Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 15:53, контрольная работа
Для более глубоко изучения данной темы необходимо рассмотреть историю возникновения этих двух понятий и узнала, что латинское слово cultura вошло в обиход европейской мысли лишь во второй половине XVIII века, когда латынь перестала быть живым языком и даже - универсальным средством интеллектуально-ученых общений образованных людей. Понятие «цивилизация» - появилось в античную эпоху как определенное качественное отличие античного общества от варварского окружения. Слово «цивилизация» постепенно входило в интеллектуальный и научный оборот западного общества вслед за термином «культура» на том этапе, когда постепенно ослабевало влияние религиозного мировоззрения и мир все более представал, как среда и результат деятельности человека, отделившегося от природы и уже мало подверженного вере в божественное провидение.
Введение…………………………………………………………………………………………..3
1. Понятие «цивилизация»……………………………………………………………………….4
2. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»……………………………………….7 3. Цивилизационный подход к культурологии…………………………………………………8
3.1 Теория культурно-исторических типов Н. Данилевского…………………………8
3.2 Культурологическая концепция О.Шпенглера……………………………………..9
3.3 Теория круговорота цивилизаций А.Тойнби……………………………………...10
Заключение………………………………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………………………………...14
Уральский
социально-экономический
Академии
труда и социальных отношений
Контрольная
работа
По дисциплине: Культурология
Тема: Культура
и цивилизация
Выполнила:
Челябинск 2008 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие «цивилизация»……………………………………………
2. Соотношение понятий
«культура» и «цивилизация»……………………………………….7
3. Цивилизационный подход к культурологии……………………………………………
3.1 Теория культурно-исторических типов Н. Данилевского…………………………8
3.2 Культурологическая концепция О.Шпенглера……………………………………..9
3.3 Теория круговорота цивилизаций А.Тойнби……………………………………...10
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Впервые столкнувшись с таким интересным предметом, как культурология я действительно заинтересовалась выполнением данной контрольной работы. И отнеслась к ней не только крайне серьезно, но и с огромным энтузиазмом. По той причине, что тема моей работы «Культура и цивилизация», я планировала исследовать литературу, которая даст мне понять что такое «цивилизация» в целом, формирование самого этого определения и его использование. Также для полного раскрытия моей темы необходимо сопоставить понятия «культура» и «цивилизация».
Для более глубоко изучения данной темы необходимо рассмотреть историю возникновения этих двух понятий и узнала, что латинское слово cultura вошло в обиход европейской мысли лишь во второй половине XVIII века, когда латынь перестала быть живым языком и даже - универсальным средством интеллектуально-ученых общений образованных людей. Понятие «цивилизация» - появилось в античную эпоху как определенное качественное отличие античного общества от варварского окружения. Слово «цивилизация» постепенно входило в интеллектуальный и научный оборот западного общества вслед за термином «культура» на том этапе, когда постепенно ослабевало влияние религиозного мировоззрения и мир все более представал, как среда и результат деятельности человека, отделившегося от природы и уже мало подверженного вере в божественное провидение.
Возможно,
покажется, что данная тема контрольной
работы вовсе не актуальна в современном
мире, но это совершенно не так. «Культура
и цивилизация» - это частичка культурологи,
а актуальность культурологии обусловлена
в первую очередь возрастающей ролью всего
гуманитарного знания. Значение гуманитарного
знания, безусловно, велико. Оно многолико
и многообразно. Гуманитарная культура
— это всеобъемлющее, «сквозное» явление,
оно присутствует в разных сферах общественной
жизни.
Цивилизация
Термин «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствует свобода, справедливость, правовой строй. Впервые слово «цивилизация» встречается в «Друге людей» Мирабо (1756). В своем трактате о цивилизации Мирабо пишет: «Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, — все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели». Таким образом, термин цивилизация был введен в обществознание для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития. Такая трактовка цивилизации не утратила своего значения и продолжает сохраняться в современном обществознании. Отечественный историк Ю.Н. Яковец определяет «цивилизацию как качественный этап в истории общества, характеризующийся определенным уровнем развития самого человека, технологической и экономической базы общества, социально-политических отношений и духовного мира»
Однако
уже у Мирабо понятие «цивилизация»
характеризует не только определенный
этап развития общества, но и несет в себе
оценочное значение, т. е. указывает на
то, какое общество достойно называться
«цивилизацией». Мирабо и другие французские
просветители исходили из нравственной
оценки общественного развития. Для них
цивилизация — это прежде всего определенный
уровень нравственного развития человечества,
этап реализации не мнимой, а подлинной
добродетели. Вместе с тем в обществознании
широкое распространение получила трактовка
цивилизации как определенного, достаточно
высокого уровня духовно-культурных и
технологических достижений общества,
социального и политического развития
и т. д. В словаре «Американское наследие»
цивилизация истолковывается как продвинутое
состояние интеллектуального, культурного
и материального развития в человеческом
обществе, отмеченное прогрессом в искусствах
и науках, интенсивным использованием
письменности, появлением комплекса политических
и социальных институтов.
В соответствии
с такой трактовкой понятие цивилизации
впервые применяется по отношению к историческому
периоду, пришедшему на смену первобытному
обществу. «Древние цивилизации — это
цивилизации, некое единство, противостоящее
тому, что цивилизацией не является, доклассовому
и догосударственному, догородскому и
догражданскому, наконец, что очень важно,
дописьменному состоянию общества и культуры»,
— отмечали известные российские культурологи
С.С. Аверинцев и Г.М. Бонгард-Левин. Л. Морган
и Ф. Энгельс рассматривали цивилизацию
как стадию развития общества, наступившую
за дикостью и варварством.
Становление
цивилизации связано с
Такому истолкованию понятия цивилизации не противоречит и ее понимание как характеристики конкретного типа культуры и общества. Цивилизация с позиций этого подхода — это конкретный социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры духовного (технологического) экономического и политического развития. Примером таких цивилизаций можно назвать цивилизацию Майя, цивилизацию Древней Греции, цивилизацию Древнего Рима.
На
основе всех этих подходов можно дать
такую обобщенную характеристику цивилизации.
Цивилизации — это крупные
целостные социокультурные
Цивилизация как целостная система включает
в себя различные элементы (религию, экономическую,
политическую, социальную организацию,
систему образования и воспитания и т.
д.), которые согласованы друг с другом
и тесно взаимосвязаны. Каждый элемент
этой системы несет в себе печать своеобразия
той или иной цивилизации. Это своеобразие
весьма устойчиво. И хотя под влиянием
определенных внешних и внутренних воздействий
в цивилизации происходят определенные
изменения, их некая основа, внутреннее
ядро остается неизменным. Следовательно,
каждая цивилизация самобытна, живет своей
жизнью, имеет свою историческую судьбу,
свои институты и ценности. В процессе
функционирования цивилизации происходит
реализация единства духовной жизни крупной
социальной общности в исторической преемственности
на определенной территории и дифференциация
культурной жизни в тех же рамках места
и времени. Определенность цивилизации
придает духовный фактор — своеобразный
склад психической жизни, воплощающий
в особенностях культуры: ценностей, норм,
обычаев и традиций, культурных образцов
и т. д. Взаимодействуя друг с другом, цивилизации
не теряют собственной уникальности, возможные
заимствования каких-либо элементов из
других цивилизаций могут лишь ускорить
или замедлить, обогатить или обеднить
их.
Цивилизация
не совпадает с формацией, поскольку реализует
как собственную преемственность во времени
и пространстве, так и связь с другими
цивилизациями. В отличие от формационного
деления общества, связанного с производственно-экономическими
отношениями, отношениями собственности,
цивилизационное деление связывается
с особенностями культуры. Поэтому, чтобы
уяснить особенность цивилизации, необходимо
рассмотреть отношение понятий «культура»
и «цивилизация».
«Культура» и «Цивилизация»
В
культурологии существует довольно
сильное течение, противопоставляющее
культуру цивилизации. Начало такому противопоставлению
положили русские славянофилы, утверждая
тезис о духовности культуры и
бездуховности цивилизации как чисто
западного явления. Продолжая эти традиции,
Н.А. Бердяев писал о цивилизации как «смерти
духа культуры». В рамках его концепции
культура — символична, но не реалистична,
между тем динамическое движение внутри
культуры с ее кристаллизованными формами
неотвратимо влечет к выходу за пределы
культуры, «к жизни, к практике, к силе».
На этих путях «совершается переход культуры
к цивилизации», «цивилизация пытается
осуществить жизнь», реализуя «культ жизни
вне ее смысла, подменяя цель жизни средствами
жизни, орудиями жизни».
В западной
культурологии последовательное противопоставление
культуры и цивилизации осуществил О.
Шпенглер. В своей книге «Закат Европы»
(1918) он описал цивилизацию как конечный
момент в развитии культуры, означающий
ее «закат» или упадок. Шпенглер считал
главными чертами цивилизации «острую
холодную рассудочность», интеллектуальный
голод, практический рационализм, смену
душевного бытия умственным, преклонение
перед деньгами, развитие науки, безрелигиозность
и тому подобные явления.
Однако в культурологи имеется и противоположный подход, по сути дела отождествляющий культуру и цивилизацию. В концепции К. Ясперса цивилизация интерпретируется как ценность всех культур. Культура составляет стержень цивилизации, но при таком подходе нерешенным остается вопрос о специфике культуры и цивилизации. С нашей точки зрения, проблема отношения понятий «культуры» и «цивилизации» может найти приемлемое решение, если понимать цивилизацию как некий продукт культуры, ее специфическое свойство и составляющую: цивилизация — это создаваемая обществом в ходе культурного процесса система средств его функционирования и совершенствования. Понятие цивилизации при такой трактовке указывает на функциональность, технологичность, институциональность. Понятие культуры — не только на технологии, но и на ценности и смыслы, она связана с постановкой и реализацией человеческих целей. Цивилизация предполагает усвоенность образцов поведения, ценностей, норм и т. Д., культура же — способ освоения достижений. Цивилизация есть реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, культура же — отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных и мировоззренческих критериев.
Цивилизационный
подход к культурологи
Теория
культурно-исторических
типов Н. Данилевского
В
конце XIX века в мировой культурологической
науке необычайно популярна была
концепция локальных