Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 17:30, курсовая работа
Запад рационален, а Восток - иррационален. На вопрос о том, что есть действительность, Запад и Восток ответит по-разному. Для Востока действительность есть внутренний мир человека. Для Запада - мир явлений. Кто есть Бог? Для Востока - Он внутри мира и самого человека. Для Запада - Бог вне мира и человека. Для Востока человек - интроверт (т.е. погруженный во внутреннее переживание). Для Запада он - экстраверт, ориентирован на внешнюю среду.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..….3-4
ГЛАВА 1. ЗАПАДНЫЙ И ВОСТОЧНЫЙ ТИПЫ КУЛЬТУР…………..5-10
1.1 Западный тип культуры…………………………………………….5
1.2 Восточный тип культуры…………………………………………6-7
1.3 Диалог западной и восточной культур…………………………8-10
ГЛАВА 2. ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ЗАПАДНОМ И ВОСТОЧНОМ ТИПАХ КУЛЬТУР……………………………………………………………………..11-12
2.1 Образ природы в западном и восточном типах культур……………11-12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….14
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ЗАПАДНЫЙ И ВОСТОЧНЫЙ ТИПЫ КУЛЬТУР…………..5-10
ГЛАВА 2. ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ЗАПАДНОМ
И ВОСТОЧНОМ ТИПАХ КУЛЬТУР……………………………………………………………
2.1 Образ природы в западном
и восточном типах культур……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….14
ВВЕДЕНИЕ
На исходе XX столетия рухнула тотальная мифологема об "основном противоречии современной эпохи - между капитализмом и социализмом" и выявились действительно глобальные разломы: радикальные технологические прорывы одних народов и архаика образа жизни других; реформаторский активизм творческих элит и летаргический сон молчаливого большинства; закат имперских сверхдержав и восход новых наций-государств; мутация привычных идеалов в идолов и прежних идолов - в новые символы веры; крах традиционных ценностей и родовые муки новых, с которыми человечество вступит в третье тысячелетие.
Все это - различные ипостаси невидимого противоборства двух "осевых" способов жизнеустройства современного человека, символически определяемых как "Запад" и "Восток" - не в связи с географической "пропиской", но в качестве целостных культурно-цивилизационных комплексов.
Существует устойчивая версия их основных признаков как антиподов: Запад- это царство материализма, практицизма и рационализма, а Восток - обитель идеализма, духовности и иррационализма. Запад обязан своими достижениями неограниченному активизму, господству деятельного принципа, Восток же созерцателен и пассивен. Запад зиждется на индивидуализме, личностном начале, свободе и демократии, а Восток - на коллективизме, общинном начале и его тоталитарном детище-монстре.
"Всякий русский - милейший человек, - писал Р. Киплинг. - ...Как азиат он очарователен. И лишь когда он настаивает, чтобы к русским относились не как к самому западному из восточных народов, а, напротив, к самому восточному из западных, превращается в этническое недоразумение, с которым, право, нелегко иметь дело". "Запад есть Запад, Восток есть Восток" - с фатализмом констатировал писатель. Накануне первой мировой войны Вильгельм II в речи "О сущности культуры!" (ее автором был известный этнограф Л. Флобениус) заявил, что всемирная история - это история "вечной борьбы" между западной цивилизацией, основанной на рациональном расчете, и восточной культурой, питаемой "непостижимыми метафизическими истоками".
ГЛАВА 1. ЗАПАДНЫЙ И ВОСТОЧНЫЙ ТИПЫ КУЛЬТУР
Западный тип как особый тип цивилизационного и культурного развития, сформировался в Европе примерно в XV-XVII вв.
Цивилизацию этого типа можно назвать техногенной. Ее характерные черты - это быстрое изменение техники и технологий, благодаря систематическому применению в производстве научных знаний. Следствием такого применения являются научные, а затем и научно-технические революции, меняющие отношение человека к природе, и его место в системе производства. По мере развития техногенной цивилизации происходит ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой непосредственно протекает его жизнедеятельность. В свою очередь, это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении жизни одного - двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности.
В социальном плане западная цивилизация отождествляется с эпохой становления и развития капиталистических производственно-экономических отношений и буржуазно-демократических форм правления, становления гражданского общества и правового государства. В технологическом плане с индустриальным и постиндустриальным обществом. Философы и социологи рассматривают мировоззренческий, социальный и технологический аспекты культуры как единое целое, показывая их взаимодействие.
Западному типу культуры противопоставляется восточный тип, получивший синтетическое название «традиционного общества». Геополитически Восток связывается с культурами Древней Индии и Китая, Вавилона, Древнего Египта, национально-государственными образованиями мусульманского мира. Эти культуры были самобытными и, вместе с тем, характеризовались некоторыми общими чертами: они были ориентированы, прежде всего, на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию устоявшегося образа жизни, господствовавшего часто на протяжении многих столетий. Традиционные образы поведения и истории, аккумулирующие опыт предков, рассматривались как высшая ценность.
Виды деятельности восточной культуры, ее средства и цели менялись очень медленно. Столетиями воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов. В духовной сфере господствовали религиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления, научной рациональности противопоставлялась нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, интуитивно-мистическое слияние с бытием. В мировоззренческом аспекте в восточных культурах отсутствует разделение мира на мир природы и социума, естественный и сверхъестественный. Поэтому для восточного восприятия мира не характерно разделение мира на «одно и другое», ему более присущ синкретический подход «одно в другом» или «все во всем».
Отсюда отрицание индивидуалистического начала и ориентация на коллективизм. Автономия, свобода и достоинство человеческой личности чужды духу восточной культуры. В восточных мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, он предопределен либо космическим законом, либо Богом. Отсюда проистекают политические и экономические модели устройства жизни «восточного человека». Восточным людям чужд дух демократии, гражданского общества.
Там исторически господствовали деспоты. Для возникших на Востоке деспотических государств характерным было отсутствие частной собственности и экономических классов. В этих обществах господство аппарата администрации и принципа централизованной редистрибуции (дань, налоги, повинности) сочеталось с автономней общин и иных социальных корпораций при решении всех внутренних проблем. Произвол власти при соприкосновении индивида с государством порождал синдром «сервильного комплекса», рабской зависимости и угодливости.
По мере эволюции этого общества появились товарные отношения и частная собственность. Однако с момента своего возникновения они сразу же ставились под контроль власти, и потому оказывались полностью от нее зависимыми. В «азиатских» обществах господствовал принцип «власти -- собственности», т. е. такой порядок, при котором власть рождала собственность.
Деление культур на
восточные и западные фиксирует не только
их территориальное расположение, но и
характеристику методов и способов познания
мира, ценностной ориентации, основных
мировоззренческих установок, общественно-экономических
и политических структур.
Несмотря на отличия в разделении стран
на Запад и Восток, у этих двух "противоположных"
типов культур можно выделить присущие
им черты.
Западная культура ориентирована на ценности
технологического развития, динамичный
образ жизни, совершенствование культуры
и общества. Идея значимости личности,
приоритет инициативы и творчества закрепляется
в конституционных формах. Для социодинамики
западной культуры характерны волнообразность,
рывки, неравномерность. Процесс перехода
к новому протекает как ломка устаревших
ценностных систем, общественно-экономических
и политических структур. Запад, будучи
носителем начала творческого, потенции,
постоянного поиска, бунта, дерзновения
и, в это же время, являя стремление к постоянному
аналитическому познанию Вселенной, чаще
занимает сторону бытия земного, телесного,
разрушая тем самым гармонию, постоянство
и органичность собственной жизни.
Дени де Ружмон в книге "Вызов запада"
называет две выдающиеся идеи, характерные
для западной культуры: личность и машину.
Это важно, поскольку личность и машина
противостоят друг другу, а потому Запад
переживает огромное психологическое
напряжение. "Личность предполагает
индивидуальность, персональную ответственность,
тогда как машина является продуктом интеллекта,
абстракции, обобщения, тотализации, групповой
жизни". (Д. Судзуки "Лекции о Дзен-буддизме").
Причем понятие личности в данном контексте
следует понимать даже не как монаду (древних
греков), но как принцип бесконечного,
всеобъемлющего порыва, полета Духа за
рамки всех условностей и границ. При всем
этом, нельзя не отметить еще одну немаловажную
черту западного менталитета - его склонность
к научному исследованию мира. Наука Запада
занята плетением сетей сложных методологических
исследований и экспертиз, окутывая которыми
объект своего изучения она пытается понять
его и его природу.
Д. Судзуки пишет: "Какими бы мелкими
не были ячейки сети, пока есть сеть, имеется
и то, что сквозь нее ускользает, а именно
то, что не может быть каким-либо образом
измерено. Числа уходят в бесконечность,
и однажды науки признаются в собственной
неспособности заманить реальность в
свою сеть". Оказывается, что сама Жизнь
- эта удивительная тайна, для познания
которой и создавались науки - неминуемо
бежит из-под линз микроскопов и датчиков
других научных приборов.
Восток является воплощением некой иррациональности,
трансцендентности, принимающего, женского
принципа-начала, он никогда не отступал
от заповедей существования в мире духовном
(при этом, подчас, ущемляя существование
плоти, но, все же, по природе своей, стремясь
к равновесию и гармонии). На Востоке новое
не отвергает и не разрушает старое, традиционное,
а органично вписывается в него. Западная
культура нацелена вовне, тогда как для
восточной культуры характерна погруженность
во внутренний мир человека. Многие восточные
мыслители были убеждены в том, что усовершенствовать
мир можно лишь обретя цельность и гармонию
в самом себе. Если западная культура пошла
по пути создания техники, последующей
отношения с природой, то для восточной
культуры характерно стремление к гармонии
с природой, развитие естественным образом.
Восток - это сжатость, глубина, тишина.
В данном отношении особенно показательным
примером является японская поэзия хайку.
Известный английский исследователь японской
культуры Р.Х. Блейс писал по этому поводу:
"Хайку - это самый короткий поэтический
жанр, при котором стихотворение еще имеет
форму и ритм. Сокращая поэтическое произведение
до семнадцати слогов, мы приближаемся
к невидимому, неописуемому поэтическому
переживанию, пока каждая характеристика
объекта не станет для него неотъемлемой,
пока само стихотворение не станет прозрачным
и как бы написанным без слов". Восток
провозглашает принцип познания или, вернее
сказать, постижения мира через отождествление,
слияние с ним. Раствориться в окружающем,
в Бытии, в мгновение оказаться Всем и
одновременно мельчайшей частицей Всего.
Ключевыми понятиями в постижении этого
являются "Пустота" (шуньята (санскрит)
или "Недеяние" (увей (кит)). Эти термины
отнюдь не означают отрицание мира или
вообще отрицание чего-либо, скорее наоборот:
они говорят о запредельности, сверхреальности
и в то же время единственной Реальности,
причем неразрывно слитой с реальностью
обыденной, являющейся ее истоком и устьем.
Сатпрем говорил об индуизме: "Так называемый
индуизм - это выдумка запада; индусы говорят
только о "вечном законе", санатана
дхарма, который существует и для мусульман,
негров, христиан и даже анабаптистов.
То, что кажется человеку запада самой
важной частью религии - а именно структура,
которая "отличает" ее от всех других
религий и устанавливает, что человек
не является католиком или протестантом,
если не считает себя тем или другим, и
не соглашается с какими-то параграфами
веры, - является для индуса самым несущественным
аспектом, ибо он инстинктивно стремится
отбросить все внешние различия, чтобы
вновь обнаружить всех там, где все сходится
в одной центральной точке".
ГЛАВА 2. ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ЗАПАДНОМ И ВОСТОЧНОМ ТИПАХ КУЛЬТУР
2.1 Образ природы в западном и восточном типах культур
В рамках западной и восточной культур различным было отношение к природе. В рамках западной традиции сформировалось утилитарное, прагматическое, потребительское отношение к природе. "Природа - мастерская, и человек в ней работник". На Востоке отношение к природе было более созерцательным, трепетным и как показала историческая практика - более мудрым. Считалось, что чело-век должен максимально скоординировать свое поведение с законами природы, космоса. Он не должен вмешиваться в природные процессы, а должен адаптироваться к ним, прислушиваться, угадывать ритмы природы, жить в гармонии с ней. Восточное искусство также отличала близость к природе. На Востоке - в Китае и Японии - впервые появилась пейзажная живопись, садово-парковое искусство, икебана - искусство аранжировки цветов, составления букетов. Если европейская культура оставила нам в наследство статуи микеланджеловского "Давида" и "Мыслителя" Родена, то китайская культура оставила нам в наследство туманные пейзажи с маленькой фигуркой человека, затерявшегося среди огромного царства природы (сунские пейзажи).
Восток является воплощением некой иррациональности, трансцендентности, принимающего, женского принципа-начала, он никогда не отступал от заповедей существования в мире духовном (при этом, подчас, ущемляя существование плоти, но, все же, по природе своей, стремясь к равновесию и гармонии). На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, а органично вписывается в него. Западная культура нацелена вовне, тогда как для восточной культуры характерна погруженность во внутренний мир человека. Многие восточные мыслители были убеждены в том, что усовершенствовать мир можно лишь обретя цельность и гармонию в самом себе. Если западная культура пошла по пути создания техники, последующей отношения с природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом.
В западной культуре наука направлена на преобразование природы, отсюда природа воспринимается как чуждая человеку сила. "Опыт" - метод науки нового времени, образован от слова "пытка". Человек "пытает" природу, добиваясь от неё насилием раскрытия тайн. В восточной культуре наука ищет тождества, единства природы и человека, природы и культуры.
Для европейской культуры "понять" - значит дать повторяющийся результат, то есть "воспроизвести". Отсюда мы имеем специфический мир порождённых нашей культурой превращенных форм - и не природных, и не социальных. Например, научный язык. Для восточной культуры "понять" - значит вжиться в этот мир, ощутить свою, человеческую, сопричастность этому природному миру. Поэтому мир культуры максимально приближен к природному. Пример - "Сад камней". Характерно стремление максимально сохранить природу, в большем объёме. Например, искусство создания букетов - икебана.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Запад рационален, а Восток
- иррационален. На вопрос о том, что
есть действительность, Запад и Восток
ответит по-разному. Для Востока действительность
есть внутренний мир человека. Для Запада
- мир явлений. Кто есть Бог? Для Востока
- Он внутри мира и самого человека. Для
Запада - Бог вне мира и человека. Для Востока
человек - интроверт (т.е. погруженный во
внутреннее переживание). Для Запада он
- экстраверт, ориентирован на внешнюю
среду.
На основе научного
анализа сакральных текстов восточной
культуры, научных исследован6ий, этнографических
материалов, повествующих об истории народов,
можно сделать вывод о том, что каждая
культура обусловлена исторически, своим
культурным ареалом.
Западная и восточная
культуры кардинально различны. Но это
не значит, что они непримиримы. Напротив,
они нуждаются и всегда нуждались друг
в друге. Восточная культура при всей своей
духовной развитости и психологической
глубине нуждается в западной цивилизации,
науке, технике, промышленности. Западная
культура также нуждается в восточной
духовности и психологическом опыте. Западная
и восточная культуры, несомненно, существенно
дополняют и обогащают друг друга. Их существование
в одном мире современной цивилизации
объективно необходимо.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гуревич П.С. Культурология. Москва, 2001.
2. Немировская Л.З. Культурология. Культурно-исторические типы. Москва, 1998.
3. Ерасов Б.С. Социальная Культурология. Москва, 2000.
4. Кравченко А.И. Культурология. Москва. 2006.
5. Михайлова Л.И. Социология культуры. Москва, 1999.
6. Пигалев А.И. Культурология. Волгоград, 1998.
7. Толпыкина Т.В. Культурология. Москва, 2005.
8. Багдасарьян Н.Г. Культурология. Москва, 2004.