Культура как предмет социологического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 17:32, контрольная работа

Краткое описание

1.Какие элементы составляют структуру художественной культуры
2.Назовите основные структурные элементы культуры. Какие подходы к описанию структуры культуры Вам известны?

Вложенные файлы: 1 файл

социалогия.docx

— 119.97 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

“Российский государственный профессионально-педагогический университет”

в г. Первоуральске

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

“Социология культуры ”

 

 

 

 

 

Студента группы  Пу 211 АП

Стожаровой Ксении Александровны

Научный руководитель:

Парамонов И.Ф.

 

 

 

Первоуральск

2013

Тема 1. Культура как предмет социологического анализа

1.Какие элементы  составляют структуру художественной  культуры

 

Сегодня принято подразделять культуру по ее носителю. В зависимости от этого вполне правомерно, прежде всего, выделять мировую и национальную культуру.

1. Мировая культура - это  синтез лучших достижений всех  национальных культур различных  народов, населяющих нашу планету.

2. Национальная культура в свою очередь выступает синтезом культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества (субэтносов, например, казаков, молодежи) Своеобразие национальной культуры, ее известная неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

В структуру культуры входят: субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, и функциональные элементы, которые характеризуют сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.

Субстанциональные блок составляет "тело" культуры, ее субстанциональную основу. Он включает ценности культуры - ее произведения, опредмечивающие культуры данной эпохи, а также нормы культуры, ее требования к каждому члену общества. Сюда относятся нормы права, религии и морали. нормы повседневного поведения и общения людей (нормы этикета).

2.Назовите основные  структурные элементы культуры. Какие подходы к описанию структуры  культуры Вам известны?

 

СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ

Общепринятым является подразделение культуры на материальную и духовную (но данное разделение условно).

Материальная культура включает в себя мир вещей, предметов, созданных трудом человека. Нематериальную, или духовную, культуру образуют нормы, правила, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. В отличие от предметов материальной культуры они существуют в сознании людей – реализуются в общении и отражают уровень развития человека.

Некоторые виды культуры невозможно определенно отнести ни к материальной, ни к духовной области, их считают «вертикальным сечением» культуры. Они как бы пронизывают все ее уровни. Это следующие виды культуры:

1) экономическая;

2) политическая;

3) эстетическая;

4) экологическая культуры.

Культуру принято рассматривать также с позиций осуществления ценностей. Различают ценности позитивные – негативные, специфические – вечные, внутренние – внешние и др. На основе последней пары критериев культуру подразделяют на субъективную (развитие способностей отдельного человека) и объективную (процесс изменения людьми ареала своего обитания).

Объективная культура в свою очередь складывается из множества составляющих. Наиболее важными составляющими объективной культуры являются культурные универсалии и культурный порядок.

Культурный порядок – это совокупность мировоззренческих установок, представлений, правил, норм, управляющих отношениями между культурными элементами (это письменный язык, устная речь, научные теории, жанры искусства).

С точки зрения творящего субъекта культуру делят на индивидуальную (культура личности), групповую (той или иной социальной общности) и общечеловеческую (или мировую).

Культура делится на прогрессивную и реакционную (по содержанию и степени влияния на человека). Прогрессивную культуру связывают с понятием гуманизма.

Культуру рассматривают также с позиций статики и динамики. Первая описывает культуру в покое, вторая – в движении.

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Цивилизация – необходимая ступень развития почти у всех обществ, на этой ступени становятся видимыми и получают самостоятельное развитие результаты культурной деятельности.

Внешняя и внутренняя культура, их взаимосвязь и взаимопревращение

Действительная опасность цивилизации в том, что в повседневной, жизни человек может утратить способность различать саму деятельность и ее результаты. Внешний, видимый мир культуры становится для него единственным способом ее существования. Тогда образуется видимость культуры. В культурологии принято различать внешнюю и внутреннюю детерминацию (обусловленность) культуры.

Если цивилизация — это высокий уровень внешней культуры, то тем более высоким должен быть уровень внутренней культуры человека. Его показателем является свобода противостояния человека воздействию на него внешних, поверхностных, модных событий повседневной жизни.

3.Назовите виды  культуры в обществе.

 

К основным видам культуры относят:

  1. доминирующую, субкультуру, контркультуру;
  2. сельскую и городскую культуры;
  3. обыденную и специализированную культуру.

Доминирующая культура - совокупность ценностей, верований, обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества.

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями.

Контркультура - обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит и находится в конфликте с ее господствующими ценностями (молодежное движение хиппи, культура богемы).

Обыденная культура - часть повседневной реальности, ограниченная своим домом, районом, городом, своей территорией, межличностными отношениями.

4.Охарактеризуйте  основные функции культуры.

 

Культура выполняет несколько жизненно важных функций:

- социализации, то есть формирования и воспитания человека. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не сможет стать человеком;

- познавательная, информационная. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от поколения к поколению. Она выступает как социальная и интеллектуальная память человечества;

- регулятивная  или нормативная, с помощью которой культура устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется, прежде всего через системы норм, правил и законов морали и права, соблюдение которых составляет необходимые условия для нормального существования общества;

- коммуникативная - осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством общения людей;

- ценностная, или аксиологическая - способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентации, позволяет ему различать плохое и хорошее, злое и доброе, безобразное и прекрасное.;

- творческая - находит выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, обычаев и традиций, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры;

- развлекательная или компенсаторная, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т.д.

5.Какие науки  изучают культуру? В чём специфика  социологического подхода к изучению  культуры? Какими методами пользуется  социология культуры?

 

Изучением культуры занимаются многие гуманитарные науки. Прежде всего, стоит выделить культурологию.

Культурология – это гуманитарная наука, которая занимается исследованием различных явлений и законов культуры. Сформировалась эта наука в XX в.

Нет конкретных границ между культурологией и родственной ей философией культуры. Но все же это разные науки, поскольку философия культуры в отличие от культурологии занимается поиском сверхопытных начал культуры.

Помимо этих гуманитарных наук, существует еще целый ряд других, которые основаны именно на культуре. К таким наукам стоит отнести:

  1. этнографию (изучает материальную и духовную культуру отдельных народов),
  2. социологию (изучает закономерности развития и функционирования общества как целостной системы),
  3. культурную антропологию (изучает функционирование общества у различных народов, которое определяется их культурой),
  4. морфологию культуры (изучает культурные формы),
  5. психологию (наука о психической жизни людей),
  6. историю (изучает прошлое человеческого общества).

Существует ряд наук, которые позволяют изучать историю культуры. К таким наукам относятся:

1) хронология – наука об измерении времени, которая позволяет устанавливать даты исторических событий;

2) метрология – историческая дисциплина, которая занимается изучением развития систем мер, денежного счета и т. п.;

3) геральдика – дисциплина, изучающая гербы;

4) палеография – историческая дисциплина, занимающаяся изучением памятников древней письменности;

5) генеалогия – историческая дисциплина, которая изучает происхождение и историю родственных связей, составляет родословные и т. д.

Не понимаю, почему в этот учёный перечень не попала, например, философия - наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления...

Социологический подход

Общие положения

Культура в социологии рассматривается, прежде всего, как понятие коллективное. Это — общие для данного коллектива идеи, ценности и правила поведения. Именно с их помощью формируется коллективная солидарность — основа социетальности.

В социологии, как и в социальной или культурной антропологии, существуют и конкурируют друг с другом три взаимосвязанных аспекта изучения культуры — предметный, функциональный и институциональный. Предметный подход делает акцент соответственно на изучении содержания культуры (системы ценностей, норм и значений или смыслов), функциональный — на выявлении способов удовлетворения человеческих потребностей или способов развития сущностных сил человека в процессе его сознательной деятельности, собственно институциональный — на исследовании “типических единиц” или устойчивых форм организации совместной деятельности людей.

“Предметный” ракурс социологического анализа культуры

Одним из первых разработчиков предметного подхода в социологии можно считать П.А.Сорокина. Рассматривая структуру социокультурного взаимодействия, он выделяет культуру — “совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения”./28/

(Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 218.)

К предметному пониманию культуры примыкают также трактовки известных западных социологов Н.Смелзера и Э.Гидденса.

Н.Смелзер определяет культуру как систему “ценностей, представлений о мире и правил поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни”./29/

(Смелзер Н. Социология. М., 1998. С. 65)

Культура определяет специфику человеческого поведения, которое в отличие от поведения животных не обусловлено инстинктами и не запрограммировано генетически, а является результатом научения и обучения.

К данной трактовке близка точка зрения Э.Гидденса, который рассматривает культуру как систему ценностей, которых придерживается данная группа людей, норм и которым следуют ее члены, и материальных благ, которые они создают./30/

(Гидденс Э. Социология. М., 1999. С. 66)

Итак, культура устанавливает ценностные, нормативные и символические рамки или пределы их родовой жизни. Следовательно, ее назначение состоит в обеспечении участников и субъектов социальной жизни средствами социокультурной регуляции.

Функциональный и институциональный аспекты анализа культуры в социологии

В социологии функциональный анализ разрабатывается наряду с институциональным исследованием общества и социальных явлений.

На эту особенность антрополого-социологического познания культуры впервые обратил внимание Б.Малиновский. Функциональный анализ — это такой анализ, “в котором мы пытаемся определить отношение между культурным отправлением и человеческой потребностью — базовой или производной… Ибо функция не может быть определена иначе, как удовлетворение потребности посредством деятельности, в которой человеческие существа сотрудничают, используют артефакты и потребляют продукты”./31/

(Малиновский Б. Научная  теория культуры // Вопросы философии. 1983. № 2. С. 121)

Использование специфики обоих подходов (функционального и институционального) к исследованию культуры особенно наглядно прослеживается в определениях, предложенных Б.Малиновским: она определяется в одном случае как “интегральное целое, состоящее из приспособлений и предметов потребления, из конституциональных установлений для различных социальных групп, из человеческих идей и ремесел, верований и обычаев”;/34/ (Малиновский Б. Научная теория культуры // Вопросы философии. 1983. № 2. С. 120.)

Информация о работе Культура как предмет социологического анализа