Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:31, реферат
С наступлением новой эпохи наследие Ренессанса не кануло в вечность и, претерпевая изменения, продолжало жить своей жизнью. Не исчезло с лица земли, несмотря на религиозные войны и разрушения, походы крестоносцев и инквизиторские костры, искусство средневековья с ее шедеврами архитектуры и живописи, по-прежнему останавливая взор на вертикалях готики. Мифологическими сюжетами и вечным стремлением возродить утраченную гармонию напоминала о себе античность. Мировая культура продолжала накапливать свой потенциал, обогащалась новыми поисками и открытиями и пыталась построить новую картину мира, основанную уже не столько на религиозном и художественном осмыслении мира и человека, как в предшествовавшие эпохи, сколько на все более развивающемся научном его постижении.
1. Культура и искусство XVII-XVIII веков
1.1 Эпоха абсолютизма
1.2 Эстетика классицизма
1.3 Искусство барокко
1.4 Творчество Рембрандта и Эль Греко
2. Культура и искусство XIX века
2.1 Философия Канта
2.2 Теория Шиллера
2.3 Эстетические идеи в творчестве немецких романтиков
2.4 Творчество Гете
2.5 Философия Гегеля
2.6 Импрессионизм
2.7 Постимпрессионизм
3. Список использованных источников
Казанский научно-исследовательский технический университет имени А. Туполева
Казанский учебно-исследовательский и методический центр
Дисциплина. Культурология
Реферат на тему: «Культура и искусство XVII – XIX веков»
Выполнил: студент группы 5122к
Ярославкин Артем Сергеевич
Проверил: преподаватель
Казань 2011
Культура и искусство XVII – XIX веков
Содержание
1. Культура и искусство XVII-XVIII веков
1.1 Эпоха абсолютизма
1.2 Эстетика классицизма
1.3 Искусство барокко
1.4 Творчество Рембрандта и Эль Греко
2. Культура и искусство XIX века
2.1 Философия Канта
2.2 Теория Шиллера
2.3 Эстетические идеи в творчестве немецких романтиков
2.4 Творчество Гете
2.5 Философия Гегеля
2.6 Импрессионизм
2.7 Постимпрессионизм
3. Список использованных источников
1. Культура и искусство XVII-XVIII веков
С наступлением новой эпохи
наследие Ренессанса не кануло в вечность
и, претерпевая изменения, продолжало
жить своей жизнью. Не исчезло с
лица земли, несмотря на религиозные
войны и разрушения, походы крестоносцев
и инквизиторские костры, искусство
средневековья с ее шедеврами
архитектуры и живописи, по-прежнему
останавливая взор на вертикалях готики.
Мифологическими сюжетами и вечным
стремлением возродить
1.1 Эпоха абсолютизма
В XVII в. художественная культура Италии значительно утрачивает свое былое величие, и центр европейской духовной культуры перемещается во Францию. Новаторский дух французского искусства формируется не без влияния со стороны новых политических и экономических условий. Франция явила собой пример классической страны абсолютизма, который стал объединяющим началом в обществе. В средневековых городах местное самоуправление сменилось господством буржуазии и централизованной власти. Вступило в свои права новое гражданское общество. Наряду с прогрессивной ролью абсолютизм, имел и отрицательные стороны, что сказалось, в первую очередь, на усилении социального расслоения общества и ухудшении жизни крестьян, оказавшихся внизу общественной лестницы. Это приводило к многочисленным крестьянским восстаниям, которые жестоко подавлялись королевской властью. Социальная база эпохи абсолютизма заметно сузилась по сравнению с предшествующей культурой эпохи Возрождения. В первую очередь, она отражала интересы двух классов дворянства и буржуазии. Упрочившийся абсолютизм (в Испании, Франции и других европейских странах) установил принцип всеобщей регламентации и регулирования всех сторон жизни - от экономики и политики до культуры и искусства. Это привело к подавлению всякой личной инициативы и свободы. Основой человеческого поведения становится долг, который олицетворялся с государством и которому отдельный член общества должен был подчиняться. Строгое соблюдение всех требований государственной власти и безусловное подчинение ей провозглашалось высшей добродетелью. Поведение индивида ограничивалось определенными нормами и правилами поведения. По сравнению с предшествовавшей культурой Ренессанса, человек лишался не только свободы поведения, но и свободы мировоззрения. Абсолютизм сумел подчинить себе хаос эгоистических воль отдельных индивидуумов, стремящихся в эпоху капитализма реализовать свои интересы.
1.2 Эстетика классицизма
Существенно изменился характер труда: успешно развивалась мануфактура, повлекшая за собой разделение труда, которое привело к достаточно высоким успехам материального производства. Промышленность была заинтересована в развитии точных наук физики, математики, химии, астрономии и др. В философии одержал победу рационализм, основные принципы которого изложил в своей работе «Рассуждения о методе» (1637 г.) Р. Декарт, где он сформулировал четыре правила «для руководства ума», которые сводились к следующему:
1)не принимать за истинное то, в чем сомневаешься;
2)любое затруднение разделить на множество небольших;
3)начинать познание следует от простого к сложному;
4)чтобы избежать упущения,
необходимо последовательно
1.3 Искусство барокко
Вместе с тем в искусстве XVII
в. сохранились черты и тенденции,
доставшиеся ему в наследство
от прошлых эпох. Во многом они были
прямо противоположны тем, о которых
шла речь выше. Искусство барокко,
получившее наибольшее распространение
в Риме, по-своему отразило идеи позднего
Возрождения о неустойчивости и
зыбкости бытия, сиюминутности человеческого
счастья, тщетности усилий и поисков
идеала в земной жизни. Пессимистический
настрой ввиду несбывшихся
1.4 Творчество Рембрандта и Эль Греко
Несмотря на влияние художественных принципов искусства барокко и классицизма, существовали художники, творчество которых невозможно отнести к какому-то определенному направлению или стилю. Гении во все времена оказывались выше любых норм и правил, которые диктовались со стороны. Они оставались свободными в своем творчестве, нередко намного опережая свое время. XVII в. был богат талантами, но Рембрандт и Эль Греко по праву занимают среди них достойное место. Гениальный голландский портретист и мастер светотени, Рембрандт оказался прекрасным психологом, оставившем после себя в мировой живописи шедевры портретного искусства. Обращаясь к библейским сюжетам, Рембрандт наполнял их новым содержанием, концентрируя свое внимание на внутренней духовной жизни человека. Особенностью его творческой манеры явился повышенный интерес к изображению и проработке человеческого лица и рук. Незабываемые образы созданы кистью другого мастера этого жанра - Эль Греко. Его портреты также не спутаешь с другими благодаря особой манере письма, присущей автору: прекрасный мастер колорита отдает предпочтение чистым локальным цветам (художник учился у лучших венецианских художников-колористов - прежде всего, у Тициана). Кроме того, изображаемые лица, как и фигуры в целом, имеют, как правило, вытянутую форму, подчиняясь вертикали, по-видимому, навеянной готическим миросозерцанием. Если в эпоху Возрождения идеалом человека была свободно мыслящая личность, в эпоху абсолютизма - личность, наделенная разумом, то в эпоху Просвещения все больше начинают обращать внимание на моральное совершенствование индивида. Несмотря на то, что вера в безграничные возможности человеческого разума стала доминировать в мировоззрении эпохи Просвещения во всех странах Запятой Европы вновь обрели ценность благородство и мудрость, образованность и уважение достоинства каждого народа и отдельной личности. Поиски человеческой гармонии средствами искусства продолжались и в XVII в., и в XVIII в. Но вопрос о соотношении физической и природной стороны в человеке так и не был решен. Рационалисты, а вслед за ними и классицисты рассматривали отношение между телом и духом как величину раз и навсегда данную и неизменную, в то время как идеологи эпохи Просвещения заговорили о противопоставлении «естественного» и «цивилизованного» человека. Симпатии французских просветителей (Ж.-Ж. Руссо, Вольтера, Д. Дидро) были целиком на стороне природного человека, не испорченного цивилизацией. Но поскольку разум сделал человечество цивилизованным, то он и способен вывести общество из противоречий, в котором оно пребывает. Все беды человека вследствие его собственного «неразумения», - считали просветители. Что касается культуры, то она рассматривалась в качестве одного из звеньев природной эволюции, как естественное проявление человеческой природы, т.е. натуралистически. Немецких просветителей больше волновали идеи не столько политического преобразования общества и государства, как французов, сколько нравственное воспитание человека. История и культура рассматривались через постижение лежащих в их основании закономерностей. Такой взгляд на культуру во многом продолжил рационалистические традиции. На культуру, как и на само общество, просветители впервые стали смотреть исторически, подчеркивая прогрессивность ее развития. Одним из первых, кто заявил о прогрессе в области культуры, был немецкий просветитель Гердер. В качестве единой «разумной» основы природы и истории, благодаря которой можно проследить закономерную связь вещей и явлений в мире, Гердер рассматривал Бога. Изучая обычаи и хозяйственный уклад народов Греции, Египта, Китая, Японии, а также особенности славянских культур, он пытался представить «общую картину человечества». Идеи просветителей были отмечены верой человека в собственные силы и разум, оптимистически смотрящего в будущее и пытающегося изменить настоящее. Подобные идеи не могли не повлиять на культуру и не найти свое отражение в искусстве того времени. Если на раннем этапе своего развития искусство эпохи Просвещения было тесно связано с традициями Возрождения и классицизма, то позднее оно все больше ориентируется на собственные эстетические принципы. Дидро провозглашает необходимость демократизации искусства и культуры, ставит вопрос о высоком предназначении искусства в обществе, его роли в воспитании граждан. Если английские просветители Шефтсбери и Хатчесон писали о том, что искусство может улучшить человеческую природу, смягчая нравы, то Дидро выдвигает целую программу революционно-демократического воспитания граждан. В простых людях он видит действительных носителей моральных ценностей, критикуя классицистов за холодность и высокомерие: третьему сословию они отводили место лишь в комедии, которая считалась низким жанром в искусстве. Дидро, напротив, превращает народ в основного героя своих произведений, выдвигая основные принципы новой теории драмы в противовес классицизму. Театр, по мнению Дидро, должен стать «школой нравственности», а для этого требуется реалистически отображать повседневные заботы и радости, показывая человеческие характеры в развитии. Идеи французского Просвещения нашли свое отражение в живописи Ж.-Б. Шардена, которого интересовал скромный быт и нравы третьего сословия. Художник с теплотой изображал в своих жанровых картинах просто и непритязательно одетых женщин, занятых привычными домашними хлопотами, он хорошо знал отдельные предметы этого быта и изображал их в своих натюрмортах. Искусство Шардена отвечало демократическим идеалам Просвещения и его эстетическим принципам, подчеркивающим, что главное в искусстве - это содержание, а не форма. Английский художник У. Хогарт, с присущим ему вниманием к описанию подробных деталей быта, явился предтечей будущего критического реализма, обнаружившего себя в полную силу в XIX в. Художник оказался мастером композиции, человеком, не лишенным юмора. Его произведения нередко напоминают сценографию своей подчеркнутой театральностью. Манера Хогарта сходна с манером русского художника Федотова, поскольку обоих интересовали житейские ситуации и людские характеры. Гордостью английского портретного жанра являются Д. Рейнолдс и Г. Гейнсборо. Первый - мастер парадных портретов, театрально представляющих своих героев, второму в большей мере свойственна мягкость и лиричность, очарование и некоторый романтизм. Кроме портретов, Т. Гейнсборо писал также пейзажи, а к концу жизни и жанровые сцены. В «Портрете дамы в голубом» Гейнсборо удалось создать образ, сочетающий парадность с изысканностью и поэтичностью. Цветовая гамма представляет собой гармонию холодных тонов - от разнообразных оттенков голубого до серебристо-серого и белого. Несмотря на то, что портрет написан маслом, создается впечатление легкости и воздушности, словно художник использует пастельные краски. Таким образом, воплощая идеи классицизма и Просвещения, искусство ХVII-ХVIII вв. не забывало ставить и по-своему решать собственные художественные задачи. Воспевая разум, оно не запивало о другой стороне человеческой души-эмоциях и чувствах. При этом все чаще художников начинает интересовать уже не столько высокое, сколько повседневность. Кроме портретного жанра, мастера живописи пишут пейзажи и натюрморты, которых не знали предшествующие исторические эпохи.
2. Культура и искусство XIX века
Сохраняя связь с европейской просветительской традицией XVIII в., немецкая классическая философия в лице И. Канта, И.Г-. Фихте, Ф.В. Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля не разделяла идеала «разумного человека». Этот идеал плохо согласовывался с событиями и характерами реальной действительности и вступал с ними в противоречия - скорее, он был обращен в будущее, чем отражал настоящее. Пытаясь критически осмыслить идейное наследие просветителей, немецкие философы выдвинули свои концепции, исходя из потребностей времени, а не из абстрактных потребностей «естественного» человека, как это делали просветители.
2.1 Философия Канта
По мнению Канта, - основателя
немецкой классической философии, природа
сама по себе не содержит никакой гарантии
разумного существования