Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:33, реферат
Понятие цивилизации в последние годы стало одним из самых ключевых в российской социально-гуманитарной науке. Оно явилось не только попыткой занять нишу, освободившуюся после падения монополии ортодоксального марксизма и, в первую очередь, формационной теории исторического процесса, но и результатом знакомства с ранее неизвестными широкому кругу исследователей работами западных основоположников теории цивилизации А. Тойнби, О. Шпенглера, М. Вебера и др.
Введение.
1. Культура и цивилизация: понятие, определение, сущность.
2. Типология цивилизаций.
3. Виды и формы культуры.
4. Учения о цивилизации.
4.1. Арнольд Тойнби.
4.2. Освальд Шпенглер.
5. Современные представления о цивилизации.
Заключение.
Список используемой литературы.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре Государственный
Технический университет»
Факультет энергетики, транспорта и морских технологий
Кафедра «Культурологии»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Культурология»
«Культура и цивилизация»
Студент группы
1КСб-1
Преподаватель
2012
Содержание:
Введение.
1. Культура и цивилизация:
2. Типология цивилизаций.
3. Виды и формы культуры.
4. Учения о цивилизации.
4.1. Арнольд Тойнби.
4.2. Освальд Шпенглер.
5. Современные представления о цивилизации.
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение
Понятиями
“культура” и “цивилизация” обозначены
чрезвычайно важные точки роста
на нескончаемой нити человеческого
познания. Феномены культуры и цивилизации
стремительно преображают окружающую
среду, оцениваются как средство
человеческой самореализации, неиссякаемый
источник социальных новаций. Отсюда стремление
выявить их потенциал и способы
возможного полного использования.
Культурные и цивилизационные особенности
конкретных обществ, составляющих их народов
или этносов, не только придают значительное
своеобразие и специфику
Проблема
соотношения цивилизации и
Понятие
цивилизации в последние годы
стало одним из самых ключевых
в российской социально-гуманитарной
науке. Оно явилось не только попыткой
занять нишу, освободившуюся после
падения монополии
С другой
стороны, постижение внутренних смыслов
культуры, освоение широких горизонтов
культурного разнообразия, знакомство
с внутренним строем той или иной
культуры, осмысление ритмов исторического
бытия общества, и перспектив грядущего
сделали проблему соотношения цивилизации
и культуры одной из актуальных в
социально-научном и
В современном
философском языке понятия “
Научное
понимание «цивилизации»
Понятие
культуры становится одним из центральных
в философии Просвещения. В сочинениях
Вольтера, Тюрго, Кондорсе, Вико культура
предстает как результат
Культура
и цивилизация органично
2)Типология цивилизаций.
П.А. Сорокин создал более рациональную теорию цивилизаций. Как и М. Вебер, он отверг как «редукционистские» концепции культуры, которые были созданы его предшественниками. Культура — явление особого рода, значительно более сложное и совершенное, чем живой организм. Кроме того, она, по его мнению, не детерминируется экономикой напрямую.
Согласно П.А. Сорокину, культура выступает как система значений ценностей. С их помощью общество интегрируется, поддерживает взаимосвязь своих институтов. Культура определяет энергию и направленность человеческих усилий. Только понимание процесса развития цивилизаций позволит нам правильно оценить ход социального и культурного развития человечества и направить его в должную сторону. Он полагал, что холистическая теория в понимании представителей морфологической школы неприменима к культурам, потому что они не являются замкнутыми комплексами.
В отличие от Тойнби, Сорокин выделил несколько тенденций развития современных цивилизаций. Первая из них — перемещение центра творческих сил. Как известно, эти центры перемещались в истории человечества постоянно. Последним известным нам центром был западноевропейский. Теперь его силы иссякли, и творческая инициатива переходит на Американский континент (в целом) и на восток, в частности, в Россию. Вторая тенденция обнаруживается в постепенном упадке сенсуалистической культуры, основой которой является уверенность, что за пределами свидетельств наших органов чувств нет ни реальности, ни ценности. Вытеснив средневековую спиритуалистическую культуру, сложившуюся на основе веры в то, что подлинной реальностью являются Бог и царство Божье, сенсуалистическая культура распространилась по всей Европе и господствовала с XV по XX в.
По мнению Сорокина, к началу XX в.- ее творческие сил почти полностью иссякли, продолжая действовать лишь в области науки и техники. Но и здесь она становится разрушительной силой. Вместо того чтобы служить богу творчества, наука, или, во всяком случае, ряд ее ответвлений, служит дьяволу разрушения. Эту культуру уже ничто не может возродить. Ввиду ее больших заслуг перед человечеством ее надо, как предлагает Сорокин, с благодарностью и почтением поместить в музей. Соответственно намечается зарождение новой культуры, или «нового интегрального социокультурного порядка», по его терминологии.
Борьба между умирающей и зарождающейся новой культурой идет повсюду, в каждом человеке, в каждом коллективе и обществе в целом. Меняется представление о характере подлинной реальности и подлинной ценности. Не только в религии и философии, но и в науке утверждается представление, что подлинная реальность обладает не только эмпирическим, сенсуалистическим аспектом, но и несенсуалистическим, рациональным и верхрациональным аспектами.
Нарождающаяся интегральная культура исходит из предпосылки, что подлинная реальность и ценность бесконечны по своим аспектам и что мы не располагаем терминологией, которая могла бы их отразить. Изменилось и представление о человеке: согласно новому представлению, человек — творец со сверхрационалистическими возможностями и искрами гениальности. Идет борьба и в философии. Материалистическая философия еще разделяется многими, но, по мнению Сорокина, она мало что добавила к прежним материалистическим системам. Другими словами, как полагает П.А. Сорокин, здесь нет искры гениальности. Мы ее находим в ряде новых течений, идеалистических или интегральных по своему характеру. Аналогичный процесс наблюдается и в религии, где на смену догматическим религиозным системам идет «святой дух творчества» и «универсальная религия творческой альтруистической любви». Таким образом, по убеждению Сорокина, если не произойдет апокалиптическая катастрофа, интегральная культура поможет человечеству вступить в новую творческую эру.
«Совокупность смыслов», ценностей и норм в науке, в величайших философских, религиозных, этических или художественных смыслах образует, по Сорокину, идеологическое целое. Эта идеологическая система вполне осязаемо реализует себя в предметах материальной культуры, в поведении ее носителей, агентов II членов. Кроме обширных культурных систем существуют еще и более обширные системы, которые можно было бы назвать культурными суперсистемами.
3. Виды и формы культуры.
Многообразие предметного вида культуры определяется многообразием самой человеческой деятельности. Очень сложно классифицировать различные виды деятельности, как и представленный вид культуры. Но примем условно, что это может быть приложимо к природе, обществу и отдельному человеку.
Виды культуры по отношению к природе. В применении к природе выделяют культуру земледелия, садово-парковую культуру, специальное выращивание отдельных растений, а также само растение, рекультивацию ландшафта, т.е. полное или частичное восстановление определенной природной среды, нарушенной предшествующей хозяйственной деятельностью.
Сюда же можно отнести и общую культуру материального производства. Ведь она существует не только как его продуктивная способность, но и как воздействие на природную среду. В основном подобное воздействие губительно для природы, и этот факт в последние десятилетия был осознан как экологическая проблема, которая угрожает существованию самой цивилизации.
Виды культурной деятельности в обществе. Материальное производство как посредник между обществом и природой включает в себя и специфически общественные виды культурной деятельности. К ней относится, прежде всего, труд. Еще К.Маркс различал живой и овеществленный труд. Культура живого труда-это культура непосредственно производительной деятельности и культура управления производством, строительством, транспортом и т.д. Здесь возможно и более дробное деление: культура руководителя, культура или мастерство строителя, культура вождения автомобиля и т.д. Очевидно, в конечном итоге мы придем к совокупности знаний, умений, навыков отдельного человека, которой и определяется его культура и отношение к труду.
Понятие "культура" употребляют при характеристике исторических эпох (средневековая культура) или памятников (археологическая культура), при характеристике обществ и регионов (европейская культура), при характеристике народностей (славянская культура).
Понятие ''культуры" по отношению к отдельному человеку. Культура отдельного человека не существует в отрыве от перечисленных видообразований культуры. И все же: ни отношение к природе, ни отношение к труду или к каким-то общественным обязанностям - ничто так не характеризует культуру, как отношение человека к человеку и самому себе. Но именно этому отношению мы привыкли придавать очень малое значения. Между тем, если согласиться, что источник культуры - в самом человеке, то пренебрежение человеком и человеческими отношениями в обществе в конечном итоге скажется и на состояние его культуры.