Культура Древней Руси ( 9-13 века)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:25, доклад

Краткое описание

С незапамятных времен на Руси процветала как архитектурная резьба по дереву, так и украшение резным декором бытовых предметов.
В языческой Руси в центре своих храмов славяне ставили идолов, сделанных ими весьма схематично из камня, дерева, реже из металла.
После крещения Руси, как и в Византии, статуи в христианских храмах не допускались.
Известное распространение получил лишь скульптурный рельеф.

Вложенные файлы: 1 файл

Культура Древней Руси.docx

— 17.05 Кб (Скачать файл)

Культура  Древней Руси  
( 9-13 века)

Скульптура

 

  • С незапамятных времен на Руси процветала как архитектурная  резьба по дереву, так и украшение  резным декором бытовых предметов.
  • В языческой Руси в центре своих храмов славяне ставили идолов, сделанных ими весьма схематично из камня, дерева, реже из металла.
  • После крещения Руси, как и в Византии, статуи в христианских храмах не допускались.
  • Известное распространение получил лишь скульптурный рельеф.

 

  • По мере роста феодальной раздробленности, сохраняя в целом общерусские  черты, искусство различных областей начинает заметно разниться. Особенно наглядно эти различия просматриваются  при сравнении искусства таких крупных художественных центров, как Новгород, Владимир, Суздаль.
  • В Новгороде и Пскове монументальная скульптура не привилась (новгородским вкусам прежде всего отвечала простая, суровая гладь белых каменных стен), она получила полное развитие лишь во Владимиро-Суздальском княжестве и поэтому остается чисто местным явлением с четко выраженными территориальными границами.

Школа скульпторов

  • Примерно за 5—6 десятилетий образовалась замечательная школа скульпторов «каменосечцев», выросших на вековых традициях народной деревянной резьбы и великолепно овладевших разнообразными приемами каменной пластики от плоского рельефа до высокой, горельефной, почти круглой скульптуры.

Развитие скульптуры

  • Исследователи различают три стадии в развитии скульптуры владимиро-суздальских храмов:
  • Первый этап характеризуется скромными рельефами небольшой по размерам церкви Покрова на Нерли (1165) и немногими сохранившимися рельефами Успенского собора во Владимире (1158—1160), почти лишившегося своего первоначального скульптурного убора после пожара 1183 года и последовавшей затем перестройки собора.

 

  • Скульптурное  убранство этих храмов было, по-видимому, однотипным: главенствующее положение  занимали композиции на христианские темы, окруженные (в церкви Покрова  на Нерли) изображениями львов, грифонов, орлов. На этом раннем этапе рельефы занимают еще относительно скромное место в общей системе украшения храма.

 

  • Второй  этап характеризуется богатым скульптурным убранством Дмитриевского собора во Владимире (1194—1197), где насчитывается до 60 резных изображений.
  • Третий этап — соборами начала XIII века: суздальским Рождества Богородицы (1222—1225) и Георгиевским (1234). Богатство и сложность декоративного убранства в них непрерывно нарастают.

Георгиевский собор

  • Стены Георгиевского собора уже сплошь покрыты, как ковром, узорами сложнейших орнаментов, в которые вставлены фигуры святых и многочисленные изображения птиц, зверей, сказочных существ.
  • Народная основа искусства «каменносечцев» выступает здесь с особой очевидностью.
  • Мастера сочетали в. своем творчестве разнообразные приемы: орнаментальная часть сделана главным образом в технике плоского рельефа.

 

  • Гравировка, наиболее важные фигурные изображения  выделены с помощью высокого рельефа, причем различных степеней выпуклости.
  • Все это придает скульптурному убранству Георгиевского собора необыкновенно живой, своеобразный живописный характер.
  • Суздальский собор Рождества Богородицы, построенный в 1222—1225 годах, имел скульптурное убранство, выполненное в том же стиле, что и декор Георгиевского собора, но после последовавших перестроек сохранил лишь остатки своих рельефов, преимущественно на лопатках выше арочного пояса и порталах, колонки и арки которых богато украшены узором с изображениями зверей и птиц.
  • С праздничной нарядностью общего облика собора превосходно гармонировали торжественные врата, поставленные в его южном и западном порталах.

Заключение

  • Памятники древней резьбы по дереву долгое время были почти неизвестны.
  • Лишь в 1953 году в результате обширных раскопок, проводимых на территории древнего Новгорода, в слое почвы, относящемся к XI веку, были обнаружены два крылечных деревянных столба, высотой около полутора метров каждый, сплошь покрытые искусной резьбой, изображающей удивительные растения и небывалых зверей вперемежку с геометрическими фигурами.

Информация о работе Культура Древней Руси ( 9-13 века)