Культура древней Греции в эллинистический период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 13:36, творческая работа

Краткое описание

Сущность нового качества эпохи эллинизма состоит в том, что были разрушены прежние нормы во всем: в повседневной жизни, в традициях, в государственности, в искусстве. В повседневности человек оказался незащищенным от воздействия стихий общественной жизни, полисное государство сменилось единовластным правлением сначала Филиппа Македонского (отца Александра), а потом и Александра Великого, искусство же все более обращало внимание на реального человека во всей его обыденности.

Вложенные файлы: 1 файл

Культура древней Греции в эллинистический период, Литвишко М..ppt

— 3.94 Мб (Скачать файл)

Культура древней Греции в эллинистический период

 

Выполнила: студентка 1 курса 
Филологического факультета

ФИЛ-Б-О-13-1

Литвишко Мария Сергеевна

 

Культура эпохи эллинизма

 

       Сущность нового качества эпохи эллинизма состоит в том, что были разрушены прежние нормы во всем: в повседневной жизни, в традициях, в государственности, в искусстве. В повседневности человек оказался незащищенным от воздействия стихий общественной жизни, полисное государство сменилось единовластным правлением сначала Филиппа Македонского (отца Александра), а потом и Александра Великого, искусство же все более обращало внимание на реального человека во всей его обыденности. 

Эллинизм (323-146 до н.э.) стал заключительным этапом древнегреческой культуры. В этот период высокий уровень эллинской культуры в целом сохраняется. Лишь в некоторых областях, например в философии, он несколько падает. В то же время происходит экспансия эллинской культуры на территории множества восточных государств, возникших после распада империи Александра Македонского, где она соединяется с восточными культурами. Именно этот синтез греческой и восточной культур и образует то. что именуется культурой эллинизма.

Ее образование шло под влиянием  прежде всего греческого образа  жизни и греческой системы  образования. Примечательно, что процесс  распространения греческой культуры  продолжался и после того, как  Греция попала в зависимость  от Рима (146 г. до н.э.). Политически  Рим покорил Грецию, но греческая  культура покорила Рим.

 

 Капитель «Малых пропилей» святилища Деметры в Элевсине.

Из областей духовной культуры  наиболее успешно в эпоху эллинизма  развиваются наука и искусство. В науке ведущие позиции по-прежнему занимает математика, где работают такие великие умы, как Евклид и Архимед. Их усилиями математика не только прогрессирует в теоретическом плане, но и находит широкое прикладное и практическое применение в механике, оптике, статике, гидростатике, строительстве. Архимеду к тому же принадлежит авторство многих технических изобретений.

 

Развитие науки

 

Архимед

 

Евклид

 Изобретения Архимеда

Труды Евклида 

Многочисленные войны требовали  от Греции периода эллинизма  создания военной техники, что  вызвало развитие механики. Не  только Архимед, теоретик и изобретатель, но и Герон Александрийский (ок. I века), по прозвищу “Механик”, положили  начала инженерной профессии.

Герон в Мусейоне возглавлял  школу инженеров, ученики которой  занимались конструированием машин. В книге “Pneumatica” Герон описал  работу паровой турбинки, созданной  им за восемнадцать веков до  вторичного ее “изобретения”  Сегнером в виде знаменитого  “сегнерова колеса”.

 

Конечно, ее устройство было  довольно примитивным, что видно  на чертеже в его книге. Это  изобретение было забыто, хотя  и использовалось в различных  автоматических игрушках вплоть  до XVIII века.

Именно эллинизм ознаменован  успехами математики, астрономии, географии, возникновением ботаники. Уникальный  научный центр, Мусейон (“место пребывания  муз”), созданный в Александрии, объединил в своих стенах ученых, съезжавшихся в Александрию времен  правления Птолемея I Сотера  — “спасителя” (ок. 366—283 до н. э.). 

Здесь имелись все необходимые  условия для работы: денежные  пособия, прекрасные залы для  дискуссий, ботанический сад, собрание  различных животных — прообраз  современных зоопарков и даже  лаборатории для хирургов.

При Мусейоне была знаменитая  библиотека — Александрийская, насчитывавшая, по словам современников, около 700 тысяч произведений. Мусейон для  греческих ученых стал чем-то  вроде университета, особой средой, в которой вызревали научные  теории.

 

Здесь трудились Евклид разработавший  метод элементарной геометрии; Гиппарх  создатель тригонометрии, ученый, описавший (еще до изобретения телескопа) более 850 звезд; здесь учился великий  Архимед, преподавал Аристарх Самосский  задолго до Коперника высказавший  догадку о вращении Земли вокруг  Солнца.

Заведовавший библиотекой ученый  Эратосфен (ок. 276—194 до н. э.), один  из создателей научной географии, составил карту мира, пользуясь  сеткой параллелей и меридианов. Эратосфен сделал попытку при  помощи математических вычислений, подкрепленных знанием расстояний  между известными ему городами, вычислить длину земного шара  по меридиану (ошибка в расчете  оказалась весьма незначительной).

Особое место в науке эллинизма  по праву заняла медицина. Условия  Мусейона позволили Герофилу (р. ок. 300 до н. э.), стороннику эмпирического  знания, сделать буквально сенсационные  для своего времени открытия. Он производил вместе со своими  учениками вскрытие трупов, изучил  систему кровообращения, научился  отличать вены от артерий, отметил  значение пульса в диагностике  различных заболеваний, исследуя  строение глаза, подошел к открытию  нервной системы.

 

Медицина

Архитектура

 

Развитие наук и техники оказало  влияние на строительство. Архитектуре  эллинистического периода, как никакой  другой, присуще стремление к  гигантским формам.

 

Например, в городе Галикарнасе  талантливый зодчий Пифей создал  впервые в истории архитектуры  Мавзолей для правителя и его  жены. Это была пирамида из 24 ступеней, на вершине которой высилась  традиционная скульптура — четверка  коней в упряжке (квадрига). 

 В Эфесе на месте сожженного  Геростратом храма Артемиды был  водружен новый храм — пышно  украшенное огромное сооружение. И та, и другая постройка были  причислены к семи чудесам  света.

В архитектуре наряду с традиционными  сакральными храмами широко строятся  гражданские общественные здания  — дворцы, театры, библиотеки, гимнасии  и т.д. Из других архитектурных  сооружений заслуживает выделения  Александрийский маяк высотой  в 120 м, включенный в число семи  чудес света. Его автором был  архитектор Сострат.

Скульптура также продолжает классические традиции, хотя в ней появляются новые черты: усиливаются внутренняя напряженность, динамика, драматизм и трагизм. Монументальная скульптура иногда принимает грандиозные размеры. Таковой, в частности, была статуя бога солнца Гелиоса, созданная ваятелем Хересом и известная как Колосс Родосский. Статуя также входит в число семи чудес света. Она имела высоту 36 м, стояла на берегу гавани острова Родос, но разбилась при землетрясении. Отсюда пошло выражение «колосс на глиняных ногах».

 

Скульптура

Знаменитыми шедеврами являются  Афродита (Венера) Милосская и Ника  Самофракийская.

 

Агесандр, Полидор, Афанодор. Лаокоон  с сыновьями.

Особый расцвет испытывает в  период эллинизма поэзия, хотя  она также сменила свое лицо. Поэзия эпохи эллинизма стала  уделом избранных, стихи писали  ученые, философы, филологи. Поэтому  среди поэтических произведений  можно найти трактаты: например, Арат пишет поэму “Явления” (или  “Феномены”), где излагает астрономические  взгляды своих предшественников.

 

Литература

 

Появляется большое количество  любовных стихов, элегий, в которых  эротика и ученость облечены  в изысканную форму. Среди авторов, наиболее преуспевших в этом  жанре, был Каллимах (ок. 300—ок. 240 до  н. э.), глава александрийского поэтического  кружка.

Но в эпоху эллинизма “умирают  эпические жанры — трагедия  и эпос, на смену им приходят  “малые формы”: ...элегия, идиллия, ...расцветает  жанр эпиграммы и легкой эротической  анакреонтики”. 
Поэзия так же, как и философия, ищет способы ухода от тягот жизни. На этом пути расцветает талант Феокрита из Сиракуз, поэта, создавшего новый жанр поэзии. 

   В 146 г. до н.э. Древняя Эллада перестала существовать, однако древнегреческая культура существует и поныне.

  Древняя Греция оказана огромное влияние на всю мировую культуру. Без нее не было бы современной Европы. Восточный мир без эллинской культуры был бы совсем иным.

 

Заключение

Список использованной литературы:

 

1. Культурология», Под ред.  С.В. Лапиной, Минск, «Тетра-системс»,  2007г. 
2. Тройский И. М., История античной литературы, 3 изд., Л., 1957;

3. Радциг С. И., История древнегреческой  литературы, 4 изд., М., 1977; 
4. Гейберг И. Л., Естествознание и математика в классической древности, [пер. с нем.], М. — Л., 1936; Тарн В 
5. Тарн В., Эллинистическая цивилизация, пер. с англ., М., 1949 (гл. 9 — Наука и искусство); 
6.  Бокщанин А., Древнегреческие историки позднеклассического периода и эпохи эллинизма, «Исторический журнал», 1940, № 10;  
7.  Зелинский Ф. Ф., Религия эллинизма, П., 1922;  
8. Полевой В. М., Искусство Греции. Древний мир, М., 1970;


Информация о работе Культура древней Греции в эллинистический период