Культура как знаково-символическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:35, доклад

Краткое описание

Проблема данного доклада – это возрастающее значение символов и знаков в жизни человека, что, возможно, может привести к полной символизации жизни человека, т.е. замене естественного искусственным, действиям по определенному однообразному плану. Сейчас, в информационный век, без символов не обходится ни одна сфера жизни. Например, в науке и разные генетические коды, и написанная программистом программа, и даже поведение людей состоит из разных символов, которыми являются жесты и мимика.

Вложенные файлы: 1 файл

Культура как знаково-символическая система.docx

— 26.32 Кб (Скачать файл)

 

ТЕМА ДОКЛАДА

по культурологии:

«Культура как знаково-символическая система»

 

  Я выбрала эту тему доклада, потому что меня заинтересовало, какую роль знаки и символы играют в культуре, какое влияние они на нее оказывают. Проблема данного доклада – это возрастающее значение символов и знаков в жизни  человека, что, возможно, может привести к полной символизации жизни человека, т.е. замене естественного искусственным, действиям по определенному однообразному плану. Сейчас, в информационный век,  без символов не обходится ни одна сфера жизни. Например, в науке и разные генетические коды, и написанная программистом программа, и даже поведение людей состоит из разных символов, которыми являются жесты и мимика.

Язык - это знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания. Один из крупнейших лингвистов XX века Лео Вайсгербер считал язык не изолированной областью человеческой жизни, а духовным центром, движущей силой культурного развития, действие которой относится ко всем духовным достижениям и всей духовной деятельности той или иной языковой общности.

Язык является неотъемлемой частью культуры, т. к. создан и используется человеком, постоянно изменяется, совершенствуется, но и культура является частью языка. Правильнее говорить о взаимопроникновении, взаимосвязи и взаимодействии этих двух составляющих. Роль языка в культуре очень велика, потому что в словах наиболее полно отражена история народа, взаимосвязь культурных событий и явлений, нормы и ценности, а самое главное, благодаря языку полученные знания сохраняются и передаются из поколения в поколение. В науке такая функция языка называется гносеологической, т. е. познавательной, накапливающей знания через науку и иррациональные системы.

Благодаря языку возможно существование культуры и мышления, как основополагающего фактора ее формирования и функционирования. Ряд антропологов полагает, что неандерталец, живший 200-40 тысяч лет назад в силу слаборазвитых речевых центров мозга, о чем свидетельствует анализ найденных археологами останков, почти не умел говорить. Однако данные археологических раскопок свидетельствуют и о том, что в этот период строились жилища, осуществлялась загонная охота, т.е. существовало определенное достаточно эффективное средство общения, которое позволяло осуществлять совместные действия, не уподобляясь строителям Вавилонской башни. Сопоставление этих данных позволяет сделать вывод о том, что язык как способ коммуникации формируется в человеческом сообществе постепенно.

В коммуникации людей, в передаче и получении новых знаний участвует такое явление, как культурный код. Культурные коды – это знаковые системы, служащие для хранения, отражения, передачи, усвоения культуры, совокупность символов, которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека, механизмы общения людей.  Различают 3 вида культурных кодов. Вербальные - естественные знаковые системы (разговорные языки). Знаковые представляют собой системы записи (письменность, нотная грамота, научные языки). Вторичные – это моделирующие (знаковые) системы (модели мира или его фрагменты: мифология, религия, философия, наука, право, политика, спорт, реклама, телевещание, Интернет).  

Нормы и ценности – это  то в социальной жизни, чего мы физически  не ощущаем. Социологи называют их нематериальной культурой. Но если они физически  не существуют, как с ними обращаться? Как в повседневной жизни говорить друг с другом о правилах и нормах, как их мысленно “прокручивать” и  оценивать поведение других с  учетом этих правил? Ответ подсказывают символы.

Символ – это знак со скрытым ценностным значением, с добавочным индивидуальным смыслом, воспринимаемый обществом как эквивалент чего-либо другого. Сочетание нескольких символов позволяет расширить значение информации, придать ей новые оттенки. Исследователи культуры выделяют 5 основных знаковых систем:  
1) естественные (вещи и явления природы, дающие информацию о каких-то предметах, например, дым – знак огня);  
2) функциональные (знаки-признаки, обусловленные функциями, которые выполняет предмет, например, деталь – часть станка); 
3) конвенциальные (знаки, значения которых задаются соглашениями между людьми - например, цвета светофора, гербы, показания приборов) 
4) вербальные (при общении); 
5) системы записи (письменные символы). 

Так, например, у буддистов  изображение Будды является не просто картинкой или скульптурой, а  является необыкновенно сильным  духовным символом, оберегающим и  помогающим людям, идущим по пути духовного  развития. Все “части” Будды  имеют свой сакральный смысл, все  они являются символами. Голова Будды  соответствует традиционному образу святости: сросшиеся на переносице брови, шишка мудрости на макушке; три  линии счастья на шее; мочка уха, раздвоенная и удлиненная, как  у жителей южной Индии; отметина в середине лба, символизирующая  третий глаз мудрости.

Следовательно, символы –  это код или своего рода стенограмма  для обозначения окружающего  нас мира. 
Формы символов различны, например жесты – позы или телодвижения, которые обладают социальной значимостью. Если в знак отрицания русские качают головой, то жители Адмиралтейских островов для выражения негативной реакции быстро касаются носа пальцем правой руки, а турки демонстрируют отрицательное отношение к сказанному, отбрасывая голову назад и прищелкивая языком; ясно, что в европейской культурной среде эти жесты будут истолкованы неправильно. Такие предметы, как флаги, картины, иконы, эмблемы и форменная одежда, также приобретают функцию социальных символов. 

В семиотической культурологии (т.е. знаково-символической) существует понятие, которое объединяет все существующие символы. Это понятие - семиосфера, введенное Ю. М. Лотманом. Оно определяется как  обобщенное наименование знаковых систем, семиотическое пространство, а также сфера знаний, выраженных и существующих на разных языках.  Семиосфера содержит множество мыслимых и немыслимых языков, дополненное неопределимым веером значений и смыслов, потому семиосферу в целом можно сравнить с Космосом, в котором звезды – это отдельные знаковые системы. 

 

Символическое поведение – это поведение человека, позволяющее предвидеть результаты своей деятельности, планировать их и продумывать наиболее подходящие способы их достижения, следовать символам, т.е. действовать, осуществляя заранее выработанные цели поведения.

Начало отсчёта символического поведения человека ведется от 85 тыс.л. назад, когда зарождается первобытное искусство. Бусы из ракушек и скорлупы яиц страуса, рисунок на плитке известняка из Аполло в Намибии, куски охры со следами использования в качестве красящего вещества и геометрическим орнаментом из Бломбос Кэйв являются свидетельствами первой культурной деятельности предков современного человека.

Таким образом, невербальное символическое поведение важно не только для подкрепления смысла слов, но также для самовыражения того, что невозможно передать через слова. Для этого существуют математические символы, компьютерные языки, язык тела и искусство. Но, активно используя эти достижения культуры, необходимо помнить о сохранении в себе человечности и индивидуальности и, погружаясь в мир символов, не уподобляться роботу, выполняющему одни и те же команды.

 


Информация о работе Культура как знаково-символическая система