Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 16:58, контрольная работа
Одни культурологи понимают соотношение культуры и цивилизации слишком просто, другие чрезвычайно запутывают этот вопрос. Упрощать проблему - это значит использовать термины "культура" и "цивилизация" в качестве синонимов. Не намного ближе к сути дела такая трактовка, когда "цивилизацию" сближают с "материальной культурой", а на долю "культуры" оставляют ее же духовную составляющую.
Проблема соотношения цивилизации и культуры многогранна и ее осмысление осуществлено далеко не полно, так как это пока еще новое, находящееся в процессе становления, направление социальной культуры.
1. Введение……………………………………………………………..2
2. Сущность и смысл культуры……………………………………….3
3. Смысл понятия «цивилизация»…………………………………….4
4. История и логика развития соотношения между цивилизацией и культурой……………………………………………………………..…5
5. Суть культурного измерения цивилизации……………………..…7
6. Заключение………………………………………………………..…8
7. Список используемой литературы………………………………....10
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………
2. Сущность и смысл культуры……………………………………….3
3. Смысл понятия «цивилизация»…………………………………….4
4. История и логика развития соотношения
между цивилизацией и культурой………………………………………………………
5. Суть культурного измерения цивилизации……………………..…7
6. Заключение……………………………………………………
7. Список используемой литературы………………………………....10
1. Введение
Одни культурологи понимают соотношение культуры и цивилизации слишком просто, другие чрезвычайно запутывают этот вопрос. Упрощать проблему - это значит использовать термины "культура" и "цивилизация" в качестве синонимов. Не намного ближе к сути дела такая трактовка, когда "цивилизацию" сближают с "материальной культурой", а на долю "культуры" оставляют ее же духовную составляющую.
Проблема соотношения
Понятие цивилизации в последние
годы стало одним из самых ключевых
в российской социально-гуманитарной
науке. Оно явилось не только попыткой
занять нишу, освободившуюся после
падения монополии
С другой стороны, постижение внутренних
смыслов культуры, освоение широких
горизонтов культурного разнообразия,
знакомство с внутренним строем той
или иной культуры, осмысление ритмов
исторического бытия общества, и
перспектив грядущего сделали проблему
соотношения цивилизации и
2. Сущность и смыслы культуры
Определение культуры, данное английским этнографом Э. Б. Тайлором и считающееся первым, стало самым распространенным в мире и продолжает оставаться таким, основоположник эволюционистской школы, который понимал культуру как сложное целое, слагающееся из «знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества»Его заслугой является то, что он дал довольно широкое понимание культуры, которое охватывает большой круг жизненных общественных проявлений. Понятие культуры многопланово, многозначно, и каждый исследователь исходит из той или иной доминанты в его содержании. Исследователи выделяют четыре основных аспекта:
-абстрактное обозначение
-обозначает состояние
-абстрактное указание на
- абстрактное обозначение форм
и продуктов интеллектуальной
и прежде художественной
В культурологической литературе можно обнаружить следующие основные характеристики культуры.
-Культура - содержательное наполнение совместной жизни людей.
-Культура – ненаследуемая
-Культура включает в себя предметный мир, мир вещей –то, что, как правило, называется материальной культурой.
-Культура содержит образцы
-В рамках культуры
Культурный мир, возникая на материале мира природы, приобретает новое качество, которого природный мир не знает,- смысл. Проблема смыла, или, правильнее сказать, смыслов культуры, является одной из ключевых в современном культурологическом знании.
Вся культура может быть рассмотрена как пространство, в котором идут процессы смыслообразования, но в нем одновременно присутствуют и взаимодействуют между собой результаты, или продукты этих процессов. Именно такое свойство культуры как смыслогенез делает ее сферой самодетерминации личности (В. Библер), ибо только культура является смыслообразующим началом и самого человеческого существования. Отсюда следует, что проблема смыслов культуры актуальна не только для науки, но и для индивидуального самосознания.
3. Смысл понятия «цивилизация».
Сложность анализа проблемы заключается в том, что оба понятия – как «цивилизация», так и «культура» - имеют множество значений. Термин «цивилизация» широко применяется как в науке, так и в обыденной жизни. Во втором случае чаще всего используется в качестве прилагательного («цивилизованный народ», цивилизованное поведение») и по сути является эквивалентом слову «культурный».
Научное понимание «цивилизации» связано со спецификой предмета исследования, ибо это одно из немногих понятий, которое применяют почти во всех социально-гуманитарных дисциплинах: философии, истории, социологии, экономике, антропологии, искусствознании, политологии т. п.
Как отмечал блестящий историк и философ науки А. Н. Уайтхед, «границы цивилизации неопределенны, о чем бы ни шла речь: о графических рамках, временных интервалах или о сущностных признаках».
Наш соотечественник, великий русский ученый Лев Мечников, считал, что «основной причиной зарождения и развития цивилизации являются реки. Река во всякой стране является как бы выражением живого синтеза, всей совокупности физикогеографических условий: и климата, и почвы, и рельефа земной поверхности…». Обращаясь к определению своего современника, французского ученого П. Мужоля, он подчеркивает, что понятие цивилизации «является одним из самых сложных; оно охватывает собою совокупность всех открытий, сделанных человеком, и всех изобретений; оно определяет сумму идей, находящихся в обращении, и сумму технических приемов; это понятие выражает также степень совершенствования науки, искусства и промышленной технике; оно показывает данное состояние семейного и социального строя и вообще всех существующих социальных учреждений. Наконец, оно резюмирует состояние частной и общественной жизни, взятых в их совокупности».
4. История и логика
развития соотношения между
Взгляд на историю и логику развития
взаимоотношений между
Понятие цивилизации впервые
Культура и цивилизационное бытие человека не разведены еще и в Античности, где культура рассматривалась скорее как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения.
Средневековье, сформировав теоцентрическую картину мира, трактовало человеческое бытие как исполнение людьми заповедей Бога-Творца, как приверженность букве и духу Священного Писания. Следовательно, в этот период культура и цивилизация в рефлексирующем сознании не разделялись.
Соотношения культуры и цивилизации
(не рефлексия этого отношения, а
оно само) обозначились впервые, когда
в эпоху Возрождения культура
стала связываться с
В эпоху Просвещения культура рассматривалась
как индивидуально-личностное и
общественно-гражданское
Не случайно Л. Морган и Ф Энгельс (ХIХв.) рассматривают цивилизацию как стадию развития общества, наступившую вслед за дикостью и варварством, характеризующуюся упорядоченностью общественного строя, и потому более «высокую» качественно.
И все-таки именно потому, что отсутствовала рефлексия места культуры в содержании истории, культура и цивилизация отождествлялись. Но понимание культуры как земного самодеятельного процесса а противоположность средневековой ее трактовке как предзаданного человеку вероисповедания, начиная в Новое время формировать осознание культуры как определенного самосознание человека в качестве субъекта истории. Культура наполняется духом подлинного человеческого бытия.
5. Суть культурного измерения цивилизации.
Постепенно формируется
Впервые слово «цивилизация»
Именно это несовпадение культуры и цивилизации почувствовал и представил в своей концепции О. Шпенглер, трактовавший цивилизацию как фазу заката культурно-исторического типа, его разложения.
Цивилизация, понимаемая как историческая
стадия общественного развития или
как тип общественного
6. Заключение.
Перспективы взаимоотношения культуры и цивилизации их развития в ближайшем и отдаленном будущем.
Культура играет не просто особую, но возрастающую роль в перспективе глобальной цивилизации.
Одна из позиций, вполне распространенных, исходит из утверждения о том, что общество и сегодня, и в будущем будет представлять совокупность ряда самостоятельно развивающихся цивилизаций и культур, лишенных общей траектории. В том напоминании цивилизация есть специфическая история народов, имеющая культурно-замкнутый индивидуальный характер.
Осмысление культурного ряда техногенной
цивилизации и его сравнения
с системой ценностей традиционного
типа цивилизации дало возможность
увидеть не только несомненные достижения
первой, но порожденные западно-
Еще одна позиция, близкая к предыдущей по конечному выводу о перспективах развития культуры и цивилизации, отличается от нее по исходным положениям. Они состоят в том, что проблема мировой глобальной цивилизации представляет собой не альтернативу: стандартно-единообразное развитие человечества или лишенное общности многообразие локальных цивилизаций и культурных, - а понимается как постижение смысла истории ее единстве и многообразии.
Эта концепция отражает стремления человечества к общепланетарному взаимодействию, к зависимости и культурному единству. Она исходит из того, что в каждой цивилизации какая-то часть культурных (в первую очередь, социальных и моральны)ценностей имеет общечеловеческий характер и представляет собой общее достояние человечества, связанного единой судьбой. К таким ценностям относят положение личности в обществе, светский и религиозный гуманизм, интеллектуальную свободу, обеспечивающую науку, эстетическую и художественную свободу, ряд экономических ценностей, экологические ценности и др.
На этой основе возникает идея о метакультуре как общем культурном знаменателе и перспективе развития глобальной (мировой) цивилизации, при сохранении мозаичности, специфики локальных культур и цивилизации.
Метакультуру в этом случае рассматривают как накопление общечеловеческих ценностей, способствующих выживанию и развитию человечества как единого целого. Чаще всего подчеркивают, что формирование метакультуры, во-первых, можно рассматривать только как тенденцию, во-вторых, как перспективу на будущее, а в-третьих, как фактор преодоления общечеловеческого кризиса и перехода к новому типу цивилизации, к принципиально новой человеческой истории.
И даже фиксируя тот факт, что этот
переход характеризуется