Концепция культуры Н.Я.Данилевского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 11:56, реферат

Краткое описание

К начальному этапу российской социологии (1860—1890-е гг.), характеризующемуся доминированием позитивизма и натурализма, можно с определенной долей условности отнести творчество Николая Яковлевича Данилевского (1822—1885). Социологические воззрения Данилевского отличались заметным своеобразием, их трудно отнести к конкретному направлению. Так, он считал, что существование какой-либо целостной и стройной теории общества невозможно в связи с тем, что социальные объекты оказываются очень разными. Поэтому должна иметь место не единая общая теория, а лишь сравнительная трактовка разных типов обществ.

Содержание

1.Введение………….…………………………………………………...…………………..……3
2.Культурно-исторические типы в концепции Н.Я.Данилевского……...………………..….4
3.Заключение……………………………………………………………………………..……...8
4.Информационные источники………………………………………………...........................9

Вложенные файлы: 1 файл

данилевский.docx

— 24.35 Кб (Скачать файл)

Московский государственный  технический университет

им. Н.Э.Баумана

Калужский филиал

 

 

 

 

Кафедра Философии и культурологии

Реферат по культурологии:

Концепция культуры Н.Я.Данилевского

 

 

 

 

 

Выполнил студент группы ЭКД-31:

Ридванская Н.В.

Проверил преподаватель:

Евдокимов В.И.

 

 

 

 

Калуга 2011

Содержание:

1.Введение………….…………………………………………………...…………………..……3

2.Культурно-исторические типы в концепции Н.Я.Данилевского……...………………..….4

3.Заключение……………………………………………………………………………..……...8

4.Информационные источники………………………………………………...........................9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

К начальному этапу российской социологии (1860—1890-е гг.), характеризующемуся доминированием позитивизма и натурализма, можно с определенной долей условности отнести творчество Николая Яковлевича Данилевского (1822—1885). Социологические  воззрения Данилевского отличались заметным своеобразием, их трудно отнести  к конкретному направлению. Так, он считал, что существование какой-либо целостной и стройной теории общества невозможно в связи с тем, что  социальные объекты оказываются  очень разными. Поэтому должна иметь  место не единая общая теория, а  лишь сравнительная трактовка разных типов обществ. Отсюда обществознание может (и должно) быть исключительно  национальным по своему характеру. Работы Данилевского представляют собой одну из первых и оригинальных попыток  предложить новый подход к пониманию  истории как нелинейного многовариантного процесса и дать социологическую  трактовку некоторым его аспектам. Далеко не все и во времена создания концепции, и сегодня в этой попытке  устраивает. Но она дала толчок для  теоретико-социологического исследования исторического процесса в рамках особого подхода, который впоследствии неоднократно применялся мыслителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культурно-исторические типы в концепции Н.Я.Данилевского

Следует обратить внимание на то, что Н.Я. Данилевский одним  из первых попытался найти новых  подход к пониманию культурно-исторического  процесса. Он пишет книгу «Россия  и Европа», где утверждает, что  общепринятую периодизацию истории  – разделения ее на древнюю, средневековую  и новую – неправомерно распространять на всемирную истории. У каждой страны, утверждает философ, есть своя древняя, средняя и новая история. Развивая эту мысль, Данилевский отвергает:

-во-первых, европоцентристское  истолкование истории;

-во-вторых, принцип однолинейного  исторического процесса.

 И предлагает взамен  новый взгляд на историю. Центральной  идеей Данилевского становится  идея о культурно-исторических  типах, которые соответствуют  типам цивилизаций, под которые  можно подвести все многообразие  различных культур, существовавших  ранее и известных ныне. По  мнению Данилевского, выделение  данных типов не представляет  особого труда. Они, в принципе, общеизвестны. Расположенные в хронологическом  порядке, эти типы могут быть  выделены следующим образом: 1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский  или древнесемитский, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) новосемитский или аравийский, 10) германо-романский или европейский. 

 Обратите внимание  на то, что Данилевский утверждает, что только те народы, которые  создали эти самобытные типы, являются «положительными» деятелями  в истории человечества. Однако  существуют и другие, «отрицательные»,  играющие негативную роль. Это  гунны, монголы, турки, которые  действовали, по сути, как разрушители  цивилизаций, обладающих положительным  потенциалом.

 Данилевский отмечает, что одни культурно-исторические  типы были уединенными (такие,  как китайский, индийский и  др.), другие – преемственными (такие,  как египетский, древнесемитский,  греческий, римский, еврейский,  романо-германский и др.). Анализируя  эти типы, философ приходит к  заключению, что результаты, достигнутые  усилиями преемственных типов,  превосходят то, что успевают  создать уединенные цивилизации,  чем и объясняется западный  прогресс и восточный застой.

 Большой интерес представляет  решение Данилевским вопроса  о преемственности культур. Согласно  взглядам философа, один из важнейших  законов истории состоит в  том, что цивилизация не передаются  от одного культурно-исторического  типа к другому. Попытка насильственно  навязать цивилизацию одного  культурно-исторического типа другому  оказываются бесплодными. Однако  невозможность «передать» цивилизацию  не исключает возможности воздействовать  на развитие других цивилизаций.

 Используя агробиологические  аналогии, Данилевский рассматривает  три возможности варианта взаимодействия  культур:

1«Прополка» - колонизация  страны, в ходе которой в ней  насаждается чужая цивилизация  за счет вытеснения и уничтожения  существующей раньше культуры (подобно  удалению сорняков с засеваемого поля). Таким образом, например, европейцы цивилизовали Северную Америку, загнав живших там индейцев в резервации.

2.«Прививка» - пересадка  в культуру народа элементов  чужой цивилизации, которые должны  далее развиваться на теле  культуры и приносить плоды  (подобно почка, привитой к  дичку) Так, например, Петр 1 «привил»  к русскому «дичку» элементы  европейской культуры.

3.«Почвенное удобрение» - воздействие, при котором развивающаяся  цивилизация усиливает результата  другой, более зрелой культуры, более  зрелой цивилизации, принимая  и прикладывая к себе  из  нее то, что стоит вне сферы  народности, то есть выводы и  методы науки, технические приемы  и усовершенствования искусств  и промышленности, сохраняя при  этом свою самобытность. Так, например. Древняя  Греция восприняла  влияние египетской и финикийской  культуры, германо-романская Европа  усвоила плоды Греко-Римской цивилизации.  Это наилучший способ вхождения  элементов одной культуры в  другую, обеспечивающий преемственность  в развитии культурно-исторических  типов.

 Следует заметить, что  произведение Данилевского «Россия  и Европа» отличает биологический  редукционизм. Метод перенесения  законов развития природы на  мир социальный, не учитывающий  специфику последнего, уязвим, что  интуитивно чувствовал и сам  философ, когда сознательно опускал  тот или иной эмпирический  материал. Но иногда сравнение  биологический  процессов с  социальными помогает ему более  образно показать процесс становления  культуры. Так, культурно-исторические  типы Данилевский уподобляет  живым организмам. Их жизненный  цикл протекает как у многолетних  одноплодных растений, у которых  время роста длится долго, период  цветения и плодоношения краток  и навсегда истощает их жизненные  силы.

 На первом, подготовительном  этапе этого цикла, измеряемом  тысячелетиями, происходит смешение  племен в единый народ, формирования  языка и других особенностей, составляющих его самобытность, оригинальность. На втором этапе  (400-600 лет) складывается государство.  Оно охраняет от чужого вторжения  не только землю, но и «душу  народа», обеспечивает его политическое  и культурное единство, создает  условия для  развития его  творческой силы. Затем наступает  третий, цивилизационный период  – период расцвета его творческой  силы. Накопленный ранее потенциал  реализуется в мощном культурном  взлете, воплощаясь в произведениях  искусства, науки, философии, в  развитии гражданских и политических  учреждений, техники и экономики.  Израсходовав свой потенциал,  культурно-исторический тип вступает  в последний период своего  существования, который Данилевский  характеризует как «апатию».

 Давая оценку вкладу  Данилевского в современную науку  о культуре, нельзя не заметить, что он обосновал идею цикличности  развития культуры. Данилевский  не отвергает идею исторического  прогресса, которая была так  актуальна в те годы. Более  того, по его мнению, прогресс  человечества может идти только  благодаря тому, что каждый культурно-исторический  тип доводит его в каком-то  направлении до предела, после  чего необходимо, чтобы он начинался  с новой исходной точки и  шел по другому направлению.  Культура, с его точки зрения, проходит в своем направлении  те же стадии, что и биологический организм. Культура зарождается, доходит до вершины своего развития и затем, регрессирует, умирает. Смысл культурного прогресса, согласно Данилевскому, состоит не в том, чтобы переходить с одной стадии на другую, более высокую. Прогресс состоит в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности, во всех направлениях.

 Особый интерес в  концепции Данилевского представляют  рассуждения об историческом  предназначении и судьбе той  или иной нации и, соответственно, культуре. Он исходит из того, что культурно-исторические типы, могут иметь различные основания.  Есть так называемые аутохтонные,  т.е. первичные культуры, которые  базируются на религиозных, научных  или художественных идеях. Так,  греческая цивилизация по своему  типу была художественной, а римская  – политической. Более сложными  культурно-историческими типами  являются те, которые возникают  из двух корней. Например, германо-романская  цивилизация носит и научный  и индустриальный характер. Но  по уровню  религиозной духовности  европейская цивилизация не сравнима  с еврейской цивилизацией.

 Рассматривая цивилизации  с точки зрения религии, культуры, политики и общественно-экономического  устройства, Данилевский приходит  к выводу, что историческая перспектива  и будущее существуют только  у славянского культурно-исторического  типа. Прежде всего, Данилевский  утверждает, что Россия не входит  в мир романо-германский цивилизации.  Она является представителем  иного мира – мира славянского.  Славянство есть термин одно  порядка с эллинизмом или европеизмом,  но в отличие от них оно  еще не достигло зрелости. Однако  славянский культурно-исторический  тип уже прошел тысячелетнюю  подготовительную стадию. В отличие  от дряхлеющей Европы, славянство  только входит в период своих  творческих сил, и оно сможет  создать мощную и самобытную  цивилизацию, став преемником  уходящей с исторической сцены  европейской цивилизации. Он надеялся, что славянский тип будет первым  полным четырехосновным культурно-историческим  типом.

 У Данилевского содержится  и ряд других конструктивных  идей, однако это не означает, что все  в его творчестве  может быть принято без критического  осмысления. В этом отношении  представляет особый интерес  работа русского философа В.Соловьева  «Национальный вопрос в России»,  в которой  он посвятил разбору  книги Н.Данилевского специальный  раздел.

 В свете современных  воззрений весьма ограниченным  представляется понимание философом  культуры как комплекса психических  особенностей этнической общности. Но несомненно, что многие его  идеи могут быть востребованы  и сегодня в силу их актуальности  духовным веяниям нашей эпохи.

 

 

 

 

Заключение

В основе истории философии  Данилевского лежит идея отрицания  единства человечества, единого направления  прогресса: "Общечеловеческой цивилизации  не существует и не может существовать, потому что это была бы только невозможная  и вовсе нежелательная неполнота... Общечеловеческого не только нет  в действительности, но и желать быть им — значит довольствоваться общим местом, бесцветностью, отсутствием  оригинальности, одним словом, довольствоваться невозможною неполнотою".

 Не сомневаясь в  биологическом единстве человечества, Данилевский настаивает на самобытности, "самодостаточности" культур,  создаваемых народами. Подлинными  творцами истории выступают не  сами народы, а созданные ими  и достигшие зрелого состояния  культуры, которые подобны "многолетним  одноплодным растениям", живущим  много лет, но цветущим и  плодоносящим только раз в  жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационные источники:

На бумажных носителях:

  1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа - М., 1991.

На электронных носителях:

1. http://www.neuch.ru/

2. http://refak.ru/

3. http://studentbank.ru/


Информация о работе Концепция культуры Н.Я.Данилевского