Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 16:00, реферат
Понятие «культура» неизменно находится в кругу наиболее популярных тем в рассуждениях о вечных философских проблемах. Однако, хотя изучением культуры занимаются многие науки (история, археология, искусствоведение...), не существует единого определения того, что можно называть культурой. Современное научное определение культуры символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения ее членов. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.
Введение
1. Культура как предмет философского ана¬
лиза
2. Культура и человек
3. Общество и культура
4. Понятие цивилизации
Заключение
Рекомендуемая литература
культура реферат
КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Введение
1. Культура как предмет философского анализа
2. Культура и человек
3. Общество и культура
4. Понятие цивилизации Заключение Рекомендуемая литература
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «культура» неизменно находится в кругу наиболее популярных тем в рассуждениях о вечных философских проблемах. Однако, хотя изучением культуры занимаются многие науки (история, археология, искусствоведение...), не существует единого определения того, что можно называть культурой. Современное научное определение культуры символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения ее членов. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.
Как философская категория «r культурам относится к таким научным абстракциям, которые, по Марксу, «имеют силу для всех эпох». И так как культура позволяет проникнуть в сущность исторического процесса, раскрыть специфику общественного развития по отношению ко всей объективной реальности, то она является всеобщей социально-философской категорией, заключающей в себе весьма важную характеристику целостной исторической реальности.
1. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
Культура (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование) — в первоначальном понимании — обработка и уход за землей, с тем чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей В переносном смысле культура — уход, улучшение, облагораживание телесных, духовных и личностных склонностей и способностей человека: соответственно существуют культура тела, культура души и духовная культура личности.
В широком смысле это понятие означает совокупность проявлений социальной жизни в отличие от проявления жизни в биологическом ее понимании. Поэтому культура — это способ социальной жизни, который объединяет все виды человеческой деятельности. При всем разноо6разии определений культуры можно выделить то, что объединяет большинство из них: понимание культуры как системы вне биологических механизмов (норм, приемов и т. п.), которые программируют и регулируют деятельность людей в любой ее форме.
Явления культуры изучает множество конкретных наук и каждая из них создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования. Западные исследователи насчитывают в мировой литературе не менее трехсот определений культуры. Причина я том> что существует очень много мировоззренческих позиций (и даже разных подходов в рамках одного мировоззрения), с которых рассматривается культура.
Однако культура представляет интерес для философии не в своих частных проявлениях, не как особый объект, подлежащий исследованию наряду с природой, обществом, человеком, а как всеобщая характеристика мира как целого. Философское понимание культуры есть осмысление выраженного в ней стремления к безграничности и универсальности человеческого развития. Для философа способность мира как бы «излучать» из себя человеческий смысл характеризует его как явление культуры - С точки зрения философии, культура есть весь мир>в котором человек находит себя. Культура, вместе с тем, отдельно от человека существовать не может, поскольку она теряет свою ценность и лишается возможности развития; а человек, создавая культурные ценности, сам формирует у себя новые, более возвышенные идеалы. Тем самым происходит развитие культуры и человеческого общества, повышение его духовности и укрепление нравственных ценностей.
Культура, как и всякий процесс, происходящий в человеческом обществе, может существовать только в непрерывном развитии, которое обусловливается наличием двух полярных сторон: традиционной и творческой. Традиционная сторона заключается в уже накопленных предыдущими поколениями человечества и устоявшихся правилах, канонах, духовных ценностях, которые лежат в основе культуры и обеспечивают преемственность поколений людей. Наряду с этим существует и творческая сторона культуры, которая является необходимым условием для ее развития.
Человек, используя уже накопленные культурные ценности, может анализировать их, выделять существенные стороны п, обобщая полученные знания и опыт, может создавать новые ценности, заключающие в себе старые и наполненные новым содержанием. На основе этого процесса человек не только развивает культуру, но вместе с культурой и сам развивается, проводя через свое сознание духовные ценности предыдущих поколений. Можно видеть, что в столкновении традиций и творчества происходит рождение новых черт культуры, а накопление достаточно больших изменений приводит к появлению новой культуры и нового идеала человека.
Субъект культуры — человек, который сохраняет, творит и распространяет культурные ценности. Творчество как созидательный процесс возможно только в культуре, которая представляет собой традицию и новацию, повторение старого «на новой основе» и разрушение отжившего.
Культура, в широком понимании слова, характеризует собой уровень развития общества, его гуманности, формирования человека как общественного существа. Накопленные обществом духовные и материальные ценности представляют собой богатейшее культурное наследие человечества. В это понятие включаются все ценности, созданные человеком, в отличие от природных вещей и явлений. Культурное наследие является главной основой стабильной жизни и развития общества. Его величина определяет степень развития общества: человек, зная и умело используя накопленный опыт, духовные и материальные ценности предыдущих поколений, способен развивать себя и свою культуру лучше, и укреплять тем самым стабильность общества, повышая его культуру. Общество, не имеющее или утратившее свою культуру, обречено на бесперспективное, регрессирующее существование. Накопленные ценности способствуют более глубокому и широкому прониканию культуры в общество, ее распространению и твердому закреплению в сознании человека. Человек должен знать о культуре своего народа, о его традициях, понимать их, брать от них все самое главное и обращать в свое внутреннее сознание.
При этом следует различать материальную и духовную культуру, не .противопоставляя их друг другу. Это разделение кажется очевидным, но вместе с тем и то и другое является культурой, несущей в себе материальное и духовное в их единстве. В материальной культуре заключено формирующее ее духовное начало, поскольку она всегда есть воплощение идей, знаний, целей человека, что только и делает ее культурой; продукты же духовной культуры всегда облечены в материальную форму, ибо только таким образом они могут быть объективированы и могут стать фактом общественной жизни. Следовательно, есть основания говорить о культуре как таковой, независимо от ее деления на материальную и духовную.
2. КУЛЬТУРА И ЧЕЛОВЕК
Человеческий мир огромен, пестр и разнообразен — политика, экономика, религия, наука, искусство и т. д. Все эти сферы человеческой деятельности переплетены и влияют друг на друга. Каждая сфера является отражением других. Соответственно, существует множество различных видов культуры (экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая и г. д.), отражающих многообразие форм деятельности человека. Единство мира культуры определяется целостностью последнего, действующего как целостное существо. Культура не существует вне своего живого носителя — человека.
Особое место в мире культуры занимают ее морально-этические и эстетические аспекты. Мораль регулирует жизнь людей в самых различных сферах — в быту, в семье, на работе, в науке, в политике и т. д. В нравственных принципах и нормах откладывается все то, что имеет всеобщее значение, что составляет культуру межчеловеческих отношений. При этом практика этих связей осмысливается как добро, благородство, справедливость.
Сфера эстетического отношения к действительности носит всеобъемлющий характер. Красота, прекрасное, гармоничное, изящное — все эти ценности человек находит и в природе, и в обществе. Эстетическое восприятие, эстетическое переживание, эстетический вкус присущи каждому человеку, хотя степень развитости, совершенства эстетической культуры у разных людей различна. В обществе существуют определенные нормы эстетической, моральной, политической, религиозной, познавательной, духовной культуры. Эти нормы цементируют общественный организм в единое целое.
Культурные нормы — это определенные образцы, правила поведения или действия. Они складываются, утверждаются уже в обыденном сознании общества. На этом уровне в возникновении культурных норм большую роль играют традиционные и даже подсознательные моменты. Обычаи и способы их восприятия складывались тысячелетиями, передаваясь из поколения в поколение. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.
Творчество, изменение являются другой стороной развития общества. Единство традиции и обновления — универсальная характеристика любой культуры. Человек выступает субъектом творческой деятельности в культуре. Однако далеко не всякое новаторство становится фактом культуры: созидание культурных ценностей должно носить общезначимый характер. Всякая новация в культуре, имеющая глубокое содержание и ценность, проверяется временем, заново оценивается каждым последующим поколением людей.
Различное соотношение традиций и обновления творчества в культуре дает основание для разделения обществ на традиционные и современные. У первых традиция господствует над творчеством. Культурные образцы воспроизводятся в «первозданном» виде, изменения вносятся бессистемным и случайным образом. Отклонения от нормы, как правило, не одобряются и отрицаются. В современном обществе базисной ценностью является обновление, новаторство. Здесь действует принцип запрета на плагиат, и повтор, копирование оценивается обществом весьма невысоко. Истинный художник или ученый — это всегда создатель нового. Современное общество пронизано гонкой за новизной, что дает значительный эффект, существенно поднимая уровень жизни.
Развитие культуры — противоречивый процесс. Здесь прогрессивное и регрессивное — две стороны одной медали. Так, сложившийся первоначально в Европе, а затем распространившийся по всему миру тип научно-технической культуры весьма способствовал развитию свободы человека. Однако он имеет изъяны. Цель технологической цивилизации состоит в том, чтобы накапливать все больше материальных благ, богатств и на этой основе решать все человеческие проблемы, в том числе социальные, культурные и др. Ей присуще представление, что природа неисчерпаема именно как объект ее эксплуатации человеком. Экологический кризис ставит границы существующему типу экономического развития, вызывая необходимость новых отношений с природой и между людьми.
Культурное бытие человека неотделимо от конкретного природного и общественного бытия, совпадает с развертыванием самого исторического процесса. Чем шире, богаче, разностороннее связи человека с окружающим миром и другими людьми, тем большими возможностями он располагает в развитии своей личности, тем более универсальной предстает сфера его культурной жизни. Ведь культура есть главный показатель не какого-то особого, а именно общественного развития человека, а следовательно, и развития всей совокупности его социальных связей.
3. ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА
Культура как специфическое формообразование имеет свои определенные взаимоотношения с обществом, которые обусловлены, прежде всего, преемственностью культуры. Ее смысл заключается не только в накоплении культурных материальных и духовных ценностей, но и в их использовании, дополнении, а также влиянии на культуру настоящего времени и на будущее.
Активное влияние культуры прошлого на ее дальнейшее развитие показывает важность изучения закономерностей прогресса и развития культуры. Нарушение преемственности поколений катастрофически отразится на дальнейшем существовании данного общества. В широком смысле культура есть совокупность проявления социальной жизни, достижений и творчества народа или группы народов. Влияние культуры как способа социальной жизни на общество состоит прежде всего в том, что она объединяет все виды человеческой деятельности. Это позволяет говорить об огромной важности культуры, как главного элемента прогресса и развития общества. В результате можно сделать вывод об участии культуры в историческом процессе как неотъемлемого звена истории.
В свою очередь, нельзя также не учитывать и немалое влияние на культуру социальных и экономических условий данного общества. На развитие культуры оказывает воздействие и уровень жизни общества, и экономическая стабильность, а также общее благосостояние людей. Но необходимо учитывать взаимные связи в обществе между этими сторонами. При повышении благосостояния людей может создаться почва для развития культуры, но и повышение благосостояния может превратиться в самоцель, что приведет к упадку культуры и деградации общества. Культура неразрывно связана с обществом, где она существует. Поскольку каждое общество разделяется на социальные слои, культура также может делиться на разные уровни. Кроме этого, в мире присутствуют не только культуры отдельных обществ, но и общечеловеческие, непреходящие ценности, сохраняемые на протяжение тысячелетий в неизменном виде. Они выделяют, прежде всего, человека как разумное существо, способное мыслить, творить и сохранять культуру предыдущих поколений. Культуры отдельных групп, как правило, с учетом общечеловеческих ценностей, направлены на удовлетворение своих социальных потребностей. Культура в обществе может иметь разную направленность.
Отношения между общечеловеческим и групповым в культуре выражаются в идеологии общества или группы, которая направляет развитие общества в соответствии со своими социальными идеалами, что в некоторых случая^ приводит к нарушению целостности культуры или ее искажению. Следовательно, культура может развиваться в обществе на основе существующей социальной системы, и ее развитие будет определяться степенью совпадения социальных идеалов общества или группы с общечеловеческими идеями духовной культуры.
Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры совершенно различны. Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурами убеждает, что различиям между ними нет числа. Значительно труднее определить общие черты, свойственные всем культурам, — культурные универсалии. Социологи выделяют более 60 культурных универсалий. К ним относятся спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения, шутки, язык, религиозные обряды, изготовление орудий труда и т. д. Однако для разных культур могут быть характерны разные виды спорта, украшений и пр. Окружающая среда является одним из факторов, вызывающих эти различия. Кроме того, все культурные особенности обусловлены историей определенного общества и формируются в результате уникального развития событий.