Культура Ислама

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 17:17, реферат

Краткое описание

Основная цель данного реферата - рассмотреть ислам как культурное явление.

Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
во-первых, рассмотреть ислам как культурный феномен, причины его возникновения и развитие;

во-вторых, показать особенности арабо-мусульманской культуры и влияние на нее традиций ислама;

в-третьих, проследить влияние культуры ислама на мировую культуру.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1 ИСЛАМ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН, ЕГО ЗАРОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

2 ИСЛАМ И АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . 8

2.1 Архитектура и искусство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

2.2 Арабский язык . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

2.3 Поэзия и проза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

3 Культура ислама и ее влияние на мировую культуру. . 18

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20

Вложенные файлы: 1 файл

Культура Ислама.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)


20

 

Федеральное агентство по образованию

Бийский технологический институт (филиал)   

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

"Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова"

 

 

 

 

 

 

Кафедра гуманитарных наук

 

 

 

 

 

Реферат по культурологии

 

,,КУЛЬТУРА ИСЛАМА”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Проверил: доц. Сергеева Н.И.

                                                          

                                                           Выполнил: ст. гр. ИИТТ – 61 Кузьмин А.Е.

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

Бийск, 2007


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1              ИСЛАМ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН, ЕГО ЗАРОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

2              ИСЛАМ И АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . 8

2.1          Архитектура и искусство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

2.2          Арабский язык . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

2.3          Поэзия и проза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

3        Культура ислама и ее влияние на мировую культуру. . 18

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19

Список  использованной  литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20

ПриложениЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21


Введение

 

Современный Ислам - вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. По приблизительным отчетам, общая численность мусульман на земном шаре достигает 800 миллионов человек. Из более чем 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины, в 35 мусульмане составляют большую часть населения - свыше 80 процентов населения. Наиболее крупным по абсолютной численности мусульманские общины - в Индонезии, Индии, Пакистане и Бангладеш; значительное число мусульман проживает в Китае, Таиланде, Эфиопии, Танзании, на Кипре, в некоторых странах Европы (Югославия, Албания, Великобритания, ФРГ, Франция и др.), Америки (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Гайана, Суринам, Тринидад и Тобаго), в Австралии, на островах Фиджи. В 28 афро-азиатских государствах Ислам признан государственной религией, Это Египет, Кувейт, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и др. В некоторых странах слово "исламский" включено в их официальное название: Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан, Исламская Республика Мавритания и др.

Во многих странах распространения Ислама действуют мусульманские партии, играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламской республики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская исламская партия в Малайзии, Джамаат-и ислами в Индии и Пакистане. В конце 70-х - начале 80-х годов определенную роль в международных делах стали играть международные мусульманские организации, действующие как на правительственном, так и на неправительственном уровне. Наиболее значительная из них - Организация исламской конференции (Муназзамат ал-мутамар ал-ислами), созданная в 1969 году и объединяющая 44 афро-азиатских государства, а также Организацию освобождения Палестины. Мусульманские страны представлены в ней главами государств и правительств. Среди неправительственных мусульманских международных организаций наибольшую активность проявляют Лига исламского мира, Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламская организация, Исламский совет Европы и др. Их усилия направлены преимущественно на пропаганду и распространение Ислама, организацию международных встреч религиозных деятелей, оказание помощи мусульманским общинам в различных странах.

Вышесказанное позволяет утверждать, что в настоящее время, являясь одной из основных мировых религий, ислам оказывает существенное влияние на процессы политического, экономического и культурного развития современного общества. Все это способствует тому, что в последние годы не только сохраняется, но и стремительно развивается, интерес к такому духовному феномену как ислам и, особенно к его культурному наследию.

Основная цель данного реферата - рассмотреть ислам как культурное явление.

Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:

во-первых, рассмотреть ислам как культурный феномен, причины его возникновения и развитие;

во-вторых, показать особенности арабо-мусульманской культуры и влияние на нее традиций ислама;

в-третьих, проследить влияние культуры ислама на мировую культуру.

Из всей совокупности аспектов, которые имеют отношение к изучению этой темы, мы выбрали те, которые касаются мусульманской архитектуры и искусства, арабского языка, поэзии и прозы .


1              ИСЛАМ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН,

ЕГО ЗАРОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ

 

Ислам является одной из универсальных мировых религий, религией откровения, которая выросла к VII в. из традиций таких монотеистических религий, как христианство и иудаизм, восприняв многие основные их положения и догмы. Сам ислам признает сущность этих религий тождественной с собственной догматикой, однако человеческое несовершенство привело к тому, что евреи и христиане неверно поняли смысл откровения одного и того же бога. Только пророк Мухаммед (Приложение 1) пришел с истинным откровением, исправляя ошибки своих предшественников.

Насколько исходные принципы ислама подобны основам христианства и иудаизма, настолько развитие основных идей ислама пошло совершенно другими путями. Простые идеи, рожденные в среде кочевников и купцов Аравийского полуострова, обрастали новыми пластами в условиях развивающегося феодализма на Ближнем Востоке. Поэтому сам ислам, будучи по своей сути религией, превратился в принципы, организующие весь ранний мир тогдашних обществ, подчиненных власти халифата. Ислам стал законом, определяющим социальные структуры и мораль общества, обоснование которых находится в священном Коране. Так как Аллах является абсолютным совершенством, то данная им мораль и законы обладают абсолютной истинностью, вечностью и неизменностью и пригодны «для всех времен и народов». Пока Мухаммед был жив, он управлял мусульманской общиной, но когда он умер, оказалось, что содержавшихся в Коране предписаний далеко не достаточно для разрешения всех государственных и общественных вопросов — естественно, инструкций на все случаи жизни он оставить не мог. В связи с этим и возникли два течения в исламе: суннизм и шиизм, различающиеся толкованием сунны. В широком значении сунна — свод обычаев и правил поведения древней общины – означала практику и теорию мусульманского правоверия; она передавалась устно и служила дополнением к писаному закону.

Правоверные мусульмане, которые считали, что Коран не может обойтись без сунны, получили название «ахль–ас–сунна» — «люди сунны» или сунниты. Распространителями сунны выступали сподвижники Мухаммеда, в соответствующих случаях вспоминавшие о его поступках, словах и даже молчании, выступающих в качестве примера при определенных обстоятельствах. В основе суннизма лежит общее мнение улемов (суннитских ученых), тогда как шиизм основан на авторитете имама (наследника миссии пророка). И еще одно различие: шииты основывают сунну исключительно на авторитете семьи пророка, а правоверные сунниты признают еще и свидетельство сподвижников пророка Мухаммеда. До сих пор весь мусульманский мир разделен на шиитов и суннитов.

В ходе эволюции ислама возник суфизм — мусульманский мистицизм, который в определенном смысле представлял собой реакцию горячо верующих пуритан на процесс начавшейся десакрализации ислама. Суфии — исламские мистики не считали обязательным для себя повседневные нормы, обряды и условности, строго предписанные правоверным мусульманам. Их жизнь была посвящена аллаху и отсюда их нестандартное поведение — они не молились пять раз в день, а исполняли обряд радения (зикр) в различных вариациях — от экстатического транса до глубокого внутреннего сосредоточения, близкого индо–буддийской медитации. Самое интересное состоит в том, что к истокам суфизма относятся концепции различных культур, а именно: догмы Корана, неоплатонизм.

Сам суфизм внутри себя дифференцировался. Одним из его вариантов был интеллектуальный суфизм, оказавший огромное влияние на арабо–мусульманскую культуру, вспомним, например, суфийскую поэзию. Суфий устремлен к богу, он избирает путь любви и богопочитания чтобы достигнуть своей высшей цели — переделаться или перевоплотиться и таким образом приобрести вневременной опыт. Путь любви и мудрости дает возможность индивиду достигнуть власти над своим телом, мыслями и чувствами, создать в себе свой рай, в котором он может испытывать блаженство до тех пор, пока не погрузится в океан вечности.

Другим вариантом суфизма является суфизм религиозных орденов, обладающий огромной политической силой и ориентированный на догматику весьма жесткого, крайнего толка. Суфийские ордена и в нашем веке играют важную роль, так как оказывают влияние на политику посредством воздействия на религиозное сознание членов ордена и его главу, достаточно упомянуть ордена кадирийя, сенусийя и прочие, которые все еще во многом контролируют жизнь народных масс в африканских странах, Турции, Саудовской Аравии, Иране и других мусульманских странах.

Несомненно влияние суфизма, как и ислама в целом, на развитие культуры и социально – политической жизни мусульманского Востока. Можно сказать, что под знаменем ислама арабский народ начал свою великую, полную успехов историю, создал обширную империю, блестящую арабо–мусульманскую цивилизацию и культуру. Арабы стали наследниками таких великих государств, как Византия и Персия.

В более поздние времена в орбиту ислама вошли другие народы — персы, турки, монголы, индийцы и малайцы, так что ислам стал мировой религией. В жизни этих народов ислам сыграл огромную роль, изменяя их духовное обличье и создавая новую историческую эпоху. Таким образом, возникла единая, хотя и состоящая из множества народов, крупная «мусульманская общность» — умма исламийя, которая, несмотря на разнородность своих последователей, характеризуется определенной монолитностью.

Следует подчеркнуть, что ислам существенно способствовал развитию  искусства, а также созданию утонченной культуры. Халифы, эмиры и губернаторы различных провинций колоссальной мусульманской империи были завзятыми меценатами искусства и изящной литературы, особенно поэзии.


2                    ИСЛАМ И АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА

 

2.1             Архитектура и искусство

 

Арабо-мусульманская цивилизация по преимуществу городская. В завоеванных странах арабы сохранили все существовавшие города, и когда они основывали новые, не испытывали необходимости в учреждении особого архитектурного типа города, собственно «арабского». В этом отношении средневековый арабо-мусульманский город отличается многообразием.

Общие черты, определявшие облик классического «мусульманского города», связаны, главным образом, с некоторыми типами культовых зданий, прежде всего — с мечетью, а также медресе (духовное училище) и мавзолеями. Дополнительные, универсальные штрихи задавали такие общественные сооружения, как бани (хаммам), госпитали, фонтаны (сабил), караван-сараи, крытые рынки (сук, базар). Частные жилые помещения скрыты внутри дворов, а на улицу обращены лишь высокие глухие заборы, оберегающие обитателей домов от нескромных взоров.

Мечеть (от араб. масджид, «место поклонения») представляет собой основной центр и главный символ мусульманской религиозной жизни. При всем историческом и географическом многообразии архитектура мечети сохраняет ряд общих, унифицированных элементов. Главным их них является ориентированный на Мекку молитвенный зал, к которому примыкает мида — крытое помещение или дверь с фонтаном (или бассейном), где перед молитвой совершают малое омовение (вуду). В задней стене молитвенного зала помещается михраб — ниша, указывающая верующим направление (киблу), куда надо обращаться во время молитвы. В михрабе видят символ мусульманского единства, ибо через него все взоры устремлены к духовному центру Вселенной — Каабе. Окрестность михраба — самое священное и наиболее украшенное место в мечети.

Справа от михраба в главных мечетях (так называемых соборных, или пятничных) стоит кафедра - минбар, с которой читают пятничную проповедь. При Мухаммаде минбар представлял собой высокое сидение, и в первые столетия ислама имел значение символа власти, аналогичное трону. С минбара в середине века звучали объявления и обращения правителей к народу. Здесь происходила торжественная церемония коронации правителей.

Над зданием мечети возвышается минарет (араб, манара), башня с балконом, с которой возглашают призыв на молитву.

Мусульманская цивилизация развивала разные типы мечети, главными из которых были три — «арабская», «иранская» и «турецкая». Арабский (или гипостильный, колонный, дворовый) тип мечети сложился в первые века ислама. Такая мечеть (мечеть Омейядов в Дамаске, Ибн-Тулона в Каире, Сиди-Укбы в Кайруане, Соборная мечеть в Кордове) имела прямоугольный план, включающий в себя многоколонный молитвенный зал, чаще всего латитудиальный, с плоским покрытием (позже — с куполом), а также просторный двор с фонтаном для омовения, окруженный крытыми галереями, в которых можно отдыхать и укрыться от зноя. С XII в., и особенно в восточных регионах мусульманского мира, стала преобладать иранская (или айванная) мечеть, с относительно небольшим молитвенным залом под куполом (но без колонн), четырьмя айванами (высокими нишами под аркой) по осям двора и монументальными порталами (с двумя декоративными минаретами) на главном фасаде. К знаменитым постройкам этого типа относится Синяя мечеть в Табризе, Соборная и Шахская мечети в Исфахане. Турецкий, или центральнокупольный тип мечети, распространившийся при Оттоманах, представлен такими шедеврами, как Сулеймание и Ахмадие в Стамбуле, Сулимие в Эдирне.

Информация о работе Культура Ислама