Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:22, реферат
Культура Греции — древняя культура, но как и любая другая культура, она в свое время претерпела изменения. По мере того как развивалось общество, какие проблемы становились на его пути, приходилось перерабатывать и переосмысливать образы И сюжеты мифов и придавать им новое содержание
Культура
Греции
Культура
Греции — древняя культура, но как
и любая другая культура, она в свое время
претерпела изменения. По мере того как
развивалось общество, какие проблемы
становились на его пути, приходилось
перерабатывать и переосмысливать образы
И сюжеты мифов и придавать им новое содержание.
Например, во времена расцвета греческих
государств-полисов представления греков
о богах уже сильно разнились от тех сказочных,
полунаивных представлений, какие были
во времена Гомера. Так, образ капризного
и злоупотребляющего властью Зевса превратился
в мудрого, разумного правителя мира.
Наиболее наглядно перемены в греческой духовной культуре проявляются в период развития дионисийского и аполлонического культа. Так, например, бог Дионис символизировал для греков самосознание человека, живущего в таинственном, но полном опасностей мире дикой природы. Греки еще не проводили анализ природы, поэтому мир, в принципе, непонятный человеку, был подвластен богам, и законом в нем являлся произвол богов, символизирующих необъяснимые силы природы. Однако этот мир вызывал у греков не только страх, они пытались ощутить счастье от принадлежности к мистическому миру и раствориться в хаосе. Кроме того что Дионис был незаконнорожденным богом, отчего должен был бороться за npami пойти в числи олимпийских богов и .за повсеместное установление своего культа, он был ущемлен в правах, подобно человеку, и должен был их отстаивать. Не последней деталью для процветания культа Диониса явилось и то, что орудием этого бога было опьянение, не знающее преград, которое пробуждает душу и открывает ей ту сторону жизни, где нет препон и подчинений. Именно подобного выхода за рамки собственной ограниченности и трепета перед магическим миром добивались греки во время праздников, посвященных богу Дионису. На этих празднествах греки погружались в природу дионисийского мира. Они желали оргий, экстаза, безумия, которые унесут душу во дворец Всепоглощающей Любви, воспринимая ее, по-видимому, глубинной сущностью мироздания. Мир Диониса - мир телесной символики. Он не ограничивался только масками и строгостью ритуала, здесь присутствовали пляски танцоров, ритмика которых объединяла и растворяла людей в природе. Культ Диониса
возник еще и потому, что, пожалуй,
это был исключительно Из улыбки Диониса возникли олимпийские боги, а из его слез — люди, повествует предание, и этим устанавливается первенство и животворное начало Диониса, Но оно несет в себе не только страдание, но и необыкновенную радость, диктуемую надеждой на возрождение: ведь погруженная в вечную печаль Деметра познала радость, когда узнала о возможности вновь родить Диониса. Такая возможность указывает на то, что еще в далеком первобытном сознании человек заметил, что в мире все циклично — рождение и смерть — и поверил в возрождение. Наряду с повсеместным поклонением Дионису в Греции процветал и культ Аполлона. Вторым естеством греческой культуры являлись гармония, порядок и соразмерность, которые олицетворял образ Аполлона. Кроме того, этот бог также приобрел значение в области морали, искусства, религии. Аполлон настраивает людей на возвышенные чувства, ему принадлежат музыка и поэзия, его дар — вдохновение и талант. Аполлон - гений величавой гармонии. Из хаоса первозданного океана жизни он творит мироздание, выделяя части, придавал им форму, наполняя их смыслом, соразмерным с замыслом целостности. Его творческая мощь придает миру гармонию, устойчивость, порядок и покой. В отличие от
вечно умирающе- Образ Аполлона отражает стремление человека найти ему свое место, прежде всего найти себе место в мире, обезопасить свою личность от раздробления, согласившись на ограниченность, но при этом подчинить весь мир идее этой ограниченности. Так, Аполлон (в символическом смысле) порождает весь олимпийский пантеон, устанавливает миропорядок, о котором боги оправдывают человеческую жизнь, сами живя этой жизнью. Антиномия дионисийского и аполлонического начала определила пути развития греческой культуры. Из этой борьбы родилась трагедия, состоящая из музыки Диониса и сформированная под влияниям аполлонических тенденций, развилась великая греческая архитектура. Все это сделало эллинскую культуру великой. Культура Древней Греции сформировалась как продолжение, осмысление, упорядочение и попытка логического И синтетического оправдания мифа. В этом смысле культура была полностью синкретической, где миф являлся не только сокровищницей символики, образов и идей, как онтологических, так и эсхатологических, но и неким системообразующим принципом, той склейкой, которая позволяла системе развиваться, но не разваливаться. Б истории становления и развития древнегреческой мифологии прослеживается исток философии, но там же находятся предпосылки и логических, и естественных паук. Даже мистические изыскания пифагорейцев имеют мифологические корпи (хотя, скорее, это не Греция, а Азия и, опосредованно, Египет.) Предельно абстрактные Платон и Аристотель в попытках уйти от смутных образов мифа все равно легко определяются нами как продукт усе той же синкретической культуры п стадии, когда она начинает отрицать самое себя. В литературе таким примером осмысления мифа может Сыть поэма Гесиода «Теогония». В греческой литературе мощный пласт образует мифологическая поэзия, а это не что иное как своды опоэтизированных мифов, но у Гесиода человек пытается осознать не только то, что он непосредственно наблюдает и переживает, но и ставит те вопросы, на которые он сам еще не может дать ответ, но которые уже не может оставить. Происхождение богов волнует зрелую греческую культуру, так как тесно связано с вопросом о происхождении человечества и разума, о дальнейшей их судьбе. Таким образом, философ уже не является слушателем или читателем — потребителем мифа, хотя и воспитан на мифологии и окружен ею. Более того, во всем — в языке, образах, с г особах мышления — он не свободен от мифологии. Любое природное явление миф объясняет волей божества, то есть причина выводится за пределы самой природы и вверяется бегам. Когда люди стали задаваться естественными вопросами: как устроены космос и ого тела, то от творце в мифов не требовали доказательств. То, что Земля — огромное тело, имеющее форму шара, должно было быть доказало греческими мудрецами на основе астрономических заключений или же хотя бы построено на абстрактных теоретических предположениях, а создатель мифа мог бы сослаться на что угодно — им предание, ка богов, и ответ его был более разумен, чем астролога. Так, пифагорейцы считали, что Земля нэпа должна иметь форму шара, так как по законам гармонии н совершенства круглое тело пластично и красиво. Не было и не могло быть тогда эмпирически достоверных доказательств относительно космоса и планет. О космосе можно было рассуждать только с долей фантазии. Философам было важно и удобно опереться на астрономический материал, так как идея космоса, целостного, единого мира как универсума была органичной для древней мысли и для философии вообще. Астрономия в античности так и не стала наукой развивающейся: почти все астрономические гипотезы сегодня нам кажутся фантастическими. Земля в представлении, например, философа-астронома Фа/reca Милетского, являлась подобием куска деревянистого цилиндра, который плавает в океане. Не правда ли, это сильно отличается от того, что знает сегодня каждый ребенок о строении и форме нашей планеты? Но следует отметить, что это парадоксальное, «фантастическое* предположение потребовало от астронома своеобразной смелости и полета мысли, выходящего зз пределы данного, созерцаемого мира. В отличие от познаний и открытий в области астрономии, древнегреческая наука совершила кардинальный переворот в математике. Так произошел интеллектуальный рывок от математики прикладной, которую Платон назвал «логистикой», к математике абстрактной. Не менее важно и то, что греки впервые ввели теоремы и доказательства и применяли их по отношению к вполне уже известным вещам. Так, например, на Востоке уже было известно, что углы при основании равнобедренного треугольника равны, но только Фагг:с доказал эту теорем;'. Путь абстрактных обобщающих построений, опирающихся на доказательства, — это существенное новшество в эпоху античности. Вероятнее всего, что превращение математики но всеобщее знание и обусловило громадный прогресс самой математики. Нет сомнений в том, что математика как наука начала развиваться именно в Древней Греции. Чтобы рассеять окончательные сомнения, можно напомнить, что геометрией Евклида пользовались на протяжении вceгo последующего развития человечества, и она, уже в обогащенном виде, была единственной геометрией вплоть до ХЖ века, так не появилась геометрия Лобачевского-Римана. В то же время
получили свое развитие описательные
науки, такие как биология (прежде
всего систематизированные Духовная и художественная культура Древней Греции, пожалуй, одна из тех немногих, которая развивалась самостоятельно, не опираясь непосредственно на опыт других культур. Именно в Древней Греции сформировалась общеевропейская культурная парадигма. Это не значит, что древнегреческая культура не соприкасалась с культурой других стран, но именно она дала мощный толчок для развития многих научных сфер. И хотя практической, опытной науки в Греции не было, но эти гениальные мыслители сумели поставить основные вопросы, ответ на которые является и сейчас конечной целью научного мышления: бытие и становление, истина и цель, благо и долг, космос и атом, единство и множественность, частное и общее, чувство и разум, число и величина, дух и материя, сознание и материя... Древнегреческая культура похожа на феномен из физики элементарных частиц: вот дошли до предела дробления, но за этим пределом вновь открываются целые вселенные. |
Олимпия — центр Олимпийского мира
ВОЗНИКНОВЕНИЕ
ОЛИМПИЙСКИХ ИГР Существует множество
мифов о возникновении Физическое формирование крепкого тела и сильной воли занимало исключительное место в жизни греков. Изначально этого требовала специфическая (полисная) форма государственности. Физическая подготовка мужского населения обеспечивала таким образом силу и безопасность самого полиса, поскольку гарантировала хорошую подготовку и выносливость членов военного ополчения. Кроме того, своеобразный уклад жизни, который характерен для страны с относительно мягким климатом, располагал греков к времяпрепровождению за стенами дома. Те юноши и мужчины, в основном земледельцы и ремесленники, которые выполняли сезонную работу, предпочитали систематически заниматься спортом. В то время гармоническое развитие телесных и духовных качеств являлось самоцелью или одной из целей коллектива свободнорожденных. Духовная доблесть и красота тесно связывались с физической красотой. Поэтому абсолютно закономерно, что физические упражнения на тех или иных полисных состязаниях и составляли существенную жизнь каждого, и не мудрено, что они получили свое завершение в Олимпийских играх. Олимпиады возвеличивали человека, ибо Олимпиады отражали мировоззрение, краеугольным камнем которого были культ совершенства духа и тела, идеализация гармонично развитого человека - мыслителя и атлета. Победителю игр — соотечественники воздавали почести, каких удостаивались боги. Олимпийский герой, увенчанный венком, одетый в пурпурные одежды, торжественно въезжал в родной город на колеснице, но не через обычные ьорота, а через пролом в стене, который в тот же день горожане заделывали, чтобы олимпийская победа, вошедшая в город, никогда не покидала его. В городе устанавливалась статуя в честь победителя, слагались хвалебные оды, устраивались пиры. Отдельно нужно сказать о статуях. Это не были точные портреты победителей: личность победителя увековечивалась только через имя, начертанное на постаменте. Уже значительно позже допускалось изображение не божества или обожествленного героя, а. реального человека. Но не только
физическая красота и пропорциональность
частей тела служили «пропуском* для
участия в Олимпиаде. Учитывался
и духовный элемент. Участник соревнований
должен был быть нравственно безупречным,
с незапятнанной репутацией. Это
требование объяснялось культовым
характе ром празднеств - можно оскорбить
бога, допустив к состязаниям порочного
человека, который нарушит святость его
храмовых владений. Поэтому напущенные
к играм юноши сим водизировали собой
гармонию, красоту, доблесть, нравствен
нпгть и духовность Справедливо утверждение,
что победу приносит не только физическая
подготовка, но и нравственно-волевые
качества участника. ЭХО ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ
Центром олимпийского мира древности был священный округ Зевса в Олимпии — роща вдоль реки Алфей, недалеко от впадающего в нее ручья Кладсй, В этом прекрасном городке Эллады почти триста раз устраивались традиционные общегреческие состязания в честь бога-громовержца. Ветры Ионического моря беспокоили могучие сосны и дубы на вершине холма Кронос. У его подножия раскинулась заповедная территория, тишину которой раз в четыре года нарушало олимпийское торжество. Такова была Олимпия, о величии которой напоминают нам античные авторы, а картину Олимпийских зрелищ передают статуи и изображения на вазах и монетах. Впоследствии возле священной Олимпии Нарос одноименный городок в окружении апельсиновых и оливковых рощ. Ныне Олимпия
— типичный провинциальный городок,
живущий на доходы от туризма. Б нем
решительно все олимпийское: названия
улиц и отелей, блюда в тавернах, сувениры
в многочисленных лавчонках. Достопримечательностью
города являются археологический и Олимпийский
музеи. За городом протекает ручей Кладей,
через который переброшен каменный мостик,
выводящий к заповедной Олимпии. Ничем
не примечателен вход в священную рощу
Под ногами почерневший мрамор ступеней
да плиты священного ракушечника. Растет
дикая олива, ветвями которой венчали
когда-то головы Олимпиоников. К небу устремились
могучие сосны и дубы, а над ними — голубое
небо, под которым были воздвигнуты величественные
сооружения. Увы, их не пощадили разливы
рек, землетрясения и время... Но как торжественны
останки былого величия! ОЛИМПИЯ - ЦЕНТР
ОЛИМПИЙСКОГО МИРА Своей поныне сохранившейся славой Олимпия всецело обязана Олимпийским играм, которые проводились там раз ъ четыре года и длились считанные дни. В перерывах между играми пустовал огромный стадион, зарастала травой беговая дорожка стадиона, покрывались дикой порослью откосы холма и насыпей, служившие для зрителей трибуной. Не раздавался стук копыт и грохот колесниц на близлежащем ипподроме. Не тренировались атлеты на просторной площади пшиасии и в монументальном здании палестры. Не слышались голоса в леонидайоне — гостинице для почетных гостей. Зато во время Олимпийских игр все вокруг оживало, кипела жизнь. Прибывали десятки тысяч атлетов и гостей, до отказа заполнялись грандиозные по тем временам спортивные сооружения, которые по своей сути мало чем отличались от современных спортивных комплексов. На Олимпиадах выявляли лишь победителей п отдельных вилах соревнований — Олимпиоников. Но в основном собирались для того, чтобы участвовать и обрядовом празднике, посвященном Зевсу. Один из поэтических мифов древней Греции повествует о том, как возник олимпийский стадион. По легенде, примерно в XVII в. до н. э., Геракл и его четыре брата высадились на Пелопонне-ееком полуострове. Там, у холма с могилой титана Кроноса, побежденного и борьбе своим сыном Зевсом, Геракл в честь победы своего отца над дедом организовал соревнование со своими братьями в беге. Для этого на площадке у подножия холма он отмерил расстояние в 11 стадий, которое соответствовало 600 его ступням. Импровизированная беговая дорожка длинной 192 м 27 см и послужила основой будущего Олимпийского стадиона. На протяжении тре> столетий именно на этой Примитивной арене проходили игры, названные позднее Олимпийскими. К 776 г. до н. з. все государства, расположенные на Пело поннесском полуострове стали принимать участие в Олимпиадах и именно с этой даты началась традиция увековечивать имена победителей. Официально праздник длился пять дней. Накануне торжественного открытия Олимпийских игр на берегу реки Алфей вблизи стадиона раскидывали шатры и палатки. Сюда кроме многочисленных поклонников спорта устремлялись торговцы различными товарами и владельцы развлекательных заведений. Так, еще в древние времена, в организационную подготовку Игр вовлекались разные социальные слои населения Греции, Олимпийские игры
по мере роста их популярности оказывали
влияние на центр Олимпии — Альтиса.
Более 11 веков в Олимпии проводились игры,
и которых принимали участие жители всей
страны. Подобные же игры проходили и в
других центрах страны, но ни одни из них
не могли равняться с Олимпийскими. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ОЛИМПИЙСКОГО ОГНЯ В греческой мифологии считалось, что все искусства у людей от Прометея, В мифологии Прометея был противопоставлен Зевсу, занимал позицию мученика, пожертвовавшей» собой ради людей. Коварный и жестокий Зевс действовал против соперника, используя грубое насилие. Ода из прекраснейших легенд прошлого повествует о богоборце и защитнике людей Прометее. Прометей, благодетель людей, даровал человечеству независимость от природы. Он донес огонь с Олимпа, принес его в тростнике и научил смертных пользоваться им. Как гласят мифы, Зевс повелел Гефесту приковать Прометея к Кавказской скале, пробил ему грудь копьем, а огромный орел каждое утро прилетал клевать печень титана, ежедневно вырастающую вновь. Прометей был спасен 1ёрак-лом. Греки умели любить своих богов, они хотели выразить свою признательность этому титану, поэтому культ Прометея воплотился в одном из видов Олимпийских игр - состязании бегунов с горящими факелами. Фигура этого
титана остается и ныне одним из
самых ярких образов в Во время летнего
солнцестояния участники Впервые олимпийское пламя вспыхнуло в первый день игр на стадионе Амстердама в 1928 г. Однако не осталось никаких свидетельств, что этот огонь был доставлен, как велит традиция, эстафетой из Олимпии. Начало факельным эстафетам, доставлявшим огонь из Олимпии в города проведения Олимпиад, было положено в 1936 г. Бег факелоносцев — один из наиболее торжественных моментов Игр. 20 июня 1936 г. в Олимпии был зажжен огонь, совершивший затем путь в,3075 километров по дорогам Греции, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Германии. А в 1948 г. факел впервые совершил морское путешествие. Но не все
было так «гладко» и радостно в
истории Олимпийских игр. В 394 г. н.
а. римский император Феодосии I издал
указ, запрещающий дальнейшее проведение
Игр. Император принял христианство
и решил искоренить антихристианские
игры, прославляющие языческих богов.
Императорский указ выполнялся полторы
тысяч лет. В последующие века спорт потерял
то демократическое значение, которое
придавали ему в Древней Греции, он престал
играть роль наиболее доступного средства
общения между народами. ВОЗРОЖДЕНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ
ИГР. РАЗВИТИЕ ИГР В XIX в. В эпоху Ренессанса, когда вновь возник интерес к искусству Древней Греции, вспомнили и про Олимпийские игры. В начале ХЖ в. спорт в Европе получил всеобщее признание, поэтому естественно, что возникло стремление организовать нечто подобное и грандиозное, где спортсмены из разных стран мира могли бы показывать высокие результаты. Предысторией, своеобразным толчком к этому послужило проведение локальных игр в Греции (1859, 1870, 1875, 1879 гг.). В организации международного Олимпийского движения активное участие принимал французский общественный деятель, педагог и историк Пьер де Кубертен. Б конце XVIIT в. рост экономико-культурного общения между государствами был настолько высок, что призыв Пьера де Кубертена «Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры!* нашел должный отклик во многих странах. 23 июня 1894 г. в
Париже в Большом зале Гше в начале подготовки Игр в Афинах выявились финансовые трудности, связанные г экономикой Греции. Премьер-министр страны Триконис сразу же заявил Кубертену, что Афины не в состоянии осуществить столь крупное международное мероприятие, связанное с большими финансовыми затратами и объемами работ по переустройству города и подготовке спортивных сооружений. Лишь поддержка населения помогла преодолеть это препятствие. Видные общественные деятели Греции образовали Организационный комитет и изыскали средства. В фонд подготовки Игр поступали взносы от частных лиц, образовавшие крупные суммы. Были выпущены почтовые марки в честь Олимпийских игр. Доход от их реализации пошел в фонд подготовки. Энергичная работа Оргкомитета и участие всего населения Греции принесли желанный результат. Долгожданное мероприятие состоялось, но спортивные результаты соревнований разочаровали многих. Причиной тому послужила неподготовленность Греции, которая не смогла предоставить качественные спортивные сооружения и оборудование. Знаменитый Афинский стадион, обшитый в белый мрамор, для такого массового зрелища оказался явно маленьким. Спортивная арена была слишком узкой, да еще и с уклоном пи одному краю, что причиняло неудобства легкоатлетам, Мягкая гаревая дорожка к финишу заметно возвышалась, а виражи оказались слишком круты. Пловцы, за неимением бассейна, соревновались в открытом море, где старт и финиш были обозначены растянутым между поплавками канатами. Неудобства испытывали не только спортсмены, но и болельщики из разных стран. Невиданный приток туристов, устремившихся в Афины, нужно было где-то разместить, дополнительно найти для него обслуживающий персонала также чем-то накормить. В настоящее
время Мраморный стадион в
Афинах служит историческим памятником.
|
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Высшего профессионального
«Алтайская
государственная академия
Факультет художественного
Кафедра социально-культурного
Реферат по дисциплине «История искусств»
студентка 1 курса
заочной формы обучения
гр.Т-114з
Проверил: Белокуров А.А.
Барнаул 2012