Культура Древней Греции: мифология, архитектура, литература, театр, изобретения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:15, реферат

Краткое описание

Греция. Античность до сих пор по-своему ощущается в современной Греции. Золотой век философии, рассвет архитектуры и скульптуры длился всего одно столетие, но именно здесь: на стыке Востока и Запада, находится колыбель нашей культуры.
Уже в 5 веке до нашей эры в период правления Перикла, греки приблизились к идеалу в политике и общественной жизни. Совершенства достигла и архитектура. Великие философы и ученые древней Греции подарили миру изобретения, которые находят широкое применение и по сей день. Именно в античности находят свои корни современные литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания. Это действительно – золотые страницы истории всего мира.

Содержание

Введение

Мифология
Архитектура и скульптура
Остров Крит
Микены
Троя
Литература, философия, политика
Театр и живопись
Изобретения

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Referat.doc

— 569.50 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО

Национальный исследовательский  университет «МЭИ»

 

 

 

Кафедра истории и культурологии

 

 

 

АВТИ

 

 

 

Тема

«Культура Древней Греции: мифология, архитектура, литература, театр, изобретения»

 

 

 

Реферат

по учебной дисциплине

« Культурология »

 

 

 

выполнил:

           студент группы  А-15-11

Ворожцова А.А.

 

принял:

Жижилева Л.И., старший преподаватель каф. истории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013 г.

Оглавление:

 

 

Введение

 

Мифология

Архитектура и  скульптура

Остров Крит

Микены

Троя

Литература, философия, политика

Театр и живопись

Изобретения

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

3,5 тысячелетия назад  на берегах Эгейского моря  зародилась новая цивилизация.  Она как никакая другая повлияла  на становление нашего общества.

Греция. Античность до сих пор по-своему ощущается в современной Греции. Золотой век философии, рассвет архитектуры и скульптуры длился всего одно столетие, но именно здесь: на стыке Востока и Запада, находится колыбель нашей культуры.

Уже в 5 веке до нашей эры  в период правления Перикла, греки приблизились к идеалу в политике и общественной жизни. Совершенства достигла и архитектура. Великие философы и ученые древней Греции подарили миру изобретения, которые находят широкое применение и по сей день. Именно в античности находят свои корни современные литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания. Это действительно – золотые страницы истории всего мира.

Как же случилось, что  на маленьком клочке европейской суши выросло самое благородное племя людей, давшее миру так много?

 

Мифология

 

Много веков назад, на юге Балканского полуострова  и на соседних с ним островах поселился  народ, который позднее стали  называть – греками.

Их страна омывается  тремя морями. Климат мягкий: зима теплая, а лето жаркое. Большая территория Греции покрыта горами, плодородной почвы мало, берега изрезаны бухтами и заливами.

Греки далеко не сразу  стали образованным и культурным народом. Сотни лет они не знали  грамоты, передавали свои представления об устройстве мира из уст в уста. Как и все древние народы, греки занимались земледелием и скотоводством. Овцы и козы паслись в долинах и на склонах гор. Их было столько много, что пастбища быстро истощались. Спустя несколько столетий пастухи с горечью говорили: «Овцы съели Грецию».

От голода греки спасались  плодами оливковых деревьев, которые  росли повсюду. Оливки собирали, ели  сырыми, мариновали, отжимали масло. Впоследствии оливковое масло стало основным продуктом на рынке торговли.

 Рядом с миром трудов и забот существовал другой – одновременно прекрасный и страшный мир легенд и мифов. Он возвышал человека до ранга богов, наделял его доблестью и отвагой, храбростью и мудростью. Мифы служили одновременно и сказкой, в которую верили, героям которой подражали; и предостережением, чтобы человек не совершил дурного поступка, за которое грозило суровое наказание.

Не смотря на то, что герои пришли к нам из далеких-далеких времен, мы находим в их странствиях и бедах, с которыми они сталкивались, отражение проблем современного общества. На мой взгляд, в мифах и легендах Древнего мира таится некий смысл и множество ответов на вопросы, с которыми нам приходится сталкиваться каждый день.

Например, возьмем историю  о мудром и бесстрашном правителе острова Итака – Одиссее. Уходя на войну, Одиссей оставил свою красавицу жену Пенелопу и младенца-сына Телемаха. Эта история – образец верности и любви к семье и родному дому. Одиссей сдержал обещание данное жене: выиграл Троянскую войну и пусть прошло десять долгих лет, но все-таки он смог вернуться домой. На пути Боги устраивали ему жестокие испытания, обещали даровать бессмертие, но Одиссей с доблестью прошел через все беды и вернулся на родной остров. А в это время его жена хитростью и коварством избавлялась от навязчивых женихов. По Гомеру у нее их было свыше сотни, но она бережно хранила верность Одиссею и ждала его возвращения, не смотря ни на что.

Или история о юноше  Нарциссе, который любил себя настолько  сильно, что погиб из-за этого.

Архитектура и  скульптура

 

Остров Крит

На рубеже третьего и  второго тысячелетия до нашей  эры племена Ионийцев и Ахейцев переселились на юг и заселили восточную часть Греции. Сменилось несколько поколений и образовался единый народ с небольшими племенными различиями.

В это же время на острове Крит возникает морская держава с высокой культурой. В состав государства входило около 90 городов. Столицей критского государство был Кносс – один из прекраснейших городов мира. Здесь строились великие дворцы и многоэтажные жилые дома. Здания поражали своими конструкциями и разнообразием красок.

Великим периодом считается  время правления царя Миноса. Минос-законодатель. Он издал множество законов для  критян, по преданию, получая их от Зевса. Однако, существует и другая легенда  восхождения Миноса на трон. Она связана с Богом морей – Посейдоном. После смерти предыдущего царя Минос задумал захватить власть на Крите. Он попросил Посейдона выслать ему животное для жертвоприношения Богам, и тот послал ему прекрасного быка. Но Минос пожалел животное и отослал его в свои стада, тогда Бог морей разгневался и внушил жене Миноса, Пасифае, страсть к этому животному. Так появилась легенда о минотавре – чудовище с телом человека и головой быка. По легенде царь Минос построил лабиринт, жилище для минотавра – куда бросались ему на поедание преступники, а так же 7 юношей и 7 девушек, присылаемые каждые девять лет.

Кносский лабиринт и  по сей день остается одним из самых загадочных чудес Греции. Его архитектором был Дедал, поистине великий мастер своего дела. Он выстроил лабиринт с такими запутанными ходами, что никто не мог найти из него выход.

Героем в этой истории стал один из юношей, брошенных на погибель - Тесей. Он убил минотавра, а по возращении домой забыл сменить черный парус (символ своей смерти) на белый. Увидев недобрый знак, его отец, царь Афин Эгей, бросился со скал в море и с тех пор оно стало называться эгейским.

Легенда о минотавре  появилась не случайно. Уже в те времена людям нравились опасные и азартные игры. Кносский дворец украшают множество фресок с изображенными на них боями и играми.


 

Молодые люди проявляли  ловкость и храбрость. Считается, что  игры с быком положили начало современной  корриде.

Дворец также является творением Дедала. В 1900 году, когда  английский археолог Эванс приступил  к раскопкам, то казалось, что он обнаружил город, настолько был  велик дворец. Раскопки продолжались целых 30 лет. Ученые сумели восстановить образ архитектурного ансамбля. Вокруг просторного вымощенного камнем двора было выстроено множество сооружений. Этажи дворца опирались на колонны и соединялись между собой монументальными лестницами. Сотни залов и комнат предназначались для торжественных приемов, служили покоями царя и царицы, придворных и слуг. Здесь же располагались и просторные мастерские царских ремесленников.

Среди рисунков во многих помещениях дворца часто встречаются изображения двустороннего топорика. Это символический знак, связанный с религиозным культом критских жителей. Такие же топорики были найдены среди сталактитов и сталагмитов в одной из пещер, где, по преданию, родился Зевс. Двойная секира с острием по-гречески называется «лабрис». Ученые предполагают, что именно отсюда происходит слово «лабиринт», которым первоначально называли «дом двойного топора» - дворец царя Миноса.

Критское государство  было по истине великим. Они создали свою письменность, архитектуру, обладали обширными торговыми связями и имели  свою собственную культуру. Но, к сожалению, от этого величия сохранились только руины. В 15 веке до н.э. на соседнем с Критом острове Фера произошло страшное землетрясение. Тучи вулканического пепла и огромные морские волны обрушились на Крит, стирая все с лица Земли. Дворцы, храмы, дома – все превратилось в груду каменей.

Возможно, именно эту  историю описал греческий историк  Платон, назвав ее гибелью Атлантиды, города, который и по сей день мечтают найти ученые.

 

Микены

На юге материковой  Греции часть ахейских племен объединились под властью царей, правивших  в городе Микены. Вскоре микенские  цари распространили свою власть на весь полуостров Пелапоннес. Так возникло микенское царство.

Ахейцы многое переняли у острова Крит, находившегося в то время еще в самом расцвете.

Сам город Микены окружили мощные стены, которые согласно преданию построили циклопы по приказу  Персея, сына Зевса. Город обладал  большими богатствами, его называли златообильным.

На вершине холма  возвышался огромный царский дворец, вокруг –  жилые дома поскромнее. Рядом с ними располагался погребальный круг с захоронениями знатных  жителей. Именно здесь при раскопках  были найдены бесценные свидетельства жизни тех времен. В последний путь собирали обстоятельно: нужные и любимые предметы, продовольствия для жизни в Царстве Аида. В захоронениях была найдена маска из чистого золота в точности повторяющая черты лица грозного царя Микен – Агомемнона.

Микенское царство было мощной военной державой. Они еще  не были знакомы с железом, поэтому  на головах они носили прочные  удобные шлемы из клыков кабана, а их тела защищали бронзовые доспехи.

Микенцы активно торговали  с заморскими соседями, тем самым  пополняя свою казну и тайно вынашивая планы по их подчинению.

 

Троя

Прошло много тысячелетий, но человечество до сих пор помнит историю, из-за которой разразилась Троянская война.

По легенде поводом для войны послужила любовная история. Молодой юноша по имени Парис, сын троянского царя Приама, полюбил прекрасную Елену, жену спартанского царя Менелая.


 

 

 

 

 

Спустя несколько сотен  лет эту историю увековечил Гомер. Его поэмы считались сказкой, до 1870 года. В этот год археолог-любитель Генрих Шлимен под тысячелетними слоями земли нашел городские постройки. Это оказалась Троя.

Узнав, что Парис и  Елена укрылись за стенами Трои, царь Микен Агомемнон и его  брат спартанский царь Менелай, собрав войско решили идти войной на Трою.

К ним примкнул Одиссей.

Разразился сильный шторм, ахейское войско томилось на берегу. Наконец буря стихла. И армада кораблей пошла к берегам Трои. Война была долгой и трудной. Крепость Трои была так хорошо укреплена, а защитники так мужественно оборонялись, что греки и ахейцы целых девять лет безуспешно осаждали город. Девять лет бесконечной битвы. Много героев погибло на той войне. Храбрейшим среди ахейцев был Ахиллес, у троянцев Гектор.

Шел десятый год осады. Однажды утром вместо кораблей и  лагеря ахейцев, троянцы увидели  догорающие костры. На берегу одиноко стояло огромное сооружение – деревянный конь. Пленный ахеец рассказал троянцам, что тот, кто владеет этим конем, будет непобедим.

Доверчивые троянцы  тут же соорудили катки и ввезли коня в город. В теле коня находились лучшие воины-ахейцы, хитроумную затею придумал Одиссей. Когда настала ночь, войны выбрались из коня, дали сигнал своим кораблям возвращаться и началась кровавая битва. Война была закончена.

А вместе с ней начала увядать и микенская цивилизация.

Троянский конь также  является великим сооружением греков. Как воинам удалось за одну ночь соорудить такого гиганта – остается загадкой.

 

Наибольшего успеха греки достигли в скульптуре. Она отличается совершенством  форм и идеальностей. В качестве материалов использовали мрамор, бронзу, дерево, слоновую кость. Виды скульптуры разнообразны: рельеф, мелкая пластика, круглая скульптура. Образцы ранней скульптуры далеки от совершенства, но постепенно скульптура приобретает динамику и реализм.

 

 

 

Литература, философия, политика

 

Но не всегда Греки были великими. Наступили Темные века.

Темными веками Древней Греции считаются  времена под тиранией дорийцев. Цари дорийцев считали себя потомками самого Геракла. Этот народ отличался особой свирепостью и жестокостью. Они завоевывали земли, а их мечи с легкостью рассекали бронзовые доспехи микенских воинов. Греки около четырех столетий жили в страхе. Была забыта письменность, исчезли красочные постройки, живопись стала скучной, а жизнь однообразной. Но именно в этот тяжелый для любого народа период греки поняли, что они едины. Пусть они говорили на трех наречиях: дорийцы говорили широко открывая рот, ионийцы как будто цедя сквозь зубы, а эолийцы вытягивали губы трубочкой при разговоре; и все при этом понимали друг друга.

На исходе этого смутного времени  жил и творил величайший поэт древности – Гомер. Знаменитейшими его произведениями являются «Илиада» и «Одиссея». Гомер чувствовал, что век сказок и мифов подходит к концу, герои уходят в прошлое. Может быть поэтому он с такой любовью описывал события давно минувших дней, чтобы сохранить их для потомков.

Греция вступила на порог  реальной истории.

Этот период истории  называют греческим чудом. Происходит великий культурный переворот, повлиявший на всю историю человечества.

Одним из величайших чудес считается  возникновение городов-государств. Это была новая форма правления – античный полис. В таком городе жило несколько десятков тысяч граждан, обладавших собственностью и землями. Каждый гражданин лично принимал участие в управлении государством. Они обсуждали и принимали решения. Все свободные граждане наряду со знатью имели право голоса в народном собрании. От них зависела обороноспособность полиса. Понимая это, они могли добиваться расширения своих политических прав. Каждый гражданин старался делать свой город лучшим.

Города-государства отличались друг от друга темпами развития. Наиболее крупными были Афины,  Спарта, Коринф. Однако, Спарта, была местом, где обосновались дорийцы и закрепилась в истории  только как пример военизированного государства.

Информация о работе Культура Древней Греции: мифология, архитектура, литература, театр, изобретения