История памятников Тверской области. Церкви в деревне Спас – на – Сози

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 21:59, реферат

Краткое описание

Тверская земля во все времена обладала особой притягательностью для творческой интеллигенции России. Здесь живут и активно работают замечательные художники, чьи работы с удовольствием покупают музеи и частные коллекционеры по всему миру, кипит театральная жизнь.
Историко-культурное наследие представлено более чем 5 тыс. памятников археологии, около 2 тыс. памятников истории и 3 тыс. памятников архитектуры.

Содержание

Введение………………………………………………………………. 3
Преображенская церковь (деревянная)……………………………… 5
Церковь Спаса Преображения (каменная)…………………………… 8
Список использованных источников и литературы………………… 11
Приложения…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

сохранение природного и культурного наследия.docx

— 110.97 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный  гуманитарный университет»

(РГГУ)

Филиал  в г. Твери 
 
 

Петрова Екатерина Сергеевна 

« История памятников Тверской области. Церкви в деревне Спас – на – Сози.»

реферат по дисциплине «Сохранение природного и культурного наследия»

студента 3 курса заочного отделения направления 

031401 «Культурология»

группы  Кз-31/с 
 
 
 
 

Работу  проверил: 
 
 

Тверь 2012

    Содержание 

    Введение………………………………………………………………. 3

    Преображенская  церковь (деревянная)……………………………… 5

    Церковь Спаса Преображения (каменная)…………………………… 8

    Список  использованных источников и литературы………………… 11

    Приложения……………………………………………………………. 12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Тверская  земля во все времена обладала особой притягательностью для творческой интеллигенции России. Здесь живут  и активно работают замечательные  художники, чьи работы с удовольствием  покупают музеи и частные коллекционеры  по всему миру, кипит театральная  жизнь.

    Историко-культурное наследие представлено более чем 5 тыс. памятников археологии, около 2 тыс. памятников истории и 3 тыс. памятников архитектуры.

    Города  Тверской области имеют многовековую историю. Старейшие из них Торжок, Торопец, Бежецк, Тверь насчитывают  более восьми веков. С областью связаны  имена многих исторических личностей, деятелей культуры и науки.

    Природная красота края, неповторимые архитектурные  ансамбли и памятники старины, богатая  событиями история, дорогие всем имена тверитян привлекают многочисленных туристов, как из нашей страны, так и из-за рубежа.

    После установления советской власти в  стране развернулась кампания по ликвидации неграмотности взрослого населения. В 1924 г. В Тверской губернии начало деятельность Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность». Если в 1926 г. Среди 2 600 тыс. жителей губернии около 50% были неграмотными, то в 1939 г. Их оставалось менее 10%.

    В первой половине 1920-х гг. в условиях разрухи повальный характер приобрело  расхищение и разорение художественных коллекций и ценностей в дворянских усадьбах, храмах и монастырях. Часть  ценностей поступала в государственные  музеи, но значительные художественные богатства утрачены безвозвратно. Среди  них — иконы, фрески, интерьеры  и внутреннее убранство церквей. Местные советские органы устраивали в них клубы, склады, цеха мастерских и заводов. В закрытых в 1920-х гг. монастырях (Борисоглебском в Торжке, Нило-Столобенской пустыни и др.) оборудовали тюрьмы.

    Многие  архитектурные памятники Тверской земли подверглись разрушению во время боевых действий в 1941-1944 гг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Преображенская  церковь (деревянная) 

    Есть  в нашей области уникально  тихое место – деревня Спас на Сози Калининского района Тверской области. Стоит эта деревня на берегу реки Созь.

    На  южной окраине деревни, на кладбище располагалась «Преображенская церковь».

    Преображенская церковь с погоста Спас-на-Сози Калининского района. В 1975 году стояла на своем историческом месте в верховьях реки Сози, вне селений, среди болот. Вообще, погостом на севере России называют немонашеское церковное поселение вне деревень, выполняющую роль приходского храма для нескольких окрестных населенных пунктов. Как правило погосты стоят вблизи удобных путей сообщения, в данном случае река Созь.

    Преображенская  церковь погоста Спас - на - Сози Калининского района , памятник деревянного зодчества, срублена в 1732 из сосновых бревен, относится к типу "клетских" церквей: 2-светный основной объем с подвалами и 2-скатной тесовой кровлей увенчан главой на рубленом восьмерике и шейке, с запада к нему примыкает равновеликая в плане трапезная, с востока - тесанная, граненая апсида с повалами, рубленная в "лапу" и покрытая на 5 скатов. Трапезная покрыта высокой 2-скатной кровлей и имеет повал только с запада. Открытая, рубленая галерея установлена на кронштейнах-выпусках с фигурно отесанными торцами и охватывает церковь с запада и севера. В интерьере стены гладко тесаны.

       «Тщанием прихожан и на их  собственный кошт» сооружена  была в 1732 г. («близ старой церкви»)  деревянная Преображенская (впоследствии  – Вознесенская) церковь в погосте  Спасском, что на Сози Корчевского уезда (ныне – д. Спас на Сози Калининского района). Здесь, в лесном уединении и близости от Оршинских болот в давние времена стоял мужской монастырь «Спасский в Зьзяхъ»; в период 1361–1437 гг. он был приписным к Отрочу монастырю .

       В 1796 г. штат служителей церкви  составляли: священник Дометий Игнатьев, дьячок Иван Яковлев и пономарь Андрей Васильев; приход насчитывал 69 дворов. Крытая тесом однопрестольная Преображенская церковь с колокольней была «основана на каменных плитах», деревянная крыша стояла на сосновых стропилах, а единственную главу завершал «железный четырехконечный крест с сиянием». В интерьере был установлен пятиярусный деревянный иконостас .

       В 1832–1835 гг. иждивением П.М. Азанчевского в Спасском погосте была построена новая каменная церковь во имя Преображения Господня с приделом, посвященным святому апостолу Матфею . От каменной церкви до наших дней сохранились пребывающие в запустении и одиночестве трехъярусная колокольня (третий ярус на ней «надстроен» в 1870 г.) и трапезная с двумя теплыми приделами (Казанским и Никольским, появившимися в 1868 и 1870 гг.). В 1893 г. деревянная церковь (после «возобновления» 1889 г.) была освящена в честь Вознесения Господня.

       В ХХ в. за долгие годы полного забвения эта замечательная постройка пришла в ветхое состояние. В частности, к 1970 г. (тогда Вознесенская церковь в д. Спас на Сози Рождественского сельсовета находилась в ведении совхоза «Оршинский» ) сквозь прогнившую крышу внутрь «попадали дождь и снег»; «от деревянной галереи осталось лишь несколько половиц с западной сторон».

       К счастью, в середине 1970-х гг. были выделены средства на реставрацию церкви, предприняты срочные меры для ее спасения: церковь была разобрана и перевезена в д. Василёво, что в 5 км к северу от Торжка . В этом удивительно красивом месте на правом берегу Тверцы находится архитектурно-этнографический музей под открытым небом. Он создан с целью бережного сохранения и пропаганды памятников деревянного зодчества и включает более десяти ценных экспонатов, вывезенных из различных районов области. Уютно расположилась на поляне и церковь Вознесения Господня из погоста Спас на Сози. Поставлена церковь довольно удачно - на высоком берегу Тверцы, хотя это и не соответствует её историческому местоположению (у Сози берега низкие).

      С северной и западной стороны  церкви воссозданы крытые галереи  с резными фигурными консолями.  Церковь Вознесения является  объектом культурного наследия  федерального значения (архитектурным  памятником ХVIII в.) и продолжает радовать нас стройностью пропорций и великолепием, весьма органично вписываясь в живописный пейзаж старинного парка бывшей усадьбы Львовых. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Церковь Спас Преображения (каменная) 

       Стоит церковь Спас Преображения на южной окраине деревни Спас – на- Сози, на кладбище. В 14-15 вв. здесь находился монастырь Спасский на Сози (или на Зьзях), приписанный к тверскому Отрочу монастырю. К началу 19 в. на погосте Спасском, что на Сози, существовало две деревянные церкви - Преображения (позднее Вознесения) 1728-32 гг. Сохранившаяся церковь сооружена на средства помещика коллежского советника П.М. Азанчевского в1832-1833 гг. по проекту губернского архит. И.Ф. Львова. Строительство вел местный крестьянин подрядчик Сила Васильев. Главный престол и южный придел апостола Матфея освятили в 1835 г., северный Казанский придел - в 1838 г. В 1843 г. возведена двухъярусная колокольня (очевидно, в соответствии с первоначальным проектом) также на средства П.М. Азанчевского. В 1866-68 гг. тем же подрядчиком вместо прежней трапезной выстроена новая, более обширная, с двумя приделами того же наименования, а колокольня надстроена третьим ярусом. Под зданием был устроен сводчатый подвал: усыпальница под храмом служила для погребения представителей рода Азанчевских, а под трапезной - для других помещиков этого прихода. В 1950-е гг. собственно храм, венчавшийся одной главой, был полностью разрушен. Здание кирпичное, оштукатуренное, с белокаменными цоколем и деталями. Характерный для тверского региона пример сельской культовой архитектуры в стиле позднего классицизма.

       В настоящее время от церкви  сохранились трапезная с двумя  крупными приделами, имеющими  полукруглые апсиды, и стройная  столпообразная колокольня, состоящая  из трех ярусов-четвериков. Приделы  закрывают часть южного и северного  фасадов первого яруса колокольни, а их апсиды примыкают к  сохранившимся фрагментам стен  храмового четверика. Колокольню  венчает купольная кровля с  луковичной главкой. Фасады приделов  следуют традициям позднего классицизма,  хотя в их декоре заметны  и мотивы эклектики. Стены расчленены  филенчатыми пилястрами и прямоугольными окнами с профилированными наличниками. Последние дополнены широкими обрамлениями, превосходящими по высоте сами проемы. Стену завершает профилированный карниз с мутулами. Лаконичный наружный облик колокольни характерен для ампирной архитектуры. Гладкие стены прорезаны проемами без наличников. Над западным входом с металлической одностворчатой дверью расположено полукруглое окно с кованой решеткой веерного рисунка. Арочные окна второго и третьего ярусов акцентированы архивольтами.

       Бесстолпные помещения трапезной и приделов, разделенные подпружными арками, перекрыты крестовыми сводами. Западные компартименты приделов, а также нижний ярус колокольни и два помещения по сторонам завершены коробовыми сводами. Южное помещение имеет вход с улицы и в нем расположена деревянная лестница на ярус звона. До кон. 20 в. в интерьере сохранялась масляная живопись 2-й пол. 19 - нач. 20 в., выполненная в упрощенной академической манере. Расположение росписей соответствует формам трех крестовых сводов: их ребра отмечены широкими полосами песочного цвета, образующими рамы, где располагаются надписи, а композиции занимают поверхность распалубок. Состав росписей следует посвящению престолов храма: на центральном своде располагались сюжеты христологического цикла ("Воскресение Христово", "Нагорная проповедь" и сцены исцелений), южный свод занимали композиции из жития Божьей Матери ("Введение во храм", "Благовестие праведной Анне", "Рождество Богородицы", "Благовещение"), северный - из жития святителя Николая ("Крещение святителя Николая", "Приведение святителя Николая к научению грамоте", "Спасение утопающих"). В простенках между окон на голубом фоне помещались фигуры святых, цокольная часть стен выделена оливковым тоном, стены алтарей - розовым, в центре арок помещены медальоны с херувимами.

    С 21 по 22 мая 2011 г. по благословению наместника собора Вознесения Господня архимандрита Адриана молодежный клуб «Ирини» провел совместно с Национальной организацией добровольцев «Русь» поход к полуразрушенному храму «Спас на Сози» (Калининский район Тверской области).

    Возглавил поход священник собора Роман  Иванов. Это уже второй поход клуба  к Спасу на Сози. Первый состоялся в мае 2010 г. и был приурочен к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

    Целями  второго похода стали проведение Божественной литургии в храме Спас на Сози, приобретение опыта по внешкольному воспитанию детей в православном и национально-патриотическом духе, а также активный и оздоровительный отдых на природе.

    Все мероприятие похода прошли прекрасно. На открытие и закрытие лагеря совершались  молебны, а утром и вечером  – молитвенные правила. Ребята вместе читали последованию ко Святому Причащению. Божественная литургия в полуразрушенном храме не оставила никого равнодушным. Почти все смогли исповедаться и причаститься. Спас на Сози пустует уже несколько десятков лет, но в этот раз казалось, что храм просто преобразился от светлой радости присутствующих на службе.

Информация о работе История памятников Тверской области. Церкви в деревне Спас – на – Сози