Концепция цивилизаций А. Тойнби

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 00:56, реферат

Краткое описание

Заслуга английского историка и социолога Арнольда Джозефа Тойнби (1889-1975 гг.) состоит, прежде всего, в создании концепции развития цивилизаций, позволяющей не только подробно охарактеризовать различные культуры, но и дать прогноз дальнейшему развитию цивилизаций. Цивилизация – это определенная ступень общественной истории, длительного периода развития народов и мира в целом, определяемая наличным состоянием социальной структуры и духовного мира.

Содержание

Введение………………………………………………………………..….3
Понятие «цивилизации» А. Тойнби………………………………..……4
Классификация цивилизации……………………………………….……5
Стадии развития цивилизаций…………………………………………..9
Выводы………………………………………………………………….....14
Список использованной литературы…………………………….……..16

Вложенные файлы: 1 файл

цец индив 1.docx

— 46.34 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  науки и образования Украины

Запорожский национальный университет

Факультет иностранной филологии

 

 

 

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу  «Ценности европейских цивилизаций»

Концепция цивилизаций А. Тойнби

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запорожье 2013

 

План

 

  1. Введение………………………………………………………………..….3
  2. Понятие «цивилизации» А. Тойнби………………………………..……4
  3. Классификация цивилизации……………………………………….……5
  4. Стадии развития цивилизаций…………………………………………..9
  5. Выводы………………………………………………………………….....14
  6. Список использованной литературы…………………………….……..16

 

 

Введение

 

Заслуга английского историка и социолога  Арнольда Джозефа Тойнби (1889-1975 гг.) состоит, прежде всего, в создании концепции  развития цивилизаций, позволяющей  не только подробно охарактеризовать различные культуры, но и дать прогноз  дальнейшему развитию цивилизаций.

Цивилизация – это определенная ступень общественной истории, длительного периода развития народов и мира в целом, определяемая наличным состоянием социальной структуры и духовного мира.

В представлении Тойнби, цивилизация это целостная общественная система, все части которой взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Главную роль в формировании цивилизаций играют географические, этнические и религиозные факторы. В своем развитии каждая цивилизация проходит стадии генезиса, роста, надлома и разложения. Заканчивается этот процесс гибелью и сменой цивилизаций.

Тойнби  отмечает, что под цивилизацией понимается «наименьший блок исторического  материала, к которому обращается тот, кто пытается изучить историю  собственной страны». Именно эти  пределы во времени, пространстве, культуре дают интеллигибельную единицу цивилизации.

В выработке  определения понятия цивилизации  и оценки конкретных цивилизаций  многое зависит от позиции исследователя.

 

2. Понятие «цивилизации» А. Тойнби

 

Согласно  Тойнби, цивилизация представляет собой  общность людей, которые проживают  на общей территории и обладают общими духовными традициями и сходным  образом жизни. Тойнби сравнивает цивилизацию  с биологическим видом, который  имеет собственную среду обитания.

Другими словами цивилизация – это та среда, в которой живет человек, среда его обитания и творческой деятельности, т.е. изучая в своей работе цивилизацию, он изучает культуру.

Под «цивилизацией» Тойнби имеет в виду не просто «область исторического исследования», а  единую систему, или целое, части  которого связаны друг с другом причинными связями. Поэтому, как во всякой такой  системе, в его «цивилизации»  части должны зависеть друг от друга  и от целого, а целое — от частей. Он категорически утверждает вновь  и вновь, что цивилизации суть целостности, чьи части все соответствуют  друг другу и взаимно влияют друг на друга. Одной из характерных черт цивилизации в процессе роста  является то, что все аспекты и  стороны ее социальной жизни координированы в единое социальное целое, в котором  элементы, экономики, политики и культуры удерживаются в тонком согласии друг с другом внутренней гармонией растущего  социального организма.

Цивилизации разделяются им на три поколения. Первое поколение — примитивные, маленькие, бесписьменные культуры. Их много, и возраст их невелик. Они  отличаются односторонней специализацией, приспособлены к жизни в конкретной географической среде; надстроечные элементы — государственность, образование, церковь, а тем более наука  и искусство — в них отсутствуют. Эти культуры размножаются, подобно  кроликам, и гибнут стихийно, если не вливаются благодаря творческому  акту в более мощную цивилизацию  второго поколения.

Творческий  акт затруднен статичностью примитивных  обществ: в них социальная связь (подражание), регулирующая единообразие поступков и устойчивость отношений, направлена на умерших предков, на старшее поколение. В таких обществах правит обычай, и инновации затруднены.

В цивилизациях второго поколения социальная связь  направлена на творческие личности, которые  ведут за собой пионеров нового социального  порядка. Цивилизации второго поколения  динамичны, они создают большие  города, вроде Рима и Вавилона, в  них развивается разделение труда, товарный обмен, рынок. Возникают слои ремесленников, ученых, торговцев, людей  умственного труда. Утверждается сложная  система рангов и статусов. Здесь  могут развиться атрибуты демократии: выборные органы, правовая система, самоуправление, разделение властей.

Цивилизации третьего поколения формируются  на основе церквей: из первичной минойской  рождается вторичная эллинская, а из нее — на основе возникшего в ее недрах христианства — формируется третичная, западноевропейская. Всего, согласно Тойнби, к середине XX в. из трех десятков существовавших цивилизаций сохранилось семь или восемь: христианская, исламская, индуистская и др.

 

3. Классификация цивилизаций

 

Центральным в концепции Тойнби является понятие  цивилизации, замкнутого общества, характеризующееся  набором определяющих признаков. Шкала  критериев, позволяющих классифицировать цивилизации, у Тойнби весьма подвижна, но два из этих критериев остаются стабильными  – это, во-первых, религия и форма ее организации и, во-вторых, территориальный признак. «...Вселенская церковь является основным признаком, позволяющим классифицировать общества одного вида. Другим критерием для классификации обществ является степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло».

В соответствии с этими критериями Тойнби выделяет 21 цивилизацию. Из выделенных цивилизаций  семь – живых обществ, а остальные четырнадцать – мертвых, при этом большинство из живых цивилизаций клонится теперь к упадку и разложению. Помимо цивилизаций, в какой-то степени продвинувшихся по дороге развития, Тойнби выделяет четыре неродившиеся цивилизации (в их числе – скандинавская), а также особый класс задержанных цивилизаций, которые родились, но были остановлены в своем развитии после рождения (в их числе – полинезийцы, эскимосы, кочевники, спартанцы и др.). "Фактически задержанные цивилизации в отличие от примитивных обществ дают истинные примеры "народов, у которых нет истории". Они оказались в этом состоянии, желая продолжить движение, но вынужденные пребывать в своем незавидном положении из-за того, что всякая попытка изменить ситуацию означает гибель. В конце концов они гибнут либо потому, что отважились все-таки двинуться, либо потому, что окоченели, застыв в неудобной позе".

В сравнительном  исследовании цивилизаций Тойнби изучает  и описывает шесть представителей вида - пять живых и один мертвый, а также две группы реликтов. В  результате более детального анализа  было выявлено еще тринадцать представителей.

Попробуем кратко рассмотреть некоторые из данных видов обществ.

1. Православное христианское общество. Православное христианское общество, подобно западному христианскому, находится в сыновнем родстве с эллинским обществом, а отсюда следует вывод, что одно общество может находиться в «отечески родственных» отношениях с несколькими разными обществами. «Стержневая ось» православного христианского мира берет свое начало в центре Эллинского мира, в Эгейском море. Экспансия православного христианского общества шла не по прямой: на северо-востоке оно сначала закрепилось в Грузии, а позже оно перевалило через Кавказский хребет, достигнув Алании, откуда был открыт выход в Великую Евразийскую степь; на северо-западе оно охватило Балканы. Православное христианство распространялась и вдоль «поперечной оси», которая пересекала главную ось в Константинополе. Морской путь привел православное христианство к «отеческому» эллинскому обществу.

2. Иранское и арабское общества. Следующее живое общество – исламское. Обращение к первоисточникам его истории вызывает обнаружение наличия универсального государства (Багдадский халифат Аббасидов), универсальной церкви (ислам) и движения племен (движение тюркских и монгольских кочевников Великой степи и др.). Обнаруживаются и признаки отеческого общества. Исламское общество зародилось на территории азиатского плоскогорья, образуя постепенно ряд самостоятельных государств, от которых происходят почти все государства современного исламского мира. Два исламских общества сыновне родственны одному более старому обществу, которое находится «за пределами видимого исторического горизонта».

3. Индское общество. Является живым обществом. Универсальное государство в этом случае – империя Гуптов (375 - 475 гг. до н.э.), вселенская церковь - это индуизм, движение племен исходило от гуннов Евразийской степи. В индуизме можно увидеть неиндские наслоения, например – поклонения божествам в иконической форме. Родиной индского общества были долины Инда и Ганга.

4. Древнекитайское общество. Его прародина – Дальний Восток. Универсальное государство - империя, созданная Цинь Шихуанди в 221 г. до н.э., вселенская церковь - это махаяна, движение племен - набеги кочевников Великой степи. Родина древнекитайского общества находилась в бассейне Желтой реки и Янцзы. Бассейны обеих рек стали родиной сыновнего дальневосточного общества. Территориально дальневосточное общество отстоит от отеческого древнекитайского не столь далеко, как, например, западное от эллинского или иранское от сирийского. Здесь ближе аналогия с арабским обществом или с обществом индуистским.

5. Реликтовые общества. Иудеи и парсы – реликты сирийского общества эпохи Ахеменидской империи, нормальная жизнь которой была прервана походами Александра Великого и засильем эллинизма. Монофизиты и несториане – «продукт реакции сирийского общества на это чужеродное вторжение». Эти реликты позволяют рассмотреть ошибки, которые происходят при столкновении двух или более обществ.

6. Вавилонское общество. Находится в Западной Азии, в Иране. В истории Вавилона было одно необыкновенное событие: милитаризация Ассирии. Постоянное противоборство Ассирии с Вавилонией достигло кульминации в Столетней войне 7 в. до н.э., в которой Вавилон пал, чтобы затем воскреснуть. Однако к началу христианской эры вавилонского общества уже не существовало.

7. Египетское общество. Это еще один представитель обществ, проживший длинную жизнь и не имевший в своей истории ни отеческого, ни сыновнего родства. Это общество возникло в нижней долине Нила. Оно не оставило в современном мире преемников. Бессмертие этого общества запечатлено в камне, пирамиды – эти неодушевленные свидетели жизни своих создателей – возможно, будут играть свою роль Атлантов еще на протяжении сотен тысяч лет.

Другой  критерий для классификации обществ – степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Сочетание этих двух критериев позволяет найти общую меру для размещения обществ на одной шкале. При обобщении результатов получается такая последовательность (православное христианское общество и дальневосточное распались надвое в соответствии с местонахождением - получилось 21 общество): египетское + андское, китайское + минойское + шумерское + майянское, сирийское, индское + хеттское + эллинское, западное, православное христианское (в России) + дальневосточное (в Корее и Японии), православное христианское (основное) + дальневосточное (основное), иранское, арабское + индуистское, мексиканское, юкатанское, вавилонское.

Большинство из перечисляемых историком цивилизаций  являются в настоящее время уже  мертвыми. Существующих ныне цивилизаций он насчитывает семь: западная, православная, индуистская, китайская, дальневосточная (в Корее и Японии), иранская, арабская.

Каждая  цивилизация представляет собой  замкнутый и независимый от других мир. Конечно, полностью изолированной  от внешних воздействий цивилизации, по-видимому, не существует. Но все же каждая из них обладает относительной  самостоятельностью, достаточной для  того, чтобы можно было при анализе  хода ее истории абстрагироваться от влияния на нее со стороны других цивилизаций.

Географические  границы области, занимаемой какой-либо цивилизацией, со временем могут изменяться. Но «ни одно из исследуемых обществ  не охватывает всего человечества, не распространяется на всю обитаемую  Землю и не имеет сверстников  среди обществ своего вида; наше западное общество, например, не воспринималось как нечто целое, пока эллинское общество, будучи одним из первоначальных представителей обществ данного вида, не достигло своей зрелости». Всемирная история есть история различных цивилизаций, сосуществующих рядом друг с другом.

 

4. Стадии развития цивилизаций

 

Подобно своим предшественникам, Тойнби признает циклическую схему развития цивилизаций: рождение, рост, расцвет, надлом и разложение. Но эта схема не является фатальной, гибель цивилизаций вероятна, но не неизбежна. Рождение цивилизации происходит при наличии двух специфических условий: присутствие в данном обществе творческого меньшинства и наличие среды, которая не является ни слишком неблагоприятной, ни слишком благоприятной. Механизм зарождения цивилизаций в таких условиях представляет собой взаимодействие вызова и ответа на вызов: окружающая среда непрерывно бросает вызов обществу, и общество через творческое меньшинство успешно отвечает на вызов и находит решение проблемы.

Информация о работе Концепция цивилизаций А. Тойнби