Культура и цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 19:35, контрольная работа

Краткое описание

Цивилизация и культура – понятия тесно связанные друг с другом. Примерно 5 тысяч лет назад в некоторых регионах Земли возникли цивилизации, то есть объединения людей, общество на качественно-новых принципах организации и общения.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по культурологии.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ

 УНИВЕРСИТЕТ

 

 


 

Кафедра гуманитарных и социальных наук

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» на тему 6:

 

 «КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ»

 

 

 

                                                           Выполнил: ст. 1 курса, шифр: 12УП8097

Савченко Андрей Анатольевич,

                                                                   г. Тюмень, ул. В.Гольцова, д. 3, кв. 81

                                                                   

   Проверил: Суэтин А. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2012

 

Тема 6: КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

 

  1. Понятие цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации.
  2. Особенности техногенной цивилизации.
  3. Составьте словарь понятий и персоналий к теме контрольной работы.
  4. Тестовые задания к теме:

а) Развитие культуры подобно росту живого организма, обладающего душой, характерно для теории…

  1. О. Шпенглера
  2. Н. Бердяева
  3. А. Тойнби
  4. И. Канта

б) В ХХ веке американский ученый С. Хантингтон писал о…

    1. «центральной цивилизации» в конце
    2. «цивилизации неграмотности»;
    3. «расколотой цивилизации»;
    4. «цивилизации как источнике варварства».

в) Немецкий философ И. Кант под цивилизацией понимал…

    1. Степень развития личности и межличностных отношений;
    2. «Механическое» состояние общества;
    3. Дописьменные деревенские общества;
    4. Неорганическое состояние культуры.

г) Согласно концепции А. Тойнби, перед одним и тем же вызовом, на который она не в состоянии ответить, находится     цивилизация

    1. Развивающаяся;
    2. Надломленная;
    3. Становящаяся;
    4. Зарождающаяся.

д) К числу причин обусловивших различие восточного и западного типа культуры не относятся…

    1. Наличие у европейцев авантюрного гена;
    2. Типы хозяйства;
    3. Природные условия;
    4. Особенности взаимодействия с соседними культурами.

 

      1. Понятие цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации

      Введение

В латинском языке слово «Культура» означало живую связь человека с природой, отводя первому роль разумного существа, всемерно содействующего развитию многообразных форм растительно-животной жизни ("возделывание, обрабатывание, уход, разведение" - словесный ряд, истолковывающий первое его значение). В интерпретации века Просвещения "культурное" стало означать нечто противоположное "природному". 
"Культура" как термин - определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. 
"Культура" как понятие - употребляется для характеристики определенных исторических эпох, конкретных обществ, наций, а также специфических сфер деятельности или жизни.

Субъект культуры - человек (он творит, сохраняет и распространяет созданные  им культурные ценности).

"Культура" как категория - созданная людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения. Однако надо помнить, что культура - это семиаспектное понятие, потому как культура это и - результат, процесс, деятельность, способ, отношения, норма, система. И главным и единственным субъектом, и преимущественным объектом является человек.

Понятие цивилизация – это одно из самых ключевых понятий современной социально-гуманитарной науки. Это понятие очень многогранно и на сегодняшний день осмысление его неполно. В обыденной жизни термин цивилизация употребляется эквивалентом слова культурный и чаще используется как прилагательное (цивилизованная страна, цивилизованный народ). Научное понимание цивилизации связано со спецификой предмета исследования, то есть напрямую зависит от той области науки, которая раскрывает это понятие: эстетика, философия, история, политология, культурология.

Современный уровень цивилизации  характеризуется научно-техническим  прогрессом, а также наличием определенных признаков, основными из которых являются - урбанизация, социальная стратификация, хозяйственная и политическая активность, типизация человеческой личности, внешняя жизнедеятельность.

Культура и цивилизация

Цивилизация и культура – понятия тесно связанные друг с другом. Примерно 5 тысяч лет назад в некоторых регионах Земли возникли цивилизации, то есть объединения людей, общество на качественно-новых принципах организации и общения.

В условиях цивилизации достигается высокий уровень развития культуры, создаются величайшие ценности и духовной, и материальной культуры. Проблеме соотношения культуры и цивилизации посвящено немало серьезнейших работ известных теоретиков культуры. Многие из них связывают ее с вопросами о судьбах культуры, цивилизации и даже всего человечества.

Отечественный историк Ю.Н. Яковец определяет «цивилизацию как качественный этап в истории общества, характеризующийся  определенным уровнем развития самого человека, технологической и экономической  базы общества, социально-политических отношений и духовного мира». Однако уже у Мирабо понятие «цивилизация» характеризует не только определенный этап развития общества, но и несет в себе оценочное значение, т. е. указывает на то, какое общество достойно называться «цивилизацией». Мирабо и другие французские просветители исходили из нравственной оценки общественного развития. Для них цивилизация — это прежде всего определенный уровень нравственного развития человечества.

Л. Морган и Ф. Энгельс  рассматривали цивилизацию как стадию развития общества, наступившую за дикостью и варварством.  
Становление цивилизации связано с достаточно высоким уровнем разделения труда, формированием классовой структуры общества, образованием государства и иных политических и правовых институтов власти, развитием письменных форм культуры, системы мер и весов, развитой общей религией и т. д.

Цивилизация, как целостная система, включает в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образования и воспитания и т. д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны.

Взаимодействуя друг с  другом, цивилизации не теряют собственной  уникальности, возможные заимствования  каких-либо элементов из других цивилизаций  могут лишь ускорить или замедлить, обогатить или обеднить их.

Чтобы уяснить особенность цивилизации, необходимо рассмотреть отношение понятий «культура» и «цивилизация». В культурологии существует довольно сильное течение, противопоставляющее культуру цивилизации. Начало такому противопоставлению положили русские славянофилы, утверждая тезис о духовности культуры и бездуховности цивилизации как чисто западного явления. Продолжая эти традиции, Н.А. Бердяев писал о цивилизации как «смерти духа культуры». В рамках его концепции культура — символична, но не реалистична, между тем динамическое движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры, «к жизни, к практике, к силе». На этих путях «совершается переход культуры к цивилизации», «цивилизация пытается осуществить жизнь», реализуя «культ жизни вне ее смысла, подменяя цель жизни средствами жизни, орудиями жизни».

В западной культурологии  последовательное противопоставление культуры и цивилизации осуществил О. Шпенглер. В своей книге «Закат Европы» (1918) он описал цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, означающий ее «закат» или упадок. Шпенглер считал главными чертами цивилизации «острую холодную рассудочность», интеллектуальный голод, практический рационализм, смену душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами, развитие науки, безрелигиозность и тому подобные явления.

Однако в культурологии имеется  и противоположный подход, по сути дела отождествляющий культуру и  цивилизацию. В концепции К. Ясперса  цивилизация интерпретируется как ценность всех культур. Культура составляет стержень цивилизации, но при таком подходе нерешенным остается вопрос о специфике культуры и цивилизации. Проблема отношения понятий «культуры» и «цивилизации» может найти приемлемое решение, если понимать цивилизацию как некий продукт культуры, ее специфическое свойство и составляющую: цивилизация — это создаваемая обществом в ходе культурного процесса система средств его функционирования и совершенствования. Понятие цивилизации при такой трактовке указывает на функциональность, технологичность, институциональность. Понятие культуры — не только на технологии, но и на ценности и смыслы, она связана с постановкой и реализацией человеческих целей. Цивилизация предполагает усвоенность образцов поведения, ценностей, норм и т. д., культура же — способ освоения достижений. Цивилизация есть реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, культура же — отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных и мировоззренческих критериев.  

Заключение

В гуманитарных науках нет единого  устоявшегося мнения о том, сколько  цивилизаций возникло на протяжении истории человечества. Различные цивилизации, кроме общих признаков, обладают особенностями, важными для их существования. И духовная, и материальная культура различных цивилизаций могут сильно различаться между собой. Цивилизация не обязательно совпадает с границами одного государства, не обязательно совпадает с существованием одного определённого народа.

 

 

 

 

 

2. Особенности техногенной  цивилизации:

1. Особое представление о природе, природа – это сфера приложения сил человека («природа – не храм, а мастерская и человек в ней работник»);

2.  Человек рассматривается как активное существо, призван преобразовать мир, наиболее ярко в марксистской идеологии, не случайно один из критиков марксизма Р. Арон назвал марксизм не идеологией пролетариата, а доктриной промышленного прогресса;

3.  Направленность деятельности человека вовне, то есть соответственно на преобразование предметов, а не самого себя;

4. Акцент на технико-технологическую оптимальность развития техники и технологий.

 

3. Словарь понятий и персоналий к теме

Культура (лат. cultura, от colo, colere — земледелие, воспитание, почитание) — понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением и самопознанием, накоплением навыков и умений (религиозный культ, фобии, мысли, подражание) человека, проявлением его субъективности, а иногда объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) — 1) общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства); 2) историко-философское значение — единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли); 3) стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания); 4) локализованное во времени и пространстве общество.

Культурология (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание; др.-греч. λόγος — мысль как причина) — совокупность исследований культуры как структурной целостности, выявление закономерностей её развития. В задачи культурологии входит понимание общих характеристик её бытия, системный анализ ее развития.

Ценности культуры - это система жизненно важных для человека, социальной группы или общества предметов, целей, идей, суждений, характеризующая отношение к определенному явлению и процессу. Ценностью является не сам по себе объект, а его способность удовлетворять человеческие потребности. Ценностью могут быть как материальные вещи, так и духовные явления (знания, представления, идеи и пр.). на основе культурных ценностей осуществляется регуляция человеческой жизнедеятельности.

Универсалии культуры - это такие элементы (нормы, правила, традиции, свойства), которые характерны для каждой культуры. Присуще всем культурам не зависимо от географического места, исторического времени, социального устройства общества.

 

  1. Тестовые задания к теме:

а) Развитие культуры подобно росту живого организма, обладающего душой, характерно для теории…

Информация о работе Культура и цивилизация