Культура России второй половины XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:07, творческая работа

Краткое описание

В художественной литературе второй половины XIX в. нашли отображение социальные сдвиги, которые произошли в пореформенной России. Отечественной литературе всегда было свойственно «стремление к решению задач социального бытия» (М. Горький). Дух обличительства, критическое отношение к существующей действительности были характерны для произведений русских писателей первых пореформенных десятилетий.

Вложенные файлы: 1 файл

федотова и петрова.pptx

— 1.83 Мб (Скачать файл)

Культура  России второй половины XIX века

Падение крепостного  права означало начало нового, капиталистического периода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизнь общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный и духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту культурных потребностей.

    • Успехом в народном образовании -созданием сети земских школ , реформированием высшей школы и развитием женского образования - Россия обязана не только политическим деятелем , но и педагогу К. Д. Ушинскому.
    • Огромную культурно-просветительскую деятельность вели многочисленные российские лицеи - Политехнический, Исторический, Сельскохозяйственный.
    • Важным событием в развитии просвещения в России стало открытие в 1862 г. московского публичного Румянцева музея, в котором были собраны обширная библиотека, русская и западноевропейская живопись, коллекции медалей, монет, оружия.

В художественной литературе второй половины XIX в. нашли отображение  социальные сдвиги, которые произошли  в пореформенной России. Отечественной  литературе всегда было свойственно  «стремление к решению задач  социального бытия» (М. Горький). Дух обличительства, критическое отношение к существующей действительности были характерны для произведений русских писателей первых пореформенных десятилетий.

    • Вторая половина XIX в. стала временем расцвета в литературе критического реализма. С ним связано творчество талантливых русских писателей: И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского, И. А. Гончарова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова,— имена которых навсегда вошли в сокровищницу мировой литературы.
    • Во второй половине XIX в. архитектура и скульптура переживали кризис. В искусстве господствовал реализм, но применительно к архитектуре это слово едва ли что-нибудь означает, да и скульптура требует определённой условности и идеализации. Поэтому действительно смелых идей ни архитекторы, ни скульпторы предложить не смогли.
    • Здания второй половины XIX в. содержат черты, восходящие к древнерусской архитектуре, орнаменты, заимствованные из народной вышивки или воспроизводящие в камне резьбу по дереву... В большинстве случаев всё это не связано с функцией и конструкцией сооружения и выглядит искусственно.

Классицизм, возникший  в начале второй половины XVIII века, получил  в архитектуре России поистине блистательное  развитие. Величайшими мастерами  зодчества были петербургские архитекторы-классицисты: А.Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламот, И.Е. Старов и Дж. Кваренги, А.Н. Воронихин и Ж.-Ф. Тома де Томон, А.Д. Захаров, К.И. Росси, В.П. Стасов и многие другие. Их творческий гений, помноженный на труд тысяч «работных людей», превратил Петербург в один из красивейших городов мира.

Развитие русского театра во второй половине XIX в. неразрывно связано с именем А. Н. Островского (1823 — 1886), который считал театр «признаком зрелости нации, так же как и академии, университеты и музеи». Драматургия Островского — замечательное явление национально - художественной культуры. С постановки пьесы «Не в свои сани не садись» в 1852 г. на сцене Малого театра произведения Островского заняли ведущее место в его репертуаре.

    • Основными центрами театральной культуры продолжали оставаться Малый и Александрийский театры. Однако значительно выросло число театров и театральных трупп в провинциальных городах России, появился новый демократический зритель, главным образом из разночинской среды. Театр все более становился органической частью общественно-культурной жизни, охватывая уже не только узкий круг столичной публики, но и более широкие слои провинциальной интеллигенции.
    • Общественно-идейная атмосфера первых пореформенных десятилетий сказалась на состоянии музыки. В 1859 г. по инициативе А. Г. Рубинштейна (1829—1894) было организовано Русское музыкальное общество «для развития музыкального образования, вкуса к музыке в России и поощрения отечественных талантов». Общество устраивало симфонические и камерные конверты. В Петербурге по инициативе А. Г. Рубинштейна (1862), а затем в Москве (организатор Н. Г. Рубинштейн, 1866) были открыты консерватории, положившие начало профессиональному музыкальному образованию в России.

Выдающиеся достижения русской музыки связаны с именем П. И. Чайковского (1840-1893). Он один из величайших композиторов нашей эпохи, оставивший обширное творческое наследие в области  балетного, оперного, симфонического, камерного музыкального искусства (балеты «Лебединое озеро», «Спящая  краса вица»; оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; симфонии, романсы, симфонические  поэмы, музыкальный цикл «Времена года»  и др.).

В культуре России ХIХ века произошли перемены огромного  значения. Они составили культурное наследие страны.

Федотова 
Петрова 
11У


Информация о работе Культура России второй половины XIX века