Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:06, реферат
Культура Ренессанса зародилась во второй половине ХIVв. И продолжала развиваться на протяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая одну за другой, все страны Европы. Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий. В XIV - XV вв. зарождались раннекапиталистические, товарно-денежные отношения. Одной из первых вступила на этот путь Италия, чему в немалой степени способствовали: высокий уровень урбанизации, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок.
Введение
Культура Ренессанса зародилась
во второй половине ХIVв. И продолжала
развиваться на протяжении ХV и ХVI
вв., постепенно охватывая одну за другой,
все страны Европы. Возникновение
культуры Возрождения было подготовлено
рядом общеевропейских и
В XIV - XV вв. зарождались
Складывание новой культуры
было подготовлено и общественным сознанием,
изменениями в настроениях
Термин "Возрождение" (Ренессанс)
появился в XVI веке. Рассматривая эпоху
Средневековья как простой
Глава I. ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗМЕНЕНИЙ
- Развитие элементов капиталистической экономики (развитие централизованной и рассеянной мануфактур, разрушение цеховой организации ремесла, развитие банковской деятельности, формирование торгового и ростовщического капиталов, большой дефицит свободных денег).
- Именно экономические причины вызвали волну путешествий. В поисках золота европейцы устремились в далекие земли. Так была открыта Колумбом Америка, совершено кругосветное путешествие Магеллана, и состоялась целая эпоха «Великих географических открытий».
- За счет грабежа колоний происходил быстрый рост капитала. Но эпоха первоначального накопления капитала сопровождалась резким снижением уровня жизни огромной массы людей и чудовищным обнищанием народов всех стран Европы. Появились коммунистические утопии, которые были своеобразной формой протеста.
- В этот период произошла настоящая техническая революция. Такие технические новшества, как самопрялка, педальный ткацкий станок, наливное мельничное колесо, печатный станок, доменный металлургический процесс, использование компаса, широкое применение пороха значительно увеличили производительность труда и привели к резкому росту практических и технических знаний.
- Произошел грандиозный взлет в развитии искусства: живопись, скульптура, архитектура, литература до сих пор поражают нас удивительной силой и красотой своих форм. Поддерживаемая меценатами и государственной властью, светская культура в своем развитии значительно окрепла на основе возрождения античного наследия.
- Колоссальные изменения произошли и в христианской церкви. В ходе ожесточенных религиозных войн победил протестантизм.
Глава II. Основные представители науки эпохи Возрождения
Первый из первых, титан
эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи
(1452-1519). Величайший художник мира, инженерный
гений, ученый, мыслитель, мастер. Кажется,
что сочетание талантов этого человека
превосходит возможности человека. Не
получив классического университетского
образования, Леонардо был далек от философско-схоластической
учености. По мнению ученого, единственным
объектом науки и искусства являются тайны
Природы. Леонардо отвергает с презрением
и мистико-магические учения, несмотря
на то, что молва судила о нем как о чародее
и чернокнижнике. Для познания природы
необходим научный метод. Научный метод
– это Опыт и математика. Леонардо был
не только блестящим практиком и теоретиком
науки, но и великим инженером. Сохранились
его чертежи хитроумных машин: робота,
парашюта, подводного аппарата, танка,
летательного аппарата, приспособления
для передачи и преобразования движения
(цепные передачи).
Леонардо серьезно изучал
медицину, анатомировал трупы и сделал
несколько потрясающих
Теофраст фон Гогенгейм (Парацельс) (1493-1541) был ярким выразителем духа эпохи Возрождения. Натурфилософ, маг, врач, мистик, человек, жизнь которого была наполнена борьбой, скитаньями, приключениями и напряженным трудом. Парацельс был сыном врача, закончил Феррарский университет, но не проявлял никакого почтения к книжной учености. Говорят, что он начинал лекции в Базельском университете с того, что публично сжигал популярные книги по медицине. Его имя было овеяно легендами о враче-чудотворце и чернокнижнике. Именно Парацельс послужил для Гете прообразом доктора Фауста. По словам Парацельса: «Чтение никогда еще не создало ни одного врача…, а медицина является ни чем иным, как большой добросовестной опытностью».
Парацельс был новатором.
Он ввел в употребление много новых
лекарств растительного и минерального
происхождения. Он полагал, что процессы,
совершающиеся в организме
Но Парацельс был полностью сыном своего времени. Признавая опыт в качестве основы познания, он занимался магией. Он считал, что вселенная – это единый живой организм, одушевленный жизненной силой – археем. Звезды – видимые тела невидимых духов. Человек есть микрокосм, он подобен космосу, поэтому должно существовать средство магического воздействия на природу. Наши мысли представляют собой астральные тела, поэтому мыслью можно воздействовать через архей на другие тела.
Еще одной яркой фигурой
эпохи Возрождения был ^ Джеронимо
Кардано (1500-1576). Выдающейся была его
работа «Великое искусство» (1545), в которой
дан алгебраический способ решения
уравнений третей и четвертой
степени. Он оставил работу по гидростатике,
которая весь 17 век выполняла
роль учебника. Он сделал изобретение,
которое носит его имя «
Решающее значение для
науки эпохи Возрождения и
современной науки имело
Коперник получил блестящее образование в Болонском и Падуанском университетах, где слушал лекции знаменитого Петра Помпонацци. По Копернику, Земля вращается вокруг своей оси и вместе с другими планетами по круговым орбитам вращается вокруг Солнца. Коперник опасался высказывать свои взгляды публично и медлил с изданием своего сочинения. Сочинение, которое совершило переворот в науке и мировоззрении целой эпохи «Об обращении небесных кругов» вышло в 1543 г. и было доставлено автору за несколько часов до его смерти. Сочинение включало 6 книг.
Издание было снабжено предисловием,
которое на несколько лет задержало
реакцию церкви, которую несложно
предугадать. В предисловии говорилось,
что новая система есть всего
лишь гипотеза для более легкого
вычисления движения планет, и она
не в коей мере не противоречит Святому
писанию. Осиандер, лютеранский богослов,
писал в «предохранительном»
предисловии буквально
Выдвинув смелую гелиоцентрическую
гипотезу, Коперник сделал из нее не
менее смелые выводы. Первое – так
как движение Земли не отражается
на видимой картине сферы
Католическая церковь не сразу поняла опасность, исходившую от этой книги. Занятая борьбой с протестантами, она только в начале 17 века, уже после сожжения Бруно в 1616 г. внесла эту книгу в индекс запрещенных книг и предала ее публичному сожжению. Запрет был снят лишь в 1935 г. Перед сожжением книги было зачитано обвинение: «глупое, философски ложное произведение, решительно противоречащее священному писанию и прямо еретическое, – сжечь». Кальвин говорил о Копернике: «Бог поставил Землю на твердых основах, не поколеблется она во веки веков. Кто посмеет ставить авторитет Коперника выше авторитета святого Духа». Ему вторил Лютер: «Люди слушают новомодного астролога, который тщится доказать, что вращается Земля, а не небесная твердь, Солнце и Луна. Кто желает показать свой ум, тот изобретает какую-нибудь систему, из всех систем, конечно же, наилучшую. Этот дурак хочет перевернуть всю науку астрономию. Но Священное писание говорит, что Иисус повелел остановиться Земле, а не Солнцу».
Учение Коперника было принято не всеми. Не разделяли его взгляды астроном Тихо де Браге, философ Френсис Бэкон, как уже было показано, религиозный реформатор Лютер. В 1540 г. в католической церкви был создан орден иезуитов для борьбы с ересями. Этот орден сыграл главную роль в борьбе с новым учением.
Одним из первых, кто стал
жертвой иезуитов, и одновременно
горячим сторонником и
В 16-летнем возрасте юный Филиппе
из города Нола постригся в монахи
и получил имя Джордано. В 24 года
он становится священником в Кампанье
и знакомится с сочинениями гуманистов
и книгой Коперника. Разделяя взгляды
Коперника, Бруно развивает их дальше.
В произведениях «Пир на пепле»,
«О бесконечности Вселенной и
мирах» он учит о множественности
миров и бесконечности
Бруно придерживается пантеистической модели мира, разделяет взгляды Кузанского, утверждая, что у Вселенной нет центра, центры есть только у отдельных миров. «Достаточно знать, – пишет Бруно, – что существует бесконечное поле и непрерывное пространство, которое охватывает все и проникает во все. В нем существуют бесчисленные тела, подобные нашему, из которых ни одно не находится в большей степени в центре Вселенной, чем другие, ибо Вселенная бесконечна, и поэтому она не имеет ни центра, ни края; ими обладают лишь отдельные миры. Существует столько миров, сколько мы видим вокруг нас сверкающих светил».