Культура и цивилизация: соотношение понятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 15:07, реферат

Краткое описание

Культура - исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культуры употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная культура, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта). Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики.

Содержание

Введение 2
1. Понятие культуры 6
2. Понятие цивилизации 14
3. Культура и цивилизация: соотношение понятий 20
4. Культура» и «цивилизация», проблема соотношения понятий 27
Заключение 30
Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по культурологии.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 2

1.   Понятие культуры 6

2.   Понятие цивилизации 14

3.   Культура и цивилизация: соотношение понятий 20

4. Культура» и «цивилизация», проблема соотношения понятий 27

Заключение 30

Список используемой литературы 31

 

Введение

При написании данного реферата представляется особенно важными несколько моментов: прежде всего – проблема, связанная с понятием «культура»  и понятием «цивилизация», соотношение понятий «культура» и «цивилизация».

Культура - исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культуры употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная культура, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта). Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики.

В основном, под  культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая  все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

В более узком  смысле термин "культура" относят  только к сфере духовной жизни  людей. Культура исторически сформировалась в конечном счете как способ духовного освоения действительности, как духовное производство.

Культура характеризуется, прежде всего, способностью продуцировать, сохранять и транслировать духовные ценности различных форм и типов.

Главная функция  культуры - сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из поколения в  поколение и обогащать его.

В истории человечества существовало множество культур — самобытных, не похожих одна на другую. На Земле одновременно соседствуют самые разные культуры. Как они возникли? Какова их судьба?

В прошлом веке ученые считали, что можно говорить только об одной культуре, которая  олицетворяет конкретные стадии единого  духовного процесса. Какие-то культуры выглядят странными, патриархальными, потому что они действительно отражают древнее самосознание человечества, другие, напротив, уже существенно продвинулись в своем развитии, приобрели современный облик.

Тогда же возникла иная мысль: эти культуры на самом  деле различны, самобытны, и даже вообще не имеют друг с другом ничего общего. Эти вопросы, мысли, рассуждения привели к тому, что родилась культурология — наука о множественности культур, об их уникальности, несхожести.

Сегодня она  может помочь нам понять, что любое социальное изменение начинается именно как сдвиг внутри культуры, как результат появления новых ценностных ориентации, как итог действия разнообразных социокультурных закономерностей.

Размышляя об эмоциональных  образах в живописи или о воздействии музыки на духовный мир человека, о тайных символах пирамид или загадках современной культуры, о глубинной взаимосвязи гармонии и хаоса в мифах или произведениях постмодернизма, о греческой скульптуре или лирике Возрождения, об эпосе или античной трагедии, о дионисийской и аполлонической культурах, мы пытаемся понять закономерности развития и функционирования культур — прошлых и современных, осмыслить их истоки, судьбы. Многие произведения искусства оказываются более прозрачными, когда их истолкование сопряжено с целостным размышлением о культуре.

Актуальность  культурологии обусловлена в  первую очередь возрастающей ролью  всего гуманитарного знания. Значение гуманитарного знания безусловно велико. Оно многолико и многообразно. Гуманитарная культура — это всеобъемлющее, «сквозное» явление, оно присутствует в разных сферах общественной жизни.

«Лишь за семь или  восемь тысячелетий нам брезжит  первый свет и слышны первые смутные  шорохи; а позади, в глубине веков, — сумерки и безмолвие, — отмечает отечественный философ М. Гершензон. — Но там люди желали и мыслили так  же, как и мы, и в многократный срок развития, предшествовавший нашей культуре, был добыт весь существенный опыт человечества. К тем познаниям позже ничего не прибавилось, так как неизменен издревле и поныне телесный состав человека. Первобытная мудрость содержала в себе все религии и всю науку.

Богатство культуры, накопленное человечеством за многие века, неисчерпаемо, оно ждет еще своего осмысления. В гуманитарно-культурном наследии древнего мира, социально-философской мысли Индии, Китая, Греции и Рима можно отыскать глубокие размышления о человеке, о смысле жизни, о высших ценностях, роли философии, морали, права, религии, искусства, педагогики и риторики в жизни людей. Древний мир оставил нам великолепные исторические памятники, интересные философские и исторические труды, произведения искусства, мифы и легенды, скульптуры, архитектурные сооружения, «семь чудес света».

Из всех предложенных тем я решил взять тему «культура и цивилизация: их соотношение» потому, что она мне интересна. В своём реферате я подробно рассмотрю понятия «культура» и «цивилизация». Самое главное в моём реферате – это показать взаимосвязь культуры и цивилизации.

 

1.Понятие  культуры.

 

Понятиями "культура" и "цивилизация" обозначены чрезвычайно важные точки роста на нескончаемой нити человеческого познания и самой жизни. Феномены культуры и цивилизации стремительно преображают окружающую среду, оцениваются как факторы творческого жизнеустроения, средства человеческой самореализации, неиссякаемый источник социальных новаций. Отсюда стремление выявить их потенциал и способы возможно полного использования, а также соотношение между понятиями «культура» и «цивилизация».

Культурные  и цивилизационные особенности  конкретных обществ, составляющих их народов или этносов не только придают значительное своеобразие и специфику историческому процессу, но и причудливо меняют его направление. Поэтому судьбы мира во многом зависят от  постижения сущности культуры и цивилизации, их соотношения и взаимодействия. С высот современного цивилизационного развития в свете ретроспективного видения, древние культуры обретают значимость прежде всего в своих достижениях, послуживших «кирпичиками» для создания современного научно-технического мира. Существуют и такие подходы, в которых культура и цивилизация разводятся по самой своей функции: культура оказывается способом существования этноса, определения им исторического пространства, обычно на одной и той же географической площади. Цивилизация рассматривается как техническая, интеллектуальная, нравственная и т.д. оснащенность культуры. В данном случае, как это было у О. Шпенглера, на первый план выступает своеобразие и уникальность различного типа культур, сохраняющих во времени свое историческое ядро и сосуществующих одна с другой, оставаясь непроницаемыми друг для друга.

Другие исследователи  полагают, что историческая ретроспектива  в этом случае оказывается разрушенной, а любое рассмотрение истории  мировой культуры в плане эволюционного (с революционными скачками) механизма становится несостоятельным. Более того, обязательность современного состояния общества для всех типов культур ставится под вопрос, ответы на который отыскиваются в далеком прошлом, в инвариантах культурного развития. Охарактеризовать различие культур, не противопоставляя их друг другу, позволяет теория осевого времени, принадлежащая немецкому философу и культурологу Карлу Ясперсу, который считает, что «осевое время знаменует собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями».

В современном  философском языке понятия "культура" и "цивилизация" - одни из самых  распространенных и многозначных. Использование  их в наши дни выходит далеко за рамки первоначального, этимологического значения. Термин "культура" (лат. cultura, от глаг. colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание), переводится как "возделывание, обработка, развитие, почитание" и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.п.), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие "цивилизация" (лат. civilis - гражданский, государственный) появилось во французском языке в рамках теории прогресса в XVIII в., хотя слова "цивилизовать" и "цивилизованный" известны уже в конце XVI в. М. Монтеню, и обозначали идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.

Интерес к культуре и попытки осмыслить этот сложный  феномен восходят к глубокой древности. В античном сознании понятие культуры отождествляется с пайдейей, т.е. воспитанностью, образованностью, которые отличали эллинов от "некультурных" варваров. В то же время у софистов и киников просматривается противопоставление природы как явления относительно постоянного человеческому закону, или установлению, - изменчивому, произвольному. Культура в этой системе ценностей трактуется как феномен менее значимый, нежели природа.

В позднеримскую  эпоху зародился, а в средние  века получил распространение иной комплекс значений: усилилось внимание к внутреннему миру человека, культура стала ассоциироваться с признаками личного совершенства, как устранение греха и приближение к божественному замыслу. В то же время возникает позитивное отношение к ценностям городской социальной жизни, что знаменовало собой движение в направлении к возникшему позднее понятию цивилизации.

Философы Возрождения  рассматривают культуру как средство формирования идеальной универсальной  личности - всесторонне образованной, воспитанной, соответствующей гуманистическим  ценностям, содействующей развитию наук и искусств и укреплению государства.

Понятие культуры становится одним из центральных  в философии Просвещения. В сочинениях Вольтера, Тюрго, Кондорсе, Вико культура предстает как результат поступательного  развития истории и степень воплощения разумного начала, реализованного в религии, философии, науке, праве, морали как объективациях разума. Цель культуры, соответствующая высшему назначению "разума", - сделать людей счастливыми, живущими в согласии с потребностями своей "естественной" природы.

В немецкой классической философии культура рассматривается  как область духовной свободы  человека. И. Кант подходит к культуре как субъективному состоянию  личности и проводит различие между  культурой умения как цивилизованностью  и культурой воспитания как нравственностью. Гегель рассматривает такие обнаружения культуры, как искусство, религия, философия, наука в качестве различных форм самопознания разума, духа народа, творящего историю и формирующего "лики" культуры. Немецкая классическая философия характеризуется признанием множественности типов и форм культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человечества.

В XIX - начале XX в. относительный универсализм сложившихся  эволюционных представлений о культуре "преодолевается" появлением целого ряда философских течений и школ. "Философия жизни" (В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гассет, А. Бергсон и др.) рассматривает дух как субстанцию культуры, которая может быть понята не рационально, а посредством внутреннего переживания, интуиции. Культура трактуется как самобытная и локальная реальность, обладающая своеобразием, особым менталитетом, "душевным настроем" жизни. Ф. Ницше видит в любой культуре средство подавления и порабощения человека.

Марксистская  философия рассматривает культуру как специфическую характеристику общества, выражающую достигнутый человечеством  уровень исторического развития, включающий в себя определенное отношение  человека к природе и обществу, а также развитие творческих сил и способностей личности. Культура понимается не только как чисто духовная проблема воспитания и просвещения человека, но и как проблема создания необходимых условий, в том числе материальных, для всестороннего и целостного развития индивида. Культура может быть понята не из самой себя, а только в связи с обществом, с трудом; она есть не только совокупность его результатов, но и сам процесс человеческой деятельности.

Названные школы  и концепции можно отнести (с  известной степенью условности) к классической модели культуры. В основе этой модели лежат принципы гуманизма, рациональности и историзма, а культура выступает как результат освобождения человека от жесткой зависимости природного и божественного миров. Человек - субъект культуры - выступает как разумное динамическое существо, развивающее свой дух и творящее культуру. Объектом познания является надындивидуальная культурная реальность, из которой выводится культура отдельного человека. В философском отношении эта модель преимущественно идеалистична (за исключением марксистской концепции), поскольку культура выступает чисто духовным образованием, детерминированным актами трансцендирующего из самого себя сознания. Происходит замещение предметных форм человеческой деятельности духовностью.

В качестве универсалий, служащих основаниями осмысления культуры и одновременно нормами культуротворчества, в классической модели выступают:

1) знания, искусство,  мораль, право, обычаи, культы (Э. Тэйлор);

2) общезначимые  ценности нравственные, эстетические, религиозные, эротические, логические (В. Виндельбанд, Г. Риккерт);

3) универсальные  структуры человеческого сознания (М. Шелер);

4) трансцендентально-логические  основания; мышление, данное в  форме науки (Г. Коген, П. Наторп);

5) символополагающая деятельность практического разума как субстанциональная основа всех сфер культуры, рассматриваемых в качестве символических форм - языка, мифа, религии, искусства, науки, истории (Э. Кассирер);

5) общечеловеческие первообразы  - архетипы, динамика которых лежит  в основе творения культуры (К. Юнг);

6) идея "осевого времени", выявляющая изначальный и универсальный  смысл истории и культуры, для  поиска и понимания которого  во всех их последующих обнаружениях  необходимы новые "шифры" (К.  Ясперс).

Информация о работе Культура и цивилизация: соотношение понятий