Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 15:51, контрольная работа
Культуры Древней Греции и Древнего Рима при всем своеобразии каждой обладают рядом общих черт и имеют общее название — античная культура. Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (от лат. antiquus — древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Неповторимая античная культура стала основой европейской культуры.
Античная культура основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем.
Введение
1. Античность как тип культуры
2. Основные ценности и памятники античной культуры
3. Значение античной культуры
Заключение
Список использованной литературы
ФГБОУ ВПО «Тверская Государственная Сельскохозяйственная Академия»
Контрольная работа по культурологии
Тема: «Культура античности»
Выполнила: студентка 1 курса технологического факультета направление: ТПиПСХП Щербакова Н.Н. | |
Проверила: к.ф.н., доцент Тюлина А.В. |
Тверь, 2012
Содержание:
Введение
1. Античность как тип культуры
2. Основные ценности и памятники античной культуры
3. Значение античной культуры
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Культуры Древней Греции и Древнего Рима при всем своеобразии каждой обладают рядом общих черт и имеют общее название — античная культура. Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (от лат. antiquus — древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Неповторимая античная культура стала основой европейской культуры.
Античная культура основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Античность – уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности, она раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания.
История мирового искусства переполнена воспоминаниями об античном мире, воспроизведением античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, историей и бытом до такой степени, что античность неразрывно сливается со всей историей мировой художественной культуры со времен, когда античное общество завершило свое существование, и до наших дней. К античности восходят современные литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания.
Под античностью понимают период древней истории Греции и Рима. Из средиземноморских государств именно они оказали наибольшее влияние на развитие европейской и мировой культуры, оставили богатое культурно-историческое наследие.
Культура Древней Греции. В настоящее время считается, что история Древней Греции начинается примерно на рубеже III тыс. до н. э., когда на ее территории повсеместно распространяются бронзовые орудия труда. На протяжении III тыс. до н. э. наиболее развитым было население Кикладских островов, расположенных в Эгейском море. До нашего времени дошли остатки крепостных стен, мраморные статуэтки, расписные сосуды. На рубеже III—II тыс. до н. э. на островах появляются настоящие города, с этого времени центром цивилизации становится остров Крит, культуру которого иногда называют Минойской по имени Миноса — легендарного царя острова. Первоначально эта культура испытывала сильное влияние Минойской цивилизации. С Крита были заимствованы некоторые божества, фресковая живопись, фасоны одежды, водопровод, канализация и др. Однако тесно связанная с древнейшими культурами материковой Греции, Микенская цивилизация была достаточно своеобразной. Одним из ранних памятников Ахейской культуры были так называемые шахтные гробницы в Микенах, открытые в 1876 г. известным немецким археологом Генрихом Шлиманом (1822—1900). В гробницах вместе с костями умерших были найдены украшения, сосуды, оружие, золотые посмертные маски.
Культура Древнего Рима. Римская культура является составной частью античной. Во многом опираясь на греческую культуру, римская культура смогла развить некоторые ее достижения, внести нечто новое, присущее только римскому государству. Во времена своего наивысшего расцвета Древний Рим объединял все Средиземноморье, включая Грецию, его влияние, его культура распространялись на значительную часть Европы, Северную Африку, Ближний Восток и др. Сердцем этого огромного государства была Италия, расположенная в самом центре Средиземноморского мира.
Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла в классический период. Греческая религия складывалась в эгейскую эпоху и несомненно испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов, у греков были местные общинные культы, боги-покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции - Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного, политического и экономического объединения греческих полисов. Но уже в гомеровскую эпоху культурная общность греков отчётливо ими осознавалась, что и отразилось в почитании общегреческих богов. Немалую роль в оформлении общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и его творцы аэды.
Основными богами греческого пантеона являются: Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес, Дионис, Асклепий, Пан, Афродита, Арес, Гефест, Гестия. Характерной чертой древнегреческой религии был антропоморфизм - обожествление человека, представление о богах, как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Другими элементами культа были возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски. Отправление общественного культа рассматривалось как дело государственной важности. Помимо общественного культа существовал и частный, домашний культ, обряды его, более скромные, совершались главами семей и родов. Жречество в Греции не составляло особой корпорации или замкнутого сословия. Жрецы просто считались служителями при храмах; в некоторых случаях они занимались гаданием, прорицанием и врачеванием. Должность жреца была почётной, но не давала непосредственной власти, так как зачастую официальным культом руководили гражданские должностные лица. Греческие полисы в этом отношении сильно отличались от восточных деспотических государств с их засильем жречества.
Следующая доминанта греческой культуры
- мифология. Греческая мифология - это
не только и не столько мир религиозных
представлений, это мир греков вообще,
это сложное и обширное целое, куда входят
наряду с собственно мифами также и исторические
легенды и предания, сказочные сюжеты,
литературные новеллы, свободные вариации
на мифологические темы. Но так как эти
разнообразные элементы с трудом отделимы
друг от друга, следует рассматривать
эту широко понимаемую мифологию в целом.
В числе мифов обнаруживается глубоко
архаический пласт тотемистических мифов
о Гиацинте, Нарциссе, Дафне, Аэдоне и др.
Весьма характерными являются земледельческие
мифы о Деметре и Персефоне, о Триптолеме
и Якхе, о Дионисе - они олицетворяли посев
и прорастание зерна и обрядовую практику
землевладельцев. Важное значение принадлежало
мифологическим олицетворениям элементов
земной природы.
Греки населили всю природу божественными существами: в рощах жили дриады, нимфы, козлоногие сатиры; в море - наяды и сирены ( птицы с головами женщин). Живы и красочны мифы, отражающие историческую смену культов: о борьбе между поколениями богов. о низвержении Кроносом своего отца Урана, о поедании им собственных детей и, наконец, о победе над ним сына его Зевса.
Антропологический мотив почти отсутствует в греческой мифологии. Она не даёт ясного ответа на вопрос о происхождении людей. По одному мифу создателем человека был титан Прометей. Во всяком случае характерно то, что в греческой мифологии боги не выступают в роли создателей мира и человека. Но если идея бога - творца была чужда мифологии греков, то образы культурных героев занимали в ней видное место. В качестве культурных героев выступают боги, титаны и полубоги-герои, происходившие, по мнению греков, от браков богов с людьми. Особенно известен и почитался Геракл, совершивший 12 подвигов. Это образ благородного героя, борющегося со злом и побеждающего его. Титан Прометей принёс людям благодатный огонь, дал им разум, знания, чем навлёк на себя гнев Зевса и подвергся страшной тысячелетней казни, от которой много лет спустя освободил его Геракл. Богине Афине приписывалось введение культуры оливкового дерева; Деметре - хлебных злаков; Дионису - виноградарства и виноделия; Гермесу - изобретение мер и весов, чисел и письма; Апполону - обучение людей поэзии и музыке и другим искусствам.
К образам культурных героев близки и
иногда от них неотличимы
полулегендарные - полуисторические фигуры
законодателей и устроителей городов,
великих певцов, поэтов и художников. Таковым
является образ Гомера - легендарного
автора "Иллиады" и "Одиссеи".
Итак, греческая мифология при всей сложности и разнообразии входящих в неё элементов имеет одну особенность и доныне производящую столь сильное впечатление на слушателя и читателя - высокая художественность и гуманизм образов.
В вопросе об античном рабовладении важную роль играют работы таких античных авторитетов, как Аристотель и Платон, а также рассуждения о всеобщем рабстве людей и богов ритора Либания, жившего в VI в.н.э. Наличие и естественность рабства в жизни античности привели к представлению о космическом рабстве, поскольку всё в космосе устроено так, что одно, безусловно, подчиняется другому. Во времена общинно-родового строя родственные отношения возникали сами собой естественным путём и на них зижделись экономические отношения. Переход к рабовладению дал мощное разделение труда; умственного и физического. Это привело к необходимости умственно регулировать физический труд, то есть управлять рабами. Одновременно появилась потребность более глубокого, чем мифология, осмысления мира и его законов. Это уже был не простой перенос родственных отношений на всю природу и на весь мир, но и его сложная трактовка, то есть философия.
Одним из самых замечательных явлений
древнегреческой культуры является театр.
Он возник на основе народных песен и плясок
во время праздников в честь бога Диониса.
Из обрядовых песен, которые пели, облачаясь
в козлиные шкуры, родилась трагедия (трагос
- козёл, ода - песня); из озорных и весёлых
песен родилась комедия. Театральные представления
считались школой воспитания, и государство
уделяло им большое внимание. Представления
шли несколько раз в год по большим праздникам
и продолжались несколько дней подряд.
Ставились 3 трагедии и 2 комедии. Смотрели
с утра до вечера, а чтобы все жители смогли
посетить театр, выдавались из казны специальные
театральные деньги.
В период расцвета греческой культуры
(VI - V вв. до н.э.) в Афинах жили и творили
самые выдающиеся греческие трагические
поэты, классики не только греческой, но
и мировой литературы: Эсхил, которого
по праву называют отцом трагедии за его
бессмертные произведения ("Прикованный
Прометей", "Персы"); Софокл, создавший
трагедии "Царь Эдип", "Электра",
и др.; Еврипд - автор "Медеи", "Ипполита",
"Ифигении в Авлиде". Классиком в
греческой комедии является Аристофан,
написавший комедии: "Мир", "Женщины
в народном собрании", "Всадники"
и др.
Древнегреческое изобразительное искусство
прочно вошло в художественное развитие
последующих времён. Его элементы живут
в настоящее время. Ведущими архитектурными
сооружениями классической Греции были
храмы, театры, общественные здания. Основным
архитектурным сооружением является храм.
Самые знаменитые образцы греческой архитектуры
- сохранившиеся до нашего времени в афинском
акрополе храмы Парфенон и Эрехтейон.
В древнегреческой архитектуре последовательно
сменились три архитектурных стиля: дорический,
ионический и коринфский. Отличительной
особенностью названных стилей является
форма колонн - непременного атрибута
древнегреческих сооружений.
Культура Древнего Рима - во многом продолжательница античных традиций Греции - отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашёл достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.
Древнеримская культура прошла сложный путь развития от культуры римской общины города-государства, впитав культурные традиции древней Греции, испытав влияние этрусской, эллинистической культур и культур народов древнего Востока. Римская культура стала питательной почвой культуры романо-германских народов Европы. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое.
Ранняя римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями населения Древнего Рима. Для религии этого времени был характерен политеизм, очень близкий к анимизму. В представлении римлянина каждый предмет и каждое явление имели своего духа, своё божество. Каждый дом имел свою Весту - богиню домашнего очага. Боги ведали каждым движением и вздохом человека от рождения до смерти. Другая любопытная черта ранней римской религии и мировоззрения людей - отсутствие определённых образов богов. Божества не отделялись от тех явлений и процессов, которыми они ведали. Первые изображения богов появляются в Риме примерно в VI в. до н.э. под влиянием этрусской и греческой мифологии и её антропоморфных божеств. До этого существовали только символы богов в виде копья, стрелы и т.д. Как у других народов мира, в Риме почитались души предков. Именовали их пенаты, лары, маны. Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по принципу "do, ut des" - "я даю, чтобы ты дал мне".
Формально-договорной характер отношения
к богам связан с магией и магическими
представлениями. В магии всё основано
на формальном сочетании слов и действий. Малейшая
ошибка разрушает эффект. Магизм римской
религии привёл к широкому развитию её
обрядовой стороны. Сложная обрядность,
в свою очередь, требовала многочисленных
специалистов, отсюда - развитие жречества.
Римское жречество было более многочисленно,
дифференцировано и авторитетно, чем греческое.
Существовал ряд греческих коллегий, которые
боролись за влияние в государстве. Самой
влиятельной была коллегия понтификов.
Глава этой коллегии являлся верховным
жрецом Рима. Очень многочисленной и влиятельной
была коллегия жрецов-гадателей, так как
гадания занимали большое место в жизни
римлян и обрядовой стороне римской религии.
С V в. до н.э. начинается серьёзное влияние
греческой культуры и религии, идущее
через колонии греков в Италии. Богатая
мифология греков, весь поэтический, красочный
мир греческих сказаний многим обогатил
сухую и прозаическую почву итало-римской
религии. Под влиянием греческой и этрусской
мифологической традиции выделились верховные
божества римлян, главные из которых: Юпитер
- бог неба, богиня неба и покровительница
брака, супруга Юпитера - Юнона, Минерва
- покровительница ремесла, Диана - богиня
рощ и охоты, Марс - бог войны. Появляется
миф об Энее, устанавливающий родство
римлян с греками, миф о Геркулесе (Геракле)
и др. В значительной степени происходит
отождествление римского и греческого
пантеонов. Примерно с IV в. до н.э. распространяется
греческий язык, главным образом среди
верхних слоёв населения. Получают распространение
некоторые греческие обычаи: брить бороды
и коротко стричь волосы, возлежать за
столом во время еды и пр. В IV в. до н.э. в
Риме вводится медная монета по греческому
образцу, а до этого платили просто куском
меди. Развитие римской цивилизации привело
к значительному росту и возвышению столицы
государства города Рима, который I - III
вв. до н.э. насчитывал от одного до полутора
миллионов жителей. После завоевания Римом
западной части эллинистического мира
в его пределы вошли такие крупные культурные
центры, как Александрия Египетская, Антиохия
в Сирии, Эфес в Малой Азии, Коринфр и Афины
в Греции и Карфаген на северном берегу
Африки. Рим и другие города империи украшались
великолепными зданиями - храмами, дворцами,
театрами, амфитеатрами, цирками. Амфитеатры
и цирки, в которых травили животных, устраивали
бои гладиаторов и публичные казни, - особенность
культурной жизни Рима. Питательной почвой
этих жестоких зрелищ были бесконечные
войны, колоссальный приток рабов из завоёванных
земель, возможность подкармливать и развлекать
плебс за счёт грабительских войн.
Отличительной чертой городов эпохи империи
было наличие коммуникаций: каменных мостовых,
водопроводов (акведуки), канализации
(клоаки). В Риме было 11 водопроводов, два
из которых работают до сих пор. Площади
Рима и других городов украшались триумфальными
арками в честь военных побед, статуями
императоров и выдающихся общественных
людей государства. Строились великолепные
здания общественных купален (терм) с горячей
и холодной водой, гимнастическими залами
и комнатами отдыха. Во многих городах
возводились дома в 3 - 6 этажей.