Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 13:33, доклад
Культура – это универсальный способ творческой самореализации человека через стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни, следовательно, человек, пытаясь найти смысл своего существования, окружающий мир превращает в носитель человеческих смыслов, следовательно, в мир культуры. Культура – это предельная область, культура передается из поколения в поколение и выступает в качестве механизма выработки, закрепления и трансляции ценностей.
Исторически термин культура возник в Риме и первоначально обозначал обработку, возделывание. В обыденном сознании это собирательный образ, объединяющий искусство и науку. Мы используем понятие культуры как сущность человеческого бытия через реализацию творчества и свободы (Н.А. Бердяев).
Культура – это универсальный способ творческой самореализации человека через стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни, следовательно, человек, пытаясь найти смысл своего существования, окружающий мир превращает в носитель человеческих смыслов, следовательно, в мир культуры. Культура – это предельная область, культура передается из поколения в поколение и выступает в качестве механизма выработки, закрепления и трансляции ценностей.
Культура | ||||
Специализированный уровень (элитарный) |
Трансляционный (каналы связи) |
Обыденный уровень (массовый) | ||
кумулятивный (от лат. "Накоплять") (здесь сосредоточился прогресс, социокультура) |
I |
II |
III |
дом, хозяйство, нравы и обычаи, мораль, прогресс, технологии |
сфера образования (передача от поколения к поколению) |
СМИ (связи между элитарным и массовым уровнем) |
учреждения культуры (знания о культуре и культурных ценностях становятся доступными для широкой публики) | ||
экономическая культура | ||||
политическая культура | ||||
правовая культура | ||||
научно-техническая культура | ||||
художественная культура | ||||
религиозная культура |
Преобразующая – освоение и преобразование окружающей действительности.
Защитная – расширение сфер человеческой деятельности влечет за собой появление новых опасностей, что требует от культуры адекватных механизмов защиты. Необходимость одного вида защиты стимулирует появление других. Например, истребление с/х вредителей требует защиты экологии. Угроза экологической катастрофы – основная защита.
Трансляция или передача – культура выполняет роль социальной памяти. Выступает единственным способом передачи от поколения к поколению.
Познавательная. Концентрирует в себе лучший социальный опыт, следовательно, создает условия или возможности к познанию.
Регулятивная или нормативная. Регулирует различные виды общения и личной деятельности, опираясь на право и мораль.
Ценностная. Представляет собой систему ценностей и формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентацию. По их уровню и качеству судят о степени культурности того или иного человека.
Коммуникативная. Коммуникация – процесс обмена информации между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура создает конкретные правила и способы коммуникации.
Гегель, великий немецкий философ, представитель классической немецкой философии вводит в культурологии понятие «мировой культуры». «Мировая культура» есть реализация мирового разума или мирового духа, который развертывает свою сущность в науке, технике, религии, искусстве. Этот дух преследует свои всеобщие цели, которые нельзя объяснить как сумму замыслов отдельных людей, следовательно, общие закономерности, целостность и логика развития мировой культуры. Непосредственно субъекты культурного творчества выступают в гегелевской философии лишь как объекты мирового разума, который незримо дирижирует их деятельностью, осуществляя свои цели и задачи.
1918 год – книга «Закат Европы» (книга-диагноз). Впервые поставлен вопрос о судьбах европейской культуры, ответ неутешительный.
Шпенглер сосредотачивает свое внимание на отдельных культурах, подчеркивая их индивидуальность, в основе каждой культуры лежит «душа». Выделяют несколько типов «душ»: апполоническая – греческая культура, мистическая – восточная, фаустовская – европейская и т.д.
Культура есть материальная оболочка, живое воплощение души, следовательно, проходит все возрастные стадии человека: детство, юность, возмужалость, старость, смерть=исчерпание «души» культуры=цивилизациям. Душа культуры, преломляясь в душах индивидуальных людей, которые с развитием цивилизации перестают питаться духовными ценностями, целиком сосредотачиваясь на практическом благоустройстве жизни.
Фрейд (английский психолог и врач) открыл в человеке бессознательное начало, в психике человека он выделял: «оно», «Я», «сверх-Я». «Оно» – это бессознательное начало человека, которое имеет бисексуальную природу и предназначено для удовлетворения природных потребностей людей. «Я» – это разум и сознание человека, то есть то, что позволяет человеку жить в природе. «Сверх-Я» – это нормы и запреты социокультурного характера. «Сублимация» – это использование «оно» и его сексуальной биологической энергии не по прямому биологическому назначению, а в целях разума и культуры. Если имеет место сублимация, то влечение «оно» обретает форму влечения к познанию, искусству и высокому идеалу.
Юнг открыл культурные истоки бессознательного, которые хотя и не имели природного характера, но передавались по наследству биологическим путем. Это бессознательное родилось на заре человеческой истории, в коллективном психическом опыте, следовательно, коллективное бессознание. Первооснова его – архитип – это некое фундаментальное переживание, лишенное предметности, первосмысла (архитип стадности, огня, тени и т.д.). С развитием сознания пропасть между ним и бессознательным углубляется, если сознание не принимает опыта архитипа, то архитипы вторгаются в культуру в самых жестких и примитивных формах: массовые беспорядки, войны, психические эпидемии (фашизм, коммунизм).
Выход – диалог культуры и архитипов, возвращение человеку утраченной гармонии с природой (Рерих «Живая этика»).
А. Тойнби (английский историк) занимался развитием мировой культуры, которую представлял как серию ответов, даваемых творческим человеческим духом на те вызовы, которые бросает ему природа, общество и внутренняя бесконечность самого человека. Если это происходит, то общество развивается, при этом возможны различные варианты ответов на одни и те же вызовы, что обеспечивает альтернативы культурно-исторического процесса.
П.А. Сорокин (русский социолог и культуролог), проживший большую часть жизни в эмиграции в США, исходил из наличия прогресса в общественном развитии, полагал, что в основе культурных систем лежат определенно доминирующие ценности (ядро культуры), которые определяют ментальность, мировоззрение, философию, систему знаний и т.д.
Выделял 3 типа: идеациональный, умозрительный, культура базируется на принципе иррациональности, ориентируется на небо, основывается на религии и морали (европейские культуры до XIII века, буддийская, культуры брахманской Индии); идеалистический – промежуточный, доминирующие ценности ориентируются как на небо, ток и на землю (европейские культуры XIII-XVI веков); чувственная, доминирующий принцип – реализм. Ценности сконцентрированы вокруг повседневной жизни в реальном земном мире, происходит освобождение от религии и морали (европейские XVI-середина XIX). С исчерпанием творческих возможностей происходит смена ценностей, тем самым открываются новые творческие возможности.
Запад |
Восток | |
Специфика образования государства |
Государство возникает как следствие выделения человеческой индивидуальности (появление частной собственности), то есть государству предшествовало появление человеческой свободы, следовательно, идея значимости личности. |
Потребность в государстве возникала раньше проявления свободы индивидуальности. Государство – ответ на конкретные природные условия, которые требовали жесткого объединения, следовательно, идея абсолютного единства, отрицание индивидуальности и свободы. |
Принцип воспитания |
Приоритет инициативы и творчества. |
Идея абсолютного единства, принцип «забивания гвоздей». |
Социодинамика развития |
Подвижность, постоянный поиск нового, неравномерность. |
Стабильность и статичность. |
Отношение философии и религии |
Противопоставление. В философии рационально-научное объяснение жизни. |
Органическое единство, в философии вопросы религиозно-нравственного толка (добро и зло). |
Отношение к природе |
Создание техники и технологий, которые опосредуют отношения с природой. |
Стремление к гармонии, развитие естественным способом. |
Особенности менталитета |
Нацеленность вовне, динамизм ориентации на ценности технического развития. |
Погруженность во внутренний мир человека, отказ от разрушения старого и т.п. |
Древний Восток был родиной великих культур,
которые вырвали человека из первобытного мифа, но не преодолели
мифологического способа отношения человека
к миру. Мир восточной культуры – это по-прежнему
мир космоса, в котором человек только
маленькая частица, но восточные верования
занимают как бы промежуточное положение
между мифом и религией, то есть миф здесь
поставлен на службу государства, следовательно,
преодолен настолько, насколько это требует
административно-
Конфуцианство возникло в VI веке до н.э. Основатель учения Конфуций – латинизированное от китайского Кун-цзы (учитель Кун). Главная идея конфуцианства – совмещение государства и человечности путем распространения принципов отношений в большой семье на все общество. Конфуций предполагает распространить принцип с помощью ритуализированного этикета, который должен стать государственной нормой. Соблюдая ритуализированный этикет, человек обретает «жень» (гуманность), причем основой конфуцианской гуманности является семейный долг и уважение к человеку. Благоденство восточного государства Конфуций связывает с идеальным государем («благородным мужем») – гуманным правителем, который будет относиться к своим поданным как отец к детям, таким образом, конфуцианская попытка совмещения государства и человека обернулась построением тоталитаризма с человеческим лицом, то есть за счет безраздельного подчинения человека клановому долгу. Конфуцианская этика на первый план ставит отсутствие мужского потомства (первое несчастье), второе несчастье – отсутствие ученой степени или сына с ней, отсутствие богатства на III месте, ибо приходило со степенью и должностью.
Универсальность человека связывали с природой. Создатель даосизма Лао-Цзы считал, что человек открывает истоки своей бесконечности следование естественности, слиянием с бесконечным путем великой природы, следовательно, даосизм (Дао – путь). Дао – путь единой жизни, которая пронизывает все сущее или все живое. Ради слияния с Дао мудрец отказывается от индивидуальности. Слияние с великим Дао возможно только путем недеяния, но эта не пассивная созерцательность, это такое полное слияние с естественным ходом вещей, что отпадает необходимость в нарочитой активности. Нравственным идеалом даосизма считают отшельников, которые с помощью религиозных медитаций, дыхательных и гимнастических упражнений добиваются высокого духовного состояния, которое позволяет преодолеть ему все страсти и желания и погрузиться в общение с Дао=слиться с природой, жить в соответствие с ее ритуалами. Во II-III в. до н.э. существовали неодаосизм и религиозный даосизм. Неодаосизм признавал участие в государственной жизни. Тождество (слияние) с Дао=магическое телесное бессмертие.
Буддизм отчасти был обусловлен следующими причинами:
1. Климатогеографический фактор (удушающая жара, тропические ливни), следовательно, чувство униженности перед природой.