Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 14:25, реферат
Противопоставление культуры и цивилизации возникло в Германии в 18-19вв. Социально-исторические корни этого явления - в то время Германия состояла из множества карликовых феодальных государств и не имела национального полит. сознания, хотя ощущение единства нац. культуры было весьма ярко выражено. Противопоставление стало возможно в результате осмысления германской наукой состояния культурного единства при одновременной политической раздробленности собственной нации. Немецкий социолог Фердинанд Теннис сформулировал представление о направленной эволюционной социальной организации от общины к обществу: отношения в рамках культуры (общины), которые коренятся в эмоциях, традициях, привязанности - семья, сословие, этнос (нация).
1. Понятие культуры
Культура - Латинское слово cultura вошло
в обиход европейской мысли лишь во второй
половине XVIII века, когда латынь перестала
быть живым языком и даже - универсальным
средством интеллектуально-ученых общений
образованных людей. Присвоенное и усвоенное
классицистическим веком Просвещения,
оно, казалось, навсегда утратило основную
часть своих смысловых наполнений и обрело
существенно изменившийся смысл. В латинском
языке это слово означало живую связь
человека с природой, отводя первому роль
разумного существа, всемерно содействующего
развитию многообразных форм растительно-животной
жизни ("возделывание, обрабатывание,
уход, разведение" - словесный ряд, истолковывающий
первое его значение). В интерпретации
века Просвещения "культурное" стало
означать нечто противоположное "природному".
"Культура" как
термин - определенная совокупность
социально приобретенных и транслируемых
из поколения в поколение значимых идей,
ценностей, обычаев, верований, традиций,
норм и правил поведения, посредством
которых люди организуют свою жизнедеятельность.
"Культура" как
понятие - употребляется для характеристики
определенных исторических эпох, конкретных
обществ, наций, а также специфических
сфер деятельности или жизни.
Субъект культуры - человек (он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности.
"Культура" как категория - созданная людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения. Однако надо помнить, что культура - это семиаспектное понятие, потому как культура это и - результат, процесс, деятельность, способ, отношения, норма, система.
И главным и единственным субъектом, и преимущественным объектом является человек. Второй объект культуры - природа. Культура является основным отличительным признаком, разделяющим человека и животный мир, она является специфически человеческая деятельность. Но не всякая деятельность человека создает культуру.
Цивилизация - (лат. гражданский) - межэтническая
культурно-историческая общность людей,
основанием и критерием для выделения
которой разнятся в зависимости от применения
этого термина. Понятие цивилизации появилось
в античную эпоху как определенное качественное
отличие античного общества от варварского
окружения. В эпоху Просвещения и в 19в.
цивилизация - как характеристика высшей
степени социокультурного развития. Дикость-варварство-
Цивилизация - многозначное понятие, употребляется в культурологии и политологии, во-первых как синоним культуры, как ее ступень, следующая за варварством, и во-вторых, как особый тип органической целостности, являющийся либо симптомом упадка культуры, либо ее высшей стадией. Современный уровень цивилизации характеризуется научно-техническим прогрессом, а также наличием определенных признаков, основными из которых являются - урбанизация, социальная стратификация, хозяйственная и политическая активность, типизация человеческой личности, внешняя жизнедеятельность.
Противопоставление культуры и цивилизации возникло в Германии в 18-19вв. Социально-исторические корни этого явления - в то время Германия состояла из множества карликовых феодальных государств и не имела национального полит. сознания, хотя ощущение единства нац. культуры было весьма ярко выражено. Противопоставление стало возможно в результате осмысления германской наукой состояния культурного единства при одновременной политической раздробленности собственной нации. Немецкий социолог Фердинанд Теннис сформулировал представление о направленной эволюционной социальной организации от общины к обществу: отношения в рамках культуры (общины), которые коренятся в эмоциях, традициях, привязанности - семья, сословие, этнос (нация). Здесь главное - органичность в отношениях, их укорененность в традициях; и отношения в рамках цивилизации (общества), в центре которого - рациональный обмен, смена находящихся во владении вещей. Отношения имеют вещную природу и характеризуются разнонаправленными устремлениями участников. Рациональные структуры - коллективы, группы, государства - рассматриваются как формальные лица.
2. Культура и цивилизация
Термин «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствует свобода, справедливость, правовой строй. Впервые слово «цивилизация» встречается в «Друге людей» Мирабо (1756). В своем трактате о цивилизации Мирабо пишет: «Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, — все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели». Таким образом, термин цивилизация был введен в обществознание для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития. Такая трактовка цивилизации не утратила своего значения и продолжает сохраняться в современном обществознании. Отечественный историк Ю.Н. Яковец определяет «цивилизацию как качественный этап в истории общества, характеризующийся определенным уровнем развития самого человека, технологической и экономической базы общества, социально-политических отношений и духовного мира».1
Однако
уже у Мирабо понятие «цивилизация»
характеризует не только определенный
этап развития общества, но и несет в себе
оценочное значение, т. е. указывает на
то, какое обществодостойно называться
«цивилизацией». Мирабо и другие французские
просветители исходили из нравственной
оценки общественного развития. Для них
цивилизация — это прежде всего определенный
уровень нравственного развития человечества,
этап реализации не мнимой, а подлинной
добродетели. Вместе с тем в обществознании
широкое распространение получила трактовка
цивилизации как определенного, достаточно
высокого уровня духовно-культурных и
технологических достижений общества,
социального и политического развития
и т. д. В словаре «Американское наследие»
цивилизация истолковывается как продвинутое
состояние интеллектуального, культурного
и материального развития в человеческом
обществе, отмеченное прогрессом в искусствах
и науках, интенсивным использованием
письменности, появлением комплекса политических
и социальных институтов.
В соответствии с такой трактовкой понятие
цивилизации впервые применяется по отношению
к историческому периоду, пришедшему на
смену первобытному обществу. «Древние
цивилизации — это цивилизации, некое
единство, противостоящее тому, чтя цивилизацией
не является, доклассовому и догосударственному,
догородскому и догражданскому, наконец,
что очень важно, дописьменному состоянию
общества и культуры», — отмечали известные
российские культурологи С.С. Аверинцев
и Г.М. Бонгард-Левин. Л. Морган и Ф. Энгельс
рассматривали цивилизацию как стадию
развития общества, наступившую за дикостью
и варварством.
Становление цивилизации связано с достаточно
высоким уровнем разделения труда, формированием
классовой структуры общества, образованием
государства и иных политических и правовых
институтов власти, развитием письменных
форм культуры, системы мер и весов, развитой
общей религией и т. д.
Такому
истолкованию понятия цивилизации
не противоречит и ее понимание как
характеристики конкретного типа культуры
и общества. Цивилизация с позиций
этого подхода — это конкретный
социокультурный феномен, ограниченный
определенными пространственно-
Примером
таких цивилизаций можно
На
основе всех этих подходов можно дать
такую обобщенную характеристику цивилизации.
Цивилизации — это крупные
целостные социокультурные
Цивилизация как целостная система включает
в себя различные элементы (религию, экономическую,
политическую, социальную организацию,
систему образования и воспитания и т.
д.), которые согласованы друг с другом
и тесно взаимосвязаны. Каждый элемент
этой системы несет в себе печать своеобразия
той или иной цивилизации. Это своеобразие
весьма устойчиво. И хотя под влиянием
определенных внешних и внутренних воздействий
в цивилизации происходят определенные
изменения, их некая основа, внутреннее
ядро остается неизменным. Следовательно,
каждая цивилизация самобытна, живет своей
жизнью, имеет свою историческую судьбу,
свои институты и ценности. В процессе
функционирования цивилизации происходит
реализация единства духовной жизни крупной
социальной общности в исторической преемственности
на определенной территории и дифференциация
культурной жизни в тех же рамках места
и времени. Определенность цивилизации
придает духовный фактор — своеобразный
склад психической жизни, воплощающий
в особенностях культуры: ценностей, норм,
обычаев и традиций, культурных образцов
и т. д. Взаимодействуя друг с другом, цивилизации
не теряют собственной уникальности, возможные
заимствования каких-либо элементов из
других цивилизаций могут лишь ускорить
или замедлить, обогатить или обеднить
их.
Цивилизация
не совпадает с формацией, поскольку
реализует как собственную
В культурологии существует довольно
сильное течение, противопоставляющее
культуру цивилизации. Начало такому противопоставлению
положили русские славянофилы, утверждая
тезис о духовности культуры и бездуховности
цивилизации как чисто западного явления.
Продолжая эта традиции, Н.А. Бердяев писал
о цивилизации как «смерти духа культуры».
В рамках его концепции культура —
символична, но не реалистична, между тем
динамическое движение внутри культуры
с ее кристаллизованными формами неотвратимо
влечет к выходу за пределы культуры, «к
жизни, к практике, к силе». На этих путях
«совершается переход культуры к цивилизации»,
«цивилизация пытается осуществить жизнь»,
реализуя «культ жизни вне ее смысла, подменяя
цель жизни средствами жизни, орудиями
жизни».
В
западной культурологии последо
Однако в культурологии имеется и противоположный подход, по сути дела отождествляющий культуру и цивилизацию. В концепции К. Ясперса цивилизация интерпретируется как ценность всех культур. Культура составляет стержень цивилизации, но при таком подходе нерешенным остается вопрос о специфике культуры и цивилизации. С нашей точки зрения, проблема отношения понятий «культуры» и «цивилизации» может найти приемлемое решение, если понимать цивилизацию как некий продукт культуры, ее специфическое свойство и составляющую: цивилизация — это создаваемая обществом в ходе культурного процесса система средств его функционирования и совершенствования. Понятие цивилизации при такой трактовке указывает на функциональность, технологичность, институциональность. Понятие культуры — не только на технологии, но и на ценности и смыслы, она связана с постановкой и реализацией человеческих целей. Цивилизация предполагает усвоенность образцов поведения, ценностей, норм и т. д., культура же — способ освоения достижений. Цивилизация есть реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, культура же — отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных и мировоззренческих критериев.
В заключение необходимо отметить, что различие культуры и цивилизации, приводящее в определенных социальных системах к их противоречию, носит не абсолютный, а относительный характер. История показывает, что гуманистические ценности культуры могут воплотиться в жизнь лишь с помощью развитой цивилизации. В свою очередь, высокая цивилизация может быть построена на основе культурного творчества и вдохновляющих культурных смыслов.