Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 15:22, реферат
Древний Египет (одно из самоназваний - «Та-Кемет») был цивилизацией мощной и развитой, обладающей ценными знаниями об архитектуре, медицине, возделывании земли, а также имеющей навыки горнодобывающего дела, торговли (среди древнеегипетских смертных грехов даже были специфические, связанные именно с торговлей). Научные открытия египтян в области астрономии и математики до сих пор удивляют ученых своей прогрессивностью для того времени. Нам, современным людям, есть чему у них поучиться. К сожалению, египтяне не оставили собственной истории
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Культура Древнего Египта - стремление к вечности……………………..….4
1.1.Географическое и социальное устройство государства…………………....4
1.2.Религия, её основные понятия и устои……………………………………...8
1.3.Понимание египтянами роли искусства…………………………………....11
2.Письменность………………………………………………………………….13
2.1.Зарождение и развитие письменности……………………………………..13
2.2.Розеттский камень: огромный шаг для египтологии……………………...15
3.Значение древнеегипетской культуры для современного человека………..17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………20
Реферат на тему:
«Культура Древнего Египта»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Культура Древнего Египта - стремление к вечности……………………..….4
1.1.Географическое и социальное устройство государства…………………....4
1.2.Религия, её основные
понятия и устои…………………………………….
1.3.Понимание египтянами роли искусства…………………………………....11
2.Письменность…………………………………………
2.1.Зарождение и развитие письменности……………………………………..13
2.2.Розеттский камень: огромный
шаг для египтологии……………………...
3.Значение древнеегипетской
культуры для современного
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
История Древнего Египта представляет собой огромный интерес как для ученых-историков, культурологов и других, так и для людей, чья профессия никак не соприкасается с изучением древних цивилизаций. Многие десятилетия с тех пор, как древний Египет приоткрыл свои тайны современному человечеству, подробности жизни этих удивительных людей занимают умы и волнуют души.
Древний Египет (одно из самоназваний - «Та-Кемет») был цивилизацией мощной и развитой, обладающей ценными знаниями об архитектуре, медицине, возделывании земли, а также имеющей навыки горнодобывающего дела, торговли (среди древнеегипетских смертных грехов даже были специфические, связанные именно с торговлей). Научные открытия египтян в области астрономии и математики до сих пор удивляют ученых своей прогрессивностью для того времени. Нам, современным людям, есть чему у них поучиться. К сожалению, египтяне не оставили собственной истории. Всё, что мы сейчас о них знаем, пришлось восстанавливать по памятникам архитектуры, изображениям и надписям на скалах, на стенах храмов и гробниц. Первый человек, который путем многолетних изысканий, сопоставлений и анализа, сумел разгадать смысл египетских письмен - талантливый француз, ученый-египтолог Жан Франсуа Шампольон. Он вернул интерес к Древнему Египту и напомнил ученому обществу, что эта высокоразвитая цивилизация стала колыбелью человечества.
1. Культура Древнего Египта - стремление к вечности
1.1 Географическое и социальное устройство государства
Высокоразвитая и богатая цивилизация, которую построили египтяне еще за несколько тысячелетий до нашей эры, оказала большое влияние на развитие соседних народов, и тех, которые пошли по её стопам, особенно на страны Ближнего Востока и Грецию.
Во многом, её исключительность и цельность обеспечило уникальное географическое местоположение - земледелие развивалось за счет разливов Нила, оставляющего на полях питательный ил, и продуманной ирригационной системы. К тому же оно сказалось и на первоначальной изолированности Египта от других государств, что усугубило консерватизм, довлеющий над традициями. Сама египетская культура медленно изменялась с течением времени, и даже со сменами династий.
История Древнего Египта делится на несколько больших периодов: доисторический период, Древнее царство, Среднее царство, Новое царство, поздний династический период, персидское завоевание, а далее уже завоевание Египта Александром, римский период, потом византийский или коптский, и, наконец, арабское завоевание.
Даже для современной науки, обладающей чудесными инструментами познания, наподобие радиоуглеродного анализа, не стали ясными точные временные границы зарождения египетской культуры и цивилизации в том виде, в котором она дошла до нас. Многие века занимает превращение охотничьей кочевой орды в земледельческую общину. Оседлая жизнь - это роскошь для людей доисторических времен, но она же требует огромных вложений труда, людям нужен сильный лидер и распределение обязанностей - то есть появляются все предпосылки для зарождения государства. Интересно то, что этот период в Древнем Египте отсутствует для современных историков - для нас его история начинается с того, что осталось от уже существующей деревенской жизни. Один из фактов, который можно утверждать точно - это изначальная разделенность царства на два: Верхний и Нижний Египет. Согласно теории немецкого египтолога К. Зете, центрами Нижнего Египта были Нехен и Эльхаб (арабская транскрипция - Эль-Каб), а Верхнего - Пе и Деп (Буто). Археологи могут уверенно говорить о древности южного центра, хотя стены города Энхаб из кирпича-сырца относят уже ко времени I династии.
В Египте был хорошо развит бюрократический аппарат, организованный по древним традиционным номам, и состоящий из храмовых жрецов, писцов, царских чиновников и так далее. Существование функциональной бюрократической машины означает усиление централизованной власти и её большую заинтересованность в укреплении своих позиций. Наибольшего расцвета власть фараона достигает в эпоху Нового царства, когда возросшая военная сила дала ему возможность подобрать под себя как можно большую территорию.
Власть фараона была тоталитарной, его указы неукоснительно соблюдались, он держал в руках все ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную; важно также то, что он бы также и объектом религиозного культа. Таким образом, власть держалась не только на страхе и соблюдении законов, она была замешана также и на религиозном поклонении, от фараона-бога, верили люди, зависит безопасность государства, его процветание, он обеспечивает справедливость и сытую жизнь. В ведении фараона был и земельный фонд, только правитель мог распределять земельные наделы и жаловать титулы.
Каждый из фараонов, который вступал на престол, стремился перещеголять предшественника не только своей значимостью как государя, но и пышностью погребения. Пирамида - главный символ этого - закладывалась сразу в начале правления, так как ее строительство могло затянуться на срок до сорока лет! Из этого времени половину занимала подготовка материалов, и половину - непосредственно строительство. Каждый гражданин мог быть привлечен на строительство пирамиды на три месяца. Культ захоронения имел особую значимость для жителей Древнего Египта, и об этом будет упомянуто ниже по тексту.
Уже начиная с Древнего царства власть в Древнем Египте начала передаваться по наследству, хотя с этим и возникали проблемы в периоды смут и смен династий. У фараонов была практика иметь одну главную царственную жену-египтянку, зачастую единокровную или родную сестру, а несколько второстепенных жен и наложниц. Все дети, рожденные от них, имели право на престол, но принцип первородства сохранялся. Однако, как уже упоминалось, часто возникали смены династии, новые из которых могли основать, например, жрецы храмов, это порождало необходимость обряда легитимации новой династии.
При всей кажущейся деспотии, власть фараона не была бесконтрольной и эгоистичной, её сдерживал свод религиозно-моральных норм - маат. Его соблюдение считалось особой заслугой фараона. От того, насколько правитель верно служил нуждам своего народа, а особенно важным было взаимодействие с религиозным и военным слоями общества, зависела устойчивость и процветание государства, а также то, насколько прочно и долго данный государь мог усидеть на троне. В эпоху Нового царства был составлен известнейший трактат «Книга Мертвых», основой для сотворения которого послужили более ранние жреческие записи, которые клали в гробницу к покойному царю или чиновнику - в качестве путеводителя в мир иной. Глава 125 этого произведения содержит клятву-заповедь, которая звучит следующим образом: «Я не чинил людям зла, я не нанес ущерб скоту. Я не совершал греха в месте истины, я не творил дурного». Также и литературные произведения того времени, такие как «Речение Ипувера» и «Пророчество Нефертити» предостерегают государя от небрежности, нерадивости, которые могу привести к ужасным временам «когда Нил иссыхает, а женщины не рожают».
Таким образом, мы понимаем, что египтяне видели в своем правителе не только «Царя-Солнце», подобного богу, но и живого человека, смущаемого страстями, отягощенного проблемами. Это давало им возможность духовно приблизиться к нему, ощутить родство, и принять его правление. Также на сильную интегрированность граждан и чиновников во все дела государства влияло то, что поначалу обязанности слабо разделялись между чиновниками разных специальностей. Они могли одновременно быть задействованы в военной, религиозной, культурной и хозяйственно сферах, хотя со временем кто-то мог больше углубляться во что-то одно. Только в эпоху Нового царства религиозная власть сосредоточилась в руках ограниченной касты жрецов, зачастую противостоящих чиновникам из других сфер. Все большее значение приобретает военная категория служащих.
В развитом бюрократическом аппарате первую ступень после фараона занимал его первый помощник -джати. Сначала джати был жрецом города-резиденции, но потом его обязанности начали разрастаться: он стал заведовать царским двором, всем придворным церемониалом, далее его фигура стала еще более важной - в Новом царстве джати распоряжается земельным фондом, контролирует управление в центре и на местах, систему ирригации и водоснабжения, также докладывает фараону о наиболее важных событиях и рассматривает жалобы, контролирует исполнение его приказов. В руках джати сосредотачивается высшая военная власть. Об ослаблении власти некоторых династий говорит то, что во время их правления джати становится представитель другой фамилии, а не царевич или не близкий родственник фараона, как это было принято.
1.2 Религия, её основные понятия и устои
Впервые серьезную основу понимания религии египтян заложил великий первопроходец египтологии Э. де Руже в середине XVIII в. Он сравнивал их верования с ньютоновским пониманием веры в единого Бога - веры в существо вечное, всемогущее и всеведущее, самосущее, высшее, абсолютное. Это божество наделило людей разумом и бессмертной душой, и создало все, что есть на Земле. Бог существует везде и во всем, своими мыслями и поступками люди обязаны ему, его существованию. Последователи Руже имеют основания полагать, что религия древних египтян и древних евреев имеет общие корни, чего стоит миф о младенце Моисее, которого мать отправила плыть в корзине от рабской доли и гибели, и который, попав в семью фараона, вырос и вывел еврейский народ из рабства. Некоторые даже предполагают, что египетская религия якобы подготовила людей к пришествию Христа с его Евангелием. Неизвестно, насколько взгляды последователей совпадают со взглядами самого Руже, но в любом случае они страдали от недостатка правдивой информации об истинном содержании и характере религиозных текстов - на тот момент еще не были найдены фиванский вариант Книги Мертвых и свитки из деревянных саркофагов, так же, как и Тексты пирамид V и VI династий. Существенно позже антропологи доказали, что верования египтян были основаны на анимизме, фетишизме, магии, и прошли через все примитивные стадии развития, присущие любым ранним народам. Работа, ведущая об этом речь, была написана в 1871 году Эдвардом Бернетом Тайлером, и называлась она «Примитивная культура».
Де Руже был прав, доказывая, что основным принципом египетской религии был монотеизм, но по сути он больше похож на монотеизм мусульман, говорящих - нет Бога кроме Аллаха. Бог - Солнце в небе, благодаря которому человек рождается, дышит и живет. Многие писатели говорят о религии египтян как о политеизме, но нельзя сказать, что большинство из них сведущи в египетской религиозной литературе, к тому же иудейские пророки с отвращением относились к религии египтян, считая их фетиши мерзостью и грязью. Возможно, многое они знают лишь по слухам, тот же Моисей, много знавший о культуре и религии Древнего Египта, слыл человеком могущественным и сведущим, что косвенно опровергает это нелестное мнение. Моисей, согласно стиху, найденному на стеле, которая сейчас находится в Париже, был могущественным в заклинаниях, был сведущ во всех религиозных ритуалах, его слова всегда возымели необходимое действие. Он получил образование при дворе или вблизи его, и был священнослужителем, или даже, возможно, могущественным придворным магом.
Расхождения в толковании религиозных текстов породило обыкновение египтян добавлять к слову, обозначающему существо с необычным даром или качеством, иероглиф, обозначающий бога. Поэтому существует неувязка между египетской монотеистической религией и культом сотен мелких богов или даже священных животных или мелких духов. Также впоследствии выяснилось, что многие боги были двуполыми, божество определенного влияния имело как мужской, так и женский аналог, и им давались разные имена. К тому же, один бог или богиня могли иметь множество разных имен, воплощений или форм, что в конечном итоге сужает реальный круг египетских богов. Как в 1839 году писал Шампольон: «Египетская религия есть чистый монотеизм, который внешне проявляет себя как символический политеизм».
Иконография богов Египта на сегодняшний день кажется нам настолько простой и примитивной, что даже вызывает легкую улыбку презрения. Но улыбались ли бы мы так, зная, что на самом деле каждая деталь облачения, каждое очертание фигуры, преисполнены глубокого значения. Лишь единственного бога египтяне не пытались изобразить визуально - это был Хапи, бог Нила. В «благодарственном обращении», которое обычно называется «Гимн Нилу», о нем сказано: «Он не может быть высечен из камня, он невидим, у него нет ни слуг, ни помощников, его нельзя извлечь из [его] тайных убежищ, неизвестно, где он, его нельзя найти в украшенных святилищах, нет жилища, в котором он бы находился, его нельзя представить в сердце твоем».
По мифам и легендам древних египтян можно понять, что тогда живущие люди воспринимали богов как существ, сходных с собой, имеющих общие качества. Боги тоже могли иметь пороки и совершать ошибки, вызывающие у людей добродушную усмешку.
Нельзя не упомянуть о том, что одним из важнейших аспектов египетской духовной жизни была вера в магию - силу Хеки (среди ученых существуют разногласия, действительно ли это слово можно истолковать как «магия»). Основа магии была сформирована древнейшим культом мелких бытовых духов, которые, в основном, были враждебны человеку. Страх перед мраком - древнейший и свойственным всем людям, в том числе и принадлежащим к богатым и просвещенным слоям населения. Ночь холодна, она отнимает возможность видеть, лишает света и движения, поэтому она вселяет ужас. Ранние ритуалы египтян были посвящены трем составляющим выживания: пища, женщины, потомство. Вера в магию породила чародеев и знахарей, чьи потомки развили сложную систему магии. Например, вреда богу нельзя было причинить, не зная его тайного имени. Но с помощью хеки он мог преобразовывать свое имя в материальное тело, и тогда оно становилось всем известно. Магия широко использовалась в повседневной жизни, но одна из главных сфер, куда она была очень активна направлена - погребение и культ усопших, который, как нам известно, имел огромное, если не ведущее значение во всех поступках и намерениях египтян.