Культура России в XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 20:44, реферат

Краткое описание

Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях - лицеях.

Вложенные файлы: 1 файл

Ready_Культура России XIX век.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНСТИТУТ СЕРВИСА

 

 

 

КАФЕДРА ИСТОРИИ И  КУЛЬТУРЫ

 

 

 

 

 

По предмету: Культурология

 

На тему:

Культура России в XIX в.

(II часть)

 

Контрольная работа

 

 

 

Студентка

Заочного факультета

Группа ЭЗК-22

Газизова И.Ф.

Шифр 0301667

 

Проверил:

Кандидат фил. наук

Карев П.В.

 

 

 

 

 

 

Уфа – 2004

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение

Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях - лицеях.

Продолжало развиваться книгоиздательское  и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий.

Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека). Правда, в то время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому читателю.

 

Русский театр в I половине XIX в.

В театральной жизни России большую  роль по-прежнему играли иностранные  труппы и крепостные театры. Некоторые  помещики становились антрепренёрами. Многие талантливые русские артисты  вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33-х лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного актёра. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского “Ревизора”, где роль городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки “Жизнь за царя”.

Некоторые сцены в опере поражают своим проникновением в самую  глубину народного творчества. Вторую оперу Глинки “Руслан и Людмила” публика встретила холодно. В  те времена ещё далеко не все осознавали подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В первой половине IX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту.

В начале XIX века сложилась сеть русских Императорских театров, которые управлялись «министерством двора Его Императорского Величества». В подчинении двора было 3 театра в Петербурге – Александрийский, Мариинский и Михайловский – и 2 в Москве-

С появлением пьес А.Н. Островского, И.С. Тургенева, прозы Ф.М. Достоевского поэзия Некрасова в русскую культуру пришёл реализм. Актёрское искусство изменялось вместе с драматургией, ломая старые представления о том, что такое правда на сцене. 16 ноября 1859 года был день премьеры в Малом театре пьесы «Гроза» Островского. Вокруг спектакля разразилась буря. Первой исполнительницей роли Катерины была прекрасная актриса Л.П. Никулина – Косицкая. С пьесами Островского на сцену ворвалась стихия русской жизни, новый, сочный и современный язык. В пьесах Островского актёры Малого блистали на протяжении всех последующих десятилетий.  Г.Н. Федотова, 

М.Н. Ермолова – замечательные актрисы  малого тиара. Русские артисты первой половины XIX века М.С. Щепкин, П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин остались в памяти потомков как фигуры из легенды. Щепкин сыграл почти 600 ролей в пьесах Шекспира,

Мольера, Гоголя, Островского и  Тургенева. Он одним из первых начал  утверждать реализм в русском  театре, он создал правду на русской  сцене. 

 Мочалов – прямая противоположность  Щепкину. Он играл главные роли в пьесах русской и западной драматургии – Гамлета Шекспира, Карла Моора в драме Шиллера «Разбойники»,  Чацкого в «Горе от ума». В постановках пьес русские актёры создали образы, вошедшие в историю театрального искусства. Публика восхищалась Екатериной Семёновой, Алексеем Яковлевым. Эти актёры совершенно перевоплощались в представляемое лицо. Постепенно Малый театр стал специализироваться на драматических постановках, а Большой на опере и балете.

К.С.Станиславский и  драматург В.И. Немирович-Данченко открыли Художественно-общедоступный театр (МХТ), ныне МХАТ им. Чехова. Театр открыл новую эпоху в отечественном театральном искусстве, оказавший огромное воздействие на мировой театр. Его создатели считали его «первым разумным, нравственным общедоступным», который стал бы художественным противовесом театральной практике императорских и провинциальных театров, с учетом опыта общеевропейского движения «свободных театров». Первый спектакль (по пьесе А.К.Толстого «Царь Федор Иоаннович») имел громкий успех, исполнитель главной роли И.М. Москвин проснулся знаменитым. Новые творческие принципы молодого театра закреплены в спектакле «Чайка» по пьесе А.П.Чехова. Станиславский требовал от актеров не изображения персонажа, а полного перевоплощения в образ. Театр выдвинул плеяду выдающихся исполнителей: И.М. Москвин, О.Л. Книппер-Чехова, В.И.Качалов, М.П.Лилина, Л.М. Леонидов, Вс.Мейерхольд, М.А.Чехов. Для работы в МХТ привлекались лучшие художники того времени: М.В.Добужинский, А.Н.Бенуа, Н.К.Рерих, Б.М.Кустодиев. В конце века в С.-Петербурге свой театр открыла актриса Александринского театра В.Ф.Комиссаржевская, на сцене звучали пьесы Горького, Островского, Чехова, Ибсена и других современных зарубежных драматургов. Комиссаржевская прославилась исполнением роли Ларисы в «Бесприданнице», Нины в «Чайке». Характерным явлением русской театральной жизни были многочисленные студии.

Архитектура и изобразительное  искусство в XIX в.

В начале XX в. русская архитектура переживает яркий период расцвета, связанный с появлением нового стиля — модерна. В целом для этого стиля характерны асимметрия и закругленность линий, свободная планировка и пластичность форм, активное применение новейших достижений строительной техники и новых материалов — железобетона, стали, стекла. Модерн развивался в тесном взаимодействии с изобразительным искусством. Для украшения фасадов и интерьеров архитекторы широко использовали фрески, мозаику, витражи, керамику, скульптуру.

Модерн стал господствующим стилем в первые годы нового века и преобразил облик многих городов России. В Петербурге в этом стиле застроены Каменноостровский проспект и часть Большого проспекта на Петроградской стороне. Но наиболее последовательное развитие архитектурный модерн получил в Москве, хотя относящиеся к нему постройки не составляют единого массива — они разбросаны по всему историческому центру города. К самым значительным московским архитектурным памятникам в стиле модерн относится построенная в 1899—1903 гг. Л. Н. Кекушевым по проекту В. Ф. Валькотта гостиница «Метрополь». Ее украшает огромное майоликовое панно, выполненное по великолепной работе М. А. Врубеля «Принцесса Греза». В стиле модерн творил знаменитый русский архитектор Федор Осипович Шехтель. По его проектам выполнены роскошный особняк С. П. Рябушинского у Никитских ворот (1900) и здание Ярославского вокзала (1902).

Русское изобразительное искусство  на рубеже столетий и в первые десятилетия XX в. переживало период бурного расцвета. Эти годы отмечены сосуществованием противоположных художественных направлений: с одной стороны, реалистического, продолжавшего традиции академической живописи XIX в. и художников-передвижников, с другой — авангардного, обращенного к духовным исканиям и развивавшего новаторские формы.

Среди художников-реалистов  первое место в это время занимает Илья Ефимович Репин. Проживая с 1899 г. В перестроенной по его эскизам усадьбе « Пенаты» на Карельском перешейке, Репин до 1907 г. преподает в Академии художеств. Находясь в зените своей славы, он получает официальный заказ на создание монументальной картины «Торжественное заседание Государственного совета» (1901—1903). Написанная при участии B. М. Кустодиева и И. С. Куликова, картина стала крупным явлением в искусстве.

Интереснейшей фигурой  среди художников, творивших на рубеже столетий, был ученик Репина Валентин Александрович Серов. Начав как член Товарищества передвижных художественных выставок, он затем примкнул к «Миру искусства». Но, как признавал А. Бенуа Серов «был одним и особенным художником». Впитав лучшее, что было в русском и мировом изобразительном искусстве, он стал великим портретистом, замечательным мастером пейзажа, историческим живописцем. Серов получает официальные заказы и пишет в 1901 - 1903 гг. портреты Александра III, Николая II, великих князей, деятелей русской культуры, в том числе актрисы М. И. Ермоловой (1905) и танцовщицы Иды Рубинштейн (1910). Увлечение эпохой Петра I выявило грани его таланта как исторического живописца. Крупнейшим произведением Серова в этом жанре стала картина «Петр I» (1907). Работам зрелого периода творчества Серова присущи отточенный лаконизм, острота психологических характеристик, удивительная выразительность.

Плодотворным было в  эти годы и творчество другого замечательного художника — Михаила Врубеля, работы которого очень близки символистской поэзии. Причудливый сплав реального и фантастического в его полотнах, совершенство необычных красочных гармоний производили огромное впечатление на современников, хотя появление каждой новой его картины вызывало шумные споры. В 1900 г. Врубель завершил работу над удивительно поэтичной «Царевной Лебедыо», навеянной оперой Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». А в 1902 г. появляется один из наиболее известных вариантов на тему, которая неотступно владела художником на протяжении почти двадцати лет, — «Демон поверженный».

Заметную роль в развитии русского изобразительного искусства начала века играло объединение «Мир искусства». Оно оформилось в самом конце XIX в. вокруг группы, занимавшейся изданием одноименного журнала и организацией выставок под тем же названием. Его основателями и руководителями были художники А. Н. Бенуа и С. П. Дягилев. Полного идейного единства среди членов «Мира искусства» не существовало, но в целом их сплачивало отрицание эстетики русских демократов второй половины XIX в. и передвижников, которые обвинялись в «направленстве», «подчинении живописных задач идейно-общественным». «Мирискусники» провозгласили отказ от иллюстративности и повествовательности, защищая «искусство для искусства». «Художник должен быть поглощен цветовым эффектом», говорилось в одной из программных статей объединения. Художники «Мира искусства» свободно обращались с формой и цветом, заметно увлекались символикой и прошлым, особенно XVIII и началом XIX в. При этом современники отмечали присущие именно им «ретроспективную мечтательность» и утонченный эстетизм.

К наиболее ярким художникам «Мира  искусства» относится Константин Андреевич Сомов. Талантливый, изысканный мастер, он был увлечен, как заметил Бену а, «эпохой бисера и альбомов», пленен «мечтой о трогательном быте забытых мертвецов». Сомов оставил много картин любимого им «ретроспективно-галантного жанра», пронизанных мягкой иронией («Вечер», 1902), немало пейзажей и выразительных портретов («Блок», 1907), близость которых символистской литературе того времени отмечали современники.

Общенациональное и мировое  значение отечественной культуры XIX в.

На грани веков, в столкновении противоположных течений и направлений — реализма и модернизма возникло то уникальное явление, которое вошло в историю мировой культуры под названием «Серебряный век» русской литературы и искусства. Творцы культуры, теснейшим образом связанные с глубокими исканиями русской философской мысли, делали удивительные открытия в духовной сфере, развивали уже существовавшие и создавали совершенно новые направления в искусстве. Отказавшись от продолжения традиций и пройдя в последней трети XIX в. через увлечение натурализмом, многие художники обратились к индивидуализму, «чистому искусству», стремясь постичь идеальную сущность мира.

Их интересовали «скрытые реальности», невидимые, внутренние механизмы бытия, они уходили от наглядности, от похожести, отдаваясь поискам новых выразительных форм и средств, создавая «искусство для искусства». Искания эти обернулись глубокой трагедией лучших представителей интеллигенции, которая в этот переломный исторический момент перестала определять направление духовного развития русского общества, оторвавшись от уровня понимания подавляющего большинства полуобразованных масс.

Вместе с тем парадоксальным явлением, характерным для кризисного периода истории, стало то, что даже те направления, течения и группы в искусстве, которые демонстративно избегали какой-либо социальной и политической ориентации, непременно оказывались в центре кипящих политических страстей и причислялись к выразителям оппозиционных настроений в обществе.

Живым символом единства русской классической литературы XIX в. и русской литературы начала XX в. стал Л. Н. Толстой. В последнюю пору своей жизни он выступает как проповедник и моралист, а его мучительные нравственные и социально-философские искания обретают форму собственного этического учения — «толстовства». Стержнем этого учения стало самосовершенствование человека и непротивление злу насилием — своеобразная утонченная религия, завоевавшая множество сторонников и последователей как в России, так и за ее пределами.

Этические воззрения Толстого находят свое выражение не только в литературных произведениях этого периода («Живой труп», «После бала», «Хаджи-Мурат»), но и в его публицистике. Огромный общественный резонанс имела статья «Не могу молчать!», в которой Лев Николаевич гневно протестовал против жестокости правительства, широко применявшего смертную казнь для подавления революционных выступлений.

Рядом с Толстым в литературе этого периода стоят А.П. Чехов, А.И. Куприн, И.А. Бунин, продолжавшие классические традиции русского искусства. Современники склонны были видеть в их творчестве выражение общедемократических идеалов независимо от желания и намерений самих авторов.

В начале века в полной мере раскрывается большой и самобытный талант А. И. Куприна. Широкий успех принесла ему повесть «Поединок». Исключительная наблюдательность, «жадность к жизни», мастерское умение Куприна воспроизводить жизнь во всей конкретности и многообразии, поэтичность и богатство его литературного языка - все это сразу завоевало признание современников.

Совершенно особое место  в русской литературной жизни начала века занимает Максим Горький (Алексей Максимович Пешков). В 1900 г. он так формулирует для себя задачу литературы и искусства: «Запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного... пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни — самое лучшее, самое значительное, самое дорогое, святое и что кроме его — нет ничего достойного внимания».

Информация о работе Культура России в XIX в