Концепция публицистического представления. Формирование режиссёрского представления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 12:02, реферат

Краткое описание

Драматургия театрализованных представлений на документально-публицистическом материале основана на конкретной проблеме. Неравнодушное отношение к окружающей действительности, интерес к актуальным проблемам, волнующим современное общество, а также к сценарному материалу, любопытство к возможностям соединения и организации, самостоятельность, художественность мышления режиссера способствуют созданию художественного замысла будущего публицистического представления.

Вложенные файлы: 1 файл

публицистика аноприева.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

Хабаровский государственный институт искусств и культуры

Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников

 

 

 

 

 

 

 

 

СООБЩЕНИЕ

Дисциплина: «Режиссура публицистического представления»

Тема: «Концепция публицистического представления.

Формирование режиссёрского представления.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Аноприева Е.

Группа 477 з/о

Проверила: Митникова Д.В.

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2012 г.

Изучение проблем, которым посвящено публицистическое представление

 

Драматургия театрализованных представлений на документально-публицистическом материале основана на конкретной проблеме. Неравнодушное отношение к окружающей действительности, интерес к актуальным проблемам, волнующим современное общество, а также  к сценарному материалу, любопытство к возможностям соединения и организации, самостоятельность, художественность мышления режиссера способствуют созданию художественного замысла будущего публицистического представления.

Публицистика (лат. publicus - общественный) сочетание литературы и журналистики (статьи, очерки, фельетоны, репортажи), где главной и отличительной чертой является аналитическая мысль автора, откликающегося на самые живые потребности общества. В связи с этим, режиссер-сценарист посвящает свой труд актуальным проблемам современности. Публицистичность требует от автора умения ярко и эмоционально подать свою мысль. Для того, чтобы убедить аудиторию, сделать ее сторонником своей точки зрения, необходимо уметь воздействовать на разум и чувства людей.

Для того, чтобы определенные документальные, публицистические материалы, стали основой сценарно-режиссерского замысла необходимо достаточно глубоко изучить и проанализировать конкретную проблему.

Материалом для изучения при подготовке сценария публицистического представления служат статьи, очерки, фельетоны, репортажи  т.п.

 

Определение следующих моментов содержания и формы будущего представления

 

Тема.

  Процесс работы над  публицистическим  представлением начинается с  выбора темы, идеи,  с главной  мысли режиссера-сценариста. А если  быть более точным, то творческий  процесс начинается с  поисков материала для сценария и его  изучения. Только в процессе изучения фактов,  статистических данных, определенных событий, документов, биографий людей можно наметить тему будущего представления. Материал нужно увидеть собственными глазами, вжиться в него, прочувствовать.

Тема публицистического представления –  жизненный материал, взятый для художественного изображения, а точнее – круг жизненных явлений, который воссоздается режиссером-сценаристом в публицистическом представлении специфическими средствами искусства. Режиссер-сценарист должен точно ответить на вопрос о ком, или о чемего представление, и что он хочет сказать отобранным для этого материалом.

При выборе  темы публицистического представления  центром внимания в процессе работы над сценарием должны быть реальные люди,  реальные жизненные факты, общественно важные актуальные проблемы, которые волнуют конкретную аудиторию.

Организация сценарного материала должна соответствовать особенностям места проведения представления и подчиняться принципам зрительского восприятия. 

Изучаемым материалом для создания публицистического представления могут служить:

документальные источники (указы, постановления, декларации, биографии конкретных людей)

  литературно-документальные источники (мемуары, очерки, публицистические статьи)

эпистолярные материалы (дневники, письма, фото - кинодокументы)

подлинные вещи (личные документы, одежда, оружие, награды) Использование местного материала в сценарии придает ему достоверность, эмоциональность, содержательность, вызывает интерес аудитории.

 

Идея.

Тема публицистического представления неразрывна связана с идеей, так как в самом отборе тех или иных фактов неизбежно сказыватся мировоззрение режиссера-сценариста представления, его общественная позиция. В процессе создания сценария  режиссеру-сценаристунеобходимо определить не только то, о чем он хочет поведать аудитории, какую мысль, но  и ради чего он будет развивать выбранную тему и какого воздействия на зрителей он желает добиться.

Публицистическому предствалению присуща тенденциозность, т.е. заведомое обострение идеи, стремление как можно более действенно выразить ее, "заразить" ею аудиторию.

Использованные в публицистическом представлении реальных цифр и документов, подлинных вещей и фонограмм, видеоматериалов несомненно вызывают живой интерес аудитории, но участие реальных людей, непосредственно  затронутых той или иной проблемой, во много раз усиливают эмоциональное воздействие эпизодов.

Отбор материала - важный этап в работе при создании сценария. До рождения режиссерского замысла еще неизвестно, что из конкретного объема накопленного документального и публицистического материала может и должно войти в сценарий будущего представления. Но как только удалось создать сценарно-режиссерский замысел, найти его образное решение, определить форму, жанр, можно приступать к окончательному отбору сценарного материала. Жизненные факты, документальные свидетельства необходимо отбирать соизмеряя реальное, логическое и эмоциональное, возможное и желаемое. Необходимо помнить, что отбор материала и выразительных средств, посредством которых сценарист будет доносить свою мысль до зрителя, во многом зависит от эмоционального отношения автора к тому или иному жизненному материалу. должен быть беспощаден к тому материалу, который будет мешать развитию авторской мысли, но который совсем недавно казался ему значительным и необходимым.

Важным аспектом при выборе материала является соблюдение принципа новизны. Новизна сценарного материала определяется не только количеством и качеством новой информации, но и тем контекстом, в который он будет поставлен в сценарии. В ходе дальнейшей работы сценаристу необходимо найти такое художественное решение, при котором новизна материала надолго бы осталась в памяти зрителей.

Таким образом, при отборе сценарного материала необходимо руководствоваться следующими принципами:

    • Социально-мировоззренческой направленности накопленного материала;
    • соответствие материала социально-структурной специфике аудитори;
    • Общественно-политической актуальности материала;
    • Соответствие материала идейно-художественному замыслу сценария;
    • Соответствие выразительных средств цели воздействия сценария;
    • Художественно-эстетической ценности материала;
    • Достоверности документального материала;
    • Новизны материала;
    • Расширения эмоционально-выразительных средств;
    • Соответствие материала творческим возможностям коллективов и возможностям площадки;
    • Соответствие художественному решению материала;
    • Соответствие времени проведения представления;
    • Соответствие требований к образному решению сценарного материала финансовым возможностям.

 

Конфликт.

Каждому периоду в жизни общества свойственны свои противоречия. Это конфликты социальные, психологические. Конфликт в публицистическом представлении отражая реальные жизненные противоречия, является идейно-эстетической основой представления, служит раскрытию содержания актуальной проблемы. Конфликт позволяет наиболее полно и глубоко раскрывать сущность изображаемой проблемы, создавая ее законченную и целостную картину. Через конфликт и его разрешение отражается идейная позиция режиссера-сценариста.

 

 

Сверхзадача и сквозное действие.

Это основная творческая, которая включает в себя, совмещает, обобщает множество отдельных разрозненных задач. Это главная жизненная суть. Сквозное действие – сложный этап в построении представления. Он охватывает основной массив действия. В процессе сквозного действия происходит оценка фактов, чтобы в финале представления подняться на новую нравственную высоту.

 

Жанр и композиционное место эпизода в представлении.

Являясь элементом художественной формы, жанр является одним из средств раскрытия содержания публицистического представления. Неопределенность жанра представления говорит о неопределенности замысла, позиции автора. Жанр определяет и тип конфликта, тип жизненный противоречий в представлении. Для более точного раскрытия темы, выражения своей идеи режиссер может выбрать жанр комедии, трагедии, драматический, мелодраматический, фарс.

Композиция (складывать, строить).  Публицистичность и документальность как специфическая особенность сценария выдвигают на передний план построение, композицию. Как и в любом представлении это: экспозиция, завязка, развитие действия (сквозное действие), кульминация, финал.

Композиционная структура делится на эпизоды, то есть сценарий имеет эпизодное построение, монтируемое режиссерским монтажем. Создать сценарий - это значит создать некую целостность, которая должна быть представлена как композиция. Она помогает так выстроить сценарий, его информационные, смысловые и эмоциональные компоненты, чтобы воздействие их не притупляло чувство зрителя, а увлекало. Композиция впублицистических представлениях зачастую выполняет главную функцию, так как в сценарии часто отсутствует сюжет. Здесь предполагается не движение событий и развитие характеров, а развитие мысли, движение к определенному обобщающему выводу.

Верный монтаж эпизодов, включающих факты, статистические данные, документы, жизненные явления, художественный вымысел, подчиненных режиссерскому замыслу и организованных композиционно, образуют сценарий публицистического представления. Приемы монтажа различны: параллельный, одновременный, контрастный. Кстати, контрастный монтаж является едва ли не специфическим видовым признаком публицистического представления.

 

Образное решение и постановочные приемы.

  Драматургия театрализованных представлений  на документально-публицистическом  материале основана на конкретной  проблеме. Но это не означает, что они лишены художественного  вымысла, что в сценарии праздника не может быть обобщенных образов героев прошлого, настоящего и будущего. Художественный материал здесь несет вспомогательную функцию, несмотря на то, что преобладает над документальным и местным материалом в структуре сценария исходя из принципов организации сценарного материала. Именно сочетание двух линий - документально-публицистической и художественной образности - придает сценарию масштабность, выразительность и глубину. В одних случаях линия художественных образов не соединяется с линией документальной, а проходит вторым планом, в других - художественный и документальный материал синтезируются в рамках единого действия.

Публицистический материал является основой, отталкиваясь от которой создается новый образ, т.е. публицистическое  представление - это не иллюстрация тех или иных фактов, документов, разбавленных музыкой, пластикой, стихотворениями, а именно синтез художественного вымысла и действительности, рождающий новое, неповторимое действие После тщательного отбора необходимого материала перед сценаристом возникает новая задача - найти художественное решение каждому аспекту проблемы, жизненному факту и определить ему место в общей структуре сценария, чтобы возник некий образно-смысловой ряд, который и будет прочитан, оценен и прочувствован зрителем в процессе его восприятия. При этом необходимо помнить, что художественный вымысел, который использует сценарист в процессе решения документального материала, ни в коем случае не лишает конкретности те факты и явления, на основе которых выстраивается сценарий. В связи с этим, необходимо стремиться к зрелищному выражению мысли, перевести образное решение режиссерского замысла в яркий художественный образ. Поэтому в процессе работы над сценарием публицистических представлений необходимо выходить за рамки реалистического изображения, основываясь на методе ассоциативности.

 

Событийный ряд

Структура сюжета включает три основных компонента -начало, середину и конец. В классической теории драматургии дается следующая схема основных элементов композиции:

экспозиция (пролог) - з а я в к а (начало) - перипетии (развитие действия) - кульминация (высшая точка воплощения авторской позиции, напряжения мысли или конфликта)-перипетии (действия, ведущие к развязке) -развязка (конец) -эпилог.

В публицистике чаще всего освещаются жизненные проблемы, возникающие как результат внутреннего развития, скрытого от непосредственного наблюдения и не выражающиеся в единичном внешнем столкновении. Истоки подобного процесса невозможно показать непосредственно. Поэтому уместнее использовать более нейтральный термин «начало», «заявка». Начальный эпизод - камертон, по которому можно судить о серьезности темы, наличии (или отсутствии) авторской идеи и мастерстве воплощения.

Одна из самых типичных ошибок сценаристов - неточное начало сценария. В идеале в нем задаются темп и ритм произведения. Сценарий, особенно короткого сообщения, лучше начинать с той темы, которая составит главную линию развития действия, мысли, проблемы.

Другой важный элемент драматургии - самый яркий, самый напряженный момент в развитии мысли автора или событий, лежащих в основе произведения,- кульминация. Часто сценаристы-документалисты, ссылаясь на то, что они запечатлевали поток жизни, не выделяют в сюжете центрального эпизода. И передача или фильм идут в одном ритме, что придает ему однообразие, ослабляет внимание и интерес зрителя. Вместо выделения и построения кульминационного эпизода неопытный сценарист делит произведение на части - своего рода главки, которые, скрывая его профессиональную беспомощность или недобросовестность, помогают не столько заинтересовать зрителя и вовлечь его в проблемы передачи, сколько сообщить необходимую информацию. Мысль, проблема в своей эволюции естественно проходит через апогей, высшую точку своего роста. В лучших публицистических произведениях именно в этой сцене появляется образ, обобщение.

Одним из действенных приемов выделения наиболее существенного момента в сценарии служит его постепенная подготовка.

 Мастерство драматурга  заключается и в том, чтобы  уметь реализовать таящиеся внутри материала возможности. Драматург должен освобождать свою идею, точно прочерчивая ее конструкцию в изображении, слове, звуке, соразмерности эпизодов и деталей.

«Композиционно решать какую-либо сцену нужно всегда с куска, который больше всего поражает своим содержанием и своеобразием. При этом следует иметь в виду, что обычно наиболее сильно поражает кусок, который не только непосредственно эффектен, но в котором заключен внутренний динамический выразитель темы» - этот совет С. Эйзенштейна, адресованный будущим режиссерам, бесспорно, пригодится и сценаристам-документалистам.

Информация о работе Концепция публицистического представления. Формирование режиссёрского представления