки  племенных богов в единый пантеон  отражали стремление фараонов сосредоточить  власть в своих руках. Бог города или провинции, откуда была родом  семья фараона, часто становился главным богом.

Из различных вариантов солнечного божества раньше всего выделяется бог  солнца Ра. Центр его культа – город Гелиополь. Воплощался он в образе сокола или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. С возвышением 5-й династии Древнего царства (26–25 вв. до н. э.), происходившей из Гелиополя, Ра становится главным богом пантеона и его культ приобретает общеегипетский характер. Он оттесняет более древнего гелиопольского демиурга Атума, и становится во главе Эннеады (девятки) богов. Его стали считать созидателем мира и людей, возникших из его слез, отцом богов, отцом царя. У Ра есть несколько дочерей, которые отождествляли око Ра: Сехмет – грозное око Ра, богиня войны, богиня – целительница; Тефнут – любимое око Ра, богиня влаги; Хатор – солнечное око Ра, богиня неба, богиня любви, веселья, музыки, пляски. В Дендере сыном Хатор считался бог музыки Ихи. Помимо того, что все богини считались дочерьми Ра, их объединяла “иконография”: все они изображались в виде женщины с головой львицы. Великий Ра не был единственным великим солнечным богом. Не менее великим был и солнечный бог Амон. В эпоху 18-й династии, 16 - 14 вв. до н. э., он становится всеегипетским богом, а его культ приобретает государственный характер. Центр культа – Фивы. Изображался в виде человека с головой барана в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском. Амон возглавляет фиванскую триаду.

Самой драматичной была судьба еще  одного солнечного бога – Атона. Именно с ним решил связать свою религиозную реформу фараон Аменхотеп VI. Он ломает все, что было связано с культом верховного бога Амона и создает, новый государственный культ Атона – солнечного диска; меняет свое имя на Эхнатон, что означает “Угодный Атону” и строит новую столицу Ахетатон (“Горизонт Атона”), а спустя четверть века после его смерти жрецы объявляют Эхнатона еретиком, разрушают его город, а имя его вычеркивают из списков ”законных” фараонов – в официальных египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб. Хнум – бог плодородия в виде человека с головой барана. Он известен как один из прародителей рода людского, вылепив последних на гончарном круге. Он же позаботился и о духовном двойнике человека. Рененутет – богиня плодородия и собранного урожая, что отразилось в ее эпитетах: “владычица плодородия”, ”правительница закромов”. Представала в образе змеи или женщины с головой змеи. Праздник, посвященный богине Рененутет, проводился в день окончания жатвы. А немного позже она становится еще и богиней судьбы. Шаи – бог виноградной лозы и судьбы. Онурис – бог охоты и войны. Маат – богиня истины и справедливости, жена Тота. Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове. Тот – бог мудрости, счета и письма, муж Маат. Его священные животные – павиан и ибис. Изображался в виде человека с головой ибиса и палеткой писца в руках. Как божество астральное отожествляется с луной, и в этом божественном статусе вел счет дням, месяцам и годам египетского календаря. Сиа – богиня мудрости и познания – женщина, сопровождавшая бога Тота с правой стороны. Птах – помимо того, что он был демиургом от Мемфиса, Птах считался покровителем ремесел и искусств.

А теперь обратимся к заупокойному культу. К основным письменным источникам относятся  следующие произведения: “Тексты  пирамид” – древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах погребальных камер в пирамидах фараонов 5 и 6-й династий Древнего царства (26-23 вв. до н. э.). “Тексты саркофагов” – ритуальные тексты, которые должны были обеспечить фараону (а со временем 11-й династии и частным лицам) продолжение жизни в царстве мертвых. Они были заимствованы из “Текстов пирамид” и размещались на стенках саркофагов, начиная с периода Среднего царства. “Книга мертвых” – составлялась с периода Нового царства. Свитки папируса содержали необходимые магические формулы, заклинания и около двухсот изречений, которые должны были помочь умершему вступить в загробное царство. Заупокойный культ египтян опирается на следующие представления: со смертью человека умирает только его тело, тогда как продолжают жить другие ипостаси его существа – имя (Рен), душа (Ба), вылетающая из тела в виде птицы, двойник человека (Ка); именно судьба Ка связана с судьбой тела, ибо Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым; Ка может быть съеден загробными чудовищами, если его не защитят магические формулы. В разработанной до мельчайших подробностей системе представлений египтян о потустороннем мире одно из главных мест занимают “поля блаженных” (поля Иалу), на которых умерший должен был совершить все земледельческие процессы от возделывания земли до сбора урожая. Повелителем загробного мира был Осирис – один из самых почитаемых в Египте богов. Поначалу Осириса считали богом природы: с ним связывали жизнь растений – умер Осирис – умерла природа; расцветет все весной – значит, Осирис ожил. Именно поэтому он и превратился в бога мертвых, который вершил свой суд.

Особо следует указать на такую  черту религиозных представлений  Древних Египтян, как почитание  животных. Эту черту подчеркивают, не обращая внимания на хронологические  рамки ее существования. Между тем  эта черта проявлялась только в самые ранние периоды истории  Древнего Египта и в самые поздние  периоды, когда можно говорить об упадке и деградации его культуры. В эпоху высшего расцвета Древнего Египта этот культ не играет существенной роли. В жизни Древнего Египта, как  и во всем древнем мире, религия  в сочетании с возрастающим экономическим  могуществом жречество в иных случаях оказывало решающее воздействие  на важнейшие политические события. Крупные храмы владели десятками  тысяч рабов и огромным количеством  земли. В храмовых кладовых скапливались сотни килограммов золота и серебра, огромные запасы зерна, масла, меда, вина, овощей, тканей, одежды. Храмам принадлежали целые города, десятки торговых судов  и ремесленных мастерских.

В соответствии с древней религиозной  доктриной фараоны считались  существами божественной природы, " детьми великих богов мироздания" и поэтому являлись объектами религиозного почитания. Особенно последовательно это соблюдалось в отношении Рамсеса II, прижизненное и посмертное обожествление и культовое обслуживание которого осуществлялось по всему Египту и за его пределами. Древние египтяне признавали божественное происхождение фараонов, поэтому их авторитет был неоспорим. Простые люди были обязаны уважать обычаи, совершать предписанные ритуалы, приносить необходимые жертвы, а главное, трудиться во имя славы и богатства правителя.

Олицетворение бога в образе фараона  накладывало на всю культуру Египта отпечаток божественности. Вот почему вся египетская культура, даже хозяйственная  и торговая, всегда сакральна. Сакральность, закрепленная каноном, ставшая неизменной традицией, скрепляла единство страны – этническое, культурное, государственное.

Очеловечивание богов, укоренившееся в Египте уже в древнейшие времена, определялось уровнем сознания египтян (человек творил бога по своему подобию), тем не менее, религиозная фантазия наделяла богов звериными головами, что было созвучно древнейшим поверьям. Боги вступали между собой в дружеские или враждебные отношения, далеко не безразличные людям. Мифологическая картина жизни египетских богов была той духовной силой, которая пронизывала все содержание реальной жизни и культуры Египта с древнейших времен.

Древнеегипетская культура основывалась на религиозно-мифологической традиции египтян того времени. Из веры в загробную жизнь возник погребальный культ – забота о теле усопшего, строительство пирамид как «жилищ» мумифицированных тел умерших правителей.

2. Обожествляемые животные

 

Египет представляет собой довольно пустынную страну и животный мир  его довольно беден. Может поэтому  в египетской религии так много  божественных животных.

Египтяне поклонялись божественному  черному быку Апису. В городе Мемфисе в храме постоянно проживал живой бык – олицетворение бога быка. Белые и черные быки считались священными животными и за их убийство грозила суровая кара. Для умерших храмовых быков строились огромные каменные саркофаги. Встречается также культ священной коровы.

Весьма распространен был культ  крокодила, который олицетворял  бога Себека. При многих храмах содержались священные крокодилы, которых кормили жрецы, а после смерти крокодилы бальзамировались. Затем мумии крокодилов захоронялись.

Чрезвычайно был распространен  культ сокола (или ястреба) как  воплощение бога Хора, а также коршуна и ибиса. Священным в Египте считался белый ибис с черными крыльями. За его убийство полагалась смерть. Всех этих животных также содержали при храмах, а после их смерти бальзамировали.

Широко был распространен культ  кошки. Великий бог Ра считался великим котом. Существовала также кошачья богиня Бастет. Смерть кошки в семье отмечалась специальным трауром. Умерших кошек относили к жрецам, которые их бальзамировали и хоронили на специальном кошачьем кладбище. Для кошек иногда делали гробы. За убийство кошки следовало суровое наказание. При пожаре первой спасали кошку, а только затем детей и имущество.

В некоторых местностях обожествлялся  баран и лев. Было известно около 60 божеств, изображаемых в виде льва или львицы. Считались священными также черные собаки и шакалы. Они  отождествлялись с богом потустороннего мира Анубисом.

Большое влияние имел культ змеи. Изображение змеи было на головном уборе фараона. Считалось, что оно  защищает его от влияния дурных сил. В виде змеи предстает богиня земного  плодородия Рененутет. При входе во многие храмы устанавливались каменные стелы с изображением змей.

Особое место занимал священный  жук скарабей. Это насекомое играло огромную роль в религии Египта. Оно было олицетворением жизни, самовозрождения и называлось – Хепри.

3. Вера в загробную жизнь

 

Истинный смысл сооружения пирамид  можно понять исходя из представления, лежавшего в основе религии египтян: человек после кончины продолжает свой жизненный путь в царстве  бессмертия. Древние египтяне считали, что со смертью человека умирает  только его тело, тогда как остаются жить другие составляющие его существа: имя (Рен), душа (Ба) вылетающая из тела в виде птицы, воплощение жизненной сущности человека, и, наконец, Ка – тоже душа, невидимый двойник человека, посмертная судьба которого таинственно связанна с судьбой самого тела. Ка не бессмертна, она может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым. Отсюда столь разработанный до мелочей погребальный культ и забота о теле покойника. Вероятно, этот обычай определили природные условия. В сухом климате (а в древнейшие времена покойников в Египте хоронили в песок) разложение останков идет медленно, а по высыхании прекращается вообще. Кожа и волосы покойника, как правило, хорошо сохраняются. Чтобы помочь естественному процессу высыхания, у покойника вынимали внутренности и мозг, а кожу смазывали маслами. Так возник обряд бальзамирования, которому стали подвергать не только царей, но и всех знатных людей после их смерти. Самых знатных после бальзамирования помещали в саркофаг, который покрывали иероглифическими надписями и резьбой, раскрашивали и ставили в каменный склеп. Рядом или внутрь клали оружие, утварь, украшения, знаки отличия. Через потайную дверь в склеп входили жрецы или родные – они приносили еду и вино.

Информация о работе Древнеегипетская мифология и религия