Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 15:06, реферат
Цель исследования – изучить историю становления культурологии как интегративной науки о культуре.
Задачи исследования:
Изучить историю становления понятия «культура»
Рассмотреть основные концепции культуры как объекта познания.
Дать характеристику основным этапам и тенденциям развития культурологии
Проанализировать процесс формирования культурологии как интегративной системы знаний о культуре.
Введение
3
Глава 1. Культура как предмет познания: становление в истории
5
История становления понятия «культура»
5
Дискуссии о понятии культуры в концептуальном измерении
28
Глава 2. Культурология – сущность и функции
37
2.1. Возникновение культурологи и этапы её развития
37
2.2. Интегративная роль культурологии в комплексе наук о культуре
46
Заключение
56
Список литературы
58
Оглавление
Введение |
3 |
Глава 1. Культура как предмет познания: становление в истории |
5 |
|
5 |
|
28 |
Глава 2. Культурология – сущность и функции |
37 |
2.1. Возникновение культурологи и этапы её развития |
37 |
2.2. Интегративная роль культурологии в комплексе наук о культуре |
46 |
Заключение |
56 |
Список литературы |
58 |
Культурология - одна из самых молодых наук. Она возникла и оформилась как наука лишь во второй половине ХХ века. Ее становление - процесс объективный, отражающий расширение и углубление познавательных интересов и возможностей человечества, это адекватный ответ разума и когнитивной интуиции человека на вызов стремительно меняющейся вследствие постоянно увеличивающегося объема информационной картины мира.
Общее понятие о культурологии неоднозначно, во множестве интерпретаций исследователи пытаются выделить основные подходы к пониманию культурологии как таковой.
Однако без раскрытия вопросов
сущности культурологического знания,
без выявления специфики
Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали Г. Гегель, И. Гердер, Э. Кассирер, Ш. Монтескье, Г. Риккерт, Э. Тайлор, А.Д. Тойнби, О. Шпенглер, И. Хейзинга, А. Швейцер, и др. О. Шпенглер - автор одной из самых интересных концепций, вызвавшей взлет широкого общественного интереса к культурологии. С этими именами также связаны основные идеи и концепции культурологии.
В нашей стране культурология представлена работами
С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, И.М. Быховской, А.Я. Гуревича, Н.Я. Данилевского, Д.С. Лихачёва, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, В.М. Межуева, Э.А. Орловой, Г.С. Померанца, К.Э. Разлогова, Э.Ю. Соловьева, А.Я. Флиера и др.
В настоящее время культурология как наука находится в стадии становления. Как новейшая отрасль гуманитарной науки, она ещё не обрела общепринятого толкования предмета и предназначения. В дискуссиях о смысле культурологии участвуют специалисты традиционных областей знания.
Сложность культурологии
как научной дисциплины определяется
неоднозначностью культуры как объекта
анализа, она слишком многогранна,
внутренне противоречива и
Цель исследования – изучить историю становления культурологии как интегративной науки о культуре.
Задачи исследования:
Глава 1. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ:
СТАНОВЛЕНИЕ В ИСТОРИИ.
Следует отличать историю
представлений о культуре от истории
самой культуры. Хотя зачатки культуры
обнаруживаются на самых ранних этапах
исторического существования
Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества, ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры.
Уже в античном обществе культура как совокупность навыков и умений, а также результатов деятельности человека была выделена в качестве предмета осмысления. Согласно культурологическому мифу Протагора – древнегреческого философа, возникновением материальной культуры, а также упорядоченным развитием общественной жизни люди обязаны богам. По мнению других мыслителей, среди которых находился и Демокрит, творец культуры – человек. Он создаёт культуру, подчиняясь своим потребностям и подражая природе.
Древние греки термин «культура» не применяли. У них был в чем-то
сходный термин – пайдейя - воспитанность, образованность человека. Средоточием образованности считался город. В связи с этим горожанин как человек культурный противопоставлялся жителю деревни. Если первый был, согласно представлениям греков, носителем образованности и культуры, то последний ассоциировался у них с невежеством и дикостью, т.е. с отсутствием культуры.
Древние греки использовали и такой термин, как «калогатия». Он выражал такой аспект культурного начала в человеке, как гармонию физической и духовной красоты.
Достоинство греческой культуры в
том, что она открыла человека-
Свой вклад в понимание культуры внесли и древнеримские мыслители. Термин «культура» как таковой появился в Древнем Риме. Процесс культурного преобразования связывался не только с природой, но и с человеком, его внутренним миром. Такой подход к культуре приходится на начало I века до н. э. Тогда же входит в оборот и сам термин «Культура». Первым его начал употреблять Марк Тулий Цицерон (106-43 до н.э.). Именно благодаря ему термин «культура» вошёл в обиход в качестве понятия литературного и научного языка, обозначающего процесс совершенствования души. Кроме того, под культурой стало пониматься воспитание, образование, совершенствование человека, его способностей, знаний, умений, навыков. Средства такого совершенствования Цицерон видел, прежде всего, в философии, науке и искусстве.
Цицерон писал о том, что «культура души есть философия». При этом он имел в виду не столько состояние души, сколько способ ее совершенствования. Так, Цицерон учил; « как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. Возделывание души – это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к приятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать, - только те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший урожай» [2, c.67]. Цицерон не создал какой-либо концепции культуры. Но, тем не менее, именно им была заложена традиция рассмотрения культуры как личностного качества, и эта традиция дожила до наших дней (в обыденном сознании и сегодня понятия «культурный человек» и «человек воспитанный» слиты).
Цицерон оказал огромное влияние на римских мыслителей, творивших после него. В их числе прежде всего следует назвать Вергилия (70-19 г.г. до н. э.), Луция Аннея Сенеку (4-65 г.г. н.э.) и Корнелия Тацита (55-120 г.г. н.э.), которых, без сомнения, следует также отнести к числу тех, кто стоял у самых истоков европейской культурологической мысли.
В период античности понятие «культура» было тесно связано с понятиями «гуманизм» и «цивилизация». Первое из них означало человеческий, человечный, второе - гражданский, общественный, государственный. Известный римский историк Корнелий Тацит в качестве главных признаков цивилизации выделяет: высокий уровень материального состояния; возникновение государства; появление письменности [7, с. 49].
В эпоху средневековья происходит радикальное переосмысление
основополагающих принципов, лежащих в основе культуры. Эта эпоха вынесла культурный идеал за границы реального бытия и основополагающих принципов, лежащих в основе культуры. Главной ценностью становится Бог. Все важнейшие разделы средневековой культуры выражали этот фундаментальный принцип, реализованный в символе веры. Культура в эту эпоху была единым целым, все части которой выражали один и тот же принцип: бесконечность и вездесущность Бога, Бога всемогущего, абсолютно справедливого, мудрого, создателя мира и человека. Наиболее развёрнуто христианское понимание культуры у Августина Блаженного (354-430 г.г.), самобытного религиозного мыслителя средневековье. Ориентация человека на человека не должна иметь место, считал Августин. Жизнь по Богу является единственно ценной и достойной человека. Абсолютное превосходство нематериальной души над тленным телом требует аскетического пренебрежения ко всем благам и соблазнам чувственного мира… [4, c.189-191].
Наряду с теологическими в средние века существовали и светские представления о культуре и культурном человеке (такие, как учтивость, рыцарские отношения). Они фиксировали человеческие способности и ценностные установки, необходимые для военной службы, общения в среде феодалов. В противовес аскетизму, который отстаивала церковь, в рыцарской культуре воспевались земные радости и ценности, такие, как любовь, красота, служение прекрасной даме [5, с. 82].
В течение тысячи лет
метаться между небом и землёй. И тем не менее оно породило идею бесконечного самосовершенствования индивида, для которого культура становится формой диалога с универсальной системой нравственных координат, воплощённых в абсолюте.
В эпоху Ренессанса начинается формирование светской культуры, отход культуры от религии и церкви, но поскольку это была переходная эпоха, то сохранялись и традиции средневековья.
В этот исторический период формируется новый взгляд на человека, по-новому решается проблема «человек и бог». Не отказываясь от идеи бога, гуманисты стараются приблизить к нему человека. Их сближение идет, прежде всего, по линии творчества. Манетти приводит такое сравнение: художник должен творить так, как бог творил мир, и даже совершеннее того. Таким образом, гуманисты подчеркивали творческое начало в человеке. Поэтому и культура понималась как творческая деятельность человека и ее результаты.
В XVII веке в передовых странах Европы - Голландии, Англии происходят буржуазные революции, которые открыли простор для развития капиталистических отношений. В XVII веке позиции религии начинают постепенно ослабевать, возрастает роль науки, происходит первая научная революция. Получает развитие экспериментальное естествознание.
У истоков науки и философии Нового времени стоял Ф.Бэкон. Ему принадлежит важная роль в разработке новой концепции культуры. Бэкон определяет культуру как мир деятельности человека. В культурно - историческом процессе он различает две стороны: материальную и
духовную. Материальную культуру Бэкон определяет как процесс преобразования человеком природы. Он называет наиболее значительные достижения в области материальной культуры - книгопечатание, порох и компас.
Духовную культуру Бэкон определяет как целенаправленное воздействие на духовный мир человека. Важнейшее место в концепции Бэкона занимают проблемы науки, научного познания, роли науки в обществе [2, с. 66].
Важнейший вклад в изучение проблем общества, культуры и человека внес младший современник Бэкона английский философ Т.Гоббс. Важнейшими проблемами культуры в учении Гоббса являются: происхождение, сущность, социальные функции культуры в целом и ее отдельных компонентов (науки, искусства, морали, права).
Гоббс подробно рассматривает отдельные компоненты культуры. Важнейшей культурной ценностью он считает язык. Он различает два вида опыта: чувственный и речевой. В чувственном опыте человек учится связывать между собой предметы и явления природы. Но для упорядочения и регистрации мыслей человека, для перевода внутренней речи во внешнюю ему необходимы слова. Гоббс развивает концепцию языка как знаковой системы.
Рассматривая роль искусства
и науки в жизни общества, Гоббс
называет их важнейшим благом. К
определению науки Гоббс
Информация о работе Культура как предмет познания: становление в истории