Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:56, контрольная работа
До мусульманства, на территории Азии, было распространено шаманство и многобожие. Для каждого народа были свойственны свои обычаи.
К примеру, у казахов до мусульманства приветствовался культ пещер, так, например, в Южном Казахстане считалась святыней пещера Чак-пак-ата. Сюда приходили женщины для молитвы от бесплодия.
Также доисламские верования вайнахов включали поклонение целому пантеону различных богов и культ предков.
Древние верования, обычаи народа Азии.
2. Возникновение и распространение ислама.
3. Исламская картина мира и система мусульманских ценностей.
4. Особенности мусульманской культуры. География распространения ислама.
МИНИСТЕРСТВО ОБРОЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-
КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра
социальной экономической истории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Культурология»
на тему
«Культура арабо-мусульманского мира»
доц. Носикова
Г.П.
Кемерово
2011г.
ПЛАН
1. Древние верования, обычаи народа Азии.
2. Возникновение и распространение ислама.
3. Исламская
картина мира и система
4. Особенности
мусульманской культуры. География
распространения ислама.
Древние верования, обычаи народа Азии.
До мусульманства, на территории Азии, было распространено шаманство и многобожие. Для каждого народа были свойственны свои обычаи.
К примеру, у казахов до мусульманства приветствовался культ пещер, так, например, в Южном Казахстане считалась святыней пещера Чак-пак-ата. Сюда приходили женщины для молитвы от бесплодия.
Также доисламские верования вайнахов включали поклонение целому пантеону различных богов и культ предков. Наиболее популярным божеством в вайнахском пантеоне был одноглазый Елта - покровитель диких зверей, бог охоты. Каждый тейп, аул или тукхум имел своего покровителя - божество или предка, небольшое святилище ("элгиц") которого возводилось на высокой горе рядом с аулом. Сами горы ("иерда") также считались священными, им приносились жертвы, особенно во время похорон.
Народы
принявшие мусульманство не изменили
свои обычаи просто приняв эту религию
они как бы добавили еще несколько.
Возникновение и
распространение
ислама.
Ислам зародился в Аравии
в VII веке нашей эры. Происхождение его
яснее, чем происхождение христианства
и буддизма, ибо оно почти с самого начала
освещается письменными источниками.
Но и здесь много легендарного. По мусульманской
традиции, основателем ислама был пророк
божий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он
якобы получил от бога ряд “откровений”,
записанных в священной книге Коране,
и передал их людям. Коран - основная священная
книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево
для евреев, Евангелие для христиан.
Коран разделен на 114 глав
(сур). Они расположены без всякого порядка,
просто по размерам: более длинные ближе
к началу, более короткие - к концу. Суры
мекканские (более ранние) и мединские
(более поздние) перемешаны. Одно и то же
повторяется многословно в разных сурах.
Восклицания и прославления величия и
могущества Аллаха чередуются с предписаниями,
запретами и угрозами “геенной” в будущей
жизни всем непослушникам. В Коране совсем
незаметно следов такой редакционно-литературной
отделки, как в христианском Евангелии:
это совершенно сырые, необработанные
тексты.
На основе Корана и хадисов
мусульманские богословы пытались восстановить
биографию Мухаммеда.
Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил около 570-632 гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где нашел мало последователей, потом в Медине, где ему удалось собрать много приверженцев; опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и большую часть Аравии под знаменем новой религии. Биография Мухаммеда лишена особой фантастики (в отличие от евангельской биографии Иисуса). Но истоки мусульманской религии нужно искать, конечно, не в биографии отдельных лиц, а в социально-экономических и идеологических условиях, сложившихся в ту эпоху в Аравии.
В IV веке
в Аравии начался упадок караванной
торговли, так как торговые дороги
переместились на восток в Сасанидский
Иран. Это нарушило экономическое
равновесие, державшееся веками. Кочевники,
потерявшие доход от караванного
движения, стали склонятся к оседлому
образу жизни, переходить к земледелию.
Возросла нужда в земле, усилились столкновения
между племенами. Стала чувствоваться
нужда в объединении. Это не замедлило
отразиться и в идеологии: возникло движение
за слияние племенных культов, за почитание
единого верховного бога Аллаха; тем более
что евреи и отчасти христиане подавали
арабам пример единобожия. Среди арабов
возникла секта ханифов, чтивших единого
бога. В такой обстановке и развернулась
проповедническая деятельность Мухаммеда,
вполне отвечавшая общественной потребности.
В его проповедях, собственно, не было
почти ничего нового по сравнению с религиозными
учениями иудеев, христиан, ханифов: основное
у Мухаммеда - строгое требование почитать
только единого Аллаха и быть безусловно
покорным его воле. Само слово “ислам”
означает покорность.
Новая религия указывала
воинственным бедуинам простой и ясный
путь к обогащению, к выходу из кризиса:
завоевание новых земель.
Преемники Мухаммеда - халифы
Абу-Бекр, Омар, Осман - завоевали в короткое
время соседние, а потом и более отдаленные
страны Средиземноморья и Передней Азии.
Завоевания совершались под знаменем
ислама - под “зеленым знаменем пророка”.
В покоренных арабами странах повинности
крестьянского населения были значительно
облегчены, особенно для тех, кто принимал
ислам; и это содействовало переходу широких
масс населения разных национальностей
в новую религию. Ислам, зародившись как
национальная религия арабов, скоро стал
превращаться в наднациональную, “мировую”
религию. Уже в VII-IX вв. ислам сделался господствующей
и почти единственной религией в странах
халифата, охватившего огромные пространства
- от Испании до Средней Азии и границ Индии.
В XI-XVIII вв. он широко распространился в
Северной Индии, опять-таки путем завоеваний.
В Индонезии ислам получил распространение
в XIV-XVI вв. , главным образом через арабских
и индийских купцов, и почти начисто вытеснил
индуизм и буддизм (кроме острова Бали).
В XIV веке ислам проник также к кыпчакам
в Золотую Орду, к булгарам и другим народам
Причерноморья, несколько позже - к народам
Северного Кавказа и Западной Сибири.
Исламская картина мира и система мусульманских ценностей.
Догматика
ислама очень проста. Мусульманин
должен твердо верить, что есть только
один бог - Аллах; что Мухаммед был
его посланником-пророком; что до
него бог посылал людям и других
пророков - это библейские Адам, Ной,
Авраам, Моисей, христианский Иисус, но
Мухаммед выше их; что существуют ангелы
и злые духи (джинны), впрочем, эти последние,
перешедшие в ислам из древнеарабских
верований, не всегда злы, они тоже находятся
во власти бога и исполняют его волю; что
в последний день мира мертвые воскреснут
и все получат воздаяния за свои дела:
праведные, чтящие бога, будут наслаждаться
в раю, грешные и неверные гореть в геенне;
наконец, что существует божественное
предопределение, ибо Аллах каждому человеку
заранее назначил его судьбу.
Аллах изображается в Коране
как существо с чисто человеческими моральными
качествами, но в превосходной степени.
Он то гневается на людей, то прощает их;
одних любит, других ненавидит. Как и иудейский
и христианский боги, Аллах заранее предназначил
одних людей к праведной жизни и будущему
блаженству, других - к беззакониям и загробным
мучениям. Тем не менее в Коране, как и
в Евангелии, бог многократно именуется
милостивым, прощающим и пр. Важнейшее
качество Аллаха - это его могущество и
величие. Поэтому наиважнейшее догматическое
и моральное предписание в Коране - это
требование полной, безоговорочной покорности
человека воле Аллаха.
Одно из предписаний мусульманской
религии состоит в священной войне за
веру (джихад). Это вполне понятно, если
вспомнить, что само мусульманское движение
возникло из потребности арабов в объединении
и в добывании новой земли. В Коране это
предписание изложено ясно: в течение
восьми месяцев в году (ибо четыре месяца
считаются “запретными”) надлежит воевать
с многобожниками, с неверными, истреблять
их, захватывать их имущество. В этом ярко
проявились фанатизм и нетерпимость к
иноверцам, свойственные исламу даже в
большей степени, чем другим мировым религиям.
Однако впоследствии и мусульманские
богословы, и светские ученые по-разному
толковали заповедь джихада.
Действительно, в Коране проводится некоторое различие между приверженцами разных немусульманских религий. К многобожникам, то есть последователям племенных и политеистических культов, отношение резко враждебное: “О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из неверных, которые близки к вам. И пусть они найдут в вас суровость. И знайте, что Аллах - с богобоязненными!” (9: 124). К людям же, “имеющим писание”, то есть иудеям и христианам, составители Корана высказывают уважение: это и понятно, ведь на идейной почве именно этих религий, на путях их упрощения выросла идеология ислама. Однако в Коране есть предписание воевать с теми, “которым ниспослано писание”, - с иудеями и христианами, - если они не веруют в Аллаха и не подчиняются религии истины (9: 29). На практике в исламе всякое разделение между сторонниками иных религий стерлось: все они рассматривались как неверные (джяур), подлежащие или истреблению, или покорению. Под знаменем джихада (газавата) мусульманские лидеры не раз, вплоть до наших дней, побуждали верующих к истребительной войне против всех иноверцев. Этика ислама довольно элементарна. Предписывается быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т. п. Невыполнимых моральных предписаний в исламе, в отличие от христианства, нет.
В семейной
морали и во взгляде ислама на взаимоотношения
полов отразились понятия патриархально-родового
уклада. Женщина - подчиненное существо,
созданное Аллахом для
В социальных принципах
раннего ислама нашел отражение тот же
патриархально-родовой уклад. Все мусульмане
равны перед богом, но имущественные различия,
богатство и бедность признаются естественным
фактом, установленным самим Аллахом.
Обязательный
налог в пользу бедных призван
как будто смягчать имущественные
противоречия; однако частная собственность
защищается Кораном. Торговая прибыль
объявляется вполне законной, ростовщичество
же осуждается: “Аллах разрешил торговлю
и запретил рост” (2: 276), что, по-видимому,
является результатом компромисса между
интересами торгового класса и массы земледельцев
и кочевников, страдавших от ростовщичества
и кабалы. Закабаление за долги запрещено.
Особенности мусульманской культуры. География распространения ислама.
Третьей (самой поздней по времени возникновения)
“мировой” религией является ислам, или
мусульманство. Это одна из распространеннейшей
религий: приверженцев ее насчитывается
около 900 миллионов, преимущественно в
Северной Африке, Юго-Западной, Южной и
Юго-Восточной Азии. Арабоязычные народы
почти поголовно исповедуют ислам, тюркоязычные
и ираноязычные - в подавляющем большинстве.
Много мусульман также среди североиндийских
народов. Население Индонезии почти целиком
придерживается ислама.
Распространение ислама сопровождалось
резким культурным подъемом в странах
этого региона. Прежде всего, это коснулось
развития исторического жанра в литературе.
С конца VII в. главным образом на арабском, но также и на персидском, турецком, малайском языках непрерывно писались труды по всемирной истории и отдельных народов, хроники и генеалогические летописи царских династий и отдельных родов, составлялись биографические словари. Характерно, что историки-мусульмане проявляли интерес не только к жизни и культуре мусульманских стран, но и других народов: в арабских хрониках мы находим описания путешествий, достопримечательностей и архитектурных сооружений, происшествий и глобальных событий.
Хотя историческое повествование было рассчитано не только на интеллектуалов, но и на простой народ, в нем исследуются и сложные проблемы философии истории. Так, Бируни в XI в. создает обзор по категории времени.
Если в западноевропейской историографии единая хронология формировалась начиная с XI в., то исламские историки датируют события и располагают их в хронологическом порядке уже с VIII в. Интересно, что в начале хроник арабские историки сознательно оперировали не фактами, а знаниями о них: анализировали достоверность письменных или устных источников, сопоставляли их, подвергали сообщение критическому анализу. Образцом такого подхода служит "История" Ат- Табари (839-923 гг.).
Обычай
хронологической организации
Характеризуя в своем "Введении" состояние любого общества как "цивилизованность" (умран), ниспосланную богом, он далек от противопоставления различных культур как более или менее развитых.
Любое
общество, по Ибн Хальдуну, колеблется
между кочевым и городским образом жизни.
Развитие культуры происходит под влиянием
экономических и политических процессов,
которые, таким образом, служат внутренним
источником изменений. Ибн Хальдун, быть
может, первый представитель культурологического
подхода к пониманию общества.
Исламская культура богата философскими
и художественными традициями. Философия
(фалсафа), представленная Фараби, Ибн
Синой, Ибн Рушдом и другими, внесла весомый
вклад в мировую мысль.