Культура Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 16:31, контрольная работа

Краткое описание

Культура Индии очень богата и разнообразна, многие специалисты отмечают высокий уровень синкретизма. За всю длительную историю Индия смогла сберечь в отличном состоянии множество древних культурных традиций и при этом занять самые положительные стороны культурных обычаев от завоевателей, которые оказывали свое влияние по всей территории Азии

Содержание

1.Особенности индийской культуры.
2.Литература. Наука. Религия.
3.Музыка. Танец. Театр. Кино.
4.Живопись. Архитектура. Скульптура.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

План.

1.Особенности индийской культуры.

2.Литература. Наука. Религия.

3.Музыка. Танец. Театр. Кино.

4.Живопись. Архитектура. Скульптура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Особенности индийской культуры.

Культура Индии очень богата и разнообразна, многие специалисты отмечают высокий уровень синкретизма.  За всю длительную историю Индия смогла сберечь в отличном состоянии множество  древних культурных традиций и при этом занять самые положительные стороны культурных обычаев от завоевателей, которые оказывали свое влияние по всей территории Азии

Для любого жителя Индии семейные ценности стоят впереди всего. Конечно, ощущается некое влияние запада на духовную и культурную составляющую индийской семьи, но это влияние незначительно, так как родители с детства вкладывают в детей все культурные наследия. 

В индийском обществе, большим уважением пользуются традиционные семейные ценности, хотя современные городские семьи часто отдают предпочтение нуклеарной семейной структуре, в основном из-за социально-экономических ограничений, налагаемых традиционной расширенной семейной системой.

Что как не архитектура может отображать все стороны культуры народа. Индийская архитектура считается одним из ярких примеров, в котором четко отображено все богатство и разнообразие индийской культуры. Основная масса архитектурных памятников, которые находятся на территории Индии, представляют собой объединение в единое целое древних и разнородных традиций жителей Индии. 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Литература. Наука. Религия.

Литература. Индийские литературные традиции восходят к великим священным текстам индусов. Это Ригведа (ок. 1300-1100 до н.э.); Махабхарата, созданная спустя несколько столетий; Упанишады (ок. 500 до н.э.) и Рамаяна, появившаяся позже остальных. Другие классические произведения отражают многообразную тематику, включая искусство дипломатии, обязанности правителей и грамматические навыки. В целом художественная литература не была ограничена заранее предписанными сюжетами или формами и охватывала все стороны жизни. Первым общепризнанным индийским литератором стал драматург Бхаса (около 2 в. н.э.). Среди других драматургов далекого прошлого - король Шудрака (3 в.) и Калидаса (4 в.), который был также крупнейшим поэтом, писавшим на санскрите. До нас дошли три его драмы, наиболее совершенной из которых является «Шакунтала». Драмы Калидасы, написанные для придворного театра и рассчитанные на знатоков и ценителей искусства, тем не менее, сохраняли тесную связь с народным творчеством и отличаются относительной простотой и естественностью, стремлением к раскрытию внутреннего мира героев. Драмы не скованы ни обязательным количеством актов, ни требованием единства времени, места и действия; в них имеются элементы трагического и комического, герои говорят прозой и стихами, вводятся танцы и пение; имеются персонажи самые различные - от небожителей до низших слоев общества. Характерной особенностью является то, что боги, цари и знать говорили в драмах на санскрите, другие мужские персонажи и женщины - на различных пракритах. Большого совершенства достигла поэзия; в древней Индии даже многие шастры полностью или частично писались стихами. Образцом лирической поэзии является поэма Калидасы «Мегхадута» («Облако-вестник»).

Наряду с санскритской литературой существовала литература и на других языках. Буддийская литература на языке пали огромна по объёму и по значению и включает в себя различные религиозно-философские трактаты, жизнеописания Будды, канонические сочинения. Особенно интересны джатаки - многочисленные рассказы о событиях, случившихся с Буддой во времена его земных воплощений, предшествующих возрождению его в виде царевича Сиддхартхи. Во многих случаях эти рассказы являются фольклорным материалом. Сборники джатак древнее «Панчатантры» и «Хитопадеши», с которыми имеют много общего. Они оказали, в частности, немалое влияние на арабский фольклор, что видно на примере сказок «Тысяча и одна ночь».

Наряду с санскритской и палийской литературой в первые века нашей эры появляется литература на дравидских языках. Древнейшим её памятником является «Курал» - сборник нравоучительных изречений на тамильском языке; составление его приписывается Тируваллувару - ткачу, принадлежавшему к одной из низших каст.

Более 1500 лет отделяют тот золотой период от Индии наших дней. За это время произошло распространение буддизма и джайнизма, торжество индуизма и колониальное порабощение страны. При британском господстве языки народов Индии попали в разряд второсортных. Однако в конце 19 в. началось культурное возрождение, охватившее прежде всего Бенгалию. Новую художественную литературу стали создавать на английском языке. Среди этих писателей выделялись Майкл Модхушудон Дотто (1824-1873), Говин Чандра Датт (1828-1884), его дочь Тору Датт (1856-1877) и Манмохан Гхош (1869-1924). Из авторов, писавших на бенгали, особую известность приобрели Банкима Чандра Чаттерджи (1838-1894), Гириш Чандра Гхош (1844-1912) и Амритсал Басу (1853-1929). Видные авторы, творившие за пределами Бенгалии, - писатель Харишчандра Бхаратенду (1850-1885), писавший на хинди, поэт Дагх Дехлеви (1831-1905), творивший на урду, писатель Хари Нараян Апте (1864-1919), создававший свои произведения на маратхи, прозаик Чанду Менон (1847-1899), писавший на малалаяме, и поэт из Кералы Кодунгаллур Кунджикуттан Тхампуран (1864-1913). Связать классическую традицию и новые художественные веяния удалось Рабиндранату Тагору (1861-1941). Лауреат Нобелевской премии 1913, он сыграл большую роль в развитии литературы и искусства Индии. Будучи преимущественно поэтом, Тагор выступал также как романист, новеллист, драматург, художник, музыкант и просветитель. Влияние Тагора, распространившееся на всю страну, укрепляло веру в высокие достоинства индийской культуры. В 1930-е годы литература страны испытала воздействие идей Махатмы Ганди (1869-1948) - политического и духовного лидера, чьи взгляды отразились на строе мышления индийцев во всех сферах жизни. Среди тех писателей, в произведениях которых особенно ощутимо его влияние, были хиндиязычные поэты Майтхилишаран Гупта (1886-1964) и Сумитранандан Пант и прозаики Прем Чанд и Джайнендра Кумар (р. 1905), маратхский драматург Мама Вареркар (1883-1964) и малаяльский поэт Валлатхол (настоящее имя Валлатхол Нараяна Менон, 1878-1958). С 1965 в Индии ежегодно присуждается литературная премия Джнан Питх, которую получили многие лучшие мастера слова страны за последние десятилетия. В числе ее лауреатов, в частности, П.В.Акиландам, Ашапурна Деви, Кота Шиварама Карант, Агьея (настоящее имя Саччидананд Хирананд Ватсьяян и Бирендра Кумар Бхаттачария. Из поэтов второй половины 20 в. известен С.Х.Ватсьяян, порывающий с традиционной эпической стилистикой своих предшественников. Среди прозаиков наиболее известен Джайнендра Кумар, чей знаменитый роман «Отставка» переведен на английский язык. Один из самых широко читаемых современных индийских литераторов - прозаик Тхакази Шивасанкара Пиллаи, пишущий на малалаяме; его роман «Кеммин» был издан на большем числе языков, чем любое другое из индийских художественных произведений после Тагора.

Количество дошедших до нас литературных памятников (только незначительная часть того, что существовало в действительности), разнообразие жанров, высокий уровень художественного мастерства-- всё это позволяет утверждать, что индийская литература этого периода не уступала самым развитым литературам других народов.

          Наука. В стране сложилась мощная система государственных научно-исследовательских учреждений, сеть которых дополняют многочисленные частные исследовательские институты и лаборатории. Направления их деятельности весьма разнообразны и включают как традиционные направления - медицину, агрономию, ветеринарию, метеорологию и другие, так и новые - атомную энергетику, изучение космоса, электронику.

Религия. В индийском народе представлены основные религии мира - индуизм, ислам, христианство, сикхизм, буддизм, джайнизм, иудаизм, зороастризм, характеризующие довольно сложное идеологическое и структурное устройство индийского общества. Почти все население Индии - верующие. Основная религиозно-этическая система Индии - индуизм, его исповедуют 83% населения, около 12%-масульмане, остальные 5%- это все другие религии.

а) Индуизм.

Индуизм по числу последователей занимает пожалуй первое место в Азии. Эта религия зародилась в Индии, но Индией же по сути дела ограничивается и сфера ее распространения. За пределами Индии последователи индуизма составляют большинство в Непале и на индонезийском острове Бали.

Основные концепции индуизма сформировались в 1-ом тысячелетии до нашей эры на основе своеобразного сплава ведизма и древних культов доарийских народов Индии. Некоторые ведийские боги имели много общего с "чужими", в частности с греческими, богами. В индуизме сохранилось много элементов первобытных верований (поклонение "священным" животным, явлениям природы, культ предков и т.д.). Индуизм строго регламентирует все права и обязанности человека от рождения до смерти.

Отличительной чертой индуизма является разделение общества по кастовому признаку. Причем среди четырех основных каст существует деление по подкасты.

Для индуизма характерно представление об универсальности и всеобщности верховного божества. Основа индуизма - учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием индуистских божеств. Индусы считают, что вселенная создана Брахмой. Современный индуизм существует в виде двух течений: вишнуизма - верховное божество Вишну и шиваизма - верховное божество Шива. Индуизм так же проповедует бессмертие человеческой души и три основных постулата, следуя которым можно добиться полного слияния с повсюду существующим "святым духом",- мудрость, вера и действие.

У каждого из богов есть супруга, обладающая какими-то выдающимися способностями. Боги и их супруги передвигаются верхом на определенных животных и держат в руках символические предметы, по которым их легко можно распознать.

Многочисленные индусские храмы посвящены обычно какому-то одному божеству. Из храмов, посвященных Вишну, наиболее известны: на Севере и Востоке Индии - храмы в Матхуре, Вриндаване, Двораке, Джайпуре, Пури и Навадвипе, а на Юге страны - храмы в Шрирангаме, Тирупати, Канчивараме, Мадрасе и Тривандруме. Из шиваистских славятся в Северной и Центральной Индии храмы в Амарнатхе, Варанаси, Бхубанешваре, Каджурахо, и в Южной Индии - в Танджавуре, Чидамбараме и Тируваннамалаи. Меньше всего храмов воздвигнуто в честь Брахмы, по всей Индии их всего лишь несколько.

Кастовые традиции строго соблюдаются в том, что касается семейно-брачных отношений. Межкастовые браки до сих пор крайне редки, выбор жениха и невесты в большинстве случаев принадлежит не самим молодым, а их родителям. Индусская традиция запрещает разводы и вторичные браки вдов, и, хотя принятые в независимой Индии законы отменяют эти древние запреты, большинство населения продолжает их придерживаться.

Тела умерших индусы сжигают на погребальных кострах.

б) Ислам.

С идеями ислама Индию познакомили арабы в UII веке. После них пришли афганцы и монголы, самым просвещенных из которых был император Акбар. Ему почти удалось создать новую религию - "Дин-э-Илахи", основанную на слиянии индуизма и ислама. Однако старые традиции были очень устойчивы, и новое учение нашло мало последователей.

С течением веков ислам укрепился и расцвел в Индии. Индия, насчитывающая среди своих граждан более 80 миллионов мусульман, имеет второе по численности мусульманское население в мире. Большинство индийских мусульман являются суннитами, около 20 процентов - шииты. Кроме того, существуют отдельные секты, а также сложившиеся общины - бохра, кашмирские мусульмане, мемоны, мопла и т.д.

Мусульманское население Индии вкраплено в различные этнолингвистические общности и составляет их неотъемлемую часть. Специфика мусульманского общины сводится к наличию в ней значительно меньшей прослойки современной предпринимательской буржуазии и практически полному отсутствию предпринимателей монополистического капитала. В семейно-брачных отношениях мусульмане придерживаются предписаний шариата, но множество запрещено законом во всех без исключения религиозных общин Индии.

в) Буддизм.

Число последователей буддизма в Индии не превышает 5млн., хотя Индия место зарождения этой религии. Буддизм был основан в северной Индии примерно в 500г. до н.э., когда Гуатама - по рождению принц - достиг просветления - стал Буддой. Он также и не является и последним в ряду просветленных. Буддисты верят, что возможность достичь просветления есть у каждого человека. В отличие от индуизма буддизм не признает института касты, его последователем может стать каждый, принявший его доктрину. В середине 50-х годов буддизм приняли почти 0,5 млн. хариджанов - махаров Махараштры. Будда никогда не записывал своего вероучения, поэтому, , после его смерти образовались две буддийские школы - хинаяна (узкая колесница) - монашеский буддизм, предполагающий индивидуальный путь к спасению - нирване, махаяна (широкая колесница), важнейшим моментом в которой в отличие от хинаяны является не личное спасение ушедшего от всего мирского монаха , а активное религиозное воздействие монахов на мирян. Особое значение в махаяне имеет культ бодисатв - существ, обладающих способностью стать Буддой. Согласно махаяне, бодисавты - небожители, но постоянно занимаются земными делами, добровольно отказываясь от погружения в нирвану из сострадания к людям. В махояме будды и бодисатвы становятся объектом почитания. Особое значение приобретают ритуал и обрядность. В буддийском искусстве появляется изображение Будды в облике высшего существа. Буддизм в Индии получил быстрое и широкое распространение после того как его последователем стал император Ашока. По мере расширения империи Ашоки распрастронилось и влияние буддизма. Для индусов Будда - одно из воплощений бога Вишну.

г) Сикхизм.

Религия сикхизма возникла в XVI веке, отразила протест мелких торговцев и ремесленников против кастового строя и феодального гнета. Основатель религии гуру Нанак признавал единого бога, а весь окружающий мир считал проявлением высшей силы творца. Нанак выступил против фанатизма и нетерпимости мусульманских правителей, а так же сложного ритуала и кастовой дискриминации в индуизме. Пятый гуру (всего их у сикхов 10) Арджун составил "Грантх" (святую книгу сикхов), в которую включил гимны индуистских и мусульманских святых, а так же сочинения сикхских гуру, главным образом гуру Нанака. Говинд Сингх, десятый гуру, превратил сикхов в военное братство, назвав его Халса (чистое). Термин "сикх" берет свое начало в санскритском термине "шишя" - последователь, послушник. Сикхизм привлек к себе крестьян признанием всех людей равными перед богом. Общая численность сикхов в Индии составляет 12 млн. человек. Они совершают религиозные отправления в своих религиозных храмах (гурдварах), которые расположены повсюду в северных районах страны. Наивысшей святыней для сикхов является "Золотой храм" в городе Амритсаре.

Чтобы выделить себя среди индусов и мусульман, сикхи носят "пять К": кеш (длинные волосы), кара (стальной браслет), качха (короткие трусы), кангха (гребень), кирпан (кинжал). Красочные тюрбаны и густые бороды сикхов нельзя не заметить в индийской уличной толпе. Сикхи жизнерадостны и предприимчивы. Все мужчины сикхи - добавляют к своему имени приставку "сингх" - лев, а женщины "каур" - львица.

д) Джайнизм.

В VI веке до нашей эры Вардхамана, именуемый Джиной и Махавирой, распространил религиозное учение джайнизм, суть которого заключается в проповеди аскетизма, воздержании и отказе от насилия.

Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана), достижимое, согласно джайнизму, для аскета, соблюдающего строгие правила, в частности ахимсы - непричинения вреда живым существам. Джайнистские монахи-аскеты носят повязку на губах, чтобы случайно не вдохнуть насекомое и тем самым не допустить греха.

Центральное место в джайнизме занимает учение о вечной душе, которая может вселяться последовательно в различные материальные тела. Спасения и вечного блаженства достигает тот, кто ведет наиболее правильную жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Музыка. Танец. Театр. Кино.

Музыка. Музыка в Индии изначально понималась как божественное проявление. Через неё открывался путь к единению с божественным началом. В древних трактатах филосовско-мистическое толкование самой природы музыкальных звуков подразумевало слияние явлений физического и духовного порядка. Трансцендентальное значение ритма отразилось в обозначающем его слове тала, поскольку его значение интерпретируется следующим образом: первый слог - та - исходит от тандава (неистовый космический танец Шивы), а второй - ла - от ласья (его женская противоположность - пленительный танец богини Парвати). Музыкальному звуку как божественному дару предписывалась способность сильного воздействия, как возвышающего характера, так и разрушительного. Так проявлялась постоянная живая взаимосвязь между природой, музыкой, человеком на самых разных уровнях. Например, соответствие семи цветов радуги семитоновому звукоряду (с присущей обоим богатой палитрой красочно-звуковых переходных оттенков) выражается в чувственном восприятии человеком цветовой гаммы звуков и звуковой окраски цвета. Далее - соответствие времён года, внутрисуточной цикличности определённым звукам, интонациям и эмоциональным состояниям человека. Так, например, особая обострённость чувств ощутима в переходные часы суток (ото дня к ночи, от ночи в день), и это сумеречное время (сандхи), отмеченное слиянием фаз сознательного и подсознательного восприятия, отводилось для медитации и молитв (сандхья-вандана). Основу ведической музыки составляла саманга. По сути своей, саманга представляла собой песнопение, развившееся из священных стихов Ригведы, преобразовавшихся в музыкально-поэтические гимны (саманы), составившие Самаведу. Выросшая на основе гимнов Самаведы, стотра, в процессе своего развития выйдя за пределы ритуальности, обрела самостоятельную форму. Постепенно усложнялась её композиционная структура и мелодический язык (вплоть до употребления сформировавшейся позже раги), но при этом, по-прежнему, сохранялся издревле присущий ей стиль и характер строгого песнопения гимнов. Стотра была основным жанром почти до XV века н.э., пока не начала оттесняться на второй план другими, более сложными жанрами. Однако, это совсем не означало её полного исчезновения. Просто со временем, утратив былую популярность, но оставаясь всё же нужной и певцам, и слушателям, она стала реже звучать в концертном исполнении. Таким образом, о стотре можно сказать, что она явилась той "живой нитью", которая протянулась от Самаведы - главного музыкального материала ведическо эпохи к рагсангит, ныне процветающей индийской музыке.

Информация о работе Культура Индии