Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 13:08, реферат
Общая и русская космонимика. На что больше похожа космонимия и чем отличается от топонимии.Также узнаем в чем проявкяется общность в космонимии разных народов.
Космонтмика
Введение
Наряду с именами нарицательными (лат.
nomina apellativa) в любом языке имеются имена
собственные (лат. nomina propria, англ. proper name,
франц. nom propre, нем. Eigenname). Лингвистическая
наука, занимающаяся их всесторонним изучением,
называется ономастикой (от греч. onomastike
— «искуство давать имена»).
Имена собственные используются для обозначения
широкого и разнообразного круга предметов,
явлений, понятий.
Названия объектов космического пространства
(звезд, созвездий, планет, комет, атероидов)
— космонимы (греч. kosmos — «мироздание»,
«мир», «небесный свод» и onyma — «имя, название»).
Они образуют космонимию, которая изучается
в особом разделе ономастики — космонимике.
Космические объекты (звезды, созвездия,
планеты) обратили на себя внимание в глубочайшей
древности и уже тогда могли получать
названия. Конечно, названия давались
лишь тем из них, которые чем-то выделялись
из остальных. Их замечали по «бросавшиемуся
в глаза признаку», они служили пространственными
и временными ориентирами. Их очень рано
начали изучать, поскольку знание неба
и «небожителей» диктовалось практической
необходимостью повседневной жизни людей,
их борьбы с силами природы. Наука о звездах
— астрономия появилась раньше многих
друких наук, т.к. древние люди во много
строили свою жизнь, ориентируясь на звезды.
Этого нельза сказать об астронимике (космонимике)
— науке, которая изучает названия небесных
тел. Она только оформляется. Это, пожалуй,
самая молодая отраль ономастики. Она
ещё не получила общепринятого обозначения.
Одни авторы называют её космонимикой,
другие — астронимикой. В «Словаре русской
ономастической терминологии» Н.В.Подольской
есть два термина для названия объектов
этой науки: космоним и астроним, однако
для обозначения науки приводится лишь
один — астронимика, причём, по опрделению
составителя словаря, «астронимика —
раздел ономастики, изучающий астронимы».
Судя по тому, что автор разграничивает
объекты (астронимы и космонимы), должно
быть и разграничение соответствующих
им наук, иными словами, должна существовать,
по логике вещей, и космонимика. Словарь
зафиксировал намечающуюся тенденцию
к различению названий, содной стороны,
небесных тел, сдругой — пространственых
космических объектов; астронимы и космонимы
в указанном словаре определяются следующим
образом:
«Астроним — вид онима. Собственное имя
отдельного небесного тела, в том числе
звезды, планеты, кометы, астероида (планетоида).
Происходит от греч. астер — «звезда».
«Космоним — вид онима. Собственное имя
зоны космического пространства, галактики,
звездной системы (созвездия). Происходит
от греч. космос — «употрядоченность,
порядок; мировой порядок, мироздание,
мир; небесный свод».
Возможно со временем закрепятся эти разграничения
астронимов и космонимов (а также астронимики
и космонимики) появится необхдимость
в двльнейшей дифференциации этих общих
(родовых) понятий, сейчас же большинство
исследователей не придерживается такого
деления и в своих работах пользуется
одним термином (либо астронимика, либо
космонимика) для обозначения науки оназваниях
небесных объектов. Мы используем термины:
космоним, космонимия для обозначения
наименований как «точечных» так и пространственных
объектов космоса, космонимика — наука
об этих наименованиях.
Космонимия (космонимы) больше похожа
на топонимию (топонимы), чем на антропонимию.
космонимы, как и топонимы, «привязаны»
к пространству. Это своего рода «небесная
топнимия». Атропонимы же соотнесены не
стерриторией, а с человеческим коллективом,
народом, людьми.
От топонимимов космонимы отличаются
тем, что их объекты (звезды, созвездия
и др.) в принципе один для всех народов.
Они — межнацианальны, интернацианальны.
Эта их особенность находит отражение
и в наименованиях: в космонимии коэффициент
интернацианального во много раз выше,
чем втопонимии, антропонимии и других
областях ономастики.
Анстрономы и популяризаторы астрономии
издавна обращаются к толкованию небесных
названий, чаще всего ограничиваясь ссылками
на античную мифологию. Интерес к небесным
названиям проявляют также этнографы,
фольклористы. Однако научная разработка
космонимика началась лишь после подключения
к ней лингвистов, так как названия небесных
объектов - слова, а поэтому они должны
изучаться лингвистическими методами.
Становление научной астронимики приходится
на 60-70-е гг. и продолжается до сих пор.
Общность в космонимии разных народов
(языков) проявляется не только в том, что
существует научная астрономическая терминология,
во многом сходная во всех литературных
языках (так, астрономы всего мира пользуются
латинскими названиями созвездий и др.),
но и в том, что у довольно значительного
числа названий космичских объектов при
их разноязычом сформлении нередко имеется
общий (тождественный) «внутренний образ»,
подсказанный самим объектом. Кроме того,
сходство могли породить и контакты нородов,
говоривших на разных языках. Могло оно
быть и просто унаследованным от языка-основы
(в языках одной генетической семьи, группы,
ветви).
Глава Ⅰ. Руская комонимика
Многие космонимы отличаются большой
древностью. Так, Ю. А. Карпенко, анализируя
названия Большой Мед¬ведицы в разных
языках и регионах мира, приходит к вы¬воду,
что «название данного созвездия со смыслом
«медведь» относится к глубочайшей древности,
сопоставимой со вре¬менем появления
самого языка»( 2. Карпенко Ю. А. Названия
звездного неба. 59стр.). Отнесение к столь
дале¬кому периоду основывается на том,
что теперь это созвездие ничем не похоже
на «медведя (медведицу)» — оно похоже
на ковш, на повозку, -на некоторые другие
предметы, а в прош¬лом его конфигурация,
как установили астрономы, напоми¬нала
медведя. «Именование созвездия «Медведем»
появилось, можно полагать, в нескольких
местах северного полуша¬рия независимо
друг от друга. Конфигурация семи ярких
звезд созвездия в отдаленной древности
напоминала фигуру медведя, отчего и возникло
название. Данная схожесть,— пишет автор,—
в связи с относительным перемещением
звезд исчезла около 80 тыс. лет назад. Название,
таким об¬разом, могло возникнуть лишь
до этого времени. Именова¬ние созвездия
«Повозкой» опирается уже на современную
его конфигурацию. Распространение этого
наименования показывает, что оно первоначально
возникло где-то в одном месте. Вероятно,
в индоевропейских языках оно является
генетическим наследием, а в другие языки
заимствовано от индоевропейцев».
В русском литературном языке (а от него
и в говорах) названия Большая Медведица
и Малая Медведица (так же как и слова Арктика,
Антарктика, Антарктида и др.) восходят
к греческому арктос — «медведь». Латинское
название Большой Медведицы — Урса Майор,
Малой Медве¬дицы — Урса Минор. Подавляющее
же большинство при¬нятых в русской астрономической
терминологии названий созвездий, звезд,
планет и других космических объектов
— латинские слова или их буквальные переводы
(кальки).
1.1.1 Названия созвездий
Приведем перечень созвездий (пропуская
созвездия юж¬ного полушария, невидимых
в наших географических широтах): Andromeda
(сокращенное обозначение And) — рус¬ское
название Андромеда, Aquarius (Аqr) — Водолей,
Aquila — Орел, Aries — Овен, Auriga— Возничий,
Bootes — Волопас, далее приводим лишь русские
соответствия: Жи¬раф, Рак, Гончие Псы,
Большой Пес, Малый Пес, Козерог, Киль,
Кассиопея, Центавр, Цефей, Кит, Голубь,
Волосы Вероники, Южная Корона, Северная
Корона, Ворон, Чаша, Лебедь, Дельфин, Дракон,
Малый Конь, Эридан, Печь, Близнецы, Геркулес,
Гидра, Ящерица, Лев, Малый Лев, Заяц, Весы,
Волк, Рысь, Лира, Единорог, Змееносец,
Орион, Пегас, Персей, Рыбы, Южная Рыба,
Корма, Стрела, Стре¬лец, Скорпион, Щит,
Змея, Секстан, Телец, Треугольник, Большая
Медведица, Малая Медведица, Дева, Лисички.
Всего выделяют 88 созвездий.
Среди астронимов — названий небесных
объектов — целесообразно различать старые
(возникли до открытия телескопа) и новые,
а также научные (кодифицированы наукой
и стали астрономическими терминами) и
народные. Последние, разумеется, возможны
только для объектов, видимых невооруженным
глазом. Большинство старых научных названий
сформировалось на базе народных.
Возникновение старых астронимов теряется
в глубине веков, так как звездное небо
давало древнему человеку возможность
прекрасно ориентироваться ночью и во
времени, и в пространстве. Так, можно утверждать,
что названия самого яркого северного
созвездия типа нашего Большая Медведица,
бытующие не только как научные, но и как
народные во многих странах, в том числе
в ряде индейских языков Северной Америки,
возникли приблизительно 100 тыс. лет назад.
Дело в том, что собственное движение,
присущее всем звездам, в Большой Медведице
особенно заметно. И 100 тыс. лет назад конфигурация
этого созвездия походила на профильное
изображение медведя, причем медведя длинношерстного,
пещерного, а примерно около 80 тыс. лет
назад такое сходство было утрачено.
Из 88 выделяемых ныне созвездий старыми
являются 48. Названия им давались, как
правило, по сходству, на основе метафоры,
причем источниками именований служили
существенные, социально значимые реалии.
Как заметил В. А. Никонов, «охотничьи племена
дали созвездию название Стрелец, скотоводческие
заселили небо табунами коней»(7.Никонов
В. А. Космонимия Поволжья 176 стр.). 25 названий
старых созвездий, т. е. более половины,
взяты от животных. Наряду с Большой и
Малой Медведицами, Большим и Малым Псами
есть созвездие Малый Конь, по именованию
находящееся в оппозиции с названием Пегас,
которое ранее у греков именовалось Конь,
и стало пегасом позже, в связи с общей
мифологизацией астронимии. Есть также
созвездия Волк, Заяц, Лев, Ворон, Лебедь,
Орел, Кит, Дельфин и др.
Путь Солнца в небесной сфере в течение
года называется «эклиптикой». Она пролегает
по 12 созвездиям, кото¬рые называют «зодиакальными»
(пояс Зодиака), так как большинство из
них получило свои имена по животным (греч.
зоон — «животное»). Их названия в порядке
следова¬ния созвездий таковы: Рыбы, Овен,
Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион,
Стрелец, Козерог, Водолей. В названиях
видим отражение истории человечества,
в частности следы его древнего охотничьего
и земледельческого периодов. Водолей
и Рыбы — время разлива рек и рыбной ловли,
Телец и Овен — период пастбищ, созвездия
Девы и Весов символизируют время уборки
и взвешивания урожая.( 5. Цесевич В. П. Что
и как наблюдать на небе. 5-е изд. 78 стр.)
Преобладание у старых созвездий «звериных»
имен свидетельствует, что небо было разделено
на созвездия охотничьими и скотоводческими
племенами в первобытно-общинные времена,
а зафиксированный на небе комплект животных
подсказывает, что это произошло в Двуречье.
Изначально не имея никаких мистических
мотивировок, обозначения созвездий постепенно
мифологизировались, а придя из Ассиро-Вавилонии
и Древнего Египта в Грецию, практически
целиком влились в античную мифологию.
Таким образом, мифологические объяснения
названий старых созвездий вторичны и
появились после возникновения самих
этих названий. При этом и название могло
измениться, как Конь превратился в Пегаса.
Таковы, можно думать, все названия созвездий
по собственным именам античной мифологии:
Андромеда, Геркулес, Кассиопея, Орион,
Персей, Цефей. В конфигурации звезд можно
увидеть человека (так возникло, например,
название Близнецы), но конкретную, скажем,
Кассиопею — нет.
Из Греции названия созвездий были усвоены
римлянами, с переводом их на латинский
язык, из которого уже в качестве научных
терминов они распространились по всему
миру В славянской традиции названия созвездий,
образованные от нарицательных слов, переводятся
(Дева, Водолей, Телец, Весы, Чаша), а названия
от собственных имен усваиваются в своем
звучании (Эридан, ср. Волосы Вероники).
40 новых созвездий выделены в основном
на южном небе, в XVI-XVIII вв. Самое знаменитое
из них — Южный Крест — зафиксировано
в 1520 г. во время плавания Магеллана. 13
новых созвездий впервые поместил в своем
звездном атласе И. Байер (1603). Продолжая
традицию именования созвездий по животным,
Байер и другие астрономы подбирали в
основном экзотические имена, что соответствовало
эпохе великих географических открытий
и подчеркивало удаленность объектов
от европейского наблюдателя: Хамелеон,
Павлин, Тукан, Райская Птица, Золотая
Рыба, также Журавль, Химическая Печь превратилась
просто в Печь, Мольберт Живописца стал
Живописцем и т. д.
Окончательное число 88 созвездий, понимаемых
как участки, на которые разделена вся
небесная сфера, утверждено в 1922 г. I съездом
Международного астрономического союза
(MAC), который при этом отказался от 27 созвездий,
фигурировавших в различных звездных
атласах. С этого времени MAC (или, по его
поручению, другие астрономические институции)
утверждает, а при необходимости корректирует
все новые научные названия небесных объектов.Голубь,
далее Жираф, Единорог и др. Ряд новых созвездий
на северном небе ввел Я. Гевелий (его атлас
вышел в 1687 г.). Из них доныне сохранилось
семь: Малый Лев, Гончие Псы, Рысь, Лисичка,
Ящерица и, с отступлением от анималистической
традиции, Щит, Секстант. Последнее название
зародило новую традицию, которую подхватил
Н. Лакайль (1752); 14 введенных им новых созвездий
южного неба получили имена во славу науки
и искусства: Октант, Телескоп, Циркуль,
Наугольник, Часы, Микроскоп, Насос, Резец,
Скульптор и др. Все названия Лакайля однословны,
но часть из них стала таковой уже в процессе
позднейшего функционирования:
1.1.2 Названия звезд
Словесные названия звезд (их функционирует,
с разной степенью известности, около
300), как правило, вторичны относительно
именований созвездий и опираются на эти
названия. От греков обычай именовать
звезды по месту в созвездии переняли
арабы, а от них — средневековая Европа.
Так, звезда 5 Большой Медведицы (обозначение
ярчайших звезд созвездия греческими
буквами ввел И. Байер) у Птолемея названа
«Ближайшая в хвосте», в атласе Бируни
— «Начало хвоста». Ныне она именуется
непонятно — Мвгрец, что, однако, в переводе
с арабского означает все то же — «начало
хвоста». Связь именований звезд с созвездиями
оказалась для астрономов обременительной,
когда они после открытия Н. Коперника
осознали, что каждая звезда — это особый
мир, что звезды входят в состав созвездия
лишь для земного наблюдателя, а фактически
никак между собой не связаны. Возникшая
потребность разграничить названия звезд
и созвездий привела к тому, что в XVIII —
XIX вв. астрономы отказались от перевода
описательных обозначений и стали применять
их на языке оригинала — по преимуществу
арабского: Бетельгейзе и Ригель (альфа
и бетта Ориона) — «подмышка великана»,
«нога», Мерак (бетта Большой Медведицы)
– «брюхо», Денеб и Садр (альфа и гамма
Лебедя) — «хвост», «грудь». Благодаря
такой разноязычности оказалось возможным
даже совпадение названий созвездия и
его ярчайшей звезды — альфа: Альрами
'стрелец' в созвездии Стрелец. Арпеб 'заяц'
в созвездии Заяц, Дубге 'медведь' в созвездии
Большая Медведица и др. Около 80 процентов
поименованных звезд имеют арабские названия
(15 процентов — греческие и 5 процентов
- латинские).
Зависимость названия звезды от созвездия
может оказаться завуалированной. Так,
названия Алътаир и Вега восходят к арабским
словам со смыслом 'летящий' и 'падающий',
поскольку арабы именовали созвездия
Орел и Лира Летящим Орлом и Падающим Орлом,
а α Льва — Регул взято от лат. regulus 'царек'
по метафоре «лев - царь зверей». Некоторая
часть названий звезд имеет отношение
не к своим созвездиям, а к другим небесным
объектам. Так, α Волопаса — Арктур, нацеленная
на хвост Большой Медведицы, имеет смысл
'страж медведя', α Скорпиона — Антарес
соотносится с планетой Марс, означая
по-гречески 'вместо Марса'. Лишь немногие
звезды имеют названия безотносительные,
полученные по их собственным свойствам.
Это прежде всего Полярная звезда, находящаяся
вблизи северного полюса мира и потому
остающаяся на небе неподвижной (всегда
указывает на север). Самая близкая к нам
звезда (α Центавра) именуется по-латыни
Проксима 'ближайшая'. Ошибку древних обнаруживает
греческое название самой яркой звезды
небосклона Сириус 'знойная'. Его смысл
объясняется тем, что звезда появлялась
на ночном небе в период наибольшего зноя
(июль — август) и, как наивно полагали,
вызывала этот зной.
1.1.3 Названия планет
Иноязычны в научном обиходе и русском
литературном языке все названия планет,
кроме Земли: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер,
Сатурн, а также Нептун, Уран и Плутон.
Первые пять были известны уже в глубокой
древности (они видны невооруженному глазу).
Греки во времена Пифагора (VI в. до н. э.)
называли их по «свету», «огню», думая,
что они «горят» и «светят» своим огнем
(лишь впоследствии было установлено,
что эти «светила» — темные и светят сол¬нечным
отражением). Меркурий у греков — «сверкающий,
искрящийся», Венера — «несущая свет,
несущая утро», Марс — «огненный, пламенный»,
Юпитер — «блистающий, лучезарный», Сатурн
— «сияющий». Когда греки узнали, что вавилоняне
называют эти планеты (а они уже были зна¬комы
с ними за 2 тысячи лет до нашей эры1) именами
богов, то решили также «окрестить» их,
дав имена своих, грече¬ских богов. У Аристотеля
(384—322 гг. до н. э.) они уже названы так:
Гермес (Меркурий), Афродита (Венера), Арей
(Марс), Зевс (Юпитер), Крон, Кронос (Сатурн).
Греческие названия не были случайными:
«Меркурий — самая быст¬рая из планет,
а вестник богов, бог купцов и путешествен¬ников
Гермес был очень быстрым, даже крылья
имел на ногах. Красный цвет крови, свойственный
Марсу, легко увязывался с богом войны
Ареем. Верховному богу Зевсу была выделена
самая яркая (когда Венера не видна) плане¬та
Юпитер. Сразу же за Юпитером... помещали
планету Сатурн. Поэтому вполне логичным
было назвать ее именем Кроноса, отца Зевса.
Вечерняя и утренняя звезда Венера получила
имя богини любви Афродиты по той же логике,
по какой Луну называют солнцем влюбленных»(
2. Карпенко Ю. А. Названия звездного неба.
95 стр.). Римляне, божественный пантеон
которых во многом соответствовал греческому,
греческие названия планет «перевели»
на имена своих богов, так появились ставшие
общепринятыми назва¬ния Меркурий, Венера,
Марс, Юпитер, Сатурн.
В Древнюю Русь сначала попали греческие
названия -планет. Так, в «Изборнике Святослава»
1037 г. читаем: «седми же планитъ суть имена
се: слъньце, лоуна, зеус, эр-мис, арис, афродити,
кроноси (здесь Солнце и Луна ошибочно
зачислены в число планет). Латинские названия
планет у нас стали известны с конца XVI
в., а окончательно закрепи¬лись в XVIII в.
во времена Петра I.
Долгое время Землю не считали планетой
(от нее шел «отсчет» — геоцентрическая
система), ее планетный статус доказал
в XVI в. Н. Коперник, «перенесший» точку
отсчета с Земли на Солнце (гелиоцентрическая
система). У русских и родственных им славянских
народов она издавна называ¬лась Землей.
Это название (Земля) и было оставлено
за нашей планетой (шестой по порядку открытия).
Седьмая планета была открыта в 1781 г. и
была названа по-гречески Ураном (по имени
отца греческого бога Крона), восьмая —
в 1846 г., ей дали имя брата Зевса (Юпитера)
— Нептуна, римского бога морей. Последняя,
девятая плане¬та была обнаружена в 1930
г. по математическому «откры¬тию» ее,
сделанному американским астрономом Персивалем
Ловеллом, (1855—1916). Отдавая должное традиции
(назы¬вать планеты по мифологическим
персонажам), а также ее открывателю, ее
назвали Плутоном (по имени греческого
бога подземного царства, а также... Л(ерсиваля)
Л(овелла), взяв начальные буквы его имени
и фамилии). Плутон хоро¬шо вписался в
мифологический контекст, он был братом
Посейдона (Нептуна) и Зевса (Юпитера).
1.1.4 Названия мелких объектов космического
пространства
Особую отрасль космонимики составляет
лингвистиче¬ский анализ научных названий
космических объектов, от¬крытых с помощью
научно-технической аппаратуры (теле¬скопов,
спутников и др.). К их числу относятся
малые пла¬неты (астероиды), спутники планет
(например, спутники Юпитера), а также детали
поверхности Луны, Марса и дру¬гие объекты.
Так, в Крыму, в Симеизской обсерватории,
открыто около 130 малых планет, всем им
присвоены по¬стоянные номера и названия.
Например, имя планеты № 1057 Ванда посвящено
писательнице Ванде Василевской; название
астероида № 1030 Витя и № 1330 Спиридоний
— защитникам Родины Виктору и его дяде
Спиридону Залев-ским, погибшим в Великой
Отечественной войне; астероид № 885 Ульрика,
открытый С. И. Белявским, был назван в
честь Ульрики фон Леветцов, которую полюбил
на склоне лет Гёте.
На Луне за все время ее изучения (XVII—XX
вв.) от¬крыто и названо примерно 3500 объектов,
среди них — 2 долины, 6 заливов, 11 мысов,
11 пиков, 25 морей, 895 крате¬ров. Открытия
и именования продолжаются на Луне (как
на видимой, так и обратной стороне). Район
первого кон¬такта космического аппарата
(«Луна-2», сентябрь 1959 г.) с поверхностью
Луны назван Заливом Лунника, район пер¬вой
мягкой посадки («Луна-9», февраль 1966 г.)
— Равниной Прилунения. Достижения советской
космонавтики, и в част¬ности в фотографировании
и изучении обратной стороны Лупы, отражены
в таких названиях, как Море Москвы, кратер
К. Э. Циолковского, кратеры Добровольского,
Волкова, Пацаева. Увековечены в названиях
объектов обратной сто¬роны Луны имена
астрономов, физиков, химиков, геогра¬фов,
писателей-фантастов (кратеры русских
ученых Обру¬чева, Чебышева, Вавилова,
Бутлерова, француза Шамполь-она, прочитавшего
египетские иероглифы, писателей-фан¬тастов
Жюля Верна, Герберта Уэллса). 6 кратеров,
распо¬ложенных в окрестностях Моря Спокойствия,
названы в честь здравствующих советских
космонавтов Леонова, Ни¬колаева, Терешковой,
Титова, Феоктистова, Шаталова, • 3 кратера
близ крупного кратера Аполлон получили
имена американских астронавтов. Идет
и переименование лунных объектов. 3 кратера
видимой стороны Луны (Сабин Е, Са¬бин
В, Сабин Д) в Море Спокойствия переименованы
в честь Армстронга, Олдрина и Коллинза,
впервые вступив¬ших на поверхность Луны.
При именовании космических объектов,
в частности при разработке лунной топонимии
(селенонимии), учитывается многое: информативность
названий (их соотнесенность с учеными,
внесшими вклад в исследования космоса
и других областей знаний), их соподчиненность,
системность, учитывается также возможность
включения в существующую сис¬тему названий
дополнительных. Особую проблему состав¬ляет
перевод общепринятых латинских написаний
на рус¬ский и другие языки.
Правильная и перспективная номинация
объектов кос¬мического пространства
решается при участии ученых раз¬ных специальностей.
Почетная роль в изучении уже существующих
космонимов и создании новых принадлежит
астро¬номам и лингвистам-ономатологам.
1.2 Русская народная космонимия
В русских народных говорах имеется большой
набор обозначений созвездии, звезд, планет.
К сожалению, этот ценнейший в научном
отношении материал очень мало со¬бран
и изучен. Специально занимавшаяся изучением
народ¬ной космонимии М. Э. Рут из диалектологических
словарей и других источников извлекла
и привела в статье «Матери¬алы по русской
народной антропоннмии» (1976) 186 «рус¬ских
астронимов»: названия Плеяд — 37, названия
Боль¬шой Медведицы — 52, названия Ориона
и его Пояса — 21, названия прочих созвездий
— 27 (из них названия Малой Медведицы —
7), названия Млечного пути — 20, названия
Венеры — 18, названия Полярной звезды
— 9, прочих звезд — 2, указав при этом,
что «большинство астронимов характеризуется
фиксацией в 1—3 районах России»( 3. Рут
М. Э. Русская народная астронимия. 142).
Сравнительно недлительное собирание
такого матери¬ала, предпринятого нами
в Поволжье (Пензенская, Куйбы¬шевская,
Ульяновская и ряд других областей) в 70-е
годы по небольшому вопроснику, позволило,
во-первых, увидеть более широкое распространение
уже известных космонимов (типа Ковш, Лось,
Телега, Воз, Колымага, Семерка — обо¬значения
созвездия Большой Медведицы; Дорога,
Дорога в Иерусалим, Моисеева Дорога, Коромысла,
Улица — обо¬значения Млечного пути; Северная
звезда, Стожар, Кол, Прикол — названия
Полярной звезды; Утренняя звезда, Утренняя
заря, Утренница, Зарница, Заря, Вечерняя
звезда — названия Венеры), во-вторых,
зафиксировать зна¬чительное количество
новых названий. Так, только в одной Пензенской
области записано около 50 обозначений
Боль¬шой Медведицы: Большая Медведица,
Медведь, Медведица, Лось, Сохатый; Ковш,
Большой Ковш, Медный Ковшик, Ложка, Кастрюля,
Черпак, Черпалка, Половник, Небесный Ковш,
Ковшик; Воз, Колесница, Колымага, Хохлацкая
телега. Немецкий фур; Адамов Крест, Созвездие
Семерых Братьев и др.); более 70—Млечного
пути, около 50— Полярной звезды, свыше
50 — Венеры, более 30 названий группы звезд
Плеяды. О том, что в народе космонимы еще
не забыты (хотя и идет процесс их вытеснения
научными обозначениями), свидетельствуют
и записи, произведенные в национальных
селах (мордовских, татарских, чувашских)
Пензенской области, а также новые материалы
по другим территориям страны.( 10. Максютова
Н. X. Башкирская космонимия.— В сб.:Ономастика
Поволжья, 3. Уфа, 1973 156 стр.)
Несмотря на то что русская космонимия
и космонимип многих других народов собрана
пока в очень скромном объеме, тем не менее
она позволяет ставить и обсуждать многие
вопросы общетеоретического, в частности
общелинг¬вистического, характера. Внимание
лингвистов, преимуще¬ственно этнолингвистического
направления, рассматриваю¬щих язык как
часть духовной, культурной и мировоззренческой
жизни народа, привлекает «объективный»
характер' космических тел и «субъективное»
отражение их в языке, точнее в языках.
Особенно интересны в этом смысле созвез¬дия,
которые как бы «конструируются» людьми.
«Факторы, обусловливающие образование
созвездий, можно, очевид¬но, свести к
следующим: человек, во-первых, познает
их посредством органов зрения (он способен
их видеть) и, во-вторых, он видит их под
тем углом зрения, который обеспе¬чивает
человеку его пребывание на Земле... В действитель¬ности
звезды, объединяемые в созвездия, обычно
не имеют между собой ничего общего... Но
то обстоятельство, как их видит человек,
позволяет ему группировать звезды в вы¬шеназванные
созвездия. Следовательно, между действи¬тельным
бытием звездного неба и осознанием этого
бытия человеком включается предпосылка,
которую можно на¬звать «земным видением».
Так излагает В. А. Звегинцев идеи западногерманского
лингвиста Л. Вайсгербера, при¬шедшего
к выводу о ведущей роли мышления и языка
в «упорядочивании восприятия звездного
неба» и — шире — в создании «мыслительного
промежуточного мира». Кон¬цепция Л. Вайсгербера
идеалистична. Нельзя ставить язык вне
объективных закономерностей. Однако
приводи¬мые им наблюдения над космонимами
заслуживают вни¬мания.
Членение звездного неба на созвездия,
не одинаковые в разные времена, в разных
местах и у разных народов, выделение различных
«образов», используемых при их на¬зывании,
и многое другое должно быть осмыслено
с диалектико-материалистических позиций.
Определенную лепту в это изучение могли
бы внести лингвисты, в частности ономатологи.
Названия космических объектов можно
изучать в семио¬тическом плане, с точки
зрения теории номинации, в плане отражения
в них хозяйственного уклада народов,
их миро¬воззрения, мифологических и иных
представлений; исследо¬вание истории
и географии космонимов дает материал
для суждения о взаимосвязях между народами
в ходе длитель¬ного исторического развития.
На материале русской народной космонимии
уже теперь ставятся вопросы о различиях
в мотивах номинации, с од¬ной стороны,
звезд (и планет), т. е. точечных объектов,
и созвездий — объектов пространственных.
Высказывается мнение о «крайней ограниченности
набора признаков, пред-ставленных в наименованиях
созвездий» по сравнению с признаками
звезд. Так, М. Э. Рут пишет: «Набор объектив¬ных
признаков, легших в основу номинации
звезд, невелик: цвет, время появления
на небе, особенности движения, изменчивость
блеска и некоторые другие. Однако здесь
мы встречаемся все же с гораздо большим
числом признаков, чем у созвездий, где
в основу номинации положены лишь признаки
формы и количества (причем последний
в значи¬тельно меньшей степени). Единичность
признака заметно ослабляет возможность
сопоставления при назывании»( 3. Рут М.
Э. Русская народная астронимия. Свердловск,
1987. 67 стр.). Такое заключение нам представляется
преждевременным, по крайней мере для
русского языка. Не в пользу такого вывода
и приводимый самой М. Э. Рут статистический
ана¬лиз: по каждому из созвездий ею собрано
больше обозначе¬ний, чем на звезды; сравним:
Большая Медведица — 52, Орион — 21, Плеяды
(они отнесены ею к созвездиям) — 37, Млечный
путь — 20 и Полярная звезда — 8, прочие
звез¬ды — 2, Венера — 18 названий. Конечно,
не каждое новое название имеет свой «образ».
Но множество обозначений — свидетельство
множественности видения предмета. И зави¬сит
это не только от самого предмета, но и
от воспринимаю¬щих и называющих его людей.
А люди разных социально-исторических
эпох и мировоззрений «видят» в небе разное.
Уместно привести здесь аргументацию
В. А. Никонова, от-стаивающего историзм
как основной закон ономастической номинации.
«Космонимня как раз особенно ярко убеж¬дает,
что для всей ономастики верен тезис: название,
каж¬дое название, не присуще называемому
объекту, а прикреп¬лено к нему человеческим
обществом и характеризует не столько
сам объект, сколько называющих. Все названия
космических объектов даны с Земли и отражали
земное. Охотничьи племена дали созвездию
название Стрелец, скотоводческие заселили
небо табунами коней. На небо перенесены
сани, коромысло, даже старый лапоть: у
южной. части удмуртов созвездие Корона
(оно же Северный венец) называлось Исьникут-кизил;
кизили — «звезда», исьникут — «изношенный
лапоть».( 7. Никонов В. А. Космонимия Поволжья.—
В сб.: Ономастика Поволжья, 3. Уфа, 1973. 89
стр.)
Для примера рассмотрим названия Млечного
пути (ли¬тературное название его — калька
с греч. галактос— «мо¬локо» и киклос—«круг,
цикл, путь»). В говорах русского языка
зафиксировано свыше 70 его обозначений,
которые можно сгруппировать в несколько
«образов» (по мотивам номинации):
1) образ пути, дороги: Дорога, Дороги, Дорожка,
Тро¬пинка, Улица, Мостовая, Просека; это
«чистый» абстракт¬ный образ пути; он
встречается сравнительно редко;
2) образ конкретного пути: а) с цветовыми,
пространст¬венными и т. п. определениями:
Млечный путь. Молочный путь. Млечная дорога,
Молочная дорога. Звездная дорога, Серебряная
дорога, Зимняя дорога. Снежная дорога,
Белый путь, Белая дорога. Светлая дорога.
Белесая дорога, Небес-ная дорога. Мытая
дорога, Лыжный след, Большая дорога, Туманная
дорога, Соломенная дорога;
б) с указанием на принадлежность птицам:
Птичий путь, Птичья дорога. Журавлиная
дорога. Лебединая доро¬га, Лебяжий путь,
Гусиный путь. Гусиная дорога. Воробьи¬ный
путь. Птичий лет, Диких Гусей дорога, ср.:
Мышины
тропки;
в) с указанием на принадлежность мифическим
или ре¬альным лицам: Моисеева дорога,
Макеева дорога, Исеева тропа. Соломонова
дорога. Дорога Ильи Пророка, Божий путь,
Божья дорога, Батыева дорога, Батыев путь,
Бакеева дорога, Фараонова дорога. Путь
соломщика. Тещина дорога, Чумацкий шлях,
Бусурманское становище, Дорога Татар-екая
на Святую Русь, Мамаева дорога;
г) с указанием на направление: Дорога
на Киев, Дорога в Киев, дорога на Саров
(Соров), Путь в рай. Молочная до¬рожка
в рай. Израильский путь. Дорога на Иерусалим;
3) образ реки, полосы: Река, Небесная река,
Ру¬чей, Полоса;
4) другие обозначения (с ясными и неясными
призна¬ками); Радуга, Пояс, Коромысло,
Коромысла, Стожар, Га¬лактика, Становище,
Дорожные звезды, Кищиги.
В этих названиях все — и наблюдения русского
народа над внешними (цветовыми, пространственными
и т. п.) признаками самого Млечного пути,
и маршруты птичьих перелетов, и религиозные
представления, и конкретно-исто¬рические
события борьбы с ордынцами, и дорожные
ориен-тиры, и метафорические сближения
с различными пред¬метами—радугой, поясом,
коромыслом. Ясно, что общий спектр образов,
лежащих в основе этих русских названий,
достаточно широк и, можно полагать, национально-само¬бытен.
Столь же разнообразен круг представлений,
запечатлен¬ных в народных названиях
Ориона, Большой Медведицы, Плеяд, а также
Полярной звезды, Венеры, Луны и некото¬рых
других небесных тел. После изучения русской,
поль¬ской, болгарской, немецкой, французской
и т. д. народной космонимии можно будет
приступить к ее сопоставительно¬му синхронному
и диахроническому исследованию.