Культура Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 08:18, реферат

Краткое описание

История культуры Древнего Рима охватывает период с VIII в. до н.э. по V в. н.э. Просуществовав более 12 веков, последняя стала явлением значительно более сложным, чем греческая культура. Само слово «Рим» когда-то трактовалось как синоним величия, славы, военной доблести, богатства, но впоследствии превратилось в печальный символ надлома и краха мощной экспансионистской цивилизации, даже во времена своего подъема испытывавшей кризисные потрясения. Милитаризм являлся одной из характерных особенностей римской цивилизации.

Содержание

1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

1.1 Ментальные основы и характерные черты древнеримской культуры и цивилизации

1.2 Культура этрусков

1.3 Культура Древнего Рима периода Республики (510 – 30 гг. до н.э.)

1.4 Культура Древнего Рима периода империи (30 г. до н.э. – 476 г. н.э.)

Список использованных источников


1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

Вложенные файлы: 1 файл

Культура Древнего Рима.docx

— 41.85 Кб (Скачать файл)

Культура Древнего Рима

Размещено на /

 

 

Культура Древнего Рима

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

 

1.1 Ментальные основы и  характерные черты древнеримской  культуры и цивилизации

 

1.2 Культура этрусков

 

1.3 Культура Древнего Рима  периода Республики (510 – 30 гг. до  н.э.)

 

1.4 Культура Древнего Рима  периода империи (30 г. до н.э.  – 476 г. н.э.)

 

Список использованных источников

 

 

1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

 

 

1.1 Ментальные основы и  характерные черты древнеримской  культуры и цивилизации

 

 

История культуры Древнего Рима охватывает период с VIII в. до н.э. по V в. н.э. Просуществовав более 12 веков, последняя  стала явлением значительно более  сложным, чем греческая культура. Само слово «Рим» когда-то трактовалось как синоним величия, славы, военной  доблести, богатства, но впоследствии превратилось в печальный символ надлома и краха мощной экспансионистской  цивилизации, даже во времена своего подъема испытывавшей кризисные  потрясения. Милитаризм являлся одной  из характерных особенностей римской  цивилизации.

 

Римляне в отличие от греков предпочитали воевать, а не торговать. Ратные подвиги и заслуги служили  пропуском в политику, были гарантией  личной карьеры и достойного положения  в обществе. Войны велись с целью  присоединения завоеванных территорий. Тем самым город-государство постепенно расширялся, пока не достиг пределов мировой  империи. Одновременно с политическим подчинением других государств и  целых регионов происходила их латинизация. Причем этот процесс охватывал все  слои общества, а не только элиту, как  это было с греческой эллинизацией провинциалов. Римлян характеризовало стремление ассимилировать другие культуры. Примечательно также постепенное исчезновение социальных различий между римлянами и представителями иных народов (греки же никогда не приравнивали себя к варварам). Эдикт императора Каракаллы 212 г. н.э. даровал римское гражданство всем свободным жителям империи.

 

Развитие римской культуры находилось под влиянием культур  завоеванных народов и племен, прежде всего греков и этрусков. Римлян отличало неукротимое стремление перерабатывать отдельные культурные и цивилизационные достижения покоряемых народов в соответствии с утилитаристской  системой ценностей, а затем объявлять  достижения «своими». От этрусков они  позаимствовали цифры, позже названные  «римскими», церемонию триумфа (торжественного въезда полководца-победителя), ставшую  символом величия Рима, гладиаторские  бои и многое другое. Творчески  усвоив иноземные достижения, римляне  в некоторых областях общественной жизнедеятельности, преимущественно  в сферах материальной культуры и  права, превзошли своих учителей, добившись впечатляющих результатов.

 

Если греки, наиболее ярко проявили себя в области искусства  и философии, то римляне обнаружили бесспорные способности в практической деятельности. Амбивалентная черта  римского характера – практицизм, перерастающий в утилитаризм, наложила отпечаток на весь ход развития Римской  республики и империи.

 

Римляне рано сформировали в  своей культуре чувство собственной  исключительности и особой миссии по отношению к другим народам. Откровенно сказал об этом Вергилий в «Энеиде»:

 

Римлянин! Ты научись народами править державно – В этом искусство  твое! – налагать условия мира, Милость  покорным являть и смирять войною надменных!

 

Первоначально этическим  идеалом римлян (так же, как и  греков) было героическое поведение  – virtus (мужество, доблесть и т.п. добродетели), утверждавшее такие ценности, как верность гражданскому долгу, сдержанность, упорное терпение и настойчивость, мужество, твердость, величие духа, уважение к традициям предков, почитание богов. Но данный идеал по мере нарастания и обострения противоречий в римском обществе все более и более перемещался в сферу назидательной риторики и апологетической литературы, утрачивая социальную почву.

 

Отличительными особенностями  римской религии были ее «формульный», договорной характер и прагматическая направленность, отвечающие духу официальной  римской культуры. Римская религия  сосредоточилась на обрядовой стороне. Религиозный ритуал рассматривался как своеобразный договор, а точное исполнение всех пунктов обряда –  как гарантия успешности обращения  к богам. Первоначально римские  боги представлялись в качестве безличных  сил, управляющих миром. Количество различных духов и демонов  было поистине огромно. Впоследствии под  влиянием греков и этрусков в Риме складывается антропоморфный пантеон  богов во главе с Юпитером.

 

Многих богов римляне  заимствовали у греков, иногда через  этрусков, бог неба Юпитер напоминает Зевса, бог войны Марс – Ареса, богиня мудрости Минерва – Афину, бог врачевания Эскулап – Асклепия, богиня любви Венера – Афродиту и т.д. Особо почитались древнеиталийские боги Лары (духи очага и семьи), Гении (покровители людей), Пенаты (домашние боги). Большая роль отводилась культу Весты (богини очага и римской  общины). В Риме в ее честь воздвигли  храм Весты, в котором вечный огонь  поддерживался высоко ценимыми жрицами-весталками. Большой популярностью пользовались «Сивиллины книги», по преданию отражавшие судьбу римского народа. Широкое распространение получила практика гаданий. Жрецы-авгуры толковали различные знамения, гадали по полету птиц, по внутренностям (особенно печени) животных, по священным курам. Были и другие способы узнать, благоволят ли боги к тому, что задумал сделать человек.

 

Ведя происхождение права  от богов, римская религия придавала  особый статус юридическому мышлению. Уважение к закону, наряду с почитанием богов и традиций предков, отличало римский менталитет. Именно система  права, это впечатляющее достижение Древнего Рима, оказала решающее влияние  на европейскую юридическую мысль. В практику современного судопроизводства вошли такие созданные римлянами  формы, как предварительное следствие, допрос, тюрьма, апелляция. Римляне  впервые сформулировали одно из основных правил современной юриспруденции  – презумпцию невиновности.

 

Римское право подобно  религии долго сохраняло «формульный» характер. Ни одна правовая система  того времени не имела таких точных формулировок и нигде следование букве закона не было столь неукоснительно. Правда, его толкование не было застраховано от произвола.

 

Древнейшим письменным сводом римского права стали Законы двенадцати таблиц» (середина V в. до н.э.), регулировавшие имущественные и торговые отношения. Процесс дальнейшей разработки системы  римского права, направленного, прежде всего, на защиту частной и государственной  собственности, связан с профессиональными  комментариями и дополнениями к  этим законам. Основателями римской  юридической науки считаются  Публий Муций Сцевола (II в. до н.э.) и Квинт Муций Сцевола (140–82 гг. до н.э.). Империя стимулировала системное оформление права. Во второй половине II в. н.э. появились знаменитые Институции Гая, но уже в середине III в. н.э. начался явный упадок римской юриспруденции.

 

Художественная культура Рима, сформировавшаяся под влиянием искусства греков и этрусков, отличалась большим разнообразием и пестротой  форм, эклектическим смешением эстетических достижений ассимилированных в сверхдержаве культур; некоторые из них находились на достаточно высокой ступени развития. При сравнении основных принципов  художественной культуры греков и римлян очевидно их различие. Эстетическим идеалом греков было чувство прекрасного, гармонии. Римское искусство основывалось на принципе пользы. Эта черта художественного мышления римлян сформировалась под воздействием культуры этрусков.

 

 

1.2 Культура этрусков

 

 

Один из истоков древнеримской  культуры нужно искать в культуре этрусков. В VII в. до н.э. этрусское государство, располагавшееся на северо-западе Апеннинского полуострова и представлявшее собой союз городов, подчинило себе племена латинян и задало тон культурогенезу последних.

 

Происхождение этрусских  племен до конца не выяснено. Много  тайн хранят их язык, письменность. Однако известно, что уже в VIII – VI вв. до н.э. этруски строили укрепленные  города, знали морское дело (их суда долгое время контролировали море у  берегов Сицилии), вели оживленную торговлю. Они славились как искусные ремесленники и земледельцы. Их государственное  устройство составлял союз городов (двенадцатиградие). Наиболее крупные среди них – Вей, Тарквиния, Ветулония, Вульчи, Перузия. Под властью городов находились более мелкие поселения. Управляли объединением городов наделенные жреческой властью цари (лукумоны) и местная аристократия.

 

Религия. Не без влияния  греков сложилась своеобразная религия  этрусков. Высшую часть пантеона их богов занимали Тин (Тиния), Уни и Менрва (позже ставшая римской Минервой), что соответствовало Зевсу, Гере и Афине. На формирование загробного культа, видимо, повлияли восточные верования. Этруски испытывали особый страх перед душами умерших, верили в посмертное воздаяние за грехи и в загробную жизнь, которую рассматривали по аналогии с земной.

 

Архитектура. В архитектуре  этрусков главное место занимало строительство храмов и гробниц. Этрусские храмы во многом напоминали греческие, но имели свои особенности. При строительстве гробниц этрусские  зодчие впервые стали использовать клинообразные камни, поэтому их считают изобретателями арочной  конструкции.

 

Этрусский храм стоял на высоком  фундаменте – подиуме, ко входу вела лестница, обнесенная колоннами. Храм с широко расставленными колоннами имел фронтальную композицию: одна из узких сторон являлась фасадом и украшалась портиком, остальные заменяла глухая стена. На фронтоне нередко помещались статуи. В этрусском храме молились, поэтому три его стены не окружались колоннами, а имели пилястры (выступающие из стен столбы). Эта особенность этрусской храмовой архитектуры была воспринята римлянами. Отличительной чертой здешних храмов было использование тосканского ордера. В сравнении с дорическим тосканский ордер имел более тяжеловесные пропорции, гладкие, без каннелюр колонны, базу сложного профиля, высокую капитель и аттик.

 

Исскуство. Изобразительное искусство этрусков испытывало мощное воздействие соседних восточных и греческой культур. К самобытным явлениям этрусской скульптуры относится мемориальная пластика – погребальные урны-канопы и фигурные надгробия, украшенные скульптурными портретами ушедших из жизни. Этрусскую скульптуру и позднюю живопись отличало стремление передать характерные черты личности изображаемых людей. Позже это станет основой впечатляющих достижений реалистического римского портрета.

 

Высокий уровень исполнения отличал этрусское декоративно-прикладное искусство. Изделия из бронзы (пряжки, конская сбруя, домашняя утварь), золотые  ювелирные украшения, выполненные  в технике зернения, славились  далеко за пределами Этрурии. Символом Рима стала выполненная этрусскими мастерами «Капитолийская волчица» (V в. до н.э.). Популярна была и их оригинальная керамика. Внешне эти изделия напоминали греческие сосуды, однако технология формовки и методы графического или  живописного украшения были типично  этрусскими. Гончары обжигали сосуды до черного тона, а потом полировали их и чаще всего процарапывали  на поверхности рисунок. От этого  керамика приобретала вид металлических  изделий (стиль буккеро).

 

Достигнув зенита славы в VI в. до н.э., этруски к концу столетия стали терять свое могущество. Со второй половины V в. до н.э. постепенно приходили  в упадок их города, непрерывно, но безуспешно воевавшие с Римом, под власть которого они и попали к III в. до н.э. В 89 г. до н.э. Рим объявил этрусков своими гражданами. Произошла окончательная  ассимиляция самобытной культуры, ставшей  своеобразным мостом между греческой  и римской античностью.

 

1.3 Культура Древнего Рима  периода Республики (510 – 30 гг. до  н.э.)

 

 

Политика. В первой трети VI в. до н.э. Рим, город на берегу Тибра, имел уже достаточно давнюю историю. Согласно римским историкам, он был  основан в 753 г. до н.э. Долгое время  город находился под властью  этрусков, но в 510 г. до н.э. восставший римский  народ сверг последнего этрусского царя Тарквиния Гордого и провозгласил республиканскую форму правления, которая приобретала олигархические очертания.

 

Продолжая политику завоеваний, Рим в V в. до н.э. подчинил себе весь Апеннинский полуостров, а в III–II вв. до н.э. завоевал, Карфаген, Грецию, Восточное Средиземноморье. С этого времени начинается рост могущества государства, владения которого в скором времени простирались далеко на юг и север, на запад и восток.

 

Экономика. Указанные выше процессы оказали глубокое влияние  на экономику Рима. Основным занятием римлян оставалось земледелие. Земля  была для них самой большой  ценностью. Ремесло развивалось  в меньшей степени, торговля ориентировалась  на сбыт товаров для знати, которая  между тем считала ее делом  грязным и низменным (ведь богатство  часто доставалось с помощью  беззастенчивого ограбления). Рабы, главная производительная сила римского общества, использовались во многих сферах жизни, обслуживали и развлекали своих господ.

 

Самым позорным явлением римской  культуры стали бои рабов-гладиаторов. Первоначально (с 264 г. до н.э.) эти зрелища  устраивались на похоронах знатных  граждан Рима (обычай пришел от этрусков), но с I в. до н.э. стали обязательным атрибутом  праздников. Кровавая резня на арене пришлась по душе жестоким римлянам, и в императорский период политики использовали ее для привлечения плебса на свою сторону.

 

Во II в. до н.э. экономика Древнего Рима претерпевала существенные изменения  в направлении небывалого укрупнения рабовладельческих хозяйств.

 

Подчинение Римом новых  плодородных территорий привело  к тому, что производимое римскими крестьянами зерно оказалось  неконкурентоспособным по отношению  к дешевому привозному. Началась массовая продажа мелких земельных наделов, крестьяне перебирались в города, где пополняли ряды плебса. Ко II в. до н.э. ситуация стала критической. Метрополии грозила продовольственная зависимость от присоединенных земель. Но в результате завоевательных походов возник огромный рынок рабов – чрезвычайно дешевой рабочей силы. Римские аристократы скупали земли мелких крестьян, приобретали рабов и организовывали крупные рабовладельческие хозяйства – латифундии. Теперь именно там развивалась сельскохозяйственная специализация, расширялось ремесленное производство. Но описанные выше процессы не способствовали развитию конкуренции и рынка товаров. Напротив, рядом с торговлей товарами для привилегированной знати, «под надстройкой, которую представляло собою меновое хозяйство, оказывается все более и более расширяющийся фундамент натурального хозяйства, удовлетворявшего потребности без помощи обмена... Чем выше поднимается уровень потребностей высшего, рабовладельческого слоя и чем более расширяется сфера обмена, тем больше утрачивает обмен свою интенсивность, тем более он превращается в тонкую сеть, протянувшуюся поверх натурально-хозяйственной основы» (М. Вебер). Расцвет торговли, строительство многочисленных общественных сооружений, пышность церемоний и богатство патрицианского нобилитета не должны вводить нас в заблуждение. Уже к концу периода республики в римской экономике начались процессы аналогичные тем, которые позже привели к упадку культуры и цивилизации Древнего Рима. Рабство и плутократическая монополизация собственности незримо подтачивали материальные основы огромной державы.

Информация о работе Культура Древнего Рима