Культура
Египта
Культура современного Египта уходит своими корнями к традициям
эпохи фараонов.
Литература и искусство
Египет является важным центром
возрождения традиций арабской литературы.
Начало этого процесса относится к концу
XIX в., когда иммигранты-христиане из Ливана
занялись в Каире изданием газет и журналов.
Реформирование ислама, проблемы национально-освободительного
движения, секуляризм, дарвинизм, социализм,
литературная критика, новые открытия
в науке – обсуждение всех этих актуальных
тем находило свое место на страницах
новой прессы. Наиболее острые проблемы
развития египетского общества рассматривались
видными представителями местной интеллигенции
прежде всего не в книгах, а на страницах
газет и журналов.
Художественная литература
Первые современные арабские
рассказы и новеллы были опубликованы
в Египте после 1914 г. К 1940-м годам новелла
в египетской литературе уже стала популярным
и совершенным литературным жанром. В
1945–1967 гг. на литературном небосклоне
не только Египта, но и всего арабского
мира блистали имена :Нагиб Махфуз (р. 1912),
Абдуррахман аш-Шаркави (1920–1987) и Юсуф
Идрис (1927–1991). Находясь под влиянием популярной
в 1940–1950-е годы марксистской идеологии,
они создали произведения в жанре социалистического
реализма. В самом известном литературном
произведении Махфуза – трилогии "Бейн
аль-Касрейн" (название улицы в старом
квартале Каира) описывается жизнь трех
поколений семьи каирского купца Абд аль-Гаввада
в период между двумя мировыми войнами.
В опубликованном в 1954 г. романе "Земля"
аш-Шаркави выступает против эксплуатации
египетского крестьянина. В вышедшем в
1960-м романе "Мухаммед – вестник свободы"
он исследует исламские корни социализма.
Признанным в Египте мастером жанра короткого
романа является Юсуф Идрис. Во многих
его произведениях рассматриваются вопросы
социальных и сексуальных табу в исламском
обществе. До сих пор произведения литературных
мастеров послевоенного Египта пользуются
в стране огромной популярностью. На смену
им пришло новое поколение египетских
писателей, таких, как Соналла Ибрагим
(р. 1937), рассказ которого "Запах этого"
был запрещен при Абдель Насере за критику
режима, и Яхья ат-Тахир Абдалла (1942–1981),
резко критиковавший традиционализм в
деревенской жизни Верхнего Египта.
Театр
С 1870-х годов в стране начинает
развиваться театральное искусство, на
сцене ставятся арабские пьесы. Два ведущих
египетских драматурга XX в. – Тевфик аль-Хаким
(1898–1987) и Махмуд Теймур (1894–1973). В 1960-е
годы особой популярностью пользовались
драматические произведения, созданные
по канонам европейской драматургии. Тевфик
аль-Хаким, Юсуф Идрис и Нуаман Ашур создали
ряд сатирических и символических пьес
на разговорном египетском диалекте арабского
языка.
Хотя Тевфик аль-Хаким больше
известен как драматург, свои мысли он
выражал также в жанрах романа, поэзии
и эссеистики. Его произведение о событиях
революции 1919 г. "Возвращение духа",
опубликованное в 1933 г., было одной из любимых
книг Абдель Насера. Аль-Хаким является
старейшиной египетской литературы. Оживленные
споры вызвало опубликованное им в 1974
г. политическое эссе "Возвращение понимания",
которое представляло собой одно из первых
печатных произведений, в котором содержалась
критика ошибок и недостатков правления
Абдель Насера и в литературной форме
отражалась сущность новой экономической
и политической эры, начавшейся в Египте
с приходом к власти Анвара Саддата.
В 1980–1990-е годы появилась плеяда
новых литературных талантов. Многие из
молодых авторов продолжали развивать
традиции реализма, отдавая при этом дань
литературному эксперименту. В своем творчестве
они нередко прибегали к использованию
современного разговорного языка. Среди
современных египетских поэтов и прозаиков
много женщин.
Музеи и библиотеки
Основанный в 1857 г. французским
археологом Огюстом Мариетом Египетский
музей в Каире располагает обширной коллекцией
памятников эпохи фараонов, включая сокровища
из гробницы Тутанхамона. Музей исламского
искусства в Каире был основан в 1880 г. Представленные
здесь экспонаты – лишь незначительная
часть хранящихся в нем произведений исламского
искусства. В расположенном в районе Старого
Каира Коптском музее собрано самое крупное
собрание предметов культуры коптов, включая
великолепные образцы тканей. К 1903 г. относится
основание в Александрии Греко-римского музея. Многие
его экспонаты были обнаружены во время
археологических раскопок на территории
самого города. Национальная библиотека
Египта ("Дар аль-Кутуб") была создана
как Библиотека египетских хедивов в 1869
г. Национальная библиотека располагает
более 1,5 млн. книг, рукописей, периодических
изданий, микрофильмов и грампластинок.
Около 60% фондов библиотеки – на арабском
языке, 25% – на английском, остальные преимущественно
на других европейских языках. Подлинным
сокровищем библиотеки является уникальное
собрание из 58 тысяч редких исламских
рукописей. Мечеть университета "Аль-Азхар"
располагает обширной библиотекой по
исламистике, насчитывающей 22 тысячи рукописей
по психологии и мусульманскому праву.