Культура: функции и значение в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 19:57, реферат

Краткое описание

Данная тема актуальна т.к., многие исследователи считают, что культура возникла, прежде всего, под воздействием общественных запросов и потребностей. Прежде всего, общество нуждалось в закреплении и передаче духовных ценностей, которые вне общественных форм жизнедеятельности человека могли бы погибать вместе с автором этих ценностей.
Прежде всего, необходимо подчеркнуть мысль, что понятие "культура" относится к числу тех общеисторических категорий, которые имеют силу для всех эпох. Культура возникает вместе с появлением на земле человечества, и каждый шаг человека по пути общественного прогресса был одновременно шагом вперед в развитии культуры, каждая историческая эпоха, каждая особая форма общества обладала своей, только ей свойственной культурой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретическое понимание культуры

1.1 Понятие культуры………………………………………………………….4

1.2 Сущность и значение культуры…………………………………………...5

ГЛАВА 2. Место и функции культуры в обществе

2.1 Культура и общество……………………………………………………….9

2.2 Функции культуры в обществе…..............................................................12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 38.49 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

 

Кафедра гуманитарных и социальных наук

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Социология»

На тему «Культура: функции и значение в обществе»

«Социальный конфликт: сущность, этапы развития, возможности

разрешения»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент:  II курса УП гр.

Шифр№ 60 ИНЖЭКИ /2010

Плющева Е.С.

(фамилия, имя, отчество)   

Научный руководитель:

  Ширманов Я.И.

 

 

 

 

 

Тюмень, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретическое понимание  культуры

1.1 Понятие культуры………………………………………………………….4

1.2 Сущность и значение культуры…………………………………………...5

ГЛАВА 2. Место и функции культуры в обществе

2.1 Культура и общество……………………………………………………….9

2.2 Функции культуры в обществе…..............................................................12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

        Данная тема актуальна т.к., многие исследователи считают, что культура возникла, прежде всего, под воздействием общественных запросов и потребностей. Прежде всего, общество нуждалось в закреплении и передаче духовных ценностей, которые вне общественных форм жизнедеятельности человека могли бы погибать вместе с автором этих ценностей.

      Культурное богатство личности зависит от включения ценностей в личную деятельность и от того, насколько общество стимулирует этот процесс, насколько оно способствует ему. В личности ценности культуры превращаются в поведение, культура живет в личностном поведении человека. Общество создает условия для этого, а они могут в различной степени как соответствовать, так и не соответствовать превращению ценностей культуры в акты поведения личности. Общество развивается в режиме поиска все более благоприятных условий для формирования личности как активного субъекта культуры, как творца и носителя ценностей культуры. Общество, таким образом, процессу созидания ценностей придало устойчивый и преемственный характер. В обществе стало возможным накопление ценностей, культура стала приобретать кумулятивный характер развития. Кроме того, общество создало возможности для публичного создания и использования ценностей, что привело к возможности более быстрого их понимания и апробирования другими членами общества.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть  мысль, что понятие "культура" относится к числу тех общеисторических категорий, которые имеют силу для  всех эпох. Культура возникает вместе с появлением на земле человечества, и каждый шаг человека по пути общественного  прогресса был одновременно шагом  вперед в развитии культуры, каждая историческая эпоха, каждая особая форма  общества обладала своей, только ей свойственной культурой.

ГЛАВА 1 Теоретическое понимание культуры

1.1 Понятие культуры

Термин культура стал употребляться  как самостоятельное понятие  лишь с XVIII века, до этого он употреблялся в словосочетаниях, обозначая качество того или иного явления относящегося к неприродной сфере. Например Немецкий правовед и историк Пуфендорф  называл культурным человеком, человека подвергшегося воздействию цивилизации, в отличии от человека естественного, природного, то есть собственно дикаря. Этим термином так же обозначали, те формы цивилизации, которые создавались  отдельными народами, мы и сейчас используем термин культура, в этом смысле говоря о национальной культуре .

Слово "культура" происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать  почву. В средние века это слово  стало обозначать прогрессивный  метод возделывания зерновых, таким  образом, возник термин agriculture или искусство  земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали  употреблять и по отношению к  людям, следовательно, если человек  отличался изяществом манер и  начитанностью, его считали "культурным". Тогда этот термин применялся главным  образом к аристократам, чтобы  отделить их от "некультурного" простого народа. Немецкое, слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В  нашей сегодняшней жизни слово "культура" все еще ассоциируется  с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием .

В XIX и ХХ веках понятие культуры вошло в обиход социологов и психологов, публицистов, политиков и даже широких  слоев населения. В конце XIX века сложилась характерная для западной культурологии традиция исследовать  культурологию в комплексе антропологических  дисциплин. Этот подход к культуре был  заложен Э. Тайлором, который определил  ее как: целостный комплекс, который  включает в себя знания, верования, искусство верования, нравы право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, приобретаемые человеком как  членом общества. В настоящее время  существует порядка 500 дефиниций культуры. В настоящее время существует порядка 500 зафиксированных подходов к определению сущности культуры.

"Культура - это социологическое  обозначение для наученного поведения,  то есть поведения, которое  не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых  клетках как у ос или социальных  муравьев, а должно усваиваться  каждым новым поколением заново  путем обучения у взрослых  людей" (антрополог Р.Бенедикт).

"Культура - это нормы привычного  поведения, общие для группы, общности  или общества. Она состоит из  материальных и нематериальных  элементов" (социолог К.Янг).

"В самом широком смысле  слова культура обозначает совокупность  всего, что создано или смодифицированно  сознательной или бессознательной  деятельностью двух или более  индивидов, взаимодействующих друг  с другом или воздействующих  на поведение друг друга" (социолог  П. Сорокин).

Поэтому культура - это, прежде всего, процесс возвышения над биологическими (т.е. природными) формами жизнедеятельности.

1.2 Сущность и значение культуры

Сущность культуры заключается  в том, что она составляет фундаментальное, определяющее измерение человеческой жизни, воплощает собственно человеческий способ существования.

В массовом сознании утвердилось представление  о культуре как об особой сфере  общества, которая как бы отделена от повседневной жизни и фактически тождественна искусству и литературе. Этот взгляд закреплен в выражениях типа «работник культуры», «деятели культуры», под которыми подразумеваются  поэты и писатели, музыканты и  артисты.

На деле же культура - явление масштабное, несводимое к одному только искусству, явление соразмерное обществу и  цивилизации. Потому культура не только теснейшим образом связана со всеми сторонами жизни общества и человека, а пропитывает ее.

В XVIII - XIX веках культура интерпретируется в аристократическом духе. Культурными  стали считать образованных, начитанных, «хорошо воспитанных» людей, обладавших «хорошими манерами». Такое понимание  культуры, как видно, в некоторой  мере сохранилось и до наших дней: мы, например, говорим о культурных и некультурных людях, о бескультурье, связываем культуру с образованностью, интеллектуальным трудом и т.п. Это  деление, таким образом, восходит к  делению общества на культурных аристократов и некультурное простонародье.

Впоследствии под культурой  стали понимать всё, что создано  человеком в отличие от естественного  мира, природы. С позиций современной  философии и науки, культура - очеловеченный, преобразованный людьми мир. Это  вторая природа, надстроенная человеком  над первой, «натуральной». Она, следовательно, включает в себя фактически то же содержание, что и понятия общества и цивилизации .

Конкретно облик культуры особенно отчетливо обнаруживается тогда, когда  мы сравниваем разные народы, общества, страны. В глаза бросаются различия в образах жизни, типичных и характерных  для этих народов, их обычаях, их разное отношение, например, к труду или  семье, воспитанию детей или жизненному успеху, их привычки и традиции. Все  эти различия фокусируются в системах ценностей и жизненных ориентиров, присущих этим народам. Так, американцы традиционно сориентированы на личный успех, в рамках их культуры по-разному  варьируется миф о чистильщике  сапог, ставшем президентом страны, они ценят людей, добившихся высокого статуса и популярности - спортсменов, артистов, певцов и т.п. А. Морито, один из основателей знаменитой фирмы «Сони», размышляя о японской и американской системах трудовых отношений, выделял такие различия. Для японской характерны фирменный патриотизм, система «семейных уз», демократизм в отношениях между менеджерами и работниками, «коллективное управление» (весьма напоминающее отечественную систему постоянных увязок и согласований решений), уравнительный принцип оплаты труда, в соответствии с которым она повышается каждый год по мере того, как работник становится старше и опытнее. Американская же система трудовых отношений, по мнению А. Морито, основана на индивидуализме, формальных связях работника с фирмой, узкой специализации работника, она ориентирована на извлечение максимальной прибыли и лишена «человеческого измерения».

Этот пример показывает, что одни же потребности (в данном случае экономические) могут удовлетворяться, одни и те же цели могут достигаться на основе различных систем ценностей, традиций, способов, правил и моделей поведения, т.е. всего того, что и образует особую культуру.

Культура, следовательно, придает  определённое значение человеческой деятельности и жизни (скажем, труд рассматривается  и оценивается как долг, или  же, как обязанность, или же, как  повинность, или как способ достижения других целей), вносит в них смысл. Поэтому культуру можно также  представить как совокупность значений, с помощью которых люди осмысливают  себя и окружающий их мир.

Культура олицетворяет своеобразие, уникальность и неповторимость общества, народа, социальной группы, короче - того субъекта, которому она принадлежит. Культуру с этой точки зрения можно  представить как портрет социальной общности. Это связано с тем, что  она складывается на протяжении длительного  времени и представляет собой  аккумуляцию своеобразного исторического  опыта, который люди приобрели. Другими  словами, каждая культура непременно имеет  «историческое измерение», которое, может быть не заметно на первый взгляд, но, тем не менее, без него никакая культура, даже если речь идёт о культуре небольшой социальной группы, не существует .

Культура поэтому содержит в  себе наиболее типичные, повторяющиеся, распространённые, воспроизводящиеся  регулярно, черты и свойства социальной общности. Общим знаменателем всего  многообразного содержания культуры, следовательно, можно считать традицию. Она обнаруживает себя во всех элементах  культуры, формируя ее своеобразие, а  на поверхности общественной жизни  она проявляется в виде привычки.

Можно сказать, что каждой культуре присущ механизм селекции, отбора, благодаря  которому она как бы отфильтровывает  общественную жизнь, практику, оставляя в качестве культурных образцов, стандартов, канонов только некоторые элементы. Они становятся общими и в определённой мере обязательными для всех членов социальной общности.

Эти элементы (образцы, стандарты, каноны) должны, с одной стороны, быть эффективными и целесообразными, помогая социальной общности поддерживать своё существование  в качестве целого при меняющихся обстоятельствах. Особенно отчётливо  это видно на примере профессиональной культуры, в которой существуют многочисленные средства выработки, передачи, тиражирования  образцов и моделей, канонов профессионализма, поддерживания его на «должном уровне»  и контроля за ним. Если же профессиональная культура размывается (скажем, вследствие подмены профессиональных критериев  оценки работы специалиста политическими  требованиями лояльности), то разрушается  и сама профессиональная общность, исчезает граница между, например, врачом и знахарем, учёным и шарлатаном, писателем и графоманом, милиционером и бандитом. Сами же профессии попросту деградируют.

С другой стороны, новые элементы должны вписываться в уже имеющуюся  культуру, соответствовать ее основополагающим ценностям, нормам, образцам, традициям, не рвать её ткань, а напротив - укреплять. Взять, например, такой важный компонент  культуры как язык. Хотя его существование  связано с постоянным появлением новых слов и введением в его  словарь иностранных заимствований, в общем и целом лексика  остаётся постоянной, еще более стабильны  правила. Таким образом, механизм селекции помогает сохранить своеобразие  и уникальность каждой культуры, будь то культура национальная, профессиональная, поколенческая или какая иная .

Культура народа формируется и  откристаллизовывается на протяжении целых исторических эпох, она - прошлое, опрокинутое в настоящее. Она - «память» о прошлом, зафиксированная в  стереотипах сознания и поведения, символах, обрядах и обычаях. Это - наиболее глубинные её пласты, которые  тысячью нитей связаны с более  динамичными и меняющимися поверхностными слоями, отражающими специфику конкретной исторической эпохи и часто несущими в себе новое и противоречащее традициям содержание .

Информация о работе Культура: функции и значение в обществе