Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 19:35, контрольная работа
Цивилизация и культура – понятия тесно связанные друг с другом. Примерно 5 тысяч лет назад в некоторых регионах Земли возникли цивилизации, то есть объединения людей, общество на качественно-новых принципах организации и общения.
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра гуманитарных и социальных наук
Контрольная работа
по дисциплине: «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» на тему 6:
«КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ»
Савченко Андрей Анатольевич,
Проверил: Суэтин А. В.
Тюмень, 2012
Тема 6: КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
а) Развитие культуры подобно росту живого организма, обладающего душой, характерно для теории…
б) В ХХ веке американский ученый С. Хантингтон писал о…
в) Немецкий философ И. Кант под цивилизацией понимал…
г) Согласно концепции А. Тойнби, перед одним и тем же вызовом, на который она не в состоянии ответить, находится цивилизация
д) К числу причин обусловивших различие восточного и западного типа культуры не относятся…
Введение
В латинском языке слово «Культура»
означало живую связь человека с природой,
отводя первому роль разумного существа,
всемерно содействующего развитию многообразных
форм растительно-животной жизни ("возделывание,
обрабатывание, уход, разведение" - словесный
ряд, истолковывающий первое его значение).
В интерпретации века Просвещения "культурное"
стало означать нечто противоположное
"природному".
"Культура" как термин - определенная
совокупность социально приобретенных
и транслируемых из поколения в поколение
значимых идей, ценностей, обычаев, верований,
традиций, норм и правил поведения, посредством
которых люди организуют свою жизнедеятельность.
"Культура" как понятие - употребляется
для характеристики определенных исторических
эпох, конкретных обществ, наций, а также
специфических сфер деятельности или
жизни.
Субъект культуры - человек (он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности).
"Культура" как категория - созданная людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения. Однако надо помнить, что культура - это семиаспектное понятие, потому как культура это и - результат, процесс, деятельность, способ, отношения, норма, система. И главным и единственным субъектом, и преимущественным объектом является человек.
Понятие цивилизация – это одно из самых ключевых понятий современной социально-гуманитарной науки. Это понятие очень многогранно и на сегодняшний день осмысление его неполно. В обыденной жизни термин цивилизация употребляется эквивалентом слова культурный и чаще используется как прилагательное (цивилизованная страна, цивилизованный народ). Научное понимание цивилизации связано со спецификой предмета исследования, то есть напрямую зависит от той области науки, которая раскрывает это понятие: эстетика, философия, история, политология, культурология.
Современный уровень цивилизации
характеризуется научно-
Цивилизация и культура – понятия тесно связанные друг с другом. Примерно 5 тысяч лет назад в некоторых регионах Земли возникли цивилизации, то есть объединения людей, общество на качественно-новых принципах организации и общения.
В условиях
цивилизации достигается
Отечественный историк Ю.Н. Яковец
определяет «цивилизацию как качественный
этап в истории общества, характеризующийся
определенным уровнем развития самого
человека, технологической и
Л. Морган и Ф. Энгельс
рассматривали цивилизацию как стадию
развития общества, наступившую за дикостью
и варварством.
Становление цивилизации связано с достаточно
высоким уровнем разделения труда, формированием
классовой структуры общества, образованием
государства и иных политических и правовых
институтов власти, развитием письменных
форм культуры, системы мер и весов, развитой
общей религией и т. д.
Цивилизация, как целостная система, включает в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образования и воспитания и т. д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны.
Взаимодействуя друг с другом, цивилизации не теряют собственной уникальности, возможные заимствования каких-либо элементов из других цивилизаций могут лишь ускорить или замедлить, обогатить или обеднить их.
Чтобы уяснить особенность цивилизации, необходимо рассмотреть отношение понятий «культура» и «цивилизация». В культурологии существует довольно сильное течение, противопоставляющее культуру цивилизации. Начало такому противопоставлению положили русские славянофилы, утверждая тезис о духовности культуры и бездуховности цивилизации как чисто западного явления. Продолжая эти традиции, Н.А. Бердяев писал о цивилизации как «смерти духа культуры». В рамках его концепции культура — символична, но не реалистична, между тем динамическое движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры, «к жизни, к практике, к силе». На этих путях «совершается переход культуры к цивилизации», «цивилизация пытается осуществить жизнь», реализуя «культ жизни вне ее смысла, подменяя цель жизни средствами жизни, орудиями жизни».
В западной культурологии последовательное противопоставление культуры и цивилизации осуществил О. Шпенглер. В своей книге «Закат Европы» (1918) он описал цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, означающий ее «закат» или упадок. Шпенглер считал главными чертами цивилизации «острую холодную рассудочность», интеллектуальный голод, практический рационализм, смену душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами, развитие науки, безрелигиозность и тому подобные явления.
Однако в культурологии
Заключение
В гуманитарных науках нет единого устоявшегося мнения о том, сколько цивилизаций возникло на протяжении истории человечества. Различные цивилизации, кроме общих признаков, обладают особенностями, важными для их существования. И духовная, и материальная культура различных цивилизаций могут сильно различаться между собой. Цивилизация не обязательно совпадает с границами одного государства, не обязательно совпадает с существованием одного определённого народа.
2. Особенности техногенной цивилизации:
1. Особое представление о природе, природа – это сфера приложения сил человека («природа – не храм, а мастерская и человек в ней работник»);
2. Человек рассматривается как активное существо, призван преобразовать мир, наиболее ярко в марксистской идеологии, не случайно один из критиков марксизма Р. Арон назвал марксизм не идеологией пролетариата, а доктриной промышленного прогресса;
3. Направленность деятельности человека вовне, то есть соответственно на преобразование предметов, а не самого себя;
4. Акцент на технико-технологическую оптимальность развития техники и технологий.
3. Словарь понятий и персоналий к теме
Культура (лат. cultura, от colo, colere — земледелие, воспитание, почитание) — понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением и самопознанием, накоплением навыков и умений (религиозный культ, фобии, мысли, подражание) человека, проявлением его субъективности, а иногда объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).
Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) — 1) общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства); 2) историко-философское значение — единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли); 3) стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания); 4) локализованное во времени и пространстве общество.
Культурология (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание; др.-греч. λόγος — мысль как причина) — совокупность исследований культуры как структурной целостности, выявление закономерностей её развития. В задачи культурологии входит понимание общих характеристик её бытия, системный анализ ее развития.
Ценности культуры - это система жизненно важных для человека, социальной группы или общества предметов, целей, идей, суждений, характеризующая отношение к определенному явлению и процессу. Ценностью является не сам по себе объект, а его способность удовлетворять человеческие потребности. Ценностью могут быть как материальные вещи, так и духовные явления (знания, представления, идеи и пр.). на основе культурных ценностей осуществляется регуляция человеческой жизнедеятельности.
Универсалии культуры - это такие элементы (нормы, правила, традиции, свойства), которые характерны для каждой культуры. Присуще всем культурам не зависимо от географического места, исторического времени, социального устройства общества.
а) Развитие культуры подобно росту живого организма, обладающего душой, характерно для теории…