Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 19:57, реферат
Данная тема актуальна т.к., многие исследователи считают, что культура возникла, прежде всего, под воздействием общественных запросов и потребностей. Прежде всего, общество нуждалось в закреплении и передаче духовных ценностей, которые вне общественных форм жизнедеятельности человека могли бы погибать вместе с автором этих ценностей.
Прежде всего, необходимо подчеркнуть мысль, что понятие "культура" относится к числу тех общеисторических категорий, которые имеют силу для всех эпох. Культура возникает вместе с появлением на земле человечества, и каждый шаг человека по пути общественного прогресса был одновременно шагом вперед в развитии культуры, каждая историческая эпоха, каждая особая форма общества обладала своей, только ей свойственной культурой.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретическое понимание культуры
1.1 Понятие культуры………………………………………………………….4
1.2 Сущность и значение культуры…………………………………………...5
ГЛАВА 2. Место и функции культуры в обществе
2.1 Культура и общество……………………………………………………….9
2.2 Функции культуры в обществе…..............................................................12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра гуманитарных и социальных наук
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Социология»
На тему «Культура: функции и значение в обществе»
«Социальный конфликт: сущность, этапы развития, возможности
разрешения»
Выполнил:
Студент: II курса УП гр.
Шифр№ 60 ИНЖЭКИ /2010
Плющева Е.С.
(фамилия, имя, отчество)
Научный руководитель:
Ширманов Я.И.
Тюмень, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретическое понимание культуры
1.1 Понятие культуры……………………………………
1.2 Сущность и значение культуры……
ГЛАВА 2. Место и функции культуры в обществе
2.1 Культура и общество……………………………
2.2 Функции культуры в обществе…..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Данная тема актуальна т.к., многие исследователи считают, что культура возникла, прежде всего, под воздействием общественных запросов и потребностей. Прежде всего, общество нуждалось в закреплении и передаче духовных ценностей, которые вне общественных форм жизнедеятельности человека могли бы погибать вместе с автором этих ценностей.
Культурное богатство личности зависит от включения ценностей в личную деятельность и от того, насколько общество стимулирует этот процесс, насколько оно способствует ему. В личности ценности культуры превращаются в поведение, культура живет в личностном поведении человека. Общество создает условия для этого, а они могут в различной степени как соответствовать, так и не соответствовать превращению ценностей культуры в акты поведения личности. Общество развивается в режиме поиска все более благоприятных условий для формирования личности как активного субъекта культуры, как творца и носителя ценностей культуры. Общество, таким образом, процессу созидания ценностей придало устойчивый и преемственный характер. В обществе стало возможным накопление ценностей, культура стала приобретать кумулятивный характер развития. Кроме того, общество создало возможности для публичного создания и использования ценностей, что привело к возможности более быстрого их понимания и апробирования другими членами общества.
Прежде всего, необходимо подчеркнуть
мысль, что понятие "культура"
относится к числу тех
ГЛАВА 1 Теоретическое понимание культуры
1.1 Понятие культуры
Термин культура стал употребляться
как самостоятельное понятие
лишь с XVIII века, до этого он употреблялся
в словосочетаниях, обозначая качество
того или иного явления относящегося
к неприродной сфере. Например Немецкий
правовед и историк Пуфендорф
называл культурным человеком, человека
подвергшегося воздействию
Слово "культура" происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали "культурным". Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от "некультурного" простого народа. Немецкое, слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово "культура" все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием .
В XIX и ХХ веках понятие культуры
вошло в обиход социологов и психологов,
публицистов, политиков и даже широких
слоев населения. В конце XIX века
сложилась характерная для
"Культура - это социологическое
обозначение для наученного
"Культура - это нормы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов" (социолог К.Янг).
"В самом широком смысле
слова культура обозначает
Поэтому культура - это, прежде всего, процесс возвышения над биологическими (т.е. природными) формами жизнедеятельности.
1.2 Сущность и значение культуры
Сущность культуры заключается в том, что она составляет фундаментальное, определяющее измерение человеческой жизни, воплощает собственно человеческий способ существования.
В массовом сознании утвердилось представление о культуре как об особой сфере общества, которая как бы отделена от повседневной жизни и фактически тождественна искусству и литературе. Этот взгляд закреплен в выражениях типа «работник культуры», «деятели культуры», под которыми подразумеваются поэты и писатели, музыканты и артисты.
На деле же культура - явление масштабное, несводимое к одному только искусству, явление соразмерное обществу и цивилизации. Потому культура не только теснейшим образом связана со всеми сторонами жизни общества и человека, а пропитывает ее.
В XVIII - XIX веках культура интерпретируется в аристократическом духе. Культурными стали считать образованных, начитанных, «хорошо воспитанных» людей, обладавших «хорошими манерами». Такое понимание культуры, как видно, в некоторой мере сохранилось и до наших дней: мы, например, говорим о культурных и некультурных людях, о бескультурье, связываем культуру с образованностью, интеллектуальным трудом и т.п. Это деление, таким образом, восходит к делению общества на культурных аристократов и некультурное простонародье.
Впоследствии под культурой стали понимать всё, что создано человеком в отличие от естественного мира, природы. С позиций современной философии и науки, культура - очеловеченный, преобразованный людьми мир. Это вторая природа, надстроенная человеком над первой, «натуральной». Она, следовательно, включает в себя фактически то же содержание, что и понятия общества и цивилизации .
Конкретно облик культуры особенно
отчетливо обнаруживается тогда, когда
мы сравниваем разные народы, общества,
страны. В глаза бросаются различия
в образах жизни, типичных и характерных
для этих народов, их обычаях, их разное
отношение, например, к труду или
семье, воспитанию детей или жизненному
успеху, их привычки и традиции. Все
эти различия фокусируются в системах
ценностей и жизненных
Этот пример показывает, что одни же потребности (в данном случае экономические) могут удовлетворяться, одни и те же цели могут достигаться на основе различных систем ценностей, традиций, способов, правил и моделей поведения, т.е. всего того, что и образует особую культуру.
Культура, следовательно, придает определённое значение человеческой деятельности и жизни (скажем, труд рассматривается и оценивается как долг, или же, как обязанность, или же, как повинность, или как способ достижения других целей), вносит в них смысл. Поэтому культуру можно также представить как совокупность значений, с помощью которых люди осмысливают себя и окружающий их мир.
Культура олицетворяет своеобразие,
уникальность и неповторимость общества,
народа, социальной группы, короче - того
субъекта, которому она принадлежит.
Культуру с этой точки зрения можно
представить как портрет
Культура поэтому содержит в себе наиболее типичные, повторяющиеся, распространённые, воспроизводящиеся регулярно, черты и свойства социальной общности. Общим знаменателем всего многообразного содержания культуры, следовательно, можно считать традицию. Она обнаруживает себя во всех элементах культуры, формируя ее своеобразие, а на поверхности общественной жизни она проявляется в виде привычки.
Можно сказать, что каждой культуре присущ механизм селекции, отбора, благодаря которому она как бы отфильтровывает общественную жизнь, практику, оставляя в качестве культурных образцов, стандартов, канонов только некоторые элементы. Они становятся общими и в определённой мере обязательными для всех членов социальной общности.
Эти элементы (образцы, стандарты, каноны) должны, с одной стороны, быть эффективными и целесообразными, помогая социальной общности поддерживать своё существование в качестве целого при меняющихся обстоятельствах. Особенно отчётливо это видно на примере профессиональной культуры, в которой существуют многочисленные средства выработки, передачи, тиражирования образцов и моделей, канонов профессионализма, поддерживания его на «должном уровне» и контроля за ним. Если же профессиональная культура размывается (скажем, вследствие подмены профессиональных критериев оценки работы специалиста политическими требованиями лояльности), то разрушается и сама профессиональная общность, исчезает граница между, например, врачом и знахарем, учёным и шарлатаном, писателем и графоманом, милиционером и бандитом. Сами же профессии попросту деградируют.
С другой стороны, новые элементы должны
вписываться в уже имеющуюся
культуру, соответствовать ее основополагающим
ценностям, нормам, образцам, традициям,
не рвать её ткань, а напротив - укреплять.
Взять, например, такой важный компонент
культуры как язык. Хотя его существование
связано с постоянным появлением
новых слов и введением в его
словарь иностранных
Культура народа формируется и
откристаллизовывается на протяжении
целых исторических эпох, она - прошлое,
опрокинутое в настоящее. Она - «память»
о прошлом, зафиксированная в
стереотипах сознания и поведения,
символах, обрядах и обычаях. Это
- наиболее глубинные её пласты, которые
тысячью нитей связаны с более
динамичными и меняющимися