Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 17:42, реферат
Восемнадцатый век стал одной из переломных эпох в истории России. Культура, обслуживавшая духовные запросы этого периода, начала быстро приобретать светский характер, чему в значительной мере содействовало сближение искусства с наукой. Так, сегодня весьма трудно найти художественную разницу между географической «ландкартой» тех дней и зародившейся видовой гравюрой (за исключением разве произведений А. Ф. Зубова).
РУССКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
XVIII ВЕКА
РУССКОЕ
ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
Восемнадцатый
век стал одной из переломных эпох в истории
России. Культура, обслуживавшая духовные
запросы этого периода, начала быстро
приобретать светский характер, чему в
значительной мере содействовало сближение
искусства с наукой. Так, сегодня весьма
трудно найти художественную разницу
между географической «ландкартой» тех
дней и зародившейся видовой гравюрой
(за исключением разве произведений А.
Ф. Зубова). Большинство гравюр первой
половины столетия похоже на технические
чертежи. Сближение между искусством и
наукой пробуждало у художников интерес
к знаниям и поэтому помогало освобождаться
от пут церковной идеологии.
В живописи
намечались и определялись жанры нового,
реалистического искусства. Преобладающее
значение среди них приобретал портретный
жанр. В религиозном искусстве принижалась
идея человека и возвеличивалась идея
бога, поэтому светское искусство должно
было начинать с образа человека.
Творчество И. М. Никитина. Основоположником национального портретного
жанра в России явился Иван Максимович
Никитин (род. около 1690 - ум. 1741). Мы плохо
знаем биографию этого художника, но даже
скудные сведения показывают, что она
была необычной. Сын священника, он первоначально
пел в патриаршем хоре, однако позднее
оказался преподавателем математики в
«Антиллерной школе» (будущей Артиллерийской
академии). О рано пробудившемся в нем
увлечении изобразительным искусством
стало известно Петру I, и Никитина направили
стипендиатом в Италию, где ему довелось
обучаться в академиях Венеции и Флоренции.
Вернувшись из-за рубежа и возглавив русскую
реалистическую школу, живописец всю жизнь
оставался верен идеалам петровского
времени. В правление Анны Иоановны он
примкнул к оппозиционным кругам и поплатился
сибирской ссылкой, возвращаясь из которой
(при воцарении Елизаветы Петровны) умер
в дороге. Период зрелого творчества мастера
способны достойно представлять не только
натурные портреты самого Петра I, но и
такое выдающееся произведение, как «Портрет
Напольного гетмана» (1720-е годы).
По своему
техническому исполнению творение Никитина
вполне стоит на уровне европейской живописи
XVIII века. Оно строго по композиции, форма
лепится мягко, цвет полнозвучен, а теплый
фон создает ощущение реальной глубины.
«Напольный
гетман» воспринимается сегодняшним зрителем
как образ мужественного человека - современника художника, который также
выдвинулся не в силу родовитости, а благодаря
неустанному труду и способностям.
Отметив
достоинства Никитина, следует, однако,
оговорить, что внутренняя характеристика
изображаемого человека достигалась живописцем
лишь в том случае, если характер портретируемого
был, как говорится, «написан на лице»
резко и определенно. Творчество Никитина
решало в принципе начальную проблему
портретного жанра - показ неповторимости индивидуальног
Из других
русских портретистов первой половины
XVIII века можно назвать также А. М. Матвеева
(1701 - 1739), прошедшего обучение живописи
в Голландии Его лучшими работами принято
считать портреты четы Голицыных (1727 -
1728) и автопортрет, в котором он изобразил
себя вместе с молодой женой(1729).
И Никитин
и Матвеев с наибольшей ясностью обнаруживают
реалистическую тенденцию развития русского
портрета петровской поры.
Русское искусство середины XVIII века.
Творчество А. П. Антропова Традиции, заложенные Никитиным,
не получили непосредственного раз вития
в искусстве периода правления ближайших
преемников Петра, включая так называемую
бироновщину.
Творения
портретистов середины XVIII века свидетельствуют
о том что эпоха больше не давала им благодатного
материала, каким располагал их предшественник
Никитин. Однако зоркая и добросовестная
фиксация всех особенностей облика изображаемых
приводила к тому, что отдельна портреты
приобретали подлинно обличительную силу.
Это особенно относится к творчеству Алексея
Петровича Антропова (1716 - 1795).
Выходец
из мастерового люда, ученик А. М. Матвеева,
он окончательно сформировался в «живописной
команде» Канцелярии от строений, ведавшей
техническими и художественными работами
на многочисленных придворных постройках. Его произведения
остались для середины XVIII века документом
времени, подобно творениям Никитина для
первой четверти столетия. Он исполнил
портреты А. М. Измайловой (1754), Петра III
(1762) и другие полотна, в которых самобытность
творческой манеры автора и традиции народно-прикладного
искусства, проявляющиеся в декоративности;
сочетания ярких пятен чистого (локального)
цвета, сплавлены воедино.
Деятельность
Антропова охватывает, кроме середины,
и всю вторую половину XVIII века. Тем не
менее целесообразно разбором его творчества
завершать рассмотрение истории искусства
первой половины XVIII века ибо в дальнейшем
развитии перед русской художественной
культурой обозначились иные задачи, при
решении, которых изображение человека
в неповторимости его индивидуального
облика служило не более чем отправной
точкой.