Культура второй половины XIX в.: архитектура, скульптура, живопись

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 13:19, реферат

Краткое описание

Вторая половина XIX в. поставила перед русскими архитекторами новые задачи: строительство совершенно иных по предназначению зданий — железнодорожных вокзалов, крупных магазинов, банков, фабричных корпусов; использование новых материалов: железа, стекла и бетона. В период классицизма нередко архитекторы шли от формы к назначению, теперь же на первый план выдвигалась функциональность, хотя сначала архитекторы пытались скрыть это привычным внешним оформлением. В облике Балтийского вокзала в Петербурге архитектор А. И. Кракау впервые выразил художественными средствами главную его функцию. Застекленный арочный проем в верхней части фасада использовался для освещения зала, и в то же время витраж как бы переносил человека в атмосферу железной дороги.

Вложенные файлы: 1 файл

Культура второй половины XIX в.doc

— 35.00 Кб (Скачать файл)

Культура второй половины XIX в.: архитектура, скульптура, живопись

 

Вторая  половина XIX в. поставила перед русскими архитекторами новые задачи: строительство  совершенно иных по предназначению зданий — железнодорожных вокзалов, крупных  магазинов, банков, фабричных корпусов; использование новых материалов: железа, стекла и бетона. В период классицизма нередко архитекторы шли от формы к назначению, теперь же на первый план выдвигалась функциональность, хотя сначала архитекторы пытались скрыть это привычным внешним оформлением. В облике Балтийского вокзала в Петербурге архитектор А. И. Кракау впервые выразил художественными средствами главную его функцию. Застекленный арочный проем в верхней части фасада использовался для освещения зала, и в то же время витраж как бы переносил человека в атмосферу железной дороги.

 

В России по примеру Западной Европы началось строительство  торговых пассажей (два фасада на параллельных улицах и застекленная галерея, по сторонам которой в два яруса располагались  торговые ряды). В Москве пассаж соединил Петровку и Неглинную, в Петербурге — Невский проспект и Итальянскую улицу. Позже в торговых зданиях стали совмещать черты пассажа и традиционного русского гостиного двора. В 1889—1893 гг. были построены Верхние торговые ряды в Москве (ныне ГУМ). Три трехъярусные галереи выходили на Никольскую улицу и на Ильинку, соединяясь между собой тремя поперечными проходами. Световой купол разработал инженер В. Г. Шухов. Архитектор А. Н. Померанцев сумел обеспечить максимальную функциональность здания, его неброская архитектура органично вписалась в ансамбль Красной площади.

 

Новые здания театров стали менее монументальными; маленькие театры строились в  столицах и провинции и нередко  в комплексе с пассажем, гостиницей, рестораном. Широко развернулось строительство музеев: в 1877 г. был открыт Политехнический музей, в 1883 г. — Исторический музей (архитектор В. О. Шервуд, проект разрабатывался при участии историка И. Е. Забелина).

 

Принцип «умного  выбора», основополагающего принципа эклектики, показывал свою несостоятельность. Декоративные украшения разных эпох и стилей не соответствовали назначению зданий, поэтому многие удобные по планировке театры и вокзалы этого периода имели довольно неопределенный внешний облик. При строительстве светских сооружений стал применяться традиционно храмовый «русский стиль», однако «русско-византийская» стилистика архитектора К. А. Тона оказалась слишком парадной. Появившаяся новая разновидность, основанная на традициях резьбы по дереву и народной вышивки, уже современникам казалась странной; оставаясь лишь внешним оформлением, она не сливалась органически с функцией построек. В новых условиях древнерусскую архитектуру, так же как и византийскую, и готику, воспроизвести оказалось невозможным. Проблема нового стиля не была решена.

 

В живописи с начала века царил академический  стиль, насаждаемый Академией художеств. В 1863 г. группа художников во главе с  И. Н. Крамским покинула академию, отказавшись писать конкурсные работы на заданную тему из скандинавской мифологии. «Бунт 14» положил начало Товариществу передвижных художественных выставок, объединившему художников, порвавших с академизмом. В их творчестве нашлось место теме русской истории, жанровым сценам, русскому пейзажу, портретам современников. Столь милая сердцу передвижников идейность стала центральной в творчестве В. Г. Перова («Тройка», «Чаепитие в Мытищах», «Приезд станового на следствие»). В. М. Максимов, Г. Г. Мясоедов, С. А. Коровин запечатлели в своих работах различные стороны крестьянской жизни. И. Н. Крамской создал блестящую серию портретов современников: Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Льва Толстого. В жанре пейзажа работали: А. К. Саврасов, сумевший показать красоту и тонкий лиризм русской природы («Грачи прилетели»); Ф. А. Васильев, любивший динамичные переходные природные состояния; И. И. Шишкин, мастер эпического пейзажа; А. И. Куинджи, виртуозно воплощавший живописную игру света и воздуха. И. И. Левитан, мастер настроения, создал своим творчеством проникновенный, скромный и до боли знакомый образ родной природы («Над вечным покоем», «Вечерний звон», «Вечер. Золотой плес», «Золотая осень»).

 

На вторую половину XIX в. приходится расцвет искусства  И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова. Кисти Репина принадлежит ряд монументальных полотен («Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии»), произведения революционной тематики («Отказрт исповеди», «Не ждали», «Арест пропагандиста»), исторические полотна («Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану», «Иван Грозный и сын его Иван»). В начале XX в. он написал по правительственному заказу картину «Торжественное заседание Государственного Совета». В большой многофигурной композиции художнику удалось дать психологическую характеристику многим персонажам, В. И. Суриков, мастер исторического жанра, в 80-е годы создал самые знаменитые свои картины «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Бере-зове», «Боярыня Морозова», отличающиеся исторической достоверностью, прекрасной композицией, мощностью живописного решения и яркой психологической трактовкой образов. В. А. Серов работал в разных жанрах: писал пейзажи и натюрморты, полотна на исторические темы и театральные декорации. Однако ярче всего его талант проявился в портретах. В ряду лучших портретных работ русской и мировой живописи стоят его произведения «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем».

Русский купец  и меценат П. М. Третьяков в 1856-г. начал собирать произведения русских  художников. В 90-е годы собрание стало музеем, открывшим двери для публики. Третьяков передал свою коллекцию в дар Москве; сейчас Третьяковская галерея стала музеем мирового значения . В 1898 г. в Петербурге в Михайловском дворце был открыт Русский музей, в который поступили произведения русских художников из Эрмитажа, Академии художеств, императорских дворцов.


Информация о работе Культура второй половины XIX в.: архитектура, скульптура, живопись