Культура и этикет делового человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:22, доклад

Краткое описание

Культурология выполняет интегративную функцию для различных систем гуманитарных знаний. В России культурология связана прежде всего с искусством и просветительством, на западе с социологией и этнографией. Основные науки о культуре в Европе и Америке – социальная и культурная антропология, социология, структурная антропология, семиотика, постструктурная лингвистика (постмодернизм).

Вложенные файлы: 1 файл

культура.doc

— 38.00 Кб (Скачать файл)

Культурология – наука, формирующаяся  на стыке социального и гуманитарного  знания о человеке и обществе и  изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение  термина связано с именем Уайта  Лесли Алвина (1900–1975) – американского антрополога и культуролога. Позитивной чертой неоэволюционистской концепции Уайта является стремление обосновать характер культуры. Он утверждал понятие «культуры» как объективную категорию. Уайт подразделял культуру на три подсистемы: 1) технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т.п.); 2) социальную (типы коллективного поведения); 3) идеологическую (идеи, верования, знания).

Культурология выполняет интегративную функцию для различных систем гуманитарных знаний. В России культурология связана прежде всего с искусством и просветительством, на западе с социологией и этнографией. Основные науки о культуре в Европе и Америке – социальная и культурная антропология, социология, структурная антропология, семиотика, постструктурная лингвистика (постмодернизм).

 

Объект  культурологии. Объектом любой науки  всегда является определенная область  реальной действительности. Объект культурологического  познания – исторический социальный опыт людей по отбору, аккумуляции и применению эффективных форм деятельности. Этот социокультурный опыт закрепляется в нормах, образцах поведения, законах, культурных ценностях и т.д., опредмечивается в технологиях и продуктах (результатах) деятельности людей по удовлетворению их индивидуальных и общественных потребностей, формирует особенности языков и культурных кодов, определяет содержание процесса социализации человека, отражается и интерпретируется в культурных текстах, философии, религии, социальных и гуманитарных науках, литературе, праве и т.д., транслируется от поколения к поколению в виде традиций, ценностей, экзистенциальных установок и т.д.

 

Предмет культурологии  является результатом теоретического абстрагирования на основе определенного объяснительного принципа, который предлагается тем или иным мыслителем, научной школой, течением. Предмет культурологии включает в себя исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей; исследование общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности; исследование содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи; исследование культуры как одной из технологий самоорганизации общества; исследование культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.

 

Главная цель культурологии в идеале – достижение культурного совершенства человека. Культурология и является наукой о конкретных и реальных путях  достижения этой цели.

 

Культyра – основное понятие культурологии. По подсчетам различных ученых, определений культуры насчитывается от 200 до 1500. Культура многогранна, многозначна. Понятие «культуры» обозначает: во-первых, все то, что создано самим человеком в отличие от созданного природой. Этим определением фиксируются внешние границы культуры и ее источник – целесообразная деятельность. Поскольку в культуре субъектом, объектом и конечным продуктом выступает сам человек как ценность всех ценностей, постольку культуру можно назвать производством исторически определенного типа человека; во-вторых, в социально-историческом смысле – способ накопления и передачи от поколения к поколению созидательного опыта (наследия), в терминах марксистской культурологии – это первобытная культура, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и др.; в-третьих, конкретно-системный способ воспроизводства (культивирования) определенных человеческих качеств, свойств и их комплексов (профессиональная, эмоциональная, интеллектуальная, физическая, экологическая и т.д.); в-четвертых, мера усвоения личностных достижений человечества и способ их применения в творчестве и общении.

 

Функции культуры. Культура обладает сложной и многоуровневой структурой и выполняет в обществе и жизни человека большое количество разнообразных функций, которые не зависят от ее конкретно-исторического содержания. В современной научной литературе существует множество классификаций этих функций. Различные авторы выделяют, как определяющую, ту или иную функцию. Например, нидерландский культуролог И. Хейзинга полагал, что самой важной является игровая функция культуры; немецкий философ Э. Кассирер подчеркивал ведущую роль символической функции; французский социолог Э. Дюркгейм изучал функции социализации и коммуникации; ценностно-нормативную функцию культуры акцентировал немецкий философ М. Вебер; на гносеологическую, мировоззренческую указывал американский социолог русского происхождения П. Сорокин. Однако выделение приоритетной функции культуры условно.

 

Культура изначально полифункциональна. Основными функциями культуры являются:

 

1. Гуманистическая функция. Ее  суть – формирование человека (человекотворчество). В процессе  социализации человек приобщается  к миру культуры, к миру других  людей. Социализация предполагает усвоение человеком определенной суммы знаний, норм, ценностей, образов, которые позволяют ему эффективно ориентироваться в мире природы и мире культуры, сохраняя свой статус и выполняя определенные роли. Социализация осуществляется посредством образования и воспитания и предполагает активное участие человека в этом процессе. В итоге воспроизводится определенный тип человека, необходимый для создания, сохранения и ретрансляции данной культуры.

 

2. Функция трансляции – передача  социального опыта. Культура является единственным механизмом, обеспечивающим преемственность развития общества. Культура выступает как социальная память человечества.

 

3. Коммуникативно-информационная  функция предполагает отбор и  передачу лучших образцов культуры. В ходе исторического развития общество опробует и оценивает различные способы существования в мире, выделяет наиболее эффективные и ценные и стремится передать их следующим поколениям. Обогащение знаний ведет к повышению адаптационного потенциала культуры, возрастанию ее гибкости, мобильности, активности. Если происходит разрыв культурной преемственности, то новые поколения обрекаются на потерю социальной памяти, становятся, как показал писатель Ч. Айтматов в романе «Плаха», беспамятными «манкуртами».

 

4. Познавательная или гносеологическая функция. Общество интеллектуально настолько, насколько эффективно используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Закрытость, автаркия обедняют культуру, равно как и пренебрежение собственной культурной традицией, национальной культурой.

 

5. Организационно-регулятивная, нормативная  функция регулирует различные  стороны общественной и личной  жизни. Для этого вырабатываются  специальные институты культуры, особые организации, способствующие  стабилизации общества или его части. Организационно-регулятивная функция связана с выработкой унифицированных требований ко всем субъектам данной культуры, она осуществляется на разных уровнях, выступает во внешних и внутренних формах и сопряжена с регуляцией межкультурных, межнациональных, межгрупповых, межличностных отношений. Организационно-регулятивная функция осуществляется при помощи моральных, религиозных, правовых ценностей и норм.

 

6. Семиотическая функция. Расширение  опыта, информационного поля культуры  сопряжено с процессами символизации, что ведет к росту опосредованности взаимодействия природы и культуры: человек все чаще имеет дело не с реальными объектами, а с их символами, с представлениями о них, аккумулированными в совокупности знаний. Оперирование знаниями, выраженными в абстрактно-символических формах, приводит к унификации культурных норм, к нарушению механизмов культурной ретрансляции, хотя в то же время способствует

сближению культур, созданию единого  мирового информационного пространства. В культуре обмен информацией осуществляется посредством знака, образа, символа. Их использование может либо разъединять людей и культуры, либо объединять их. Необходимо овладение знаковой системой данной культуры для ее понимания (например, знание языка, нот, формул и т.д.). Без этого нельзя познать ни национальной культуры, ни музыки, ни живописи, ни театра, ни науки. Необходимо учитывать, что изменение средств коммуникации (например, появление компьютеров) ведет к изменению форм общения и, следовательно, к изменению всей системы культуры.

 

7. Ценностная или аксиологическая  функция. Она связана с выработкой, сохранением и ретрансляцией  норм, ценностей, обычаев, обрядов,  культурных образцов, при помощи  которых осуществляется самоопределение  человека, группы, слоя, общества. Культура, система ценностей формирует у человека вполне определенные потребности и ориентации. Данная функция способствует накоплению социокультурного опыта, его адекватной передаче, определяя консервативность и устойчивость культуры. Выработка и сохранение ценностных иерархий придают культуре неповторимость, обеспечивают ту совокупность ценностно-смысловых ориентиров, с помощью которых культура взаимодействует с иными культурными организмами, и благодаря которым сохраняет свой взгляд на мир. Системе ценностей принадлежит особое место в культуре. Легко уничтожить культуру, разрушая язык, подвергая сомнению ее фундаментальные ценности.


Информация о работе Культура и этикет делового человека