История драматургии и театра: П. Штайн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 14:46, реферат

Краткое описание

Уже в то время он проявлял последовательный и многогранный интерес к русскому театру. Это сказалось, в первую очередь, в его режиссерском почерке, продолжающем и развивающем традиции режиссуры К. С. Станиславского. Собственно, и сегодня в мировом театре трудно найти режиссера, столь истово отстаивающего принципы русского реформатора сцены: спектаклям Штайна, независимо от их тематики, всегда свойственна подробная, скрупулезно разработанная психология персонажей; любовно и тщательно воссозданная в декорациях и звуковом оформлении атмосфера места действия; подчеркнуто реалистический стиль игры.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 360.66 Кб (Скачать файл)

                          Министерство образования и науки Республики Казахстан

Северо-Казахстанский  профессионально-педагогический колледж

Кафедра: педагогическая

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: История драматургии и театра

На тему: П. Штайн

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Белова В. Г.

Студентка 3 курса группы 3С

Специальность: «Социально-Культурная

 деятельность  и народно-

художественное  творчество»

Отделение: очное

Проверила: преподаватель 

Таджигитова Ерке Булатовна

 

 

 

 

 

 

г. Петропавловск

2013г.

 

Пётр Штайн

ШТАЙН, ПЕТЕР (Stein, Peter) (1937), театральный режиссер. В энциклопедических словарях П.Штайна принято называть немецким режиссером, хотя сегодня его творчество, несомненно, принадлежит всему европейскому театру.

Родился 1 октября 1937. Театральную деятельность начал в 1964 в Мюнхенском камерном театре в должности ассистента режиссера. Однако в 1968 был вынужден со скандалом  покинуть театр – Штайн публично выступил против войны во Вьетнаме, призвав зрителей сделать пожертвования вьетнамскому Фронту освобождения. После этого два года работал в театрах Бремена и Цюриха. Первым этапом на пути к мировой известности стал для Штайна 1970, когда режиссер основал и возглавил театр Шаубюне (Schaubuehne) в Западном Берлине.

Уже в то время он проявлял последовательный и многогранный интерес к русскому театру. Это сказалось, в первую очередь, в его режиссерском почерке, продолжающем и развивающем традиции режиссуры К. С. Станиславского. Собственно, и сегодня в мировом театре трудно найти режиссера, столь истово отстаивающего принципы русского реформатора сцены: спектаклям Штайна, независимо от их тематики, всегда свойственна подробная, скрупулезно разработанная психология персонажей; любовно и тщательно воссозданная в декорациях и звуковом оформлении атмосфера места действия; подчеркнуто реалистический стиль игры. В 1970-е, во время бурных и эксцентричных авангардистских театральных экспериментов, этот чуть архаичный стиль прозвучал неожиданно свежо, и принес Шаубюне мировую известность. Здесь театральная стилистика вышла на новый виток спирали развития, возвращаясь к классическим методам постановок на новом, современном уровне.

«Русская» направленность отчетливо прослеживалась и в формировании репертуара –  на сцене театра Шаубюне Штайн поставил Мать по М.Горькому (1970), Оптимистическую трагедию Вишневского (1972),Дачников М.Горького (1975), Трех сестер (1985) и Вишневый сад (1992) А.П.Чехова (последние два спектакля театр Шаубюне показал в России во время своих гастролей в начале 1990-х). Однако главной основой репертуара режиссера оставалась классика: «тремя китами» европейского театра П.Штайн называет античную драму, Шекспира и Чехова. И к их произведениям неоднократно возвращался на протяжении своей творческой жизни.

В Шаубюне Штайн оказался реформатором не только творческих принципов постановок, но и в стиле художественного руководства театром: всем членам труппы предоставлялось право голоса при выборе репертуара и определении театральной политики. На определенном этапе эта коллегиальность решений сильно его поддерживала – с ростом известности и международным признанием мастерства, режиссер получал все больше приглашений на постановки в театрах не только Германии, но и других стран. С 1986 много ставил за рубежом (в том числе – в оперных театрах), что естественно ограничивало время, уделяемое им Шаубюне. Гарантией целостности идущих спектаклей становилась не только их безупречная режиссерская выстроенность, но и высокая степень коллективной ответственности участников. Однако именно коллегиальность руководства привела вначале 1990-х к разрыву Штайна с театром Шаубюне. Причиной послужили планы режиссера грандиозной постановки полного текста Фауста Гете: труппа сочла, что такой спектакль грозит режиссерской «диктатурой» и лишает актеров возможности самовыражения. Фауст длительностью более 20 часов был им поставлен лишь десятилетием позже, со сборным международным составом актеров, и показан на Всемирной выставке «Экспо-2000» в Ганновере в 2000.

С начала 1990-х полностью стал «свободным художником», не связывающим себя долгосрочными  контрактами с конкретными театрами. Это позволило ему сосредоточиваться  на глобальных проектах (как правило  – международных), представляющих собой  грандиозные театральные эксперименты. С этого момента в его творчестве особенно громко зазвучали эпические мотивы. Одним из первых подобных проектов стала постановка Орестеи Эсхила в 1994 в Москве, на базе Театра Российской армии. Это был 8-часовой спектакль с участием российских театральных звезд – Е.Васильевой (позже ее заменила Т.Васильева), Л.Чурсиной, Т.Догилевой, И.Костолевского, Е.Майоровой, Е.Миронова и др. По отзывам критики, спектакль стал главным событием российского театрального сезона; а позже, во время международного гастрольного турне, заслужил признание зрителей Франции, Германии, Греции, Великобритании, Нидерландов.

Не  менее громкой стала российская постановка П. Штайном Гамлета в 1998 (идея спектакля зародилась еще во времена работы над Орестеей). Е.Миронов, А.Феклистов, И.Купченко и другие участники Штайновского Гамлета считают эту работу по-настоящему этапной, позволившей им перейти на новый уровень осознания Шекспира и проблем актерского творчества.

И все  же главной российской темой для  П.Штайна остается драматургия Чехова. В 2003, в рамках Эдинбургского международного фестиваля искусств, осуществил новый глобальный проект – две параллельные постановки спектакля Чайка: с англо-ирландской труппой Эдинбурга и с труппой Театра русской драмы Риги (с дополнительным приглашением артистов московских театров – Е.Стародуб, И.Шибанова, А. Лобоцкого). Этим проектом Штайн вновь подтвердил свою репутацию одного из самых тонких, понимающих и скрупулезных интерпретаторов Чехова, слегка консервативно воплощающего каноны легендарных мхатовских постановок русского классика.

Он  много работает над оперными спектаклями. Так, его трактовка Кольца Нибелунгов Вагнера считается одной из лучших в 20 веке. В оперном театре также прослеживаются особые отношения режиссера с русской культурой: в миланском театре Ла Скала Штайн осуществил постановку оперы Татьяна Репнина по одноактной пьесе А.Чехова; а в 2003, на мастер-классе с учениками оперной школы Галины Вишневской Штайн сообщил, что предполагает поставить трилогию опер Чайковского на тексты Пушкина –  Мазепа, Евгений Онегин и Пиковая дама – с русскими певцами и русским дирижером.

 

Постановки в России

В 1991 году Штайн поставил в Москве «Вишнёвый сад» А. Чехова.

В 1994 году в Москве состоялась премьера спектакля поставленного Петером Штайном — «Орестея» Эсхила. На сцене театра Российской Армии в восьмичасовом спектакле участвовали известные актёры российского театра: Екатерина Васильева, Татьяна Васильева, Людмила Чурсина, Евгений Миронов, Татьяна Догилева, Игорь Костолевский, Елена Майорова, Вячеслав Разбегаев. Cпектакль стал главным событием российского театрального сезона.

 В 1998 году Штайн поставил «Гамлета» с участием Евгения Миронова (принц Гамлет), Александра Феклистова (Клавдий), Ирины Купченко (Гертруда), Михаила Филиппова (Полоний),Вячеслава Разбегаева (Фортинбрас) и других актёров.

Интересный факт

Для постановки «Орестеи» Штайн приехал в Россию осенью 1993 года. В Москву Штайн приехал 3 октября 1993 года, когда в столице происходили трагические события. Представители Международной конфедерации театральных союзов сообщили ему о сложной ситуации в городе. Однако реакция режиссёра была однозначной: он приступает к работе. На следующий день, ровно в 10 часов утра, в условиях чрезвычайного положения Штайн провёл первую репетицию «Орестеи» в Театре Российской армии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе История драматургии и театра: П. Штайн