Контрольная работа по «История культуры»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 19:49, контрольная работа

Краткое описание

Сравнительная характеристика Западноевропейской культуры эпохи романтизма и позитивизма.

Вложенные файлы: 1 файл

ист ку-ры кр.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«……………………..»

 

Социологический факультет

Кафедра теории и истории культуры

 

Контрольная работа по дисциплине «История культуры»

 

 

 

 

Выполнила студентка

3  курса 15301.70 группы

………..

Проверила:

………….

 

 

Самара 2013

 

Сравнительная характеристика Западноевропейской культуры эпохи

Романтизма

Позитивизма

1. Социально-экономические, культурно-исторические и гносеологические предпосылки.

Великая Французская революция

Кризис рационализма Просвещения и эпохи классицизма

Философия рационализма Просвещения. Отчасти это уже Руссо с его естественным человеком, культом природы и критикой цивилизации. Прямым предшественником романтиков в этой сфере стал И. Г. Фихте, создавший в своем “Наукоучении” концепцию абсолютного “я”, чье бытие единственно бесспорно, а весь остальной мир (“не-я”) является продуктом его деятельности – мышления.

Художественный сентиментализм Стерна, Голдсмита, Руссо. Эстетические истоки романтизма – это прежде всего сентиментализм, создавший апологию индивидуального чувства, и различные варианты предромантизма: пейзажная медитативная поэзия, готический роман и подражания средневековым поэтическим памятникам

Вступление буржуазно – капиталистической Европы в новую стадию развития.

Позитивизм был вызван к жизни противоречиями бурного капиталистического развития, последовавшего за периодом ломки старого общества и его культуры. Важнейшим моментом, характеризующим теперь расстановку классовых сил, был выход рабочего класса на самостоятельную арену общественно – политической борьбы, освобождение пролетариата от организационной и идеологической опеки левого крыла буржуазии.

Люди независимо от своего отношения к современной им социальной и культурной реальности, исходили из того, что именно она, как и реальность природы, включая материальную природу самого человека, должна быть предметом познания, изучения, ценностного осмысления и практического на нее воздействия.

Для понимания роли научного мышления в культуре XIX века существенно то, что его завоевания не ограничивались теми областями знания, которые обеспечивали развитие промышленного производства: открытие Ч. Дарвина, сокрушившее идею божественного творения человека,  открытие законов наследственности, управляющих передачей информации,  влияние на культуру имело предложенное К. Марксом научное объяснение процесса развития человечества. Под натиском науки религиозно-мифологическое сознание отступало шаг за шагом, ибо противопоставить ей теоретические аргументы оно было неспособно

2.  Место рождения и ареал распространения.

Западная Европа, Россия, Северная Америка

Западная Европа,  Россия

3. Основной принцип эпохи.

1. Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное.

2. Исключительность романтического  героя (внутренняя раздвоенность, одиночество  в реальном мире, поиски идеала  и мечты, жизнь в сфере эмоций  и чувств).

3. Природа как выражение стихийного  начала жизни, прообраз Свободы.

4. Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору.

5. Экзотика дальних стран

Тождество природы и сознания

Ф. В. Шеллинг создал свою систему диалектики природы уже на основании романтических идей. Один из основополагающих признаков романтизма – культ личности, т. е. героя, не просто сознающего свою самоценность, как у сентименталистов, но активного субъекта, определяющего и формирующего окружающую действительность. Проблема личности – центральная для романтиков. Мировидение личности характеризуется романтическим двоемирием – ощущением глубокого разрыва между совершенством идеала, представление о котором принципиально субъективно, и низкой прозаической действительностью, нивелирующей индивидуальность, сводящей понятие о счастье к обывательскому комфорту.

1) реальное в  противовес химерическому:

2) полезное в  противовес негодному;

3) достоверное  в противовес сомнительному;

4) точное в  противовес смутному;

5) организующее  в противовес разрушительному.

Главная идея- идея развития,т.е креационизма. «Дух позитивизма» означал прежде всего радикальное изменение иерархии ценностей: если в культуре феодального общества приоритет отдавался «небесному» (Богу как духовному началу мира, душе как божественному в человеке и т.п.), а все «земное» расценивалось как низменное (тело представлялось «темницей души» и пристанищем греха), то теперь во главу угла было поставлено «земное» – телесная природа человека, его практические («материальные») интересы и производственно-преобразующая деятельность в материальном мире.

4. Характеристика эпохи.

Романтизм - это художественное направление, которое возникает в начале XIX в Европе и продолжается до 40-х годов XIX века.

Попытки уйти от действительности и в то же время осмыслить ее вызвали появление новой мировоззренческой системы - Романтизма.

Подчеркнутое внимание к человеческой личности, индивидуальности, внутреннему миру человека.

Изображение исключительного характера в исключительных обстоятельствах, сильной, бунтарской личности, непримиримой с миром. Это человек не только свободен духом, но еще особенный и необычный. Чаще всего это одиночка, которого не понимает большинство других людей.

Культ чувств, природы и естественного состояния человека. Отрицание рационализма, культа разума и упорядоченности.

Существование «двух миров»: мира идеала, мечты и мира действительности. Между ними существует непоправимое несоответствие. Это приводит художников-романтиков в настроение отчаяния и безнадежности, «мировой скорби».

Обращение к народным сюжетам, фольклору, заинтересованность в историческом прошлом, поиски исторического сознания. Активный интерес к национальному, народному. Нацеленность на самобытность среди творческих кругов европейских народов.

Реализм - направление в искусстве и эстетике, выдвигавшее в качестве высшей ценности художественной деятельности познание действительности, ее правдивое отражение.

Позитивизм представляет собой сложное движение, господствовавшее в европейской культуре — философии, политике, педагогике, историографии и литературе с 1840 г. и почти до начала Первой мировой войны.

Эру позитивизма можно назвать эпохой спокойствия в Европе и одновременно эрой колониальной экспансии в Африке и Азии. Европа вставала на путь индустриальной трансформации, и социальные эффекты этой революции поражали. Применение научных открытий преображает весь мир производства: растут города, транспортная сеть, капиталы, медицина побеждает инфекционные болезни, старого равновесия между городом и деревней больше нет. Образ жизни меняется до неузнаваемости. Эстетика позитивизма определяется как неклассическая эстетика Характерные ее признаки - отход от позиций историзма и рациональности, присущих классической эстетике Позитивизм отражает растущее влияние научных знаний, которые призваны определять методы научного поиска также в гуманитарных сферах.

5. Картина мира и образ человека.

В центре мира находится личность человека, устремленная к внутренней свободе, к совершенству и обновлению. Свободная романтическая личность воспринимала жизнь как исполнение роли на подмостках всемирной истории. Р. был пронизан пафосом личной и гражданской независимости; идея свободы и обновления питала и стремление к героическому протесту, в том числе к национально-освободительной и революционной борьбе. Положили в основу жизни и искусства творческую активность, преображающую и творящую мир. Проблема личности – центральная для романтиков. Мировидение личности характеризуется романтическим двоемирием – ощущением глубокого разрыва между совершенством идеала, представление о котором принципиально субъективно, и низкой прозаической действительностью, нивелирующей индивидуальность, сводящей понятие о счастье к обывательскому комфорту.

Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека, критический реализм потому одновременно становится психологическим. В подготовке этого качества реализма большую роль сыграл романтизм, стремившийся проникнуть в тайны человеческого «Я». 
 
Место романтических утопий стали занимать идеи и теории, утверждавшие трезвые ,прагматические идеи, призывавшие к последовательному,постепенному совершенствованию общества,   развитию экономики, культуры и воспитанию на началах разумного активизма.

Отражение внутренних противоречий внутреннего мира человека и его противоречивых связей с процессами общественной жизни.

Импрессионизм сложился под влиянием позитивизма. Ориентируясь на точную фиксацию «факта» (момента в изображении действительности) и отказываясь от широких обобщений, мировоззрение импрессионизма не смогло обрести устойчивых схем.

6.  Эстетические позиции и установки.

Мировоззренческий отход от идеалов рационализма. Не разум, а поэтическое вдохновение, эстетическое переживание, внутренний иррациональный порыв воли и чувства. главная сила человеческого творчества и постижения сути бытия. В связи с этим романтизм выделяет искусство в качестве главной деятельной сферы культуры и высшего проявления человеческого духа. Искусство рассматривается в  мироощущении романтизма и своего рода мистика, способная вскрыть подлинную, неподвластную разуму подоплеку бытия, и влекущая форма действительной философии. искусство в целом характеризуется отказом от типически верного, логически взвешенного отражения действительности и увлекательным раскрытием мира чувств,  душевных порывов.

Эстетика романтизма подчеркнуто противопоставлена классицистической. Все нормы поэтики классицизма: представление об извечном универсальном идеале красоты, принцип иерархии жанров и стилей, несмешения трагического и комического, закон трех единств в драматургии – казались романтикам крайне условными, искусственными. Романтики требуют искусства естественного, свободного в той мере, в какой свободна природа и сама жизнь. Для этого художник должен опираться не на знание и разум, как классицист, а на прихотливую фантазию, творческое воображение. В романтических произведениях выразительность обычно доминирует над изображаемым, экспрессия и гротеск относятся к числу наиболее распространенных приемов. Все это не означает, что рациональное начало было совсем чуждо романтикам. Даже самые ранние энтузиасты были способны к трезвой критической оценке своих пристрастий и вполне сознавали, что их представления об идеале, о творческом потенциале личности, о безграничной свободе во всех важных для них сферах жизни не выдержат столкновения с реальной действительностью. Это противоречие они пытались смягчить с помощью романтической иронии, которой удостаивалась не только прозаическая обыденность, но и сами их протагонисты, стремящиеся к заведомо недостижимому идеалу. В отдельных случаях осознание неизбывности конфликта приводило к разочарованию и пессимизму (“болезнь века”).

Ориентация на науку, прежде всего — на биологию. Стремление применить методы научного исследования в современном романе.  Правдивость деталей и показ типических характеров, действующих в типических обстоятельствах, становятся принципом реализма.

7.  Морфология художественной культуры.

Возникает как оппозиция классицистической школе.

Героические монументальные формы.

Как почти любое значительное культурное явление, романтизм не представляет собой чего-то абсолютно цельного, обладающего постоянным набором специфических черт – он очень многообразен в своих национальных, жанровых, хронологических разновидностях. В марксистском литературоведении бытовала бинарная типология: романтизм делили на революционный и реакционный, прогрессивный и консервативный, активный и пассивный. Такой подход небезоснователен, однако он чересчур упрощает явление и сообщает ему ненаучную оценочную характеристику, поэтому его следует признать крайне условным и устарелым. Хронологические рамки романтизма характеризуются относительной одновременностью начала (1790-е годы) и неопределенностью завершения (1820–1830-е – в Англии и Германии, 1870–1880-е – во Франции). Для США эти даты следует сдвинуть вперед на 20–30 лет. Социально-политические предпосылки романтизма лежат в революционных потрясениях конца XVIII века: Война за независимость в Америке  и, главное, Великая французская революция 1789–1794 гг. Ее эмоциональное переживание, а затем осмысление ее опыта, ее последствий сыграли решающую роль в возникновении и развитии романтического миросозерцания. На короткое время революция создала иллюзию всеобщего освобождения от многовекового рабства в плену внешних обстоятельств, человек почувствовал себя всесильным. Почти все ранние романтики в юности были апологетами революции, однако скоро наступило отрезвление. Во-первых, многих отвратил от революции якобинский террор. Во-вторых, свободы, принесенные революцией, как оказалось, относились вовсе не к сфере духа, а скорее к повседневному бытию: они вовсе не мешали обществу становиться мещанским, филистерским. В этой ситуации для многих романтиков разных поколений роль идейного заместителя революции сыграла личность Наполеона, своими военными победами добившегося славы своего рода романтического гения в политике

Развитие графики  станковой и иллюстративно-журнальной, графики, как основного элемента сатирической печати.

В натурализме ярчайшим образом проявилось влияние позитивизма. Его кредо — «природа как она есть». Натуралисты отвергали произвол воображения и сравнивали творчество писателя и художника с трудом исследователей природы — естествоиспытателей.Результат такой деятельности — наблюдение сквозь темперамент. Буквальное отражение биологического аспекта человеческой жизни выразилось в профанации искусства, предопределившей ее скандальный успех в мещанской среде, в появлении эстетики «физиологического искусства».

8.  Доминирующие художественные формы, стили, жанры.

Романтизм напрочь отказался от использования сюжетов об античности, популярных в эпоху классицизма. Он привел к возникновению и утверждению новых литературных жанров - песенной баллады, основанной на фольклоре, лирической песни, романсов, исторических романов.

ТЕОРИЯ СИНТЕЗА ИСКУССТВ – взаимопроникновение музыки, живописи, литературы.

Литература:  В литературе и живописи становятся популярны развернутые описания экзотической природы, бурных стихий, а также образы «естественных» людей, «не испорченных» цивилизацией.

Романтизм напрочь отказался от использования сюжетов об античности, популярных в эпоху классицизма. Он привел к возникновению и утверждению новых литературных жанров - песенной баллады, основанной на фольклоре, лирической песни, романсов, исторических романов.  Джордж Гордон Байрон, Виктор Гюго, Уильям Блейк, Эрнст Теодор Амадей Гофман, Вальтер Скотт, Генрих Гейне, Фридрих Шиллер, Жорж Санд, Михаил Лермонтов, Александр Пушкин, Адам Мицкевич. Живопись: Романтики ценили свободу, вдохновение, эмоции, самовыражение. Они больше не чувствовали себя зависимыми от аристократического строя, приходящего в упадок. Художники эпохи Романтизма нашли себе нового поклонника – представителя среднего класса, который преклонялся перед идеями и талантом творцов. Отвержение сдержанности и благоразумия в пользу сильных, порой безудержных и бунтарских, эмоций – вот как проявлялся Романтизм. Базис Романтизма – культ чувств, природы и всего естественного в человеке. Новые идеи быстро нашли поддержку в обществе. В VIII веке Романтизмом называли фантастические, живописные, странные сюжеты, существовавшие в воображении и на полотне, но не в реальном мире.  Активность, движение, сила, мощь, яркие краски, выраженная светотень и обобщенная манера письма – вот как характеризовались картины художников Романтизма. Наиболее значимые и известные представители этой эпохи: Э.Делакруа, О.Домье, Т.Жерико (Франция), Дж. Констебл, Р. Бонингтон, У.Тернер (Англия), Ф.О.Рунге, К.Д.Фридрих, (Германия),  Музыка: Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини; последующий этап (1830—50-е гг.) – творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана,Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века. В качестве основной проблемы романтической музыки выдвигаетсяпроблема личности, причем в новом освещении – в ее конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества – едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с ее подзаголовком– «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»). Присущий романтической музыке глубокий интерес к человеческой личности выразился в преобладании в ней личного тона. Раскрытие личной драмы нередко приобретало у романтиков оттенок автобиографичности, который вносил в музыку особую искренность. Так, например, многие фортепианные произведения Шумана связанны с историей его любви к Кларе Вик. Автобиографический характер своих опер всячески подчеркивал Вагнер. Внимание к чувствам приводит к смене жанров – господствующее положение приобретает лирика, в которой преобладают образы любви.С темой «лирической исповеди» очень часто переплетается тема природы. Резонируя с душевным состоянием человека, она обычно окрашивается чувством дисгармонии. С образами природы тесно связано развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма (одно из первых сочинений – «большая» симфония Шуберта). Настоящим открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики. Музыка впервые научилась воплощать сказочно-фантастические образы чисто музыкальными средствами. В операх XVII – XVIII веков «неземные» персонажи (как, например, Царица ночи из моцартовской «Волшебной флейты») разговаривали на «общепринятом» музыкальном языке, мало выделяясь на фоне реальных людей. Композиторы-романтики научились передавать фантастический мир как нечто совершенно специфическое (при помощи необычных оркестровых и гармонических красок). Яркий образец – «Сцена в волчьем ущелье» в «Волшебном стрелке» Вебера. В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству. Подобно поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогащали и обновляли литературный язык, музыканты широко обращались к национальному фольклору – народным песням, балладам, эпосу (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др.). Воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, они опирались на интонации и ритмы национального фольклора, возрождали старинные диатонические лады. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось. Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств музыкального языка и принципов формообразования, индивидуализации мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонической палитры музыки (натуральные лады, красочные сопоставления мажора и минора и т. д.).Поскольку в центре внимания романтиков уже не человечество в целом, а конкретный человек с его неповторимым чувствованием, соответственно и в средствах выражения общее все больше уступает место единичному, индивидуально своеобразному. Уменьшается доля обобщенных интонаций в мелодике, общеупотребительных аккордовых последований в гармонии, типовых рисунков в фактуре – все эти средства индивидуализируются. В оркестровке принцип ансамблевых групп уступил место солированию почти всех оркестровых голосов. оперное творчество Вагнера и в программной музыке Берлиоза, Шумана, Листа.

Достижения в области психологического портрета, жанровой и тематической картины. Развитие жанра социально- бытового романа и повести. Во Франции позитивизм наиболее значительным образом представляют Опост Конт (1798—1857), в Англии — Джон Стюарт Милль (1806—1873) и Герберт Спенсер (1820—1903); Якоб Молешотт (1822—1893) и Эрнст Геккель (1834—1919) — в Германии, В разных странах позитивизм по-разному вплетается в несхожие культурные традиции. Во Франции он вписывается в рационализм картезианского и просветительского толка. В Англии он развивается на почве эмпиризма и утилитаристской традиции. В Германии он принимает форму сухого сциентизма и материалистического монизма. Позитивизм провозгласил единство научного метода и его примат в качестве инструмента познания, но он вознес до небес науку как единственное средство решения всех проблем, веками мучивших человечество. Для позитивизма  характерна некритическая, часто поспешная и поверхностная вера в постоянный беспрепятственный рост науки.«Позитивность» науки часто связана с борьбой против идеалистических и спиритуалистских трактовок реальности. 

Литература: Развитие естественнонаучного познания. Влияние теории Ч. Дарвина на мировую естественную и социальную науку. Позитивизм Г. Спенсера. Английский социал-дарвинизм и литература. Социальная критика и морализирующие тенденции в английской литературе «эпохи Позитивизма» (Д. Элиот, Д. Мередит). Натурализм в английской литературе (Д. Гиссинг, Д. Мур). Нравственная полярность художественных идей эпохи: гуманизм и социальная критика, гедонизм и аморализм, сострадание к униженным и культ сильной личности (О. Уайльд, Р. Киплинг). «физиология» общества, множественность социальных срезов, углубленный психологический анализ разнообразных типов в доминирующем жанре – реалистическом романе (О. Бальзак, Г. Флобер). Тоска по утраченной гармонии и эстетизация зла в творчестве Ш. Бодлера. Живопись: Историзм и проблемы реставрации памятников искусства (Д. Рескин, У. Моррис). «Прерафаэлиты»: идеализация Средневековья, элементы мистики и натурализма в их художественной практике (поэзии, живописи, прикладном искусстве, оформлении книги). Развитие политической карикатуры. Новый тип художника – политического борца, публициста. Реализм и натурализм в творчестве братьев Гонкур, Э. Золя, Г. де Мопассана.  Реалистическая направленность пейзажной живописи: художники «барбизонской» школы, К. Коро. Типизация и символико-философское обобщение образов крестьян в картинах Милле.   Музыка: Пропоганда истории музыки.Развитие оперного искусства Ш.Гуно.Массовые концерты для народа.Музыкальные общества и организации фестивалей.


 


Информация о работе Контрольная работа по «История культуры»