Культура и цивилизация
Термин «цивилизация»
(от лат. civilis — гражданский, государственный,
политический, достойный гражданина)
был введен в научный оборот французскими
просветителями для обозначения
гражданского общества, в котором
царствует свобода, справедливость,
правовой строй. Впервые слово «цивилизация»
встречается в «Друге людей» Мирабо
(1756). В своем трактате о цивилизации
Мирабо пишет: «Если бы я спросил
у большинства, в чем состоит
цивилизация, то ответили бы: цивилизация
есть смягчение нравов, учтивость, вежливость
и знания, распространяемые для того,
чтобы соблюдать правила приличий
и чтобы эти правила играли
роль законов общежития, — все
это являет лишь маску добродетели,
а не ее лицо. Цивилизация ничего
не совершает для общества, если
она не дает ему основы и формы
добродетели». Таким образом, термин
цивилизация был введен в обществознание
для обозначения некоторой качественной
характеристики общества, уровня его
развития. Такая трактовка цивилизации
не утратила своего значения и продолжает
сохраняться в современном обществознании.
Отечественный историк Ю.Н. Яковец
определяет «цивилизацию как качественный
этап в истории общества, характеризующийся
определенным уровнем развития самого
человека, технологической и экономической
базы общества, социально-политических
отношений и духовного мира».[1]
Однако уже у
Мирабо понятие «цивилизация» характеризует
не только определенный этап развития
общества, но и несет в себе оценочное
значение, т. е. указывает на то, какое
общество достойно называться «цивилизацией».
Мирабо и другие французские просветители
исходили из нравственной оценки общественного
развития. Для них цивилизация
— это прежде всего определенный
уровень нравственного развития
человечества, этап реализации не мнимой,
а подлинной добродетели. Вместе
с тем в обществознании широкое
распространение получила трактовка
цивилизации как определенного,
достаточно высокого уровня духовно-культурных
и технологических достижений общества,
социального и политического
развития и т. д. В словаре «Американское
наследие» цивилизация истолковывается
как продвинутое состояние интеллектуального,
культурного и материального
развития в человеческом обществе,
отмеченное прогрессом в искусствах
и науках, интенсивным использованием
письменности, появлением комплекса
политических и социальных институтов.
В соответствии
с такой трактовкой понятие
цивилизации впервые применяется
по отношению к историческому
периоду, пришедшему на смену
первобытному обществу. «Древние
цивилизации — это цивилизации,
некое единство, противостоящее
тому, чтя цивилизацией не является,
доклассовому и догосударственному,
догородскому и догражданскому,
наконец, что очень важно, дописьменному
состоянию общества и культуры»,
— отмечали известные российские
культурологи С.С. Аверинцев и
Г.М. Бонгард-Левин. Л. Морган
и Ф. Энгельс рассматривали
цивилизацию как стадию развития
общества, наступившую за дикостью
и варварством.
Становление цивилизации
связано с достаточно высоким
уровнем разделения труда, формированием
классовой структуры общества, образованием
государства и иных политических
и правовых институтов власти,
развитием письменных форм культуры,
системы мер и весов, развитой
общей религией и т. д.
Такому истолкованию
понятия цивилизации не противоречит
и ее понимание как характеристики
конкретного типа культуры и общества.
Цивилизация с позиций этого
подхода — это конкретный социокультурный
феномен, ограниченный определенными
пространственно-временными рамками
и имеющий четко выраженные параметры
духовного (технологического) экономического
и политического развития.
Примером таких
цивилизаций можно назвать цивилизацию
Майя, цивилизацию Древней Греции,
цивилизацию Древнего Рима.
На основе всех этих
подходов можно дать такую обобщенную
характеристику цивилизации. Цивилизации
— это крупные целостные социокультурные
системы со своими закономерностями,
которые не сводятся к закономерностям
функционирования государств, наций, социальных
групп.
Цивилизация как
целостная система включает в
себя различные элементы (религию,
экономическую, политическую, социальную
организацию, систему образования
и воспитания и т. д.), которые
согласованы друг с другом
и тесно взаимосвязаны. Каждый
элемент этой системы несет
в себе печать своеобразия
той или иной цивилизации. Это
своеобразие весьма устойчиво.
И хотя под влиянием определенных
внешних и внутренних воздействий
в цивилизации происходят определенные
изменения, их некая основа, внутреннее
ядро остается неизменным. Следовательно,
каждая цивилизация самобытна,
живет своей жизнью, имеет свою
историческую судьбу, свои институты
и ценности. В процессе функционирования
цивилизации происходит реализация
единства духовной жизни крупной
социальной общности в исторической
преемственности на определенной
территории и дифференциация
культурной жизни в тех же
рамках места и времени. Определенность
цивилизации придает духовный
фактор — своеобразный склад
психической жизни, воплощающий
в особенностях культуры: ценностей,
норм, обычаев и традиций, культурных
образцов и т. д. Взаимодействуя
друг с другом, цивилизации не
теряют собственной уникальности,
возможные заимствования каких-либо
элементов из других цивилизаций
могут лишь ускорить или замедлить,
обогатить или обеднить их.
Цивилизация не совпадает
с формацией, поскольку реализует
как собственную преемственность
во времени и пространстве, так
и связь с другими цивилизациями.
В отличие от формационного деления
общества, связанного с производственно-экономическими
отношениями, отношениями собственности,
цивилизационное деление связывается
с особенностями культуры. Поэтому,
чтобы уяснить особенность цивилизации,
необходимо рассмотреть отношение
понятий «культура» и «цивилизация».
В культурологии
существует довольно сильное
течение, противопоставляющее культуру
цивилизации. Начало такому противопоставлению
положили русские славянофилы,
утверждая тезис о духовности
культуры и бездуховности цивилизации
как чисто западного явления.
Продолжая эта традиции, Н.А. Бердяев
писал о цивилизации как «смерти
духа культуры». В рамках его
концепции культура — символична,
но не реалистична, между тем
динамическое движение внутри
культуры с ее кристаллизованными
формами неотвратимо влечет к
выходу за пределы культуры, «к
жизни, к практике, к силе».
На этих путях «совершается
переход культуры к цивилизации»,
«цивилизация пытается осуществить жизнь»,
реализуя «культ жизни вне ее смысла, подменяя
цель жизни средствами жизни, орудиями
жизни».
В западной культурологии
последовательное противопоставление
культуры и цивилизации осуществил
О. Шпенглер. В своей книге «Закат
Европы» (1918) он описал цивилизацию
как конечный момент в развитии культуры,
означающий ее «закат» или упадок.
Шпенглер считал главными чертами цивилизации
«острую холодную рассудочность», интеллектуальный
голод, практический рационализм, смену
душевного бытия умственным, преклонение
перед деньгами, развитие науки, безрелигиозность
и тому подобные явления.
Однако в культурологии
имеется и противоположный подход,
по сути дела отождествляющий культуру
и цивилизацию. В концепции К.
Ясперса цивилизация интерпретируется
как ценность всех культур. Культура
составляет стержень цивилизации, но при
таком подходе нерешенным остается
вопрос о специфике культуры и
цивилизации. С нашей точки зрения,
проблема отношения понятий «культуры»
и «цивилизации» может найти
приемлемое решение, если понимать цивилизацию
как некий продукт культуры, ее
специфическое свойство и составляющую:
цивилизация — это создаваемая
обществом в ходе культурного
процесса система средств его
функционирования и совершенствования.
Понятие цивилизации при такой
трактовке указывает на функциональность,
технологичность, институциональность.
Понятие культуры — не только на
технологии, но и на ценности и смыслы,
она связана с постановкой
и реализацией человеческих целей.
Цивилизация предполагает усвоенность
образцов поведения, ценностей, норм и
т. д., культура же — способ освоения
достижений. Цивилизация есть реализация
определенного типа общества в конкретных
исторических обстоятельствах, культура
же — отношение к этому типу
общества на основе различных духовно-нравственных
и мировоззренческих критериев.